Евангельский кружок: опыт одной общины — диакон Алексий Сорокин

Евангельский кружок: опыт одной общины — диакон Алексий Сорокин


Пред­ла­гаем Вам рас­сказ диа­кона Алек­сия Соро­кина, кли­рика храма свя­ти­теля Нико­лая у Соло­мен­ной сто­рожки, о том, как он про­во­дит Еван­гель­ский кру­жок на своем при­ходе. Будем рады, если кому-то этот опыт ста­нет инте­ре­сен и полезен.

Евангельский кружок: опыт одной общины

Пред­ла­гаем Вам рас­сказ диа­кона Алек­сия Соро­кина, кли­рика храма свя­ти­теля Нико­лая у Соло­мен­ной сто­рожки, о том, как он про­во­дит Еван­гель­ский кру­жок на своем при­ходе. Будем рады, если кому-то этот опыт ста­нет инте­ре­сен и полезен.

Кружки по изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния, или Еван­гель­ские кружки — давно извест­ный фор­мат не только моло­деж­ных встреч, но и, вообще, вне­бо­го­слу­жеб­ных встреч при­хо­жан или чле­нов цер­ков­ных общин. Но сей­час он все чаще пред­ла­га­ется именно для работы с моло­де­жью на при­хо­дах. Таким встре­чам, спо­со­бам их про­ве­де­ния, раз­лич­ным их вари­ан­там посвя­щен ряд ста­тей, посо­бий, мето­ди­чек, и мне, с моим совсем неболь­шим опы­том в этой обла­сти, навер­ное, и не сто­ило бы и начи­нать писать на эту тему, если бы не горя­чее жела­ние поде­литься с дру­гими сво­ими мыс­лями, наблю­де­ни­ями и этим самым неболь­шим опытом.

Мне кажется, кон­крет­ный опыт кон­крет­ных людей с их уда­чами и неуда­чами в дан­ном слу­чае может мно­гим помочь. В тео­ре­ти­че­ских рабо­тах или в учеб­ни­ках часто не хва­тает именно таких реаль­ных исто­рий из жизни.

В любом слу­чае, прошу рас­смат­ри­вать мой рас­сказ о нашем кружке, как об одном из вари­ан­тов в кон­крет­ном месте в кон­крет­ное время. Буду рад, если кому-то он помо­жет в деле созда­ния групп по изу­че­нию Писа­ния. И буду еще более рад, если мой рас­сказ побу­дит и дру­гих, более опыт­ных в этом вопросе, людей поде­литься с нами своим «бага­жом».

Как все начиналось

Начи­на­лось все довольно неожи­данно для меня, как и вся моя «моло­деж­ная дея­тель­ность», кото­рой на тот момент было не больше года. Кто-то из тех, кто бывал на подоб­ных встре­чах в дру­гих местах, поде­лился своим опы­том, кто-то про­сто хотел изу­чать Писа­ние и основы веры. Как ни банально это зву­чит, необ­хо­ди­мость таких встреч про­сто назрела. Группа жила про­гул­ками, кино, сов­мест­ным отды­хом, играми, а «духов­ная» состав­ля­ю­щая была «сла­бо­ва­той». Так сло­жи­лось, что группу состав­ляют при­хо­жане раз­ных хра­мов, есть люди мало воцер­ко­в­лен­ные, есть и вовсе некре­ще­ные. Сде­лать, напри­мер, регу­ляр­ные молебны было сложно даже тех­ни­че­ски. Во-пер­вых, я не свя­щен­ник, во-вто­рых, надо храм остав­лять откры­тым допоздна, в‑третьих, я не был уве­рен, что молебны смо­гут заин­те­ре­со­вать людей новых в храме и в группе. Вся эта про­блема меня сильно забо­тила, но я не мог никак при­ду­мать, как нащу­пать то, что нужно именно нам.

Эту нехватку ощу­щал не только я. Идея соби­раться по «духов­ным» пово­дам про­сто витала в воз­духе на встре­чах. И как-то раз она была выска­зана и под­дер­жана. Но все было не так про­сто. Мало кто, а осо­бенно я, пред­став­лял, как это сде­лать, какой дол­жен быть фор­мат. Шли дол­гие и затя­ну­тые обсуж­де­ния в группе. Было ясно, что надо решаться, выби­рать день и про­во­дить встречу. И, как спе­ци­ально, первую встречу ребята назна­чили на день, когда я никак не мог прийти. Конечно, ника­кого злого умысла в этом не было. Но как же я тогда пере­жи­вал! Мне каза­лось, что теперь уж точно после этой встречи группа укло­нится в рас­кол или пре­вра­тится в секту. Ох, и попор­тил я нер­вов себе и окру­жа­ю­щим! Даже странно, что после всего этого вто­рая встреча все-таки про­шла с моим участием.

А после пер­вой встречи народ был очень вдох­нов­лен. Всем встреча понра­ви­лась, все гово­рили о своих впе­чат­ле­ниях, как было инте­ресно, живо и полезно, как мно­гие почув­ство­вали инте­рес к Писа­нию. Это меня еще больше насто­ро­жило и оби­дело. Я ста­рался в обсуж­де­ниях мак­си­мально охла­дить этот пыл, боясь раз­ных «пре­ле­стей» и «ере­сей». Но после вто­рой встречи я сам ока­зался в таком же радостно-окры­лен­ном состо­я­нии. Все мои попытки найти и пре­сечь «ереси» и «пре­ле­сти» на вто­рой встрече ока­за­лись без­успеш­ными. Ничего подоб­ного там про­сто не было. А было живое, серьез­ное и вдум­чи­вое изу­че­ние избран­ного отрывка и его тол­ко­ва­ний. И тогда по соб­ствен­ному состо­я­нию и по горя­щим гла­зам моло­дежи я понял, что мы про­сто обя­заны продолжать.

И про­дол­жили. За это время у нас были самые раз­ные отрывки самые раз­ные вари­анты встреч. Меня­лось и число участ­ни­ков и состав. Про­во­дили мы встречу и у наших дру­зей в клубе «Про­лог» при Николо-Угреш­ском мона­стыре. Были у нас и гости – свя­щен­но­слу­жи­тели, про­фес­сора, в таких слу­чаях фор­мат был несколько иной. Впро­чем, каж­дая встреча все­гда не похожа на дру­гие. Каж­дая – опре­де­лен­ный урок. Все­гда после кружка вижу кучу мину­сов и недо­че­тов, кото­рые ста­ра­юсь не допу­стить в даль­ней­шем. Но на каж­дой встрече все­гда есть хоть один чело­век, кото­рый искренне, от сердца бла­го­да­рит орга­ни­за­то­ров и участ­ни­ков. И это доро­гого стоит.

О назва­нии

Как поется в одном из мульт­филь­мов, «как вы яхту назо­вете, так она и поплы­вет». В обсуж­де­ниях и внут­рен­них раз­го­во­рах мы все­гда назы­вали эти встречи «Еван­гель­ский кру­жок» или ЕК. Про­сто и понятно. Но неко­то­рые услы­шали в этом что-то от еван­ге­ли­стов – еван­гель­ских хри­стиан. Назва­ние сразу насто­ра­жи­вало. Поэтому решили назы­ваться – Кру­жок по изу­че­нию Свя­щен­ного Писания.

А после несколь­ких встреч по ини­ци­а­тиве самих участ­ни­ков было решено посвя­тить наши встречи памяти свя­щен­но­му­че­ника Вла­ди­мира (Амбар­цу­мова), кото­рый не только слу­жил в нашем храме в 30е гг. про­шлого века, но и был акти­ви­стом моло­деж­ного дви­же­ния, а также орга­ни­зо­вы­вал подоб­ные кружки. Насто­я­тель бла­го­сло­вил это начи­на­ние. Для меня было чудом, что ини­ци­а­тива шла «снизу». Верю, что свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир не остав­ляет наш кру­жок сво­ими молит­вами. Не про­сто верю, а вижу. Какие бывали труд­но­сти и как эти труд­но­сти уле­ту­чи­ва­лись. Разве не чудо?

Как мы про­во­дим встречи

За основу мы взяли извест­ную мето­дичку Вла­ди­мира Стре­лова «Еван­гель­ские чте­ния, как форма работы со сту­ден­че­ской моло­де­жью». Правда, я сам ее про­чи­тал уже после того, как мы про­вели несколько встреч. Воз­можно, это даже сыг­рало поло­жи­тель­ную роль, так как я не боялся про­бо­вать, что-то менять в зави­си­мо­сти от ситу­а­ции. Но, разу­ме­ется, про­чи­тать такого рода реко­мен­да­ции было очень полезно. Жела­ю­щий узнает из этой бро­шюры все необ­хо­ди­мое для созда­ния кружка. Я здесь рас­скажу лишь об отдель­ных нюан­сах и осо­бен­но­стях именно наших встреч при нашем храме.

Как это ни странно, начи­наем встречу мы обычно с чае­пи­тия, на кото­ром все сво­бодно обща­ются. В какой-то момент было заме­чено, что начи­нать сразу читать Писа­ние не полу­ча­ется, нет долж­ного настроя. Кру­жок про­хо­дит по вече­рам, мно­гие едут с работы или учебы, ино­гда опаз­ды­вают. Пере­ку­сить в дан­ном слу­чае про­сто необ­хо­димо. «Пустое брюхо к уче­нью глухо». Кроме того, если не дать моло­дежи пооб­щаться, они будут пытаться это сде­лать во время чте­ния Еван­ге­лия. Однако больше полу­часа на чай мы ста­ра­емся не отво­дить. Иначе пере­клю­читься с весе­лого обще­ния на серьез­ный лад бывает слож­но­вато. Обычно веду­щий напо­ми­нает участ­ни­кам о том, что чай бли­зится к концу и про­сит всех посте­пенно ути­хать и внут­ренне настраиваться.

Затем мы либо пере­са­жи­ва­емся за дру­гой стол, либо уби­раем всю еду. Все­гда кто-то норо­вит что-то съесть не вовремя. Затем мы молимся перед чте­нием Писа­ния и к обыч­ным молит­вам мы добав­ляем тро­парь и вели­ча­ние свя­щен­но­му­че­нику Вла­ди­миру Мос­ков­скому (Амбар­цу­мову). Были порывы молиться больше, но пока они не нашли отклик у боль­шин­ства участ­ни­ков. Уве­рен, что это ста­нет воз­мож­ным, когда все «созреют».

После этого веду­щий обя­за­тельно гово­рит некое ввод­ное слово, в кото­ром должны так или иначе про­зву­чать пра­вила встречи. Если пра­вила не озву­чить, то при­дется по ходу встречи то и дело к ним воз­вра­щаться. Даже при посто­ян­ном составе участ­ни­ков стоит о них напо­ми­нать. Тут очень важно не «пере­бор­щить» со сло­вом «не». Заме­чено, что когда веду­щий выска­зы­вает мно­же­ство «не», участ­ники сидят и боятся ска­зать лиш­нее слово.

Отры­вок у нас выби­ра­ется зара­нее – по жела­нию участ­ни­ков или в соот­вет­ствии с бли­жай­шим празд­ни­ком. Чита­ется отры­вок обычно по сти­хам. После каж­дого стиха – обсуж­де­ние. Опыт­ные люди сове­туют брать не больше 10 сти­хов. Но у нас были и боль­шие отрывки. Но читали их уже не по сти­хам, а по частям. Ино­гда мы берем парал­лель­ные отрывки из раз­ных Еван­ге­лий. Тогда читаем одно по сти­хам, а осталь­ные цели­ком. В любом слу­чае, встреча не должна быть затя­ну­той, нужна некая динамика.

Удобно рас­пе­ча­ты­вать чита­е­мые отрывки на листоч­ках и раз­да­вать. На них тогда каж­дый может делать себе пометки. К слову, свои такие пометки я сохра­няю. Минус – нельзя посмот­реть парал­лель­ные места или кон­текст отрывка. Поэтому томики Писа­ния у нас все­гда на столе в доста­точ­ном числе экземпляров.

О пра­ви­лах

Пра­вила были сфор­му­ли­ро­ваны не сразу. Но совсем без пра­вил вести кру­жок было не воз­можно. В итоге попро­бо­вали общими уси­ли­ями их запи­сать. Полу­чился солид­ный текст, кото­рый выло­жили в сети на стра­ничке группы. Но, как выяс­ни­лось, никто эти пра­вила там не читает. Потому и при­хо­дится о них пери­о­ди­че­ски напо­ми­нать. Жела­тельно это делать твор­че­ски, а не про­сто зачитывать.

Я не буду при­во­дить здесь все пра­вила. Напишу лишь самое акту­аль­ное на мой взгляд.

Выска­зы­ва­ния должны быть крат­кими. Это учит людей выра­жаться более точно и вни­ма­тельно слу­шать дру­гих. Навы­ков послед­него, к сожа­ле­нию, мно­гие из нас лишены. И кру­жок – хоро­шая школа уме­ния слушать.

Еще очень важно не дис­ку­ти­ро­вать и не навя­зы­вать свою точку зре­ния, не оце­ни­вать выска­зы­ва­ния дру­гого, не пере­би­вать, не поправ­лять и не под­ска­зы­вать. Да, бывает, чело­веку трудно сфор­му­ли­ро­вать мысль, но ему легче помочь не под­сказ­кой, а вни­ма­нием к его сло­вам. Бывает, что чело­век ново­на­чаль­ный может оши­биться или ска­зать что-то бого­слов­ски невер­ное. Тут важно иметь такт очень мягко его поправить.

Важно никого не при­нуж­дать к выска­зы­ва­ниям. Каж­дый вправе про­пу­стить свое слово. Бывало, что кто-либо из актив­ных участ­ни­ков на какой-либо встрече сидел прак­ти­че­ски молча, но потом делился тем, что полу­чил от этой встречи гораздо больше, чем от других.

Ино­гда воз­ни­кают столь инте­рес­ные вопросы, что хочется углуб­ляться в них до бес­ко­неч­но­сти. И здесь надо не дать уйти встрече в отвле­чен­ные «дебри». Мне очень помо­гает фор­му­ли­ровка: давайте отло­жим это «на чай». Обычно к чаю этот вопрос либо отпа­дает, либо за чаем после встречи бывает не пустая, а содер­жа­тель­ная беседа.

Что делает ведущий?

На каж­дой встрече есть веду­щий. И веду­щий не все­гда я. Ино­гда может вести и кто-то еще, но жела­тельно име­ю­щий опыт уча­стия во встре­чах. Веду­щим, скажу честно, быть непро­сто. Вме­сто вни­ма­тель­ного вчи­ты­ва­ния в текст при­хо­дится вни­ма­тельно сле­дить за ходом встречи. При­хо­дится «обкра­ды­вать себя». Но без веде­ния встреча развалится.

Надо ска­зать, что веду­щему нередко при­хо­дится про­яв­лять твер­дость и прин­ци­пи­аль­ность. Неко­то­рые нега­тив­ные моменты стоит веж­ливо, но твердо и убе­ди­тельно пре­се­кать. Злост­ным нару­ши­те­лям пра­вил – сме­ю­щимся, пере­би­ва­ю­щим, спо­ря­щим, не даю­щим дого­во­рить – при­хо­дится делать вну­ше­ния. Тут на веду­щем лежит осо­бая ответ­ствен­ность – сде­лать это с хри­сти­ан­ской любо­вью. Воз­можно, при­дется пожерт­во­вать соб­ствен­ным спо­кой­ствием ради ближних.

Помимо веду­щего, на наших встре­чах сна­чала был еще и «книж­ник», т.е. чело­век, кото­рый гото­вился по свя­то­оте­че­ским тол­ко­ва­ниям этого отрывка. Чаще всего им был я. По моим ощу­ще­ниям, одно­вре­менно быть веду­щим и «книж­ни­ком» сложно. Но, к сча­стью, посто­ян­ные участ­ники встреч со вре­ме­нем вдох­но­ви­лись и теперь гото­вят тол­ко­ва­ния сами. «Книж­ни­ков» в нашем ряду прибыло.

Инте­ресно, когда есть воз­мож­ность кому-то подо­брать исто­ри­че­ские факты, свя­зан­ные с отрыв­ком. Но наш опыт пока­зы­вает, что пере­бор научно-бого­слов­ской инфор­ма­ции идет не на пользу встрече.

Ино­гда на встре­чах хва­тает и тол­ко­ва­ний, и исто­ри­че­ских дан­ных, но отры­вок оста­ется нерас­кры­тым в нрав­ствен­ном или аске­ти­че­ском смысле. Я обычно прошу подыс­кать хоро­шие про­по­веди хоро­ших про­по­вед­ни­ков на этот эпи­зод. Это делает встречу не только научно-позна­ва­тель­ной, но и душеполезной.

Теперь о самом обсуж­де­нии. Обычно именно эта часть вызы­вает неко­то­рое подо­зре­ние у людей осто­рож­ных. Стих читает кто-то вслух, а потом каж­дый жела­ю­щий либо задает вопросы, кото­рые у него воз­никли, либо гово­рит, как он этот стих понял. Затем мы ищем ответы на вопросы у тол­ко­ва­те­лей, а мне­ния людей све­ряем с мне­ни­ями Отцов. Ино­гда, когда никто не реша­ется что-либо ска­зать, можно про­сто попро­сить кого-либо пере­ска­зать стих сво­ими сло­вами. И вот тут часто очень заметно, что у нас почти нет навы­ков гово­рить о Писа­нии. Вроде мы пони­маем, о чем речь в отрывке, а рас­ска­зать не можем.

Закан­чи­ва­ется встреча обычно так. Веду­щий по кругу пред­ла­гает выска­заться каж­дому жела­ю­щему по всему отрывку и по впе­чат­ле­ниям от встречи. Скажу честно, мне очень памятны эти «финаль­ные круги». Именно здесь мы на каж­дой встрече слы­шим: «а я и не думал, что этот отры­вок столь глу­бо­кий!» «а я и не знал, что так инте­ресно читать Еван­ге­лие!» «я сто раз читал этот отры­вок, а сего­дня посмот­рел на него совсем иначе!».

Если веду­щий — священнослужитель

Если есть свя­щен­но­слу­жи­тель, кото­рый участ­вует во встре­чах – это заме­ча­тельно. Но я столк­нулся с тем, что кроме ува­же­ния к сану есть у моло­дежи неко­то­рая насто­ро­жен­ность или боязнь. Боязнь оши­биться в сло­вах, боязнь выска­зать свое мне­ние, боязнь полу­чить суро­вое вну­ше­ние. Мне «повезло», что я ока­зался бли­зок по воз­расту боль­шин­ству участ­ни­ков. Но и меня под­мы­вало то и дело встать в позу учи­теля и настав­ника. Но именно бла­го­даря этим встре­чам я понял, как много я еще не знаю и как мало я знаю. Пер­вые же вопросы по Писа­нию, бого­сло­вию, цер­ков­ной исто­рии спу­стили меня «с небес на землю». И я понял, как небрежно я учился и как много мне пред­стоит еще осво­ить. Но, поверьте, оста­нав­ли­ваться в таких слу­чаях не стоит. Ино­гда чест­ный ответ свя­щен­но­слу­жи­теля «про­стите, я не знаю» рас­по­ла­гает больше, чем поуче­ния. В итоге мы сошлись на том, что вопросы, на кото­рые у нас нет ответа, остав­лять в каче­стве «домаш­него задания».

Если же во встрече участ­вует чело­век под­ко­ван­ный – про­фес­сор, бого­слов, исто­рик, то тут вопро­сов без ответа почти не оста­ется. Но фор­мат меня­ется сильно. На встрече есть оче­вид­ный центр, кото­рого слу­шают и хотят слы­шать все. Думаю, такие встречи очень полезны, но вме­сте с ними стоит про­во­дить встречи и без «экс­перта», воз­ник­шие вопросы на кото­рых про­сто можно записывать.

Самое опас­ное

Самое опас­ное, по-моему, когда участ­ники забы­вают, куда и зачем они при­шли. И вот тогда поти­хоньку начи­на­ются про­рас­тать семена раз­дра­жи­тель­но­сти, обиды, осуж­де­ния, гнева. Бывало, что и такое появ­ля­лось. Но, с Божией помо­щью, про­шло. В тот период я попы­тался сфор­му­ли­ро­вать, что мне помо­гает избе­гать всего этого. Наде­юсь, мои мысли помогли еще кому-то. Вот они.

1. Ответьте себе честно на вопрос: «зачем я иду на встречу кружка, что я хочу полу­чить на этой встрече?».

2. Глав­ная цель кружка, если фор­му­ли­ро­вать про­сто – это глубже понять отры­вок из Свя­щен­ного Писа­ния и через это стать хоть на немножко ближе к Богу.

3. Для каж­дого из нас польза от кружка напря­мую зави­сит от нашего жела­ния полу­чить эту пользу. Поэтому во время встречи лучше сосре­до­то­читься на том, что лично я вынесу из встречи, из этого отрывка.

4. Поста­рай­тесь вос­при­ни­мать дру­гих участ­ни­ков кружка, как ваших бра­тьев и сестер – раз­ных и непо­хо­жих друг на друга, со сво­ими немо­щами и недо­стат­ками, но близ­ких нам в жела­нии понять Писа­ние, близ­ких нам во Христе.

5. Если воз­ни­кают нега­тив­ные чув­ства, если пони­ма­ете, что «нет нуж­ного настроя», и вас раз­дра­жают, воз­му­щают или оскорб­ляют чьи-то слова или поступки – поста­рай­тесь внут­ренне помолиться.

6. Помните, что у нас не интел­лек­ту­аль­ный и не дис­кус­си­он­ный клуб. Мы ВМЕСТЕ и с Божьей помо­щью пыта­емся глубже про­ник­нуть в смысл Еван­гель­ского отрывка.

Будем про­дол­жать

Эти встречи стали частью моей жизни. Как ни печально это зву­чит, но я не знаю, стал бы я читать все эти тол­ко­ва­ния, если бы не кру­жок. Не правда ли страш­но­вато слы­шать такое от самого себя? Свя­щен­но­слу­жи­тель, моло­дой, с обра­зо­ва­нием. Но я, и правда, не много читал тол­ко­ва­ний до этого кружка. Службы, послу­ша­ния, домаш­ние заботы… Вот и полу­ча­ется, что эти встречи нужны, в первую оче­редь, мне. Ну, а если нужны, то как не продолжать?

Источ­ник: Интер­нет-изда­ние «Татья­нин день»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Алек­сей, 10.04.2016

    спа­сибо, что поде­ли­лись опы­том, это все­гда ценно

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки