Как преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещения? — Адаменко Н.А.

Как преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещения? — Адаменко Н.А.


Доклад пре­по­да­ва­теля кафедры мис­сио­ло­гии, кате­хе­тики и гомиле­тики Свято-Фила­ре­тов­ского инсти­тута Ната­льи Алек­сан­дровны Ада­менко, про­чи­тан­ный на круг­лом столе «Роль общины в деле кате­хи­за­ции и мис­сии» (XVIII Рож­де­ствен­ские чтения).

Как преодолеть отношение к катехизации как к «пропуску» на Таинство Крещения?

Доклад пре­по­да­ва­теля кафедры мис­сио­ло­гии, кате­хе­тики и гомиле­тики Свято-Фила­ре­тов­ского инсти­тута Ната­льи Алек­сан­дровны Ада­менко, про­чи­тан­ный на круг­лом столе «Роль общины в деле кате­хи­за­ции и мис­сии» (XVIII Рож­де­ствен­ские чтения).

Сей­час можно услы­шать в нашей церкви, что «без кате­хи­за­ции кре­стить нельзя», что это «непра­вильно» и «не соот­вет­ствует цер­ков­ной тра­ди­ции». Трудно не согла­ситься с этим, но что стоит за этим утвер­жде­нием? Ведь в прак­тике при­ход­ской жизни кате­хи­за­ция (там, где она есть) часто сво­дится к несколь­ким лек­циям-бесе­дам (от 2‑х до 12-ти), кото­рые свя­щен­ник или кате­хи­за­тор про­во­дят для жела­ю­щих кре­ститься. Про­слу­шав­ший (или посе­тив­ший) их чело­век кре­стится, но отнюдь не все­гда после этого начи­нает ходить в храм и участ­во­вать в дру­гих таин­ствах Церкви, не все­гда начи­нает как-то участ­во­вать и в жизни при­хода. Почему так про­ис­хо­дит? Как пре­одо­леть отно­ше­ние к кате­хи­за­ции как к фор­маль­но­сти, как к «лек­циям», кото­рые часто про­во­дятся «для галочки» и кото­рые с неохо­той посе­щают жела­ю­щие кре­ститься взрос­лые и роди­тели, жела­ю­щие кре­стить своих детей? Почему кате­хи­за­ция, если к ней под­хо­дить только как к инди­ви­ду­аль­ному обу­че­нию азам хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, хра­мо­вого бла­го­че­стия, молитвы, зна­ком­ства с тек­стами Свя­щен­ного писа­ния — очень часто не помо­гает реаль­ному воцер­ко­в­ле­нию чело­века, вхож­де­нию его в цер­ков­ную жизнь? Эти вопросы мне и хоте­лось сего­дня пред­ло­жить для обсуж­де­ния на нашем семинаре.

Сви­де­тель­ство о Хри­сте и Церкви, как явле­ние силы Духа Свя­того, имеет одно­вре­менно лич­ност­ный и цер­ков­ный харак­тер, и в нем очень важно соблю­дать извест­ный прин­цип сов­мест­ного и соглас­ного сви­де­тель­ства. Поэтому кате­хи­за­ция (воцер­ко­в­ле­ние) не может быть све­дена только к инди­ви­ду­аль­ному обу­че­нию, она не явля­ется делом лишь «спе­ци­а­ли­стов» — кате­хи­за­то­ров или свя­щен­ни­ков. Во время кате­хи­за­ции огла­ша­е­мый (катеху­мен) вхо­дит в Цер­ковь как общину уче­ни­ков Хри­сто­вых, а это зна­чит, что сама жизнь чле­нов Церкви, точ­нее, каче­ство этой жизни явля­ется важ­ней­шим осно­ва­нием и сви­де­тель­ства о Хри­сте и Церкви, и воцер­ко­в­ле­ния чело­века. Нельзя вне обще­ния с хри­сти­а­нами, про­сто через чте­ние книг и посо­бий или про­смотр филь­мов стать хри­сти­а­ни­ном, вос­при­нять пол­ноту тра­ди­ции, пол­ноту цер­ков­ного Пре­да­ния и Свя­щен­ного Писа­ния. Самое важ­ное в хри­сти­ан­стве, его дух и смысл, пере­да­ются лицом к лицу, от глаз к гла­зам, из уст в уста, в обще­нии и сов­мест­ной цер­ков­ной жизни и молитве. Убеж­дает именно под­лин­ность жизни, под­лин­ность духов­ного опыта, вера, вопло­щен­ная в делах любви, она побуж­дает огла­ша­е­мого обре­тать пол­ноту смысла в своей жизни, все­рьёз изме­нять свою жизнь. Важно, чтобы кате­хи­за­ция в Церкви совер­ша­лась не про­сто силами одного-двух кате­хи­за­то­ров или свя­щен­ника, но силами цер­ков­ной общины или брат­ства, т.е. людей, кото­рые объ­еди­нены друг с дру­гом хри­сти­ан­ской любо­вью, кото­рая все­гда явля­лась и явля­ется самым глав­ным сви­де­тель­ством для огла­ша­е­мых. Напри­мер, опи­сы­вая огла­си­тель­ную школу св. Иппо­лита Рим­ского, дья­кон Павел Гав­ри­люк пишет, что «огла­си­тель­ная школа была местом, где люди в первую оче­редь позна­вали любовь Божью и сами учи­лись любить. Согласно апо­столь­скому уче­нию, тот, кто не живет с ближ­ними в мире и любви, не знает Бога. Цер­ковь была шко­лой любви, состра­да­ния и про­ще­ния» [1]. Очень важно здесь для огла­ша­е­мых видеть живой при­мер жизни хри­сти­ан­ской общины, при­мер иных, постро­ен­ных не на выгоде, отношений.

Из исто­рии кате­хи­за­ции известно, что уже на самом началь­ном этапе огла­ша­е­мые (катеху­мены) при­об­ща­лись к жизни в хри­сти­ан­ской общине. Это выра­жа­лось, прежде всего, в том, что со всеми жела­ю­щими кре­ститься про­во­ди­лось обя­за­тель­ное пред­ва­ри­тель­ное собе­се­до­ва­ние, на кото­ром зада­ва­лись вопросы о харак­тере жизни каж­дого из них, и пред­по­ла­га­лось, что каж­дый из желав­ших войти в Цер­ковь имел пору­чи­теля из знав­ших его хри­стиан. [2] Роль пору­чи­те­лей была очень велика, т.к. с их помо­щью буду­щие хри­сти­ане совер­шали пер­вые шаги к вере. Напри­мер, в пись­мах палом­ницы IV века так опи­сы­ва­ется прием людей на оглашение:

[В пер­вый день поста при­хо­дит епи­скоп, пре­сви­теры.] Затем один за дру­гим вызы­ва­ются име­ю­щие при­нять кре­ще­ние, при том, если муж­чины, то при­хо­дят со сво­ими крест­ными отцами, а если жен­щины, то со сво­ими крест­ными мате­рями. Епи­скоп задаёт отдельно вопросы сосе­дям име­ю­щего при­нять кре­ще­ние, рас­спра­ши­вая: «Ведёт ли он доб­рую жизнь? Почи­тает ли роди­те­лей? Не пья­ница ли он, не лжец ли?» А также ищет в чело­веке и дру­гие более тяже­лые пороки. И когда чело­век бывает при­знан без­упре­чен во всём, о чем рас­спра­ши­ва­лись сви­де­тели, то епи­скоп сам своей рукой запи­сы­вает имя кан­ди­дата. Если же кто-нибудь най­дется в чем-то винов­ным, то епи­скоп велит ему уйти, говоря: «Пусть он испра­вит сперва свою жизнь, и тогда только при­сту­пает к Таин­ству Кре­ще­ния». Те же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах. Чуже­стра­нец же не может легко кре­ститься, пока не пред­ста­вит сви­де­те­лей, зна­ю­щих его. [3]

Эти же пору­чи­тели в даль­ней­шем, при пере­воде огла­ша­е­мых с этапа на этап, сви­де­тель­ство­вали об изме­не­нии жизни огла­ша­е­мых, об их уча­стии в жизни цер­ков­ной общины, о совер­шен­ных ими делах мило­сер­дия. Все они также моли­лись и пости­лись вме­сте с огла­ша­е­мыми перед кре­ще­нием. Кре­ще­ние в ран­ней церкви было общим собы­тием, делом всей Церкви, а не част­ным семей­ным обря­дом (тре­бой). Напри­мер, из огла­си­тель­ных поуче­ний свт. Кирилла Иеру­са­лим­ского видно, что он гово­рил свои слова не отдельно собрав­шейся группе огла­ша­е­мых, а в при­сут­ствии или всей общины, или в при­сут­ствии части общины в лице пору­чи­те­лей и крест­ных (вос­при­ем­ни­ков).

«Пред­ло­жив теперь сокра­щенно, не оста­вим пред­ло­жить о том и про­стран­нее. А совер­шен­ней­шие из пред­сто­я­щих, име­ю­щие навык и «чув­ствия обу­чена в рас­суж­де­ние добра же и зла» (Евр 5:14) тер­пе­ливо да сне­сут, что будут слу­шать уче­ние, более свой­ствен­ное мла­ден­цам, и настав­ле­ние подоб­ное млеч­ной пище; дабы вме­сте и те, кои имеют нужду в огла­ше­нии, полу­чили пользу; и те, кои стя­жали веде­ние, вос­по­мя­нули то, что узнали уже прежде». [4]

Из исто­рии Церкви известно, что Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­лось не еже­дневно, но лишь по боль­шим празд­ни­кам, таким как Пасха, Рож­де­ство, Пяти­де­сят­ница. Кре­стили, как пра­вило, не одного чело­века, а боль­шую группу людей, кото­рые в тече­ние дол­гого вре­мени до того нахо­ди­лись в чине огла­шен­ных, кото­рых цер­ков­ная община уже знала как «своих». Кре­ще­ние огла­ша­е­мых (про­све­ща­е­мых) было тор­же­ством, в кото­ром участ­во­вала вся община. Свт. Иоанн Зла­то­уст назы­вает кре­ще­ние и вступ­ле­ние в Цер­ковь новых чле­нов празд­ни­ком всей Церкви:

«И это празд­ник всей Церкви, а не только тех, кто гото­вится ко кре­ще­нию: «Радость сего­дня настала на небе и на земле. Ибо если об одном греш­нике каю­щемся такое бывает лико­ва­ние, то [какая же радость насту­пает у анге­лов и архан­ге­лов, и у всех небес­ных] сил, и у всех на земле о столь вели­ком мно­же­стве тех, кто, посме­яв­шись над ловуш­ками дья­вола, поспе­шает быть при­чис­лен­ным к стаду Хри­стову». [5]

И сей­час огла­ша­е­мые должны почув­ство­вать, что их кате­хи­за­ция и кре­ще­ние — это цер­ков­ное, а не про­сто их част­ное дело, и что ответ­ствен­ность за это лежит на всей Церкви, а не только на кате­хи­за­то­рах и пору­чи­те­лях. Хри­сти­а­нам нельзя про­яв­лять рав­но­ду­шие к буду­щим чле­нам их кон­крет­ной цер­ков­ной общины, ведь именно с ними им при­дется потом вме­сте молиться и вме­сте слу­жить Богу. Несмотря на то, что основ­ная ответ­ствен­ность за огла­ша­е­мых всё равно лежит на тех, кто непо­сред­ственно более всего обща­ется с ними (на свя­щен­ни­ках, кате­хи­за­то­рах, пору­чи­те­лях), необ­хо­димо, чтобы вся цер­ков­ная община помо­гала в воцер­ко­в­ле­нии её новых чле­нов, дея­тельно в этом участ­во­вала, пода­вала при­мер иной, хри­сти­ан­ской жизни. Прежде всего, эта помощь может выра­жаться в молитве и посте за огла­ша­е­мых и про­све­ща­е­мых, в нерав­но­ду­шии к их про­бле­мам, в доб­ро­же­ла­тель­ном и вни­ма­тель­ном отно­ше­нии, в стрем­ле­нии помочь им более полно войти в жизнь церкви.

Очень важно, чтобы такая забота о всту­па­ю­щих в жизнь церкви «мла­ден­цах во Хри­сте» (1Кор 3:1) не закан­чи­ва­лась в Кре­ще­нии, но про­дол­жа­лась бы до тех пор, пока новые члены Церкви не вой­дут «в меру пол­ного воз­раста Хри­стова» (Еф 4:13–14), то есть не нач­нут сами слу­жить даром Свя­того Духа в общине вер­ных. Эта забота более всего лежит, конечно, на кате­хи­за­то­рах и пору­чи­те­лях огла­ша­е­мых, кото­рые несут лич­ную ответ­ствен­ность за каче­ство воцер­ко­в­ле­ния нового члена Церкви, но участ­во­вать в духов­ном воз­рас­та­нии чело­века должна вся община.

Вполне воз­можно уже сей­час сде­лать Кре­ще­ние празд­нич­ным собы­тием для всей при­ход­ской общины, для этого всего лишь нужно про­во­дить его не часто, а как тра­ди­ци­онно это было в Церкви — по боль­шим цер­ков­ным празд­ни­кам, к дате кото­рых можно при­бли­жать окон­ча­ние цик­лов тра­ди­ци­он­ной, т.е. дли­тель­ной и поэтап­ной кате­хи­за­ции. Тогда же ста­но­вится воз­можно (и крайне необ­хо­димо!) уча­стие в тор­же­ствен­ных Кре­щаль­ных Литур­гиях всех чле­нов при­ход­ской общины, а не только пору­чи­те­лей и кате­хи­за­то­ров, тогда (если зара­нее известны имена кре­ща­е­мых) воз­можна и сов­мест­ная молитва (и пост) за них и вме­сте с ними. Такая же общая молитва воз­можна и при начале кате­хи­за­ции, когда про­ис­хо­дит пер­вое зна­ком­ство жела­ю­щего войти в цер­ковь с чле­нами этой церкви — общины веру­ю­щих. Тогда и вклю­че­ние новых чле­нов Церкви в жизнь кон­крет­ной общины будет более пол­ным, ведь они с самого начала своей под­го­товки (кате­хи­за­ции) будут чув­ство­вать и пони­мать, что их Кре­ще­ние — не про­сто «кра­си­вый обряд» или инди­ви­ду­аль­ная «треба», к кото­рой ещё нужен некий «про­пуск» в виде катехизации.

Источ­ник: http://www.bogoslov.ru

Примечания

[1] Гав­ри­люк Павел, дьяк. Исто­рия кате­хи­за­ции в Древ­ней Церкви. С. 77–78

[2] Там же. С. 65, 155

[3] К источ­нику воды живой. Письма палом­ницы IV века. C. 217, 218

[4] Кирилл Иеру­са­лим­ский, свт. «Поуче­ния огла­си­тель­ные и тай­но­вод­ствен­ные». С. 51

[5] Иоанн Зла­то­уст, свт. «Поучи­тель­ные беседы к наме­ре­ва­ю­щимся при­нять про­све­ще­ние и к ново­про­све­щен­ным». Слово пер­вое. С. 67

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки