Ю́мор —
1) интеллектуальная способность подмечать и обнаруживать внешним образом в ком-либо, чем-либо их комичные, смешные стороны;
2) конкретный результат проявления этой способности. Чувство юмора связано с умением субъекта видеть противоречия в окружающем мире.
Способность к выражению положительных эмоций посредством улыбки и смеха присущи человеку по природе. Хотя, нужно отметить, в силу испорченности человека грехом, эта способность не всегда употребляется им в точном соответствии с требованиями нравственного закона.
На страницах Священного Писания можно видеть примеры того, что можно считать проявлением иронии. Так, например, пророк Илия посмеивается над бессилием идолопоклонников (3Цар.18:27), а Господь Иисус Христос говорит о лицемерах, используя забавные образы и описания (Мф.11:16-19; 23:24; 23-27). Одно из чудес, совершённых Иисусом, скорее напоминает шутку, чем полноценный рассказ о чуде (Мф.17:24-27). Поучения и поступки святых изобилуют проявлением юмора. Прп. Амвросий Оптинский давал свои наставления в форме шутливых стихотворений.
Полезным видом юмора является самоирония.
Использование доброго уместного юмора может благотворно воздействовать на душу человеческую, поддерживая человека во время скорби или помогая лучше увидеть недостатки, скрытые глубоко в сердце.
Неуместный юмор
От доброго юмора следует отличать то, что построено на служении плотским страстям, оскорблении Бога, Церкви и достоинства человека. Многое из того, что считается «хорошим юмором» в современной культуре, на самом деле является лишь проявлением греховных страстей. «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5:4), – учит апостол Павел.
Нарушением 3-й Заповеди Декалога часто являются анекдоты, в которых участником ставят Бога; богохульство.
Христианин призван удаляться от всего этого, от всякой непристойности и неумеренности. Однако наличие хорошего чувства юмора, при должном употреблении, может быть полезной способностью для христианина.
Цитаты о юморе
«Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже – убийства... Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.
"Едкий» смех – не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это – пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке.
"Острота» слова всегда взрезывает душу. Но острота – будучи даже одинаковой у двух ножей – хирургического и разбойничьего – производит совсем разное действие. Одна, взрезывая, пропускает свет небесный и теплоту Духа, или вырезает гноение, обрезает мертвость; другая – безблагодатная острота – режет, кромсает душу и часто убивает».
архиепископ Иоанн (Шаховской)
«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен. Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы расслаблялась».
свт. Иоанн Златоуст
«Я за добрый юмор. Юмор с человеческим лицом. Но вместе с тем считаю, что юмор не самоцель. Шутить надо очень осмотрительно — иногда даже добрая шутка может смутить и обидеть иного человека. Надо выбирать, с кем шутить и как. Впрочем, это правило и ко всему другому относится: с кем быть строгим, на кого прикрикнуть, а с кем лучше помолчать.
Думаю, что не раз бывало, что на мои шутки обижались. Мне самому было очень тяжело, когда я видел, что люди или обижались, или как-то косо смотрели на меня потом: «Вот шут нашелся, а еще батюшка!» В таких случаях я очень переживал и молился за этих людей. Но прошли годы, и, наверное, все, кто меня знает, уже понимают, какой я и чего от меня ждать, я же, со своей стороны, стал гораздо спокойнее в словах и эмоциях. Поэтому сейчас, наверное, реже стал задевать людей своими шутками.
Почему с людьми, способными на добрую шутку, как правило, легко общаться? Может быть, рядом с таким человеком ты понимаешь, что значит радоваться с радующимися и плакать с плачущими?.. Беда, которую делишь с другими, — становится меньше, а радость, которую делишь, — становится больше...»
протоиерей Игорь Пчелинцев
***
Самый короткий православный анекдот:
– Это я-то не смиренная?!
Чужими грехами не интересуюсь. От своих в шоке.
Многие люди ошибаются, полагая, что в аду будет так же весело, как на пути в ад.
Почему-то праведную жизнь тянет начать тогда, когда на грешную уже не остается ни сил, ни денег, ни здоровья.
Один монах ходил повсюду, утверждая, что нет никого хуже него. Старец тогда заметил:
– Этому брату вовсе незачем так умаляться, не настолько он велик.
Судят человека за воровство:
– Простите! Это не я совершил преступление, а моя грешная плоть.
– Душу мы простим, а плоть посадим отбывать наказание.
Каждый год собирался искупаться в проруби на Крещение, и только в этом году созрел перестать собираться.
Человек на вечернем молитвенном правиле просит даровать ему сон праведника!
Просыпается утром и сетует, что всю ночь его мучили кошмары. Решил попробовать еще раз и вновь молился об этом. Снова проснулся утром, сетуя на неспокойную ночь. Рассказал об этом священнику:
– Почему я прошу сон праведника, а мне посылаются ужасы и мучения?
– А как, ты думаешь, чувствует себя праведник, живущий так, как ты?!
Как возлюбить ближнего своего, если он сопротивляется?
– Каково отношение мирских людей к монашеству?
– Люди готовы жертвовать деньги, чтобы хоть кто-то за них делал что-нибудь христианское.
– Батюшка, какую молитву читать, чтобы в жизни все наладилось?
– А вы какую до этого читали?
– Э-э, никакую не читал!
– Ну так читайте хоть какую-нибудь!
Как много слов говорится о важности молчания!
Как же трудно быть доброй. Постоянно злишься на тех, кто недобрый...
Как ужасно выглядят наши грехи, когда их совершает кто-то другой.
Не суди другого за то, что он грешит не так, как ты.
В Царствие Небесное входят не хорошие люди, а кающиеся грешники. Вот в чем дело. А хорошие люди... они идут на «доску почёта»...
Духовная зрелость – это понимание того, что никто в этом мире не нуждается в твоих духовных советах.
– Как поживаете?
– Вашими молитвами!
– Я не молился.
– Ну, так и живем...
– Батюшка, благословите на развод. Муж плохой!
– Зачем же ты за него выходила?
– Да дурой была.
– Вот видишь, он тебя не смотря на это в жёны взял, так и ты теперь потерпи.
– А не хожу я в церковь потому, что туда ходит много лицемеров.
– Пусть это вас не смущает. В нашей церкви всегда найдется местечко еще для одного.
Закончив службу, священник объявил: «В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома 17-ю главу Евангелия по Марку».
В следующее воскресенье священник перед началом своей проповеди объявил: «Прошу тех, кто прочитал 17-ю главу, поднять руки». Почти все присутствующие подняли.
«Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, – сказал священник. – В Евангелии по Марку нет 17-й главы».
После смерти олигарх ожидает своей участи.
Ангел говорит: «В ад!»
Олигарх: «Как же так, я столько денег жертвовал…»
Ангел в ответ: «А деньги вам вернут».
– Батюшка, а что можно принять от беспокойства?
– Примите волю Божию!
Литература по теме
- Юмор Словарь библейских образов
- Юмор Толковый словарь В.И. Даля
- О юморе архим. Рафаил (Карелин)
- Юмор юмору рознь иер. Димитрий Дмитриев
- Юмор проф. К.Е. Скурат
- О смешном всерьез: развитие чувства юмора у детей Т. Шишова
- Отцы-пустынники смеются
- О духе времени и чувстве юмора проф. С.С. Аверинцев
- Смех и юмор как средства преодоления гордыни НКС
- Занимательные страницы о суевериях
- Как шутили святые прот. Артемий Владимиров
- Свете Тихий (православные зарисовки) прот. Евгений Шестун
- Смешные истории от православных
Комментировать