Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Юмор

Ю́мор — 1) интел­лек­ту­аль­ная спо­соб­ность под­ме­чать и обна­ру­жи­вать внеш­ним обра­зом в ком-либо, чем-либо их комич­ные, смеш­ные сто­роны; 2) кон­крет­ный резуль­тат про­яв­ле­ния этой спо­соб­но­сти. Чув­ство юмора свя­зано с уме­нием субъ­екта видеть про­ти­во­ре­чия в окру­жа­ю­щем мире.

Спо­соб­ность к выра­же­нию поло­жи­тель­ных эмоций посред­ством улыбки и смеха при­сущи чело­веку по при­роде. Хотя, нужно отме­тить, в силу испор­чен­но­сти чело­века грехом, эта спо­соб­ность не всегда упо­треб­ля­ется им в точном соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ями нрав­ствен­ного закона. На стра­ни­цах Свя­щен­ного Писа­ния можно видеть при­меры того, что можно счи­тать про­яв­ле­нием юмора. Так, напри­мер, пророк Илия посме­и­ва­ется над бес­си­лием идо­ло­по­клон­ни­ков (3Цар.18:27), а Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит о лице­ме­рах, исполь­зуя забав­ные образы и опи­са­ния (Мф.11:16-19; 23:24; 23-27). Одно из чудес, совер­шён­ных Иису­сом, скорее напо­ми­нает шутку, чем пол­но­цен­ный рас­сказ о чуде (Мф.17:24-27). Поуче­ния и поступки святых изоби­луют про­яв­ле­нием юмора. Прп. Амвро­сий Оптин­ский давал свои настав­ле­ния в форме шут­ли­вых сти­хо­тво­ре­ний.

Исполь­зо­ва­ние доб­рого умест­ного юмора может бла­го­творно воз­дей­ство­вать на душу чело­ве­че­скую, под­дер­жи­вая чело­века во время скорби или помо­гая лучше уви­деть недо­статки, скры­тые глу­боко в сердце.

От доб­рого юмора сле­дует отли­чать то, что постро­ено на слу­же­нии плот­ским стра­стям, оскорб­ле­нии Бога, Церкви и досто­ин­ства чело­века. Многое из того, что счи­та­ется «хоро­шим юмором» в совре­мен­ной куль­туре, на самом деле явля­ется лишь про­яв­ле­нием гре­хов­ных стра­стей. «Сквер­но­сло­вие и пусто­сло­вие и сме­хо­твор­ство не при­личны вам, а, напро­тив, бла­го­да­ре­ние» (Еф.5:24), – учит апо­стол Павел. Хри­сти­а­нин при­зван уда­ляться от всего этого, от всякой непри­стой­но­сти и неуме­рен­но­сти. Однако нали­чие хоро­шего чув­ства юмора, при долж­ном упо­треб­ле­нии, может быть полез­ной спо­соб­но­стью для хри­сти­а­нина.

Цитаты о юморе

«Добрым смехом бес­шумно раз­ве­ять можно ско­пив­ши­еся тучи злоб­ной спор­ли­во­сти, нена­ви­сти, даже – убий­ства… Хоро­шим смехом вос­ста­нав­ли­ва­ется дружба, семей­ный очаг.
“Едкий” смех – не от Бога. Язви­тель­ная улыбка, сар­казм остроты, это – паро­дия на еван­гель­скую соль муд­ро­сти. Паро­дия, искрив­ля­ю­ща­яся в улыбке.
“Острота” слова всегда взре­зы­вает душу. Но острота – будучи даже оди­на­ко­вой у двух ножей – хирур­ги­че­ского и раз­бой­ни­чьего – про­из­во­дит совсем разное дей­ствие. Одна, взре­зы­вая, про­пус­кает свет небес­ный и теп­лоту Духа, или выре­зает гно­е­ние, обре­зает мерт­вость; другая – без­бла­го­дат­ная острота – режет, кром­сает душу и часто уби­вает».
архи­епи­скоп Иоанн (Шахов­ской)

«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуме­стен. Спо­соб­ность смеха внед­рена в нашу душу для того, чтобы душа иногда полу­чала облег­че­ние, а не для того, чтобы рас­слаб­ля­лась».
свт. Иоанн Зла­то­уст

«Я за добрый юмор. Юмор с чело­ве­че­ским лицом. Но вместе с тем считаю, что юмор не само­цель. Шутить надо очень осмот­ри­тельно — иногда даже добрая шутка может сму­тить и оби­деть иного чело­века. Надо выби­рать, с кем шутить и как. Впро­чем, это пра­вило и ко всему дру­гому отно­сится: с кем быть стро­гим, на кого при­крик­нуть, а с кем лучше помол­чать.
Думаю, что не раз бывало, что на мои шутки оби­жа­лись. Мне самому было очень тяжело, когда я видел, что люди или оби­жа­лись, или как-то косо смот­рели на меня потом: “Вот шут нашелся, а еще батюшка!” В таких слу­чаях я очень пере­жи­вал и молился за этих людей. Но прошли годы, и, навер­ное, все, кто меня знает, уже пони­мают, какой я и чего от меня ждать, я же, со своей сто­роны, стал гораздо спо­кой­нее в словах и эмо­циях. Поэтому сейчас, навер­ное, реже стал заде­вать людей своими шут­ками.
Почему с людьми, спо­соб­ными на добрую шутку, как пра­вило, легко общаться? Может быть, рядом с таким чело­ве­ком ты пони­ма­ешь, что значит радо­ваться с раду­ю­щи­мися и пла­кать с пла­чу­щими?.. Беда, кото­рую делишь с дру­гими, — ста­но­вится меньше, а радость, кото­рую делишь, — ста­но­вится больше…»
про­то­и­е­рей Игорь Пче­лин­цев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки