Особенности этапа Просвещения у тяжелобольных, психически больных и умирающих катехуменов – Светлана Сонина

Особенности этапа Просвещения у тяжелобольных, психически больных и умирающих катехуменов – Светлана Сонина


Цель нашего сооб­ще­ния – про­ана­ли­зи­ро­вать осо­бен­но­сти глав­ного ядра огла­ше­ния тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих. Как уже пока­зал о. Геор­гий Кочет­ков в своем докладе, глав­ным ядром огла­ше­ния явля­ется его вто­рой этап, этап про­све­ще­ния, когда чело­век непо­сред­ственно гото­вится к Кре­ще­нию или воцерковлению.

Свет­лана Сонина, Свято-Фила­ре­тов­ский институт

Цель нашего сооб­ще­ния – про­ана­ли­зи­ро­вать осо­бен­но­сти глав­ного ядра огла­ше­ния тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих. Как уже пока­зал о. Геор­гий Кочет­ков в своем докладе, глав­ным ядром огла­ше­ния явля­ется его вто­рой этап, этап про­све­ще­ния, когда чело­век непо­сред­ственно гото­вится к Кре­ще­нию или воцер­ко­в­ле­нию1).

Нам необ­хо­димо обо­зреть как опыт древ­ней церкви, так и совре­мен­ный опыт, уви­деть, есть ли осо­бый под­ход к про­све­ще­нию боль­ных и уми­ра­ю­щих, насколько этот опыт опи­сан, на что мы можем опи­раться в своем ана­лизе. Далее нам нужно отве­тить на сле­ду­ю­щие вопросы:

  • Каковы гра­ницы вто­рого этапа огла­ше­ния боль­ных и уми­ра­ю­щих? Что тре­бу­ется для того, чтобы начи­нать вто­рой этап огла­ше­ния и когда его можно счи­тать завершенным?
  • Как изме­ня­ется дли­тель­ность и основ­ное содер­жа­ние вто­рого этапа в этих случаях?
  • Как изме­ня­ются соот­вет­ству­ю­щие молит­вен­ные чины?
  • Какие тре­бо­ва­ния могут предъ­яв­ляться к тяже­ло­боль­ным, пси­хи­че­ски боль­ным и уми­ра­ю­щим катехуменам?
  • Есть ли осо­бые тре­бо­ва­ния к кате­хи­за­то­рам, пору­чи­те­лям и всем участ­ни­кам огла­си­тель­ного процесса?
  • Как изме­ня­ется харак­тер и форма про­ве­де­ния огла­си­тель­ных встреч? Какие акценты дела­ются в кате­хи­за­ции таких катехуменов?

Цер­ковь с древ­но­сти при­ни­мала в свое лоно каж­дого чело­века, ищу­щего Бога и стре­мя­ще­гося жить по-боже­ски. Вера Церкви в чело­века выра­жа­лась и в том, что каж­дый счи­тался достой­ным науче­ния, не кре­стили неве­ру­ю­щих. Это зафик­си­ро­вано в цер­ков­ных кано­нах (см. 78 пра­вило VI Все­лен­ского собора и 46 пра­вило Лаоди­кий­ского собора)2). Цер­ковь пони­мала, что болезнь или пред­смерт­ное состо­я­ние вли­яют на пол­ноту усво­е­ния спа­си­тель­ных даров таин­ства Про­све­ще­ния, но не исклю­чают саму воз­мож­ность пока­я­ния и воз­рож­де­ния чело­века. У учи­те­лей древ­ней церкви мы не нахо­дим све­де­ний, что боль­ные и уми­ра­ю­щие выде­ля­ются в осо­бую группу катеху­ме­нов; не даются и спе­ци­аль­ные реко­мен­да­ции по огла­ше­нию таких людей3). Есть общая реко­мен­да­ция: в деле науче­ния сооб­ра­зо­ваться с умствен­ными спо­соб­но­стями, уров­нем обра­зо­ва­ния, вос­при­им­чи­во­стью слу­ша­ю­щих4). К тем, кто не обла­дает доста­точ­ными умствен­ными спо­соб­но­стями, тре­бу­ется про­явить бoль­шую любовь и тер­пе­ние5). Блж. Авгу­стин при­зы­вает кате­хи­за­тора упо­до­биться Хри­сту в любви к непо­нят­ли­вому катеху­мену. Если же катеху­мен про­яв­ляет край­нюю сте­пень невос­при­им­чи­во­сти, Авгу­стин сове­тует «кратко про­бе­жать осталь­ное и вби­вать, пугая буду­щим судом, самое необ­хо­ди­мое: о един­стве Пра­во­сла­вия, об иску­ше­ниях, о хри­сти­ан­ском образе жизни», «больше гово­рить о нем [т.е. невос­при­им­чи­вом слу­ша­теле] Богу, чем ему о Боге»6). Когда огла­ша­е­мый вни­мает уве­ща­ниям, обра­ща­ется и, по мере своих сил, дела­ется лучше, то его можно посвя­щать в таин­ства7). В слу­чае тяже­лой болезни или угрозы смерти кате­хи­за­ция сокра­ща­лась, но каноны тре­бо­вали обя­за­тель­ного вос­пол­не­ния науче­ния, если такой чело­век выздо­ро­веет (см. 47 пра­вило Лаоди­кий­ского собора)8). Нельзя было кре­стить не только неве­ру­ю­щего, но и бес­но­ва­того, одер­жи­мого чело­века (Тим. 2)9). Ничего более о кате­хи­за­ции боль­ных и уми­ра­ю­щих в древ­ней церкви мы ска­зать не можем.

В совре­мен­ной церкви мы знаем несколько при­ме­ров систе­ма­ти­че­ского под­хода к кате­хи­за­ции боль­ных и уми­ра­ю­щих. В като­ли­че­ской церкви есть утвер­жден­ный папой Пав­лом VI Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых, кото­рый вклю­чает в себя упро­щен­ную его форму, исполь­зу­е­мую в том числе для боль­ных, и крат­кий вари­ант, кото­рый исполь­зу­ется в слу­чае смер­тель­ной опас­но­сти10). Мы не соби­рали све­де­ний, как осу­ществ­ля­ется кате­хи­за­ция боль­ных и уми­ра­ю­щих в про­те­стант­ских дено­ми­на­циях и в дру­гих пра­во­слав­ных церк­вах, кроме РПЦ. В РПЦ дви­же­ние к тому, чтобы не кре­стить без науче­ния и вос­пол­нять науче­ние для тех, кто кре­щен, но не научен, только начи­на­ется. Поэтому соборно утвер­жден­ного, раз­ра­бо­тан­ного под­хода к науче­нию как нор­маль­ных, так и осо­бен­ных катеху­ме­нов еще не суще­ствует. Часто под воцер­ко­в­ле­нием боль­ных и уми­ра­ю­щих пони­ма­ется непо­сред­ствен­ная под­го­товка к таин­ствам без науче­ния. Нам известно, что есть опыт дли­тель­ной кате­хи­за­ции боль­ных в одном из при­хо­дов в Киеве. К сожа­ле­нию, на дан­ный момент об этом опыте нам известно только то, что по срав­не­нию с нор­маль­ной кате­хи­за­цией, кото­рая про­во­дится от 1 года до 3 лет, кате­хи­за­ция боль­ных сокра­ща­ется до 3–6 меся­цев11). Наи­бо­лее полно воз­мож­ный под­ход к кате­хи­за­ции боль­ных и уми­ра­ю­щих изло­жен в маги­стер­ской дис­сер­та­ции свящ. Геор­гия Кочет­кова12). В согла­сии с прин­ци­пами, изло­жен­ными в этой дис­сер­та­ции, про­во­дится кате­хи­за­ция в Пре­об­ра­жен­ском брат­стве. Кроме этого мы можем опи­раться в своем ана­лизе на беседы митр. Анто­ния (Блума)13) и на работы пра­во­слав­ных пси­хи­ат­ров Д. Е. Меле­хова14), Б. А. Вос­кре­сен­ского15), то есть на пас­тыр­ский и вра­чеб­ный опыт, кото­рый необ­хо­димо учи­ты­вать кате­хи­за­тору. Мы будем, в первую оче­редь, уде­лять вни­ма­ние пра­во­слав­ному опыту, как более зна­чи­мому для нас.

Важно заме­тить, что в насто­я­щее время часто при­хо­дится гото­вить уже кре­щен­ных людей, но непро­све­щен­ных, не научен­ных вере и жизни по вере, к воцер­ко­в­ле­нию, созна­тель­ному уча­стию в таин­ствах. Это каса­ется как здо­ро­вых катеху­ме­нов, так и боль­ных. Кате­хи­за­ция таких людей, как пра­вило, не отли­ча­ется от кате­хи­за­ции некре­щен­ных16). Нередки также слу­чаи, когда на кате­хи­за­цию при­хо­дит чело­век, кото­рый уже регу­лярно при­ча­ща­ется без науче­ния и пони­ма­ния, в чем он участвует.

Гра­ницы вто­рого этапа огла­ше­ния тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих. От чело­века, при­сту­па­ю­щего к про­све­ще­нию, как мини­мум нужно тре­бо­вать, чтобы он не совер­шал эти­че­ских смерт­ных гре­хов (не был пре­лю­бо­деем, любо­деем, идо­ло­по­клон­ни­ком и т.п.). Под­го­товка к кре­ще­нию (воцер­ко­в­ле­нию) может быть завер­шена, когда у катеху­мена есть вера в Еди­ного Бога и во Хри­ста и пока­я­ние, осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти и жела­ние от нее изба­виться17). Кано­ни­че­ские огра­ни­че­ния древ­ней церкви не поте­ряли своей акту­аль­но­сти и сего­дня: нельзя кре­стить (или воцер­ков­лять) не только неве­ру­ю­щего18), но и одер­жи­мого. Также нельзя кре­стить чело­века, нахо­дя­ще­гося в бес­со­зна­тель­ном состо­я­нии или чело­века, не име­ю­щего чело­ве­че­ского облика19).

Дли­тель­ность и содер­жа­ние вто­рого этапа огла­ше­ния. Если есть необ­хо­ди­мость сокра­щать цер­ков­ное науче­ние, то тра­ди­ци­онно сокра­ща­ется, прежде всего, пер­вый этап (кате­хи­за­ция слу­ша­ю­щих) и тре­тий этап (таин­ство­вод­ство), о чем уже было ска­зано в сооб­ще­нии о. Геор­гия Кочет­кова. Вто­рой этап, за исклю­че­нием самых тяже­лых слу­чаев, не сокра­ща­ется. Дли­тель­ность этапа про­све­ще­ния в несо­кра­щен­ном вари­анте может быть от 6 недель (совре­мен­ная като­ли­че­ская цер­ковь)20) до 8 недель (Пре­об­ра­жен­ское брат­ство)21). Вто­рой этап может не сокра­щаться, но упро­щаться. Напри­мер, сохра­ня­ются основ­ные тема­ти­че­ские беседы (о Боге и тво­ре­нии, заве­тах чело­века с Богом, гре­хо­па­де­нии и исто­рии спа­се­ния), а вспо­мо­га­тель­ные (о каноне Свя­щен­ного писа­ния, бого­слу­же­нии, исто­рии церкви и т.п.) опус­ка­ются. Разъ­яс­ня­ется молитва Гос­подня, еван­гель­ские бла­жен­ства, Сим­вол веры (пока без вхож­де­ния в дог­ма­тику, кериг­ма­ти­че­ски, то, что зафик­си­ро­вано в дог­ма­тах, назы­ва­ется, но не объ­яс­ня­ется)22). Усво­е­ние зна­ний может быть затруд­нено, поэтому объем науче­ния надо мини­ми­зи­ро­вать, по воз­мож­но­сти избе­гая труд­ных мест и слож­ных форм изло­же­ния23). Если науче­ние нужно сокра­тить до одной-двух бесед, то катеху­мену важно ска­зать о гре­хо­па­де­нии, при­чине зла и греха в мире, об исце­ле­нии от греха, спа­се­нии через веру во Хри­ста и при­об­ще­нии к Его жизни, и в связи с этим – о зна­че­нии таин­ства Кре­ще­ния24).

Литур­ги­че­ская часть про­све­ще­ния тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и умирающих

Чины огла­ше­ния про­све­ща­е­мых в пра­во­слав­ной церкви состоят из 3 частей. Пер­вая часть – молитва «во еже сотво­рити огла­шен­ного», на начало про­све­ще­ния. Вто­рая часть – три запре­ти­тель­ные молитвы на дья­вола (экзор­цизмы), кото­рые могут неод­но­кратно повто­ряться во время этапа про­све­ще­ния, и так назы­ва­е­мая «чет­вер­тая молитва», кото­рая чита­ется один раз непо­сред­ственно перед при­не­се­нием кре­щаль­ных обе­тов. Тре­тья часть – это чин отре­че­ния от сатаны и соче­та­ния со Хри­стом (при­не­се­ние кре­щаль­ных обе­тов)25). Этому чину может пред­ше­ство­вать спе­ци­аль­ная молит­венно-пока­ян­ная встреча и испо­ведь за всю жизнь26).

Молитва на начало про­све­ще­ния, «чет­вер­тая молитва», а также чин отре­че­ния и соче­та­ния совер­ша­ются только над некре­щен­ными, кре­щен­ные катеху­мены могут при­сут­ство­вать при совер­ше­нии этих молитв и, тем самым, вос­пол­нять соб­ствен­ное кре­ще­ние. Экзор­цизмы воз­можно читать и над уже кре­щен­ными, но непри­ча­ща­ю­щи­мися катеху­ме­нами. В слу­чае, когда катеху­мен не только болен, но и одер­жим чуж­дыми духами сомне­ния, неве­рия, страха, раз­дво­ен­но­сти, экзор­цизмы имеют осо­бое зна­че­ние27). Молит­венно-пока­ян­ная встреча и испо­ведь за всю жизнь воз­можны как для кре­щен­ных, при­ча­ща­ю­щихся, так и для некре­щен­ных28).

Если все про­све­ще­ние вме­сте с самим Кре­ще­нием совер­ша­ется за один или несколько дней, тогда из чинов можно оста­вить только «чет­вер­тую молитву», молит­венно-пока­ян­ную встречу с испо­ве­дью за всю жизнь и тре­тью часть – чин отре­че­ния и соче­та­ния29).

Объем чинов зави­сит также от состо­я­ния катеху­мена30). Каж­дый кате­хи­за­тор дол­жен быть готов к тому, чтобы в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти совер­шить кре­ще­ние кратко без пред­ва­ри­тель­ных чинов. Если кате­хи­за­тор – миря­нин и есть опас­ность, что катеху­мен не смо­жет дождаться свя­щен­ника, необ­хо­димо совер­шить кре­ще­ние мирян­ским чином.

Важно, чтобы молитвы совер­ша­лись на понят­ном для катеху­мена языке, а все чины совер­ша­лись при уча­стии чле­нов цер­ков­ного собра­ния. В чинах като­ли­че­ской церкви осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ется сви­де­тель­ству вер­ных о том, что катеху­мены достойны посвя­ще­ния и Кре­ще­ния31).

Отдельно стоит ска­зать о воз­мож­но­сти про­ве­де­ния испо­веди за всю жизнь для безъ­языч­ных. Отсут­ствие речи у про­све­ща­е­мого не явля­ется непре­одо­ли­мым пре­пят­ствием для совер­ше­ния испо­веди. В «Учеб­нике для сестер мило­сер­дия…» и в «Настоль­ной книге свя­щен­но­слу­жи­теля» есть ука­за­ния, как совер­шать такую испо­ведь32). В опыте Пре­об­ра­жен­ского брат­ства были слу­чаи как про­ве­де­ния испо­веди за всю жизнь про­све­ща­е­мой, утра­тив­шей речь в резуль­тате болезни, так и про­ве­де­ния регу­ляр­ной испо­веди моло­дых людей с пси­хи­че­скими забо­ле­ва­ни­ями, кото­рые нико­гда не вла­дели про­из­воль­ной речью. Во всех этих слу­чаях пока­я­ние было дей­ствен­ным и пло­до­твор­ным. Сви­де­тель­ства об испо­веди безъ­языч­ных можно найти и в Интер­нете33).

Тре­бо­ва­ния к катеху­ме­нам. Мини­маль­ные тре­бо­ва­ния мы обо­зна­чили, когда гово­рили о гра­ни­цах вто­рого этапа огла­ше­ния (с самого начала про­све­ще­ния – отсут­ствие эти­че­ских смерт­ных гре­хов, в конце – вера в Еди­ного Бога и во Хри­ста, мини­маль­ное пока­я­ние, т.е. осо­зна­ние своей гре­хов­но­сти и жела­ние от нее осво­бо­диться). В зави­си­мо­сти от состо­я­ния катеху­мена тре­бо­ва­ния могут при­бли­жаться к тем, что предъ­яв­ля­ются к здо­ро­вым катеху­ме­нам: еже­днев­ная лич­ная молитва, еже­не­дель­ное уча­стие в цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, посе­ще­ние огла­си­тель­ных встреч, чте­ние Писа­ния и духов­ной лите­ра­туры по про­грамме, пока­я­ние и исправ­ле­ние жизни (напри­мер, через состав­ле­ние и испол­не­ние лич­ных эти­че­ских запо­ве­дей), посиль­ный пост, заучи­ва­ние наизусть Сим­вола веры, молитвы Гос­под­ней, еван­гель­ских бла­женств и 10 запо­ве­дей Мои­сея34). В пол­ном объ­еме эти тре­бо­ва­ния могут быть при­ме­нимы ко мно­гим пси­хи­че­ски боль­ным (конечно, не в ста­дии обостре­ния болезни).

В като­ли­че­ской церкви упро­щен­ный чин посвя­ще­ния совер­ша­ется при усло­вии, что катеху­мен доста­точно настав­лен в вере и участ­вует в жизни общины, а при совер­ше­нии крат­кого чина жела­ю­щий кре­ститься дает обе­ща­ние вос­пол­нить кате­хи­за­цию в слу­чае выздо­ров­ле­ния или вос­ста­нов­ле­ния сил35).

Тре­бо­ва­ния к кате­хи­за­тору, помощ­ни­кам, пору­чи­те­лям. От всех участ­ни­ков огла­си­тель­ного про­цесса тре­бу­ется осо­бый такт, дели­кат­ность, вни­ма­ние к катеху­мену, трез­вен­ность36). Тре­бу­ется пре­одо­ле­вать чув­ство брезг­ли­во­сти, если оно воз­ни­кает37). Если кате­хи­за­тор не имеет доста­точно вре­мени, тер­пе­ния, сил для огла­ше­ния тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих, лучше про­сить помощи, не браться самому за это дело38). Трез­вен­ность кате­хи­за­тора, пору­чи­те­лей и помощ­ни­ков должна про­яв­ляться в адек­ват­ном отно­ше­нии к состо­я­нию катеху­мена и меди­цин­ской помощи, когда она тре­бу­ется, как тра­ди­ци­он­ной, так и нетра­ди­ци­он­ной. Важно, чтобы сред­ства лече­ния не про­ти­во­ре­чили по духу хри­сти­ан­ским, т.е. не были маги­че­скими, кол­дов­скими, зна­хар­скими39). Необ­хо­димо знать диа­гноз боль­ного, осо­бен­но­сти тече­ния забо­ле­ва­ния, воз­мож­ный прогноз.

Воз­рас­тает роль пору­чи­те­лей в под­го­товке к кре­ще­нию (воцер­ко­в­ле­нию) тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих. Имеют зна­че­ние духовно-душев­ные, цер­ков­ные каче­ства пору­чи­те­лей, мера их ответ­ствен­но­сти и под­го­тов­лен­но­сти. В слож­ных слу­чаях кате­хи­за­тору при­хо­дится дове­рять сви­де­тель­ству пору­чи­теля больше, чем сво­ему впе­чат­ле­нию или меди­цин­ским дан­ным. Поэтому тре­бу­ется, чтобы кате­хи­за­тор уде­лял осо­бое вни­ма­ние пору­чи­те­лям40). Несо­гла­со­ван­ность дей­ствий участ­ни­ков огла­си­тель­ного про­цесса может быть опасна.

Осо­бен­но­сти харак­тера и формы про­ве­де­ния огла­си­тель­ных встреч. Осо­бые акценты в кате­хи­за­ции тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и умирающих.

Под­го­товка к кре­ще­нию (воцер­ко­в­ле­нию) в этих слу­чаях ста­но­вится пре­дельно лич­ной и щадя­щей внеш­ние силы чело­века41). Нужно все­гда сле­дить за появ­ле­нием пер­вых при­зна­ков пере­воз­буж­де­ния или пере­утом­ле­ния42). Необ­хо­димо учи­ты­вать не только состо­я­ние катеху­мена, но и обсто­я­тель­ства его жизни, воз­мож­но­сти кате­хи­за­тора и помощ­ни­ков. Огла­ше­ние должно про­ис­хо­дить более дина­мично, трез­венно-радостно, с боль­шим акцен­том на свет­лой цели, на надежде и ее дей­ствии, и уже в связи с этим – на необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния43).

Для уми­ра­ю­щего воз­можны только инди­ви­ду­аль­ные беседы, для тяже­ло­боль­ных, как пра­вило, тоже. Пси­хи­че­ски боль­ные могут хорошо про­хо­дить кате­хи­за­цию в группе, если они не раз­ру­шают группу или не нахо­дятся в состо­я­нии обостре­ния. Если боль­ных в группе несколько, тре­бу­ется уде­лять осо­бое вни­ма­ние каж­дому44). Для осо­бых катеху­ме­нов больше под­хо­дит спе­ци­аль­ная группа, где про­грамма адап­ти­ро­вана к их воз­мож­но­стям. В отдель­ных слу­чаях воз­можно про­све­ще­ние в группе обыч­ных катеху­ме­нов, но с инди­ви­ду­аль­ным под­хо­дом к боль­ному человеку.

Особо труд­ным слу­чаем явля­ется огла­ше­ние «безъ­языч­ных» – немых, глу­хо­не­мых или дру­гих тяже­ло­боль­ных и уми­ра­ю­щих, нахо­дя­щихся в ясном созна­нии, но не име­ю­щих воз­мож­но­стей что-либо выра­зить сло­вами. В таком слу­чае для нала­жи­ва­ния кон­такта тре­бу­ются еще спе­ци­аль­ные зна­ния. Тре­бу­ется про­по­ве­до­вать Слово без вза­им­ного слова, для такой про­по­веди необ­хо­димо твор­че­ски искать раз­ные воз­мож­но­сти. Тре­бу­ется «тер­пе­ливо нала­жи­вать живое обще­ние уве­ро­вав­шего чело­века с Богом и Цер­ко­вью на языке хотя бы … услов­ных жестов или иных зна­ков, не допус­ка­ю­щих дву­смыс­лен­но­сти в глав­ном». К безъ­языч­ному нельзя отно­ситься как к бесло­вес­ному, как к чело­ве­ко­об­раз­ному суще­ству. Если это чело­век взрос­лый, нельзя отно­ситься к нему и как к мла­денцу, неза­ви­симо от уровня его интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия или нали­чия у него внеш­ней речи45). Нужно пом­нить, что силу имеет не только слово, но и мол­ча­ние, что воз­можно обще­ние «по ту сто­рону слов», от сердца к сердцу46). Осо­бое зна­че­ние такое обще­ние при­об­ре­тает не только для безъ­языч­ных, но и для вся­кого боль­ного, умирающего.

В слу­чае тяже­лых болез­ней кате­хи­за­тору важно знать, изле­чима ли болезнь, не при­во­дит ли она к урод­ству или к серьез­ным огра­ни­че­ниям в насто­я­щем или буду­щем в семей­ной, соци­аль­ной, про­фес­си­о­наль­ной, цер­ков­ной жизни боль­ного. Если подоб­ные огра­ни­че­ния суще­ственны, тре­бу­ется помочь боль­ному пре­одо­леть ком­плекс непол­но­цен­но­сти, тща­тельно объ­яс­нив ему, что пол­нота чело­ве­че­ской жизни про­ис­те­кает в первую оче­редь от пол­ноты бла­го­дати Духа Свя­того. Нельзя допус­кать, чтобы целью кре­ще­ния (воцер­ко­в­ле­ния) боль­ного были только цели­тель­ские мотивы. Боль­ному надо дать понять, что мы верим во все­мо­гу­ще­ство Божие, но не свое, и наде­емся на Божью милость47). Важно при­ло­жить осо­бые уси­лия, чтобы раз­убе­дить боль­ного в том, что он стал обу­зой для всех48). Пока­я­ние боль­ного часто затруд­нено, также оно может быть слиш­ком аффек­тив­ным, внешне эмо­ци­о­наль­ным, неглу­бо­ким или абстракт­ным. Поэтому боль­ному тре­бу­ется осо­бая помощь в под­го­товке и совер­ше­нии пока­я­ния, чтобы его пока­я­ние было мак­си­мально пол­ным, истин­ным и искрен­ним49).

Если огла­ша­ется уми­ра­ю­щий, нужно помочь ему пере­жить опыт бого­об­ще­ния, соеди­ниться со Хри­стом уже в этой жизни, чтобы в таком еди­не­нии обре­сти веч­ность50). Важно помочь уми­ра­ю­щему при­ми­риться с Богом и ближ­ними, осво­бо­диться через пока­я­ние от всего, что тяго­тит его совесть51). Жела­тельно, чтобы кате­хи­за­тор знал, какие фазы про­хо­дит чело­век в пред­смерт­ном состо­я­нии52). В обще­нии с уми­ра­ю­щим осо­бенно важны нето­роп­ли­вость, уме­ние выслу­шать, помол­чать53). Тем, кто помо­гает уми­ра­ю­щему под­го­то­виться к кре­ще­нию (воцер­ко­в­ле­нию) хорошо до конца сопро­вож­дать его бла­го­дат­ной молит­вой и обще­нием54).

Когда огла­ша­ется пси­хи­че­ски боль­ной, осо­бенно важно раз­ли­чать про­яв­ле­ния душев­ной болезни и болезни духа, одер­жи­мо­сти55). Уста­но­вить раз­ли­чие между бес­но­ва­нием или иной духов­ной болез­нью и пси­хо­па­то­ло­гией очень трудно. Чело­век может быть пси­хи­че­ски боль­ным, но духовно здо­ро­вым. Кри­те­ри­ями духов­ного здо­ро­вья, по свт. Фео­фану Затвор­нику, явля­ются жажда Бога, бла­го­го­ве­ние и страх Божий, совесть, при­во­дя­щая к пока­я­нию56). Бывает и обрат­ная ситу­а­ция, когда чело­век пси­хи­че­ски здо­ров, а духовно болен, одер­жим57). По мне­нию свящ. Геор­гия Кочет­кова, о бес­но­ва­нии можно гово­рить в том слу­чае, когда источ­ник зла, нахо­дя­щийся в сердце чело­века, ста­но­вится посто­ян­ным и отрав­ляет все его суще­ство58).

Нужно учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти харак­тера и тем­пе­ра­мента людей, пом­нить, что чело­век сво­бо­ден только в духов­ной сфере и созна­тель­ном выборе пути к Богу или отвер­же­нии Его, но в сфере душев­ной он детер­ми­ни­ро­ван59).

Важно раз­ли­чать пси­хи­че­ски боль­ных людей и пси­хи­че­ски болез­нен­ных, не обла­да­ю­щих устой­чи­вой пси­хи­кой. Пси­хо­бо­лез­нен­ность нужно учи­ты­вать как труд­ность про­ти­во­ре­чи­вого харак­тера60), а пси­хи­че­скую болезнь еще нужно лечить. Когда такое лече­ние необ­хо­димо, важно вовремя реко­мен­до­вать катеху­мену обра­титься к врачу61). В слу­чае пси­хи­че­ской болезни нужно учи­ты­вать сте­пень пора­же­ния, рас­про­стра­не­ние забо­ле­ва­ния (гене­ра­ли­за­цию), соот­но­ше­ние рели­ги­оз­ных пере­жи­ва­ний и болезни62). Если рели­ги­оз­ные пере­жи­ва­ния могут спро­во­ци­ро­вать обостре­ние забо­ле­ва­ния, то кате­хи­за­цию необ­хо­димо отло­жить. Кате­хи­за­тору нужно не только направ­лять катеху­мена к врачу, если необ­хо­димо лече­ние, но и самому дей­ство­вать в согла­сии с вра­чом, т.к. врач может под­ска­зать, на что обра­щать вни­ма­ние при раз­лич­ных рас­строй­ствах. Бывают слу­чаи, когда кате­хи­за­цию не уда­ется про­ве­сти еди­ным цик­лом, ее при­хо­дится пре­ры­вать на время обостре­ния и воз­об­нов­лять в ста­дии ремиссии.

Для воцер­ко­в­ле­ния пси­хи­че­ски боль­ных боль­шое зна­че­ние имеют физи­че­ский труд, дру­же­ское обще­ние с веру­ю­щими людьми, уча­стие в бого­слу­же­ниях, твор­че­ство63).

Особо труд­ный слу­чай – воцер­ко­в­ле­ние людей с серьез­ными нару­ше­ни­ями пси­хи­че­ского и интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия. Очень часто под их воцер­ко­в­ле­нием под­ра­зу­ме­вают соци­а­ли­за­цию в хри­сти­ан­ском кон­тек­сте. Рас­смат­ри­вают вопросы, как помочь семье такого чело­века, как вклю­чить его и его семью в обще­ние, в жизнь цер­ков­ного собра­ния, как обсуж­дать с такими людьми еван­гель­ские сюжеты, спо­соб­ство­вать их уча­стию в таин­ствах. Уде­ля­ется вни­ма­ние педа­го­ги­че­ским про­бле­мам64). Почти ничего не гово­рится о том, как помочь такому чело­веку воз­рас­тать в вере, вхо­дить в дух и смысл Еван­ге­лия, цер­ков­ных таинств, исправ­лять жизнь, совер­шен­ство­ваться в молитве. В тру­дах Жана Ванье боль­шой акцент дела­ется на любви к сла­бым и при­ня­тии каж­дого чело­века таким, какой он есть, о воз­мож­но­стях духов­ного роста Жан Ванье гово­рит в связи с созда­нием атмо­сферы любви и дове­рия65). На наш взгляд, недо­ста­точно быть только вни­ма­тель­ными, любя­щими, бла­го­дар­ными наблю­да­те­лями про­ис­хо­дя­щего, под­дер­жи­ва­ю­щими вся­кое доб­рое изме­не­ние, вся­кое дви­же­ние к воцер­ко­в­ле­нию. Воз­можно и нужно направ­лять про­цесс воцер­ко­в­ле­ния людей с выра­жен­ными пси­хи­че­скими и интел­лек­ту­аль­ными нару­ше­ни­ями. В таких слу­чаях трудно гово­рить о целост­ном и после­до­ва­тель­ном про­ве­де­нии огла­ше­ния, пусть даже сокра­щен­ном и упро­щен­ном. Однако это не озна­чает, что Про­све­ще­ние чело­века невоз­можно. Как пра­вило, оно не огра­ни­чено вре­мен­ными рам­ками, длится всю жизнь. Также невоз­можно раз­де­лить здесь пер­вый и вто­рой этап огла­ше­ния, в таком науче­нии могут быть эле­менты того и дру­гого одно­вре­менно, хотя в боль­шей сте­пени можно гово­рить о пер­вом этапе, огла­ше­нии «слу­ша­ю­щих». Все это может про­ис­хо­дить одно­вре­менно с уча­стием чело­века в жизни церкви и таин­ствах (пока­я­ния, Евха­ри­стии, при необ­хо­ди­мо­сти – Елео­освя­ще­ния), при чем, и уча­стие в жизни церкви, и уча­стие в таин­ствах здесь осо­бенно бла­го­датно и цели­тельно. Конечно, таин­ство­вод­ство в таких слу­чаях невоз­можно, но под­го­товка к уча­стию в таин­ствах необ­хо­дима и воз­можна. Часто такие люди осо­бенно вос­при­им­чивы к духу, поэтому важна духов­ная атмо­сфера, состо­я­ние духа тех, кто помо­гает чело­веку в воцер­ко­в­ле­нии. Воз­мож­но­сти для науче­ния через слово бывают сильно огра­ни­чены, но все­гда воз­можно науче­ние через опыт­ное пере­жи­ва­ние. Для при­об­ре­те­ния доб­рых навы­ков важна регу­ляр­ность и повто­ря­е­мость, когда изо дня в день при­хо­дится совер­шать одно и то же. Также имеет зна­че­ние сила как еван­гель­ского, так и худо­же­ствен­ного или музы­каль­ного слова и образа, кра­сота и гар­мо­ния66). В науче­нии акцент дела­ется как на нрав­ствен­ных, эти­че­ских момен­тах, так и на образе Хри­ста, обра­щен­но­сти каж­дого веру­ю­щего ко Хри­сту и Богу Отцу.

Сле­дует учи­ты­вать, что при неко­то­рых забо­ле­ва­ниях (напри­мер, при тяже­лой форме аутизма или шизо­фре­нии с ран­него дет­ства) бывают слу­чаи, когда чело­век не гово­рит, внешне ведет себя как глу­боко умственно отста­лый, при этом обла­дает бога­той внут­рен­ней речью и высо­ким уров­нем интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия, поз­во­ля­ю­щим пости­гать не только про­стое науче­ние, но и слож­ное науч­ное зна­ние. В таких слу­чаях нужно учи­ты­вать одно­вре­менно и уро­вень пове­де­ния чело­века (к такому чело­веку при­ме­нимо мно­гое из того, что ска­зано в преды­ду­щем абзаце), и уро­вень его интел­лекта и внут­рен­ней речи. Можно пред­по­ло­жить, что для такого чело­века воз­можно осво­е­ние всех трех эта­пов огла­ше­ния без сокра­ще­ния и упро­ще­ния. Осо­бая задача в дан­ном слу­чае – найти форму, чтобы чело­век мог про­явить свою сло­вес­ность вовне. Это воз­можно как через письмо или печа­та­ние тек­ста, так и через систему осо­бых зна­ков, соот­вет­ству­ю­щих бук­вам и сло­вам. Мы ска­зали, что такое науче­ние воз­можно, но вопрос о его целе­со­об­раз­но­сти оста­ется. С одной сто­роны, дух и разум такого чело­века нуж­да­ются в пище, с дру­гой сто­роны, важно, чтобы раз­рыв между уров­нем пове­де­ния чело­века и его внут­рен­ним раз­ви­тием не стал невы­но­си­мым для него самого, важно, чтобы цер­ков­ное науче­ние спо­соб­ство­вало дости­же­нию гар­мо­нии. Обще­ние с такими людьми есть в нашем лич­ном опыте, также есть еди­нич­ные сви­де­тель­ства о таких людях у свя­щен­ни­ков и мирян67), однако нам пока ничего неиз­вестно о попыт­ках их цер­ков­ного научения.

Под­водя итоги, можно сде­лать сле­ду­ю­щие выводы:

  • Цер­ковь с древ­но­сти никому не отка­зы­вает в хри­сти­ан­ском науче­нии. Однако древ­ние авторы не выде­ляли боль­ных и уми­ра­ю­щих в отдель­ную кате­го­рию, не давали спе­ци­аль­ных реко­мен­да­ций, как их огла­шать. В совре­мен­ной церкви опыт хри­сти­ан­ского науче­ния тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих не явля­ется широко рас­про­стра­нен­ным. В като­ли­че­ской церкви есть обще­при­ня­тый под­ход к кате­хи­за­ции как нор­маль­ных, так и осо­бен­ных катеху­ме­нов, в пра­во­слав­ной церкви можно гово­рить только о воз­мож­ном подходе.
  • Про­све­ще­ние боль­ных и уми­ра­ю­щих можно начи­нать, если катеху­мен уже не совер­шает эти­че­ских смерт­ных гре­хов. Про­све­ще­ние таких катеху­ме­нов может завер­шаться Кре­ще­нием или воцер­ко­в­ле­нием, если про­све­ща­е­мый имеет веру во Еди­ного Бога и Хри­ста и испы­ты­вает пока­я­ние. Без мини­маль­ной веры и пока­я­ния кре­стить нельзя, для боль­ных и уми­ра­ю­щих здесь не должно быть исклю­че­ний. Также невоз­можно кре­стить одер­жи­мого, нахо­дя­ще­гося без созна­ния или утра­тив­шего чело­ве­че­ский облик.
  • Вто­рой этап огла­ше­ния боль­ных и уми­ра­ю­щих, будучи глав­ным ядром огла­ше­ния, сокра­ща­ется только в самых край­них слу­чаях, в отли­чии от пер­вого этапа (огла­ше­ния слу­ша­ю­щих) и тре­тьего этапа (таин­ство­вод­ства, мис­та­го­гии). Но содер­жа­ние вто­рого этапа упро­ща­ется в зави­си­мо­сти от вос­при­им­чи­во­сти про­све­ща­е­мого. Также могут сокра­щаться и упро­щаться молит­вен­ные чины. В слу­чае выздо­ров­ле­ния катеху­мена тре­бу­ется вос­пол­нить недо­ста­ток научения.
  • Про­све­ще­ние боль­ных и уми­ра­ю­щих совер­ша­ется цер­ковно, при уча­стии чле­нов цер­ков­ного собрания.
  • В зави­си­мо­сти от тяже­сти состо­я­ния катеху­ме­нов, тре­бо­ва­ния к ним ста­но­вятся мини­маль­ными, а тре­бо­ва­ния к кате­хи­за­тору, помощ­ни­кам, пору­чи­те­лям, наобо­рот, воз­рас­тают. От кате­хи­за­тора, помощ­ни­ков и пору­чи­те­лей тре­бу­ются еще не только мини­маль­ные духов­ные, но и спе­ци­аль­ные меди­цин­ские, пси­хо­ло­ги­че­ские знания.
  • Акцент в про­све­ще­нии дела­ется на надежде, свет­лой цели, при­об­ще­нии ко Хри­сту и веч­ной жизни и только в связи с этим – на пока­я­нии. В каж­дом слу­чае (тяже­лой или пси­хи­че­ской болезни, бли­зо­сти смерти) есть свои осо­бен­но­сти науче­ния, кото­рые надо знать и учи­ты­вать. К каж­дому боль­ному и уми­ра­ю­щему тре­бу­ется инди­ви­ду­аль­ный лич­ност­ный подход.
  • Наи­бо­лее слож­ным явля­ется слу­чай огла­ше­ния безъ­языч­ных катеху­ме­нов, а также людей с выра­жен­ным нару­ше­нием интел­лек­ту­аль­ного и пси­хи­че­ского раз­ви­тия. Таких людей чаще уда­ется соци­а­ли­зи­ро­вать в хри­сти­ан­ском кон­тек­сте, чем воцер­ко­вить, однако их воцер­ко­в­ле­ние возможно.
  • Прак­тика огла­ше­ния тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих не только воз­можна, но и крайне необ­хо­дима совре­мен­ной церкви. Мы наде­емся, что подоб­ный прак­ти­че­ский опыт будет накап­ли­ваться и тща­тельно исследоваться.

Источники и литература

  1. Авгу­стин, блж. Об обу­че­нии огла­ша­е­мых // Бого­слов­ские труды. – М., 1976. – Сб. 15. – С. 25–55.
  2. Каноны или Книга пра­вил свя­тых апо­сто­лов, свя­тых собо­ров, все­лен­ских и помест­ных, и свя­тых отцов. – СПб., 2000.
  3. Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. Стро­маты. Т. 1 (Книги 1–3). – СПб., 2003.
  4. Ори­ген. Про­тив Цельса: Апо­ло­гия хри­сти­ан­ства. – М., cop.1996.
  5. Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. – М., 2002.
  6. Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Труды. – М., 2002.
  7. Ванье, Жан. Каж­дый чело­век – свя­щен­ная исто­рия. – М., 2009.
  8. Вос­кре­сен­ский Б.А. Неко­то­рые аспекты кли­ни­че­ского под­хода к душев­но­боль­ным-веру­ю­щим // Мос­ков­ский пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский жур­нал. – 2004. – № 4.
  9. Вос­кре­сен­ский Б. А. Рас­строй­ства лич­но­сти: духов­ное или душев­ное? // Лич­ность в Церкви и обще­стве: Мате­ри­алы Меж­ду­на­род­ной научно-бого­слов­ской кон­фе­рен­ции. – М., 2003. – С. 134–140.
  10. Дашев­ская З. М. Пара­дигма пре­до­гла­ше­ния людей с ано­ма­ли­ями и осо­бен­но­стями душевно физи­че­ского состо­я­ния (тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих): прак­тика древ­ней церкви и совре­мен­ный опыт // Сбор­ник мате­ри­а­лов и мето­ди­че­ских раз­ра­бо­ток по пре­до­гла­ше­нию: Посо­бие для кате­хи­за­то­ров. – М., 2008. Ркп. – С. 29–41.
  11. Кочет­ков Геор­гий, свящ. «В начале было Слово»: Кате­хи­зис для про­све­ща­е­мых. – М., 2007.
  12. Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – М., 1998.
  13. Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 4. – М., 2001.
  14. Пси­хи­ат­рия и акту­аль­ные про­блемы духов­ной жизни: сбор­ник. – 3‑е изд., испр. – М., 2003.
  15. Учеб­ник для сестер мило­сер­дия и пас­ты­рей, несу­щих слу­же­ние в боль­ни­цах. – СПб., 2000.
  16. Фео­фан Затвор­ник, свт. Что есть духов­ная жизнь и как на нее настро­иться. – М.: Бла­го­вест, 2001.

[1] Я здесь ссы­ла­юсь на уст­ное сооб­ще­ние о. Геор­гия на нашем семи­наре, кото­рое еще не опуб­ли­ко­вано. Знаю, что на преды­ду­щих доклад­чи­ков ссы­ла­ются на кон­фе­рен­ции, но как это оформ­ля­ется, если текст еще не опуб­ли­ко­ван, я не знаю.

[2] Каноны или Книга пра­вил свя­тых апо­сто­лов, свя­тых собо­ров, все­лен­ских и помест­ных, и свя­тых отцов. – СПб., 2000. – С. 93, 145.

[3] Дашев­ская З. М. Пара­дигма пре­до­гла­ше­ния людей с ано­ма­ли­ями и осо­бен­но­стями душевно физи­че­ского состо­я­ния (тяже­ло­боль­ных, пси­хи­че­ски боль­ных и уми­ра­ю­щих): прак­тика древ­ней церкви и совре­мен­ный опыт // Сбор­ник мате­ри­а­лов и мето­ди­че­ских раз­ра­бо­ток по пре­до­гла­ше­нию: Посо­бие для кате­хи­за­то­ров. – М., 2008. Ркп. – С. 35.

[4] См.: Кли­мент Алек­сендрий­ский. II Стром., VI, 25, 3; Ори­ген. Про­тив Цельса, III, 52; IV, 18; Авгу­стин. Об обу­че­нии огла­ша­е­мых, 7.4, 12.1.

[5] Авгу­стин. Там же. 12.1–5, 13.8, 14.1, 15.4.

[6] Там же. 15.4.

[7] Ори­ген. Про­тив Цельса, III, 59.

[8] Каноны или Книга пра­вил… С. 146.

[9] Там же. С. 315. Допус­ка­ется кре­ще­ние бес­но­ва­того перед смер­тью, однако осно­ва­ния для такого исклю­че­ния не объясняются.

[10] Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. – М., 2002.

[11] См.: http://ekaterina.org.ua/pages/hist_kateh.html (дата обра­ще­ния: 22.01.2013)

[12] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – М., 1998.

[13] Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Труды. – М., 2002.

[14] Меле­хов Д. Е. Пси­хи­ат­рия и про­блемы духов­ной жизни // Пси­хи­ат­рия и акту­аль­ные про­блемы духов­ной жизни: сбор­ник. – 3‑е изд., испр. – М., 2003.

[15] Вос­кре­сен­ский Б. А. Неко­то­рые аспекты кли­ни­че­ского под­хода к душев­но­боль­ным-веру­ю­щим // Мос­ков­ский пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский жур­нал. – 2004. – № 4; Вос­кре­сен­ский Б. А. Рас­строй­ства лич­но­сти: духов­ное или душев­ное? // Лич­ность в Церкви и обще­стве: Мате­ри­алы Меж­ду­на­род­ной научно-бого­слов­ской кон­фе­рен­ции. – М., 2003. – С. 134–140.

[16] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 87.

[17] Там же. С. 91, 181; Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. П. 279, 285.

[18] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 143.

[19] Там же. С. 140–141.

[20] Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. П. 61.

[21] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 86.

[22] При­мер­ный план тема­ти­че­ских встреч см.: Кочет­ков Геор­гий, свящ. «В начале было Слово»: Кате­хи­зис для про­све­ща­е­мых. – М., 2007. С. 443–446.

О кериг­ма­ти­че­ском науче­нии на 2 этапе огла­ше­ния см. Там же. С. 14.

В като­ли­че­ской церкви на этапе про­све­ще­ния акцент дела­ется уже не на кате­хи­за­ции, а на пока­ян­ных уси­лиях чело­века и бла­го­дат­ной помощи церкви в этом, для чего по вос­кре­се­ньям про­во­дятся так назы­ва­е­мые иссле­до­ва­ния, очи­ща­ю­щие сердце катеху­мена от всего гре­хов­ного и злого и завер­ша­ю­щи­еся экзор­циз­мами. Также в период про­све­ще­ния вру­ча­ется молитва Гос­подня и Сим­вол веры, про­из­но­сятся соот­вет­ству­ю­щие про­по­веди. Но вру­че­ние молитвы Гос­под­ней и Сим­вола веры может совер­шаться уже на пер­вом этапе. См.: Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. П. 25, 184, 189.

[23] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 137.

[24] Там же. С. 143–144.

[25] Там же. С. 25–26. О чинах в като­ли­че­ской церкви см.: Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. ПП. 133–212 (несо­кра­щен­ные чины), а также ПП. 240, 242, 245–246, 259–260, 274–276, 278, 281, 290, 294 (о том, как сокра­ща­ются чины в раз­ных слу­чаях и как они вос­пол­ня­ются после выздо­ров­ле­ния), ПП. 302–303 (о чинах для крещенных).

[26] Кочет­ков Геор­гий, свящ. «В начале было Слово»: Кате­хи­зис для про­све­ща­е­мых. – С. 446.

[27] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 139.

[28] См.: Кочет­ков Геор­гий, свящ. «В начале было Слово»: Кате­хи­зис для про­све­ща­е­мых. – С. 446.

[29] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 29–30.

[30] Там же. С. 137.

[31] Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. ПП. 249, 286 и др.

[32] Учеб­ник для сестер мило­сер­дия и пас­ты­рей, несу­щих слу­же­ние в боль­ни­цах. – СПб., 2000. С. 193–194; Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля. Т. 4. – М., 2001. – С. 261.

[33] См.: http://nnnannn.livejournal.com/2010/11/12/(дата обра­ще­ния: 22.01.2013)

[34] Кочет­ков Геор­гий, свящ. «В начале было Слово»: Кате­хи­зис для про­све­ща­е­мых. – С. 11–12, 443–444.

[35] Чин хри­сти­ан­ского посвя­ще­ния взрос­лых. ПП. 241, 277, 279, 282, 285, 294.

[36] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 137, 141–142.

[37] Там же. С. 137.

[38] Там же.

[39] Там же. С. 136.

[40] Там же. С. 134–135.

[41] Там же. С. 141.

[42] Там же. С. 137.

[43] Там же. С. 135.

[44] Там же. С. 137.

[45] Там же. С. 182–185.

[46] Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Тело и мате­рия в духов­ной жизни // Труды. – С. 132–134.

[47] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 135–137.

[48] Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Тело и мате­рия в духов­ной жизни // Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Труды. – С. 130.

[49] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 137.

[50] Там же. С. 144.

[51] Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Смерть // Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Труды. – С. 68, 74.

[52] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 144–145.

[53] Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Пас­тырь у постели боль­ного // Труды. С. 145–147.

[54] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 144.

[55] Там же. С. 139.

[56] Фео­фан Затвор­ник, свт. Что есть духов­ная жизнь и как на нее настро­иться. – М.: Бла­го­вест, 2001. – С. 27–28.

[57] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 140.

[58] Пси­хи­ат­рия и акту­аль­ные про­блемы духов­ной жизни. – С. 120

[59] Там же. С. 28.

[60] См.: Вос­кре­сен­ский Б. А. Рас­строй­ства лич­но­сти: духов­ное или душев­ное? // Лич­ность в Церкви и обще­стве: Мате­ри­алы Меж­ду­на­род­ной научно-бого­слов­ской кон­фе­рен­ции. М., 2003. С. 134–140.

[61] Кочет­ков Геор­гий, свящ. Тaин­ствен­ное вве­де­ние в пра­во­слав­ную кате­хе­тику. – С. 138–139. Проф. Д. Е. Меле­хов пере­чис­ляет, в каких слу­чаях необ­хо­димо обра­щаться к врачу. См.: Пси­хи­ат­рия и акту­аль­ные про­блемы духов­ной жизни. – С. 27.

[62] См.: Вос­кре­сен­ский Б.А. Неко­то­рые аспекты кли­ни­че­ского под­хода к душев­но­боль­ным-веру­ю­щим // Мос­ков­ский пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ский жур­нал. – 2004. – № 4.

[63] Пси­хи­ат­рия и акту­аль­ные про­блемы духов­ной жизни. – С. 28, 163–165.

[64] См. доклады на Рож­де­ствен­ских чте­ниях: Царев­ский Лео­нид, прот. Про­блемы воцер­ко­в­ле­ния детей-инва­ли­дов. 2006 г. Режим доступа: http://tvspas.ru/article/index.php?ELEMENT_ID=9543 (дата обра­ще­ния: 22.01.2013); Мели­тон (При­сада), иером. Опыт воцер­ко­в­ле­ния и духов­ной реа­би­ли­та­ции детей с осо­бен­но­стями раз­ви­тия на при­мере Сер­ги­ево-Посад­ского дома сле­по­глу­хих. 2008 г. Режим доступа: http://tvspas.ru/article/index.php?ELEMENT_ID=7939 (дата обра­ще­ния: 22.01.2013); Климзо Вла­ди­мир, свящ. Опыт про­ве­де­ния лет­них лаге­рей для детей с осо­бен­но­стями раз­ви­тия на базе сель­ского при­хода. 2009 г. Режим доступа: http://davydovo-hram.ru/nashi-novosti/opyit-provedeniya-letnih-lagerey-dlya-detey-s-osobennostyami-razvitiya-na-baze-selskogo-prihoda.html (дата обра­ще­ния: 22.01.2013)

[65] См., напри­мер: Ванье, Жан. Каж­дый чело­век – свя­щен­ная исто­рия. – М., 2009.

[66] Анто­ний (Блум), митр. Сурож­ский. Тело и мате­рия в духов­ной жизни // Труды. – С. 104–134.

[67] См.: Умное небо: Пере­писка про­то­и­е­рея Алек­сандра Меня с мона­хи­ней Иоан­ной (Ю. Н. Рейт­лин­гер). М., 2002. – С. 414; Раш­ков­ский Б. Е. В поис­ках образа и подо­бия… Рец. на кн.: Дили­ген­ский Н. Слово сквозь без­мол­вие. М., 2000 // Вест­ник РХД. – 2002. – № 183. – С. 345–351; а также http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=1386&id=1250(дата обра­ще­ния: 22.01.2013)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки