Миссия, воцерковление, служение — целостная работа на приходе — Владимир Стрелов

Миссия, воцерковление, служение — целостная работа на приходе — Владимир Стрелов


Уча­стие мно­гих наших совре­мен­ни­ков в цер­ков­ной жизни можно было обо­зна­чить сло­во­со­че­та­нием «трудно войти — сложно продолжить».

Миссия, воцерковление, служение — целостная работа на приходе

Уча­стие мно­гих наших совре­мен­ни­ков в цер­ков­ной жизни можно было обо­зна­чить сло­во­со­че­та­нием «трудно войти — сложно продолжить».

Отно­си­тельно труд­но­сти вхож­де­ния в Цер­ковь ска­зано немало. Есть то, что зави­сит от самого чело­века – в первую оче­редь, это его соб­ствен­ное жела­ние. Кроме того, сего­дня, чтобы стать пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, надо все­рьез при­ло­жить уси­лия к вхож­де­нию в двух­ты­ся­че­лет­нюю тра­ди­цию Церкви. Но есть и то, что зави­сит от чле­нов Церкви: это, зача­стую, и немис­си­о­нер­ский под­ход к испо­ве­да­нию своей веры (нам не нужно спе­ци­ально идти и кого-то искать, поскольку глав­ное – бого­слу­же­ние, и при­дут те, кого позо­вет Бог), и него­тов­ность неко­то­рых чле­нов при­хода с пони­ма­нием отне­стись и при­нять ново­на­чаль­ных, неспо­соб­ность отде­лить глав­ное от вто­ро­сте­пен­ного (в отно­ше­нии тре­бо­ва­ний к пове­де­нию и соблю­де­нию устава). У тех ново­на­чаль­ных, кто все же пере­сту­пил цер­ков­ную ограду, через неко­то­рое время может наблю­даться охла­жде­ние. Если чело­век предо­став­лен самому себе, он либо пыта­ется углу­биться в себя (это может длиться бес­ко­нечно, не все­гда при­водя к доб­рому резуль­тату – потому что углуб­ляться надо не про­сто в позна­ние себя, но в позна­ние себя и уче­ния – 1 Тим. 4:16), либо он дей­стви­тельно охла­де­вает и даже выпа­дает из цер­ков­ной жизни.

С дру­гой сто­роны, для орга­ни­за­ции вне­бо­го­слу­жеб­ной жизни на при­ходе (от вос­крес­ной школы и лагеря до соци­аль­ной службы) тре­бу­ются доб­ро­вольцы, и здесь помощь ново­на­чаль­ных была бы весьма кстати.

Как сов­ме­стить эти две потреб­но­сти – ново­на­чаль­ных и сло­жив­ше­гося прихода?

Выход видится в том, чтобы пред­ло­жить ново­об­ра­щен­ному понят­ную систему роста, а для этого орга­ни­зо­вать на при­ходе целост­ную систему, пред­по­ла­га­ю­щую три этапа: мис­сия — воцер­ко­в­ле­ние — слу­же­ние. Рас­смот­рим эту после­до­ва­тель­ность подробнее.

Пер­вый этап, мис­си­о­нер­ский, направ­лен на то, чтобы при­влечь к Церкви людей, до того от нее дале­ких. Оче­видно, что для этого необ­хо­димо выйти за пре­делы цер­ков­ной ограды и пойти к «внеш­ним». Здесь важно сви­де­тель­ство­вать о своей вере, но также и пони­мать, что мы не можем сразу пред­ло­жить в каче­стве основ­ной дея­тель­но­сти посе­ще­ние бого­слу­же­ний – люди к этому не готовы. Ско­рее, можно пред­ло­жить досуг, бес­плат­ное каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние. Чтобы чело­век заце­пился и остался, эта дея­тель­ность должна быть захва­ты­ва­ю­щей или вос­при­ни­маться как очень полез­ная, под­дер­жи­вать радост­ное, мир­ное настро­е­ние. Где же здесь вера, спро­сят неко­то­рые. «Навяз­чи­вое» хри­сти­ан­ство здесь и не нужно; пусть эта дея­тель­ность будет про­пи­тана хри­сти­ан­ским отно­ше­нием друг ко другу, и пусть, когда это уместно, орга­ни­за­торы не стес­ня­ются про­яв­ле­ний веры (пред­ло­жить помо­литься вме­сте, рас­ска­зать о том, как ими про­жи­ва­ются собы­тия цер­ков­ного года, вообще жизнь через призму веры).

Посте­пенно перед ново­об­ра­щен­ными будет рас­ши­ряться гори­зонт, и в свое время им можно пред­ло­жить уча­стие в той дея­тель­но­сти, кото­рая харак­терна уже для вто­рого этапа – воцер­ко­в­ле­ния. Этот этап ори­ен­ти­ро­ван на то, чтобы помочь чело­веку осо­знать веру и при­об­ре­сти опыт обще­ния с Богом через лич­ную молитву и цер­ков­ное бого­слу­же­ние. Откры­ва­ется под­лин­ная жизнь. Здесь важна серьез­ная, систе­ма­ти­че­ская кате­хи­за­ция, одно из усло­вий того, что чело­век оста­нется в Церкви и будет ее актив­ным чле­ном. Одно­вре­менно важно не забы­вать и о радо­сти пер­вого этапа, про­дол­жая забо­титься о досуге, теперь напол­няя его и с точки зре­ния духов­ного роста (напри­мер, при­ход­ские выезды для того, чтобы пораз­мыш­лять над опре­де­лен­ной темой, важ­ной для спа­се­ния). Одна из под­сте­ре­га­ю­щих опас­но­стей этапа – «духов­ное потре­би­тель­ство», когда вся духов­ная жизнь замы­ка­ется на себе. Чтобы этого не слу­чи­лось, важно учить ответ­ствен­но­сти за Цер­ковь, необ­хо­ди­мо­сти пере­дачи эста­феты веры, посте­пенно вовле­кая в соци­аль­ное слу­же­ние и миссию.

Тре­тий этап, слу­же­ние, пред­по­ла­гает, что чело­век воз­вра­ща­ется к тому, что его самого при­вело в Цер­ковь, но уже не в каче­стве участ­ника, а в каче­стве орга­ни­за­тора; он готов делиться своей жиз­нью с дру­гими. Осо­бое зна­че­ние здесь при­об­ре­тает регу­ляр­ная под­держка чело­века со сто­роны более опыт­ных чле­нов Церкви.

Кратко пред­ста­вить осо­бен­но­сти каж­дого этапа можно в таб­лице (см. ниже).

задача, этап веду­щие мотивы деятельности место, формы осо­бен­но­сти подхода
при­вле­че­ние

(мис­сия)

«драйв», «фан» школы, ВУЗы, кружки, клубы по инте­ре­сам, лагеря, походы не остав­лять в этом состо­я­нии навсе­гда, иначе – вырож­де­ние в «тусовку»
увле­че­ние

(воцер­ко­в­ле­ние)

«инте­ресно!» и «по-насто­я­щему» кате­хи­за­ция, Еван­гель­ские кружки, внут­рен­нее духов­ное дела­ние и Литур­ги­че­ская жизнь парал­лельно гото­вить к слу­же­нию – моти­ви­ро­вать (учить бла­го­дар­но­сти и важ­но­сти слу­же­ния), и посте­пенно включать
вовле­че­ние

(слу­же­ние)

«бла­го­дарю», «хвалю» и «отдаю-служу» орга­ни­за­ция лаге­рей, клу­бов, соц. слу­же­ния, миссии посто­ян­ная под­держка – сов­мест­ной молит­вой и общением

 
Выше гово­ри­лось о том, что отно­сится к «чело­ве­че­скому» в Церкви. Но при­зва­ние, про­све­ще­ние и постав­ле­ние на слу­же­ние – это не только чело­ве­че­ские дей­ствия, но бла­го­дат­ные дей­ствия Духа Свя­того. Пони­ма­ние этого («Гос­подь ведет каж­дого по сво­ему пути, а не я»), дове­рие Богу («Он не оста­вит угод­ное Ему дело без дела­те­лей, и обо всем поза­бо­тится»), поиск путей в молитве («Гос­поди, вра­зуми, укрепи, укажи путь») – вот важ­ные и необ­хо­ди­мые состав­ля­ю­щие под­линно пра­во­слав­ного хри­сти­ан­ского слу­же­ния. «Укреп­ляйся, сын мой, в бла­го­дати Хри­стом Иису­сом» (2 Тим. 2:1) — одно из послед­них настав­ле­ний ап. Павла Тимо­фею, и это не пустые слова. Хотя от всех разо­ча­ро­ва­ний вряд ли воз­можно убе­речься, обра­ще­ние к Богу за помо­щью точно даст силы для того, чтобы совер­шать свое слу­же­ние в тер­пе­нии и надежде, при­нося доб­рые плоды для Цар­ствия Божия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки