Об опыте приходской катехизации – Александр Бобенчук

Об опыте приходской катехизации – Александр Бобенчук


О. Вик­тор Мамон­тов, будучи архи­манд­ри­том в Кар­саве и духов­ни­ком мона­стыря в Риге, все­гда был открыт к новому, все­гда был готов учиться. В начале девя­но­стых он бла­го­сло­вил меня поехать в Москву посмот­реть, что это такое – катехизация.

Алек­сандр Бобен­чук, кате­хи­за­тор в городе Кар­сава, Латвия

Алек­сандр, как Вы стали кате­хи­за­то­ром, что этому способствовало?

 

О. Вик­тор Мамон­тов, будучи архи­манд­ри­том в Кар­саве и духов­ни­ком мона­стыря в Риге, все­гда был открыт к новому, все­гда был готов учиться. В начале девя­но­стых он бла­го­сло­вил меня поехать в Москву посмот­реть, что это такое – кате­хи­за­ция. Я жил в семье зна­ко­мых, про­шед­ших кате­хи­за­цию, и наблю­дал за ними. Дети очень послуш­ные. Ну, думаю, их спе­ци­ально научили, как вести себя перед гостем. Но про­хо­дит день, два, три – а они все такие же веж­ли­вые и друж­ные между собой. На чет­вер­тый день про­сы­па­юсь, они стоят у кро­вати с кус­ком торта: «У нашей сест­ренки день рож­де­ния, мы с тобой делимся тор­том». – «Но я не буду, спа­сибо, ребята». – «Ура, он не будет!» Они очень хотели торт, но госте­при­им­ство, вни­ма­тель­ное отно­ше­ние друг ко другу было важ­нее. Тут я понял, что кате­хи­за­ция нужна – чтобы были вот такие семьи. Я рас­ска­зал батюшке, он видит мои горя­щие глаза и гово­рит: «Надо делать».

Не так давно один зна­ко­мый свя­щен­ник спра­ши­вал меня, зачем это все. Я ему прямо отве­тил: «Вот я смотрю на наш при­ход около дома, за три года там пол­но­стью сме­ни­лись люди – они не оста­ются. А про­шед­шие через кате­хи­за­цию люди не исче­зают, они вместе».

 

Вам, если можно так ска­зать, повезло – Вы начи­нали с о. Виктором.

 

Об опыте приходской катехизации – Александр Бобенчук

Да, пона­чалу он сам в это очень активно вклю­чился, при­сут­ство­вал на всех встре­чах, гово­рил. Я думаю, что кате­хи­за­ция невоз­можна без свя­щен­ника, без хоро­шего кон­такта между кате­хи­за­то­ром и свя­щен­ни­ком ничего не полу­чится. Очень нужна связь с хра­мом. Но тут есть опас­ность: все-таки люди должны при­хо­дить не на батюшку, а на кате­хи­за­цию. В про­тив­ном слу­чае, пройдя кате­хи­за­цию, люди оста­нутся оди­ноч­ками, у них не будет чув­ства Церкви как еди­ного Тела Христова.

Поняв это, о. Вик­тор пере­стал посто­янно бывать, но с каж­дым инди­ви­ду­аль­ную работу вел.

 

Что делать, если на при­ходе кроме батюшки нет никого, кто бы мог взяться за это? Или наобо­рот, кто-то из мирян этим горит, но не знает, с чего начать?

 

Молиться об этом. Я думаю, что кате­хи­зи­ро­вать свя­щен­нику не совсем удобно: у него и обя­зан­но­стей много в отно­ше­нии уже име­ю­щейся паствы, и чело­веку внеш­нему бывает слож­нее открыться свя­щен­нику в каких-то вопро­сах – авто­ри­тет рабо­тает про­тив. Кроме того, свя­щен­ник не может посто­янно зани­маться воцер­ков­ля­ю­щи­мися, у кото­рых масса вопро­сов. А я им говорю: «Любое время дня и ночи – зво­ните, будем решать». Свя­щен­ник не может это потянуть.

Но при этом важно, чтобы огла­ша­е­мые чув­ство­вали осо­бое молит­вен­ное попе­че­ние со сто­роны свя­щен­ника. Это души, за кото­рые ведется борьба, реша­ется вопрос, оста­нутся ли они в Церкви, и за них надо крепко молиться.

 

Можно ли научиться быть катехизатором?

 

По кни­гам это не полу­чится, нужен опыт.

 

А где такой опыт приобрести? 

 

В этом-то и вопрос. Если много народу про­хо­дит кате­хи­за­цию, такой опыт при­об­ре­та­ется быстрее.

Но у нас не так много мест, где есть такой опыт, и нет учеб­ных заве­де­ний, где бы его акку­му­ли­ро­вали – кроме тех, что свя­заны с о. Геор­гием Кочет­ко­вым. Я через его уче­ни­ков полу­чал пер­вый опыт, но мы с самого начала были самостоятельны.

 

Не кажется ли Вам, что кате­хи­за­ция у о. Геор­гия при­во­дит к закры­то­сти, обособ­ле­нию? Все-таки это дви­же­ние поль­зу­ется неод­но­знач­ной репу­та­цией в Церкви, и даже те, кто о. Геор­гия раньше под­дер­жи­вал, сей­час с ним не общаются. 

 

С кате­хи­за­цией это не свя­зано, кате­ха­за­ция там выстро­ена серьезно, хотя и не явля­ется уни­вер­саль­ной. Напри­мер, по Евха­ри­стии несколько тео­ре­тично, сложно понять про­стым людям, в обла­сти этики нужно обнов­лять мно­гое. Но это дру­гой раз­го­вор – все­гда есть, что можно улучшить.

Что же каса­ется «закры­то­сти системы», то, еще раз повто­рюсь, это не с кате­хи­за­цией свя­зано. Не все­гда община о. Геор­гия была такой, мно­гое изме­ни­лось в начале двух­ты­сяч­ных. В ответ на запре­ти­тель­ные меры уси­ли­лась стро­гость, можно ска­зать, появи­лась почти армей­ская дис­ци­плина, и члены должны были дока­зать свою вер­ность. Кроме того, он все делал в оди­ночку, а это зара­нее создает пред­по­сылки для авторитарности.

Мне кажется, на сего­дня важно сле­ду­ю­щее ска­зать в отно­ше­нии выход­цев из общин о. Геор­гия. Если к какому-то свя­щен­нику при­хо­дит чело­век, про­шед­ший через о. Геор­гия Кочет­кова, его надо при­вет­ство­вать и при­ни­мать. Он уже риск­нул пойти про­тив «системы», и будет рад закре­питься в при­ходе. Этими людьми стоит зани­маться, обычно они ответ­ствен­ные, обра­зо­ван­ные, и гото­вые к тому, чтобы быть дела­те­лями – они могут стать ядром здо­ро­вой при­ход­ской общины, и тех же кур­сов катехизации.

 

Как начи­на­лась кате­хи­за­ция у вас, и как наби­ра­ются люди в новые группы?

 

Обычно тот, кто гото­вится стать кате­хи­за­то­ром, после про­хож­де­ния соб­ствен­ной кате­хи­за­ции пол­года участ­вует в новой группе как «мол­ча­щий веду­щий», наблю­дая за тем, как группу ведет опыт­ный кате­хи­за­тор. Но у меня такой воз­мож­но­сти не было. Вна­чале к нам при­ез­жали кате­хи­за­торы два раза в год, а в их отсут­ствие мне сразу при­шлось участ­во­вать в каче­стве веду­щего. Сей­час мы все делаем сво­ими силами, появи­лись свои кате­хи­за­торы. А инфор­ма­ция рас­про­стра­ня­ется про­сто через дру­зей, зна­ко­мых. Когда неве­ру­ю­щие люди видят, что их зна­ко­мые как-то меня­ются в луч­шую сто­рону, они начи­нают инте­ре­со­ваться, и так дохо­дят до нас.

Самое тяже­лое – это «запу­стить» народ на пре­до­гла­ше­ние. Больше всего про­блем достав­ляют уже «цер­ков­ные» люди. Их при­хо­дится пере­учи­вать. А лучше всего, когда кате­хи­за­ция начи­на­ется «с чистого листа».

 

Может пока­заться, что кате­хи­за­ция – это про­сто чте­ние лек­ций. Тогда можно ходить на кате­хи­за­цию, но вести совер­шенно инди­ви­ду­аль­ную жизнь, никого не зная из сосе­дей. Но, побы­вав на ваших груп­пах, я почув­ство­вал уди­ви­тель­ное един­ство между участ­ни­ками. Более того, они горят верой, горят Еван­ге­лием, горят Хри­стом. Как необ­хо­димо стро­ить курс кате­хи­за­ции для этого?

 

Насто­я­щее воцер­ко­в­ле­ние про­ис­хо­дит не бла­го­даря лек­циям, а бла­го­даря тому, что живые люди встре­ча­ются, делятся своим опы­том, а работу в душе совер­шает Бог.Человек дол­жен пере­жить встречу с Богом, чтобы его жизнь стала меняться. Мы создаем для этого усло­вия. И чело­век дол­жен при­кла­ды­вать уси­лия, ино­гда чем-то жерт­во­вать. Ска­жем, мы за пол­года объ­яв­ляем, что будет выезд на несколько дней, чтобы пожить при храме, участ­во­вать в цер­ков­ных служ­бах, инди­ви­ду­ально пооб­щаться с батюш­кой каж­дому без спешки. Люди рабо­тают, но я им говорю: «Молись, чтобы полу­чи­лось». Вот уже десять лет мы выез­жаем, и ни разу не было, чтобы у кого-то не полу­чи­лось. Хотя иску­ше­ния, конечно, бывают, но тут важна решимость.

О вза­и­мо­от­но­ше­ниях. Людям надо быть откры­тыми, но тогда в группе обя­за­тельно воз­ни­кают тре­ния. В каком-то смысле они необ­хо­димы, чтобы группа состо­я­лась. Если есть откры­тость, чело­век может при всей группе ска­зать почти то, что и на испо­веди. Если же у него не будет бра­тьев и сестер, кото­рым он может открыться, он нико­гда не ста­нет само­сто­я­тель­ным в Церкви, все­гда будет вести «поло­вин­ча­тую» жизнь.

 

Что обычно вхо­дит в Вашу про­грамму кате­хи­за­ции, чем Вы ее наполняете?

 

К раз­ной ауди­то­рии дол­жен быть раз­ный под­ход. Одно дело – это интел­ли­гент­ная ауди­то­рия города, дру­гое – бабушки про­вин­ции. Я иду обычно от кон­крет­ной группы, кон­крет­ных людей.

Точно можно ска­зать, что не стоит пере­гру­жать людей. Напри­мер, если при кате­хи­за­ции мы будем гово­рить про помест­ные церкви, это не усво­ится. Лучше отло­жить, чтобы после отдельно встре­чаться, сде­лать про­дви­ну­тый курс.

Можно обо­зна­чить три направ­ле­ния кате­хи­за­ции: литур­ги­че­ская жизнь, лич­ная молитва и про­жи­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния. Здесь не может быть чего-то, что будет рабо­тать все­гда. Ска­жем, если гово­рить о лич­ной молитве, то я пред­ла­гаю что-то про­стое, но вся­кий раз по-раз­ному бывает. Напри­мер, если пред­ло­жить по вла­дыке Анто­нию Сурож­скому неко­то­рое время поси­деть в тишине, то на одной группе это рабо­тает, на дру­гой – нет.

Самое глав­ное, чтобы меня­лась жизнь по запо­ве­дям. В древ­но­сти чело­век был на виду, и поэтому месяца огла­ше­ния было доста­точно, чело­век за это время про­ве­рялся. Сей­час, мне кажется, должно про­хо­дить больше вре­мени, чтобы за чело­ве­ком пона­блю­дать. У чело­века должна про­изойти встреча со Хри­стом. Если ни раньше, ни в про­цессе кате­хи­за­ции ее не было, потом будут про­блемы. Кате­хи­за­тор – это глаза, он дол­жен видеть каждого.

 

Как Вы видите пер­спек­тивы кате­хи­за­ции в Церкви?

 

В одной из про­по­ве­дей моего духов­ника я услы­шал сле­ду­ю­щее: в умах мно­гих веру­ю­щих при­сут­ствует рели­ги­оз­ный туман, и осо­бенно у ново­на­чаль­ных. Про­дол­жая эту тему, отмечу, что спу­стя пят­на­дцать лет мало что изме­ни­лось. Чело­век, испы­ты­ва­ю­щий духов­ную жажду, кида­ется в пучину рели­ги­оз­ной лите­ра­туры и дру­гой инфор­ма­ции – выстра­и­вает свой путь спа­се­ния в оди­ночку. В резуль­тате про­ис­хо­дит сме­ше­ние «твер­дой пищи» и «мла­ден­че­ской», глав­ное ста­но­вится вто­ро­сте­пен­ным, и наобо­рот. Итог – рели­ги­оз­ный туман. Вспо­ми­наю вось­мую главу Дея­ний, где апо­стол Филипп на вопрос «Пони­ма­ешь ли то, что чита­ешь?», услы­шал: «Как могу понять без помощи зна­ю­щего чело­века?» В этом одно из сущ­ност­ных про­яв­ле­ний нашей апо­столь­ской церкви – вво­дить чело­века в Цер­ковь. Какая пер­спек­тива у кате­хи­за­ции? Самая неожи­дан­ная: она помо­жет Церкви выжить! Храмы мы вос­ста­но­вили, теперь нужно вос­ста­нав­ли­вать чело­века, что не было сде­лано в начале девя­но­стых. Будем спе­шить, ибо дни лукавы.

 

Бесе­до­вал В. Стре­лов, редак­тор пор­тала www.predanie.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки