Не угаси курящегося льна. Как готовить людей к Таинству Крещения? – прот. Константин Островский

Не угаси курящегося льна. Как готовить людей к Таинству Крещения? – прот. Константин Островский


Тезисы выступ­ле­ния про­то­и­е­рея Кон­стан­тина Ост­ров­ского, бла­го­чин­ного церк­вей Крас­но­гор­ского округа Мос­ков­ской епар­хии, на кон­фе­рен­ции “Задачи, прин­ципы и орга­ни­за­ция кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви”.

 

 

“Еже­не­дель­ное при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, зна­ние Закона Божия по Сло­бод­скому и даже нали­чие духов­ного отца отнюдь не гаран­ти­руют нам вход в Цар­ство Небес­ное. Эти усло­вия недо­ста­точны. И дерзну ска­зать: не необ­хо­димы. А суще­ствуют ли доста­точ­ные усло­вия?” Мы пуб­ли­куем раз­мыш­ле­ния про­то­и­е­рея Кон­стан­тина Ост­ров­ского о под­го­товке к Крещению.

Тезисы выступ­ле­ния про­то­и­е­рея Кон­стан­тина Ост­ров­ского, бла­го­чин­ного церк­вей Крас­но­гор­ского округа Мос­ков­ской епар­хии, на кон­фе­рен­ции “Задачи, прин­ципы и орга­ни­за­ция кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви” (XV Меж­ду­на­род­ные Рож­де­ствен­ские обра­зо­ва­тель­ные чтения).

В послед­ние годы, когда Цер­ковь полу­чила сво­боду от госу­дар­ствен­ного ате­и­сти­че­ского гнета, мно­гие актив­ные свя­щен­но­слу­жи­тели и миряне стали под­ни­мать вопрос о необ­хо­ди­мо­сти серьез­ной под­го­товки людей к при­ня­тию цер­ков­ных Таинств, осо­бенно Таин­ства Крещения.

Само по себе это не может вызы­вать воз­ра­же­ний. Мне­ние, что кре­стить нужно всех под­ряд, лож­ное и заслу­жи­вает осуж­де­ния. И если где-то гонятся за “мерт­выми душами” и тре­буют от свя­щен­ни­ков, чтобы они любой ценой как можно больше кре­стили, это тоже заслу­жи­вает осуж­де­ния. Не знаю, есть ли где такое. Я, будучи одним из бла­го­чин­ных Мос­ков­ской епар­хии, могу засви­де­тель­ство­вать, что под­мос­ков­ное свя­щен­но­на­ча­лие такого дав­ле­ния не оказывает.

Вме­сте с тем оста­ются вопросы: каким обра­зом гото­вить людей к Таин­ству Кре­ще­ния; какие тре­бо­ва­ния к ним предъ­яв­лять; не сле­дует ли опре­де­лить некий мини­мум каких-то зна­ний? Нако­нец, не сле­дует ли свя­щен­но­на­ча­лию строго (с угро­зой адми­ни­стра­тив­ного нака­за­ния или даже кано­ни­че­ского пре­ще­ния) ука­зать духо­вен­ству, чтобы оно не кре­стило взрос­лых людей, не про­слу­шав­ших хотя бы несколь­ких огла­си­тель­ных лекций?

В при­ме­не­нии силы все­гда есть какое-то оба­я­ние. Я ска­зал — и они сде­лали. А не сде­лали — накажу. Не испра­вятся — хуже будет. Но такие методы бывают эффек­тив­ными (хотя и это не абсо­лютно и не все­гда) в делах внеш­них: в армии, про­из­вод­стве, учете и т. п. От духо­вен­ства можно адми­ни­стра­тивно потре­бо­вать, чтобы оно, напри­мер, нала­дило при­ход­скую бух­гал­те­рию, при­ход­скую кан­це­ля­рию, но нельзя адми­ни­стра­тивно потре­бо­вать любви.

Что может при­не­сти столь при­вле­ка­тель­ное на пер­вый взгляд адми­ни­стра­тив­ное тре­бо­ва­ние обя­за­тель­ной кате­хи­за­ции? Свя­щен­ники, кото­рые до сих пор ста­ра­лись, с одной сто­роны, каж­дому жела­ю­щему кре­ститься посильно помочь под­го­то­виться к этому Таин­ству и затем орга­нично войти в цер­ков­ную жизнь, а с дру­гой — не повре­дить никому излиш­ней тре­бо­ва­тель­но­стью и не оттолк­нуть от Церкви того, кого Бог ведет к Себе не вполне понят­ным извне путем, те так и будут про­дол­жать дей­ство­вать. Им цир­ку­ляр мало что даст.

А что он даст дру­гим? Разве цир­ку­ляр пра­вя­щего архи­ерея, обя­зы­ва­ю­щий свя­щен­ни­ков совер­шать какие-то огла­си­тель­ные дей­ствия, пре­вра­тит рав­но­душ­ных к делу Божьему в рев­ност­ных пас­ты­рей? Он только побу­дит их к лице­ме­рию. Нач­нут про­во­диться фор­маль­ные заня­тия, будут состав­ляться лож­ные отчеты. Если началь­ство ста­нет “хва­тать за руку”, будет карать за нера­де­ние, то пой­дут потоки жалоб к пра­вя­щему архи­ерею, Пат­ри­арху. Воз­ник­нет смута. (Впро­чем, вла­дыки — люди умные и опыт­ные и не ста­нут дово­дить дело до скан­дала, хотя цир­ку­ляры, я слы­шал, кое-где издавались.)

Почему-то мно­гие счи­тают, что писать цир­ку­ляры и воз­зва­ния о необ­хо­ди­мо­сти кате­хи­за­ции — это рев­ность по Богу, а не писать — кос­ность и рав­но­ду­шие к делу Божьему. Я думаю, что духов­ные дела не реша­ются цир­ку­ля­рами. Пока, слава Богу, никому не при­шло в голову издать цир­ку­ляр с тре­бо­ва­нием воз­лю­бить Гос­пода Бога всем серд­цем своим и ближ­него — как самого себя. А так ли уж эта неле­пость далека от цир­ку­ляр­ного тре­бо­ва­ния про­во­дить обя­за­тель­ные лек­ции перед Крещением?

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский писал: “Кажется, нуж­нее поощ­рять и настав­лять людей, нежели пере­пи­сы­вать уставы”[i]. Уве­щать нас, пас­ты­рей, нужно, про­по­ве­до­вать нам о нашем пас­тыр­ском долге нужно. Только все должно делаться в духе любви.

Надо каж­дому хри­сти­а­нину (архи­ерею, иерею, миря­нину) на своем месте делать что он может. Если при этом у кого-то появится хоро­ший опыт в обла­сти под­го­товки людей к Кре­ще­нию и он захо­чет поде­литься им с бра­тьями и сест­рами во Хри­сте, очень хорошо — пусть поде­лится, ведь для этого в первую оче­редь и устра­и­ва­ются Рож­де­ствен­ские чтения.

Почему-то неко­то­рым из нас кажется оче­вид­ным, что если каж­дому взрос­лому, заявив­шему о жела­нии кре­ститься, поста­вить усло­вие пред­ва­ри­тельно побе­се­до­вать со свя­щен­ни­ком, посе­тить несколько лек­ций и выпол­нить еще что-то подоб­ное, то обста­новка в нашей Церкви зна­чи­тельно улуч­шится: будет гораздо меньше “только номи­наль­ных” хри­стиан, оста­нутся только “насто­я­щие”. Заме­тим по ходу дела, что такое отде­ле­ние “нехо­ро­ших мыта­рей” от “хоро­ших фари­сеев” может при­ве­сти и к пара­док­саль­ному резуль­тату, как это видно из извест­ной Еван­гель­ской притчи[ii]. Еже­не­дель­ное при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, зна­ние Закона Божия по Сло­бод­скому и даже нали­чие духов­ного отца отнюдь не гаран­ти­руют нам вход в Цар­ство Небес­ное. Эти усло­вия недо­ста­точны. И дерзну ска­зать: не необ­хо­димы. А суще­ствуют ли доста­точ­ные условия?

Разу­ме­ется, для всех жела­тельно, чтобы люди осно­ва­тельно гото­ви­лись к при­ня­тию Таин­ства Кре­ще­ния, чтобы роди­тели при­но­си­мых к Кре­ще­нию мла­ден­цев и крест­ные были людьми глу­боко воцер­ко­в­лен­ными. Но вопрос не столько в том, что жела­тельно, сколько в том, что реально можно или даже необ­хо­димо сделать.

Мы живем в стране, где Пра­во­сла­вие — тра­ди­ци­он­ная рели­гия, где в умах боль­шин­ства людей уже давно и вполне сло­жи­лось, что, как только чело­век уве­ро­вал в Бога, он сразу хочет кре­ститься. Нра­вится нам это или нет, но это чув­ство мил­ли­о­нов. Пере­ло­мить это чув­ство (если оно не укла­ды­ва­ется в рамки наших мне­ний) можно, только пере­ло­мив народ­ную душу.

Свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский мудро заме­тил в одном част­ном письме: “Откры­вать и обли­чать недо­статки легче, нежели исправ­лять. Несча­стие нашего вре­мени то, что коли­че­ство погреш­но­стей и неосто­рож­но­стей, накоп­лен­ное не одним уже веком, едва ли не пре­вы­шает силы и сред­ства исправ­ле­ния”[iii].

Кроме пред­ло­же­ний воз­дей­ство­вать на нера­ди­вых цир­ку­лярно зву­чат пред­ло­же­ния вво­дить неко­то­рые новые обы­чаи, кото­рые будто бы помо­гут делу огла­ше­ния и воцер­ко­в­ле­ния. Напри­мер, в одной книге пред­ла­га­ется вво­дить диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный под­ход к испол­не­нию треб для вер­ных и внеш­них; пред­ла­га­ется также тех, кто ищет Кре­ще­ния, но не желает пока отсту­пать от вет­хих обы­чаев, посвя­щать до вре­мени в чин огла­шен­ных. Что это даст?

Конечно, совер­шен­ство­ва­ние обря­дов и поряд­ков ино­гда оправ­дано. Бла­гие внут­рен­ние пере­мены в душах людей, бывает, сами побуж­дают их к более под­хо­дя­щим внеш­ним фор­мам. Но если этого нет, то попытка вве­де­ния новых форм непре­менно поро­дит враж­деб­ную реак­цию люби­те­лей ста­рого, а в сто­рон­ни­ках нового будет раз­жи­гать самомнение.

Однако так ли уж без­от­радно суще­ству­ю­щее поло­же­ние? Часто при­хо­ди­лось слы­шать от неко­то­рых рев­ност­ных батю­шек, даже бла­го­чин­ных, что с Кре­ще­нием у нас в Церкви очень плохо: кре­стится много людей, а воцер­ков­ля­ется мало. На поверх­ност­ный взгляд так оно и есть. Но на самом деле воцер­ков­лять (спа­сать) — это дело Божье. И то, что у нас, как людей немощ­ных и греш­ных, бывает плохо, у Бога вовсе не плохо. Он как при­во­дил людей в Цер­ковь, так и при­во­дит. Никто этому не мог поме­шать даже при ком­му­низме; тем более сейчас.

Я при­шел в Цер­ковь в 1978 г., при­бли­зи­тельно в то же время при­шли к Богу очень мно­гие обра­зо­ван­ные срав­ни­тельно моло­дые люди. Кто нам читал кате­хи­зи­че­ские лек­ции? Кто при­ни­мал экза­мены? Бог нас при­звал и при­вел. Про­ис­хо­дило это не без уча­стия людей, но ни о какой систе­ма­ти­че­ской кате­хи­за­ции не могло быть и речи.

Конечно, можно воз­ра­зить, что в то время кате­хи­за­ция была невоз­можна, поэтому Бог дей­ство­вал таин­ствен­ным обра­зом, теперь же, поль­зу­ясь сво­бо­дой, должны активно зани­маться огла­ше­нием сами цер­ков­ные люди. Актив­ность в деле огла­ше­ния ищу­щих Кре­ще­ния про­ти­во­по­став­ля­ется пас­сив­но­сти. На самом деле стоит обра­тить вни­ма­ние на каче­ство нашей актив­но­сти. Насколько она духовна, бла­го­датна? Без­бла­го­дат­ная актив­ность, пожа­луй, даже хуже без­бла­го­дат­ной пас­сив­но­сти. Может быть, нам сле­до­вало бы к своей актив­но­сти отне­стись более кри­тично? Не беремся ли мы, сле­пые, водить сле­пых?[iv]

Как же воцер­ков­ля­лись моло­дые люди в 1970–1980‑х гг.? Все по-раз­ному, конечно, но неко­то­рые общие моменты можно выде­лить: нефор­маль­ное обще­ние веру­ю­щих дру­зей с неве­ру­ю­щими и уве­ро­вав­ших — между собой; чте­ние попа­дав­шей в руки (посы­ла­е­мой Богом) духов­ной лите­ра­туры; раз­мыш­ле­ние, лич­ная (пона­чалу неосо­знан­ная) молитва. Нако­нец, я счи­таю, глав­ное: уча­стие в таин­ствен­ной жизни Церкви: при­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, Испо­ведь, сюда бы я отнес и дове­ри­тель­ное обще­ние с любя­щим и опыт­ным духов­ным отцом. Этого разве мало? Это разве не больше офи­ци­аль­ных лек­ций? Но это было, как пра­вило, уже после Кре­ще­ния. Не по пра­ви­лам, конечно. Что каса­ется роли лек­ций в под­го­товке людей к Кре­ще­нию, то они могут быть полезны, если про­во­дятся талант­ливо, а могут быть и вредны. Люди к Кре­ще­нию при­хо­дят очень раз­ные: одним нужны одни слова, дру­гим — дру­гие. Кого счи­тать гото­вым к Кре­ще­нию? Это должна решать совесть свя­щен­ника. А если вво­дить фор­маль­ные при­знаки, то не будет ли еще хуже, чем Кре­ще­ние всех под­ряд? Не про­го­ним ли мы мно­гих жаж­ду­щих бого­об­ще­ния, но не могу­щих выра­зить это внят­ным для нас образом?

В конце кон­цов все откро­ется на Страш­ном Суде. И там может ока­заться, что мно­гие из нас, кто назу­бок знали кате­хи­зис и часто при­ча­ща­лись, осу­дятся, а кое-кто из тех, кого мы счи­тали нецер­ков­ными, будут поми­ло­ваны. Я бы не спе­шил с про­ве­де­нием чет­ких границ.

И, глав­ное, забо­тясь о гра­ни­цах, нужно ста­раться не столько отсечь от Кре­ще­ния тех, кто, на наш взгляд, не готов, сколько помочь воцер­ко­виться тем, кого Бог при­вел в Цер­ковь. Вводя адми­ни­стра­тив­ные тре­бо­ва­ния к кате­хи­за­ции, мы можем погре­шить, потому что пути чело­века к Богу нередко бывают плохо видны извне.

Еще раз хочу ска­зать, что и я не за то, чтобы кре­стить людей только потому, что они отдали за это деньги. Я счи­таю, что мы, свя­щен­ники, должны всеми силами ста­раться, чтобы Кре­ще­ние ста­но­ви­лось для людей нача­лом  новой жизни, а не ока­зы­ва­лось только пово­дом к домаш­нему засто­лью. Ведь ска­зано в Свя­щен­ном Писа­нии о Хри­сте: “Тро­сти над­лом­лен­ной не пере­ло­мит, и льна куря­ще­гося не уга­сит” (Мф. 12, 20). Вот и нам бы в попыт­ках раз­дуть в душах ближ­них духов­ный огонь не уга­сить куря­ще­гося льна.

Пра­во­слав­ный эко­но­ми­че­ский вест­ник «При­ход». № 4, 2007

Примечания

[i] Фила­рета, мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и Коло­мен­ского, тво­ре­ния. М.: Отчий дом, 1994. С. 353.

[ii] Лк. 18:9–14.

[iii] Фила­рета, мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и Коло­мен­ского, тво­ре­ния. М.: Отчий дом, 1994. С. 348.

[iv] Ср.: Лк. 6: 39.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки