• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину — архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий Раздел: Аспекты катехизации

Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину — архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

Print This Post
Оценка:
(1 голос: 5 из 5)

Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на пленарном заседании I направления «Катехизация и таинства Церкви» XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину

Доклад Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, на пленарном заседании I направления «Катехизация и таинства Церкви» XIX Международных Рождественских образовательных чтений

«Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня я хотел бы поделиться с вами мыслями о том, какие вопросы ставит перед нами возрождение древней церковной практики оглашения перед Крещением и какие можно предложить подходы в решении этих проблем.

Развивая практику обязательной длительной подготовки людей к таинствам Крещения, Евхаристии, Покаяния и других, мы особенно остро столкнулись с явлениями, которые препятствуют вхождению людей в церковную, богослужебную и приходскую жизнь.

Одно из таких явлений – неправильное отношение людей к Таинствам. К сожалению, подавляющее большинство наших соотечественников, приходящих в православный храм, воспринимают Таинства как некий магический обряд. Они считают, что Таинство приносит «пользу» само по себе, без внутреннего перерождения человека, и желают принять Таинство для того, чтобы не болеть, иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, считать себя православным. Таких людей очень сложно сделать постоянными и осознанными участниками Православного богослужения и, в особенности, Божественной литургии.

Эта сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что одного лишь огласительного этапа для формирования полноценного члена Церкви недостаточно. Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал: «Растению, чтобы жить и расти, нужен воздух – без воздуха оно замрёт, и для души нужен воздух небесный. Это – вся церковность, или все боголепные священнодействия Церкви. Тут только и бывает душа как бы в своей атмосфере, а вне её душно. Как чахнет чахоточный, так чахнет душа вне Церкви, в пространных будто бы обычаях мира». Вот это-то ощущение необходимости полновесной жизни церковного, к сожалению, многие в течение огласительного курса на получают…

Обратившись к опыту святых отцов, мы увидим, что в IV и V веках, когда христианство стало государственной религией, отцы Церкви столкнулись с такими же проблемами. И они решили их, сотворив уникальную систему введения человека в Церковь. Сегодня нам также важно не только восстановить институт оглашения, но и развить посткрещальную катехизацию. Для этого необходимо решить две задачи: во-первых, ввести человека в таинственную жизнь церкви, открыть ему смысл и красоту богослужения, чтобы в конечном итоге Евхаристия стала центром всей его жизни. Во-вторых, раскрыть значение общинной жизни в Церкви – как основу деятельного выражения его веры и сочетания со Христом. Об этом ясно говорит апостол Иоанн Богослова в своем первом послании «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». (1Ин. 4,12)

Другое явление с которым мы сталкиваемся, приступая к воцерковлению нашего нового брата или сестры – это влияние на человека общественного мнения, различных бытовых суеверий, устоявшихся языческих традиций, да и просто привычка спокойно воспринимать разврат в отношениях между людьми. Более того, многие оглашаемые, в древней Церкви называвшиеся «катехумены», подвергают сомнению необходимость для себя в определенных аскетических усилиях, ссылаясь на устоявшиеся в обществе формы взаимоотношений между людьми. Поэтому особое внимание в беседах и общении с ними необходимо уделить формированию независимой личной позиции человека и ответственности его перед Господом за свою жизнь, другими словами, нам необходимо сформировать у человека христианское мировоззрение взамен секулярному, которое вошло, к сожалению, очень глубоко в сознание наших соотечественников.

Осознавая все преграды на пути человека в Церковь, мы можем сделать вывод, что после огласительного периода подготовки человека к Святому Крещению, к участию в Таинствах церковных необходима дальнейшая посткрещальная катехизация, благодаря которой новый член нашей Матери-Церкви должен приобрести собственный духовный опыт, научиться молитве и братской любви.

Приступая к решению таких сложных задач, мы должны понимать, что практика посткрещальной катехизации для разных возрастных групп отличается друг от друга определенными особенностями и предполагает разные подходы.

Можно выделить три категории: дети (до 14 лет), молодежь (15 – 25 лет) и взрослые (от 25 лет). Рассмотрим эти категории по порядку.

Позвольте привести слова святителя Василия Великого в которых, на мой взгляд, изложена сама суть воспитания детей и подростков: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает налагаемые образы, надобно немедленно и самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние…»

На человека, принявшего Крещение в детские годы, большое влияние оказывает семья. В семье должна совершаться совместная молитва, чтение Священного Писания и святых отцов, чтобы приобретенное проявлялось в жизни. Для этого необходима комплексная работа и с родителями, и с самим ребенком.

Важным звеном в системе приходской катехизации является церковная школа для детей. Эта область деятельности на сегодняшний день наиболее проработана с методической стороны и активно развивается во всех епархиях Русской Православной Церкви на протяжении последних 20 лет.

В рамках церковно-приходской школы приходы реализуют продолжение существующей системы оглашения. В положении о церковно-приходской школе Екатеринбургской епархии закреплен статус школы как одного из видов деятельности прихода: «Церковная школа является неотъемлемой частью прихода, монастыря, архиерейского подворья Екатеринбургской епархии, призванная организовать православное воспитание и воцерковление учащихся». Для детей, только переступивших церковный порог через Таинство Крещения, церковная школа является прежде всего институтом поддержания в них духовной жизни.

Основная цель церковной школы определяется как воцерковление учащихся. В программе по Закону Божию, которая является обязательной для всех церковных школ епархии, записано, что цель обучения — не только «передать детям знания по Закону Божию», но и «формировать полное и цельное православное мировоззрение; помочь детям понять дух и смысл христианства, войти в жизнь Церкви», стать близким к Богу. Задача организации церковной школы состоит в том, чтобы соединить научение вере с участием в Богослужении и Таинствах, с совместной молитвой. Помогают воцерковлению и внеучебная деятельность (социальное и миссионерское служение, паломничество и т.д.). Укрепить ребенка в церковной жизни позволяет обретение им православной среды общения в рамках церковной школы.

Вершина деятельности церковной школы определяется следующим образом: «Цель… будет достигнута, когда дети свои дела и поступки будут стремиться сверять по Закону Божию и участвовать в жизни Церкви», когда юные христиане почувствуют свою связь с Богом, будут научены молиться. Молитва должна стать стержнем жизни молодого человека.

Главная трудность катехизации молодых людей обусловлена спецификой их возраста: они неустойчивы в своих пристрастиях, нерегулярны в посещении огласительных бесед, находятся в поиске своего жизненного пути. Поэтому основной принцип, на который мы опираемся – обучение молодежи Евангельским истинам и помощь в воплощении этих истин в реальной жизни. В работе с молодежью при посткрещальной катехизации следует уделить особое внимание. В рамках деятельности приходских молодежных клубов можно предложить следующие принципы и подходы работы:

1. Основой посткрещальной катехизации является изучение Священного Писания в свете святоотеческого наследия.

2. Основные огласительные темы необходимо постоянно повторять и рассматривать с разных сторон, чтобы молодой человек, который не понял тему или пропустил несколько встреч, не почувствовал себя выпавшим звеном.

3. Встречи должны проходить систематически, с неизменным постоянством.

4. Форма проведения встреч должна периодически меняться, в них надо привносить что-то новое, чтобы поддерживать интерес и активное участие молодых людей, которые посещают эти встречи больше года.

5. Для того чтобы удержать в клубе новоначальных, необходимо развивать различные формы организации молодежного досуга. Это могут быть спортивные, туристические, игровые мероприятия – например, киноклуб, костюмированный исторический бал, фестивали, слеты и прочее.

6. Важно вовлекать молодых людей в добровольческую деятельность, в первую очередь, объединяя их вокруг тех, кто уже осуществляет эту деятельность на приходе. Плодом такой работы становится личность, ответственная перед Богом и людьми, за те дары и таланты, которые дал ей Бог.

Проблемы посткрещальной катехизации взрослых самым тесным образом связаны с организацией приходской жизни в целом. Ибо, наша главная задача – преодолеть разобщение среди людей, привести их к целостной жизни в Церкви. Основная цель посткрещальной катехизации – утвердить наших братьев и сестер в опыте молитвы и общинной жизни. Потому в настоящее время без создания полноценной общинной жизни внутри приходов, мы не сможем выстроить последовательную практику катехизации, как для тех, кто хочет креститься, так и для тех, кто крещен, но не участвует пока активно в жизни Церкви.

Необходимо помогать нашим братьям и сестрам укреплять и расширять свое знание основ православной веры, давать им возможность лучше понимать, как воплотить в жизнь христианские принципы, дополнить свою веру делами. Тем самым мы будем способствовать укреплению приходской общины. Представляется важным, чтобы все, кто прошел оглашение перед Крещением, в дальнейшем должны принимать участие в постогласительных беседах, где темы, изучаемые ранее во время оглашения, разбираются на более глубоком уровне, способствуя дальнейшему воцерковлению прихожан.

О таком общинном подходе говорит святитель Иоанн Златоуст в своей Беседе на послание к Римлянам: «Мы имеем нужду во взаимном утешении, как же это бывает? (вопрошает святой муж) Общею верою, вашей же и моею. Как в том случае, если кто-нибудь соединяет много светильников, возжигает яркое пламя, так обыкновенно бывает и с верующими. Всякий раз, как мы разделены между собою, тогда, конечно, бываем слабее духом. А когда, увидев друг друга, взаимно себя поддерживаем, тогда получаем большое утешение».

Священное Предание Церкви сильнейшим образом выражено и в богослужебных текстах и обрядах, особенно в чинопоследовании Божественной Литургии. Поэтому для посткрещальной катехизации естественно и необходимо добиваться осознанного участия каждого новокрещенного в Богослужении, чтобы тем самым всемерно способствовать его дальнейшему вхождению в полноценную евхаристическую жизнь и в общину. Для развития данной практики, на наш взгляд, необходимо:

1. Систематическое служение миссионерских Литургий с комментариями по ходу богослужения. Цель их проведения – не только пояснить ход Литургии, но и пробудить у новоначальных интерес к богослужению Такого рода Литургии можно устраивать несколькими приходами совместно.

2. Служение Литургии с широким привлечением учащихся Церковно-приходских школ и включением их в организацию богослужения.

3. Включение в последование всенощного бдения предполагаемых Типиконом поучений святых отцов и толкований на евангельские и апостольские зачала – в объемах, подходящих для приходского Богослужения.

4. Обеспечение доступности прихожанам книг, содержащих последование Богослужения, постоянное их использование во время служб прихожанами для лучшего понимания и для углубленной молитвы.

5. Проведение бесед на Богослужебные темы, организация групп для изучения последования уставных Богослужений, Божественной Литургии, а также внимательного рассмотрения утренних и вечерних молитв и последования ко Святому Причащению

6. Совершение таинства Крещения с участием всех прихожан (для этого необходимо возрождать чин Крещальных литургиий).

7. Создание и развитие народного церковного пения: лично участвуя в богослужении, у прихожан появляется чувство общности и более глубокого переживания Божественной Литургии.

Кроме обязательного, регулярного и постоянного участия новопросвещенных в Таинствах Церкви, что связывает их подлинной связью с приходом как Евхаристическим собранием, не менее важно целенаправленно привлекать новопросвященных к разнообразным внебогослужебным формам православной общинной жизни. Уже на стадии огласительных бесед желательно выяснить интересы и способности будущего члена общины, и уже на этом этапе привлекать его к той или иной приходской деятельности. С учетом личных особенностей каждого конкретного человека, это могут быть следующие формы:

1. Создание на приходе общинных образовательных групп: Евангельские, Библейские, Литургические, Аскетических практик, Апологетики, а также школы миссионеров – в нее приглашаются, все кто хочет и способен трудится на ниве просвещения и катехизации);

2. Организация православных экскурсий и паломнических поездок, во время которых можно рассказывать о Божественной Литургии и других церковных таинствах, о значении исповеди, о церковной жизни. Живой рассказ и примеры заинтересовывают слушателей, помогают им осознавать и самим получать живой церковный опыт в монастыре или храме, куда они идут или едут.

Мы должны лучше использовать многовековой опыт церковного паломничества. Полнота церковной жизни, великолепие храмовой архитектуры, приобщение к церковному искусству будет открыта перед нашими верующими через обращение к своим местным епархиальным святыням, через поездки в общероссийские паломнические центры, такие как Свято-Троицкая Сергиева Лавра или Валаамский монастырь, через посещение святынь ближнего и дальнего зарубежья: Киева, Минска, Рима, Бари, Иерусалима, Синая, Афона, древневизантийских святынь на территории современной Турции. В настоящее время в церковной ограде паломничество активно возрождается и развивается. По благословению Святейшего Патриарха созданы епархиальные паломнические службы, в том числе и в Екатеринбургской епархии, которые призваны расширять работу по возрождению, популяризации и развитию паломничества, оказывать помощь приходам по организации паломнических поездок.

3. Очень важно развивать в контексте социального служения самоорганизацию прихожан для осуществления социальных проектов. Эта практика возможна при условии включения как в огласительные беседы, так и в беседы после Крещения рассказов о значимых примерах общинной жизни, реализованных проектах помощи людям в различных сложных ситуациях, просветительских мероприятий. Такие формы могут называться по-разному: сестричество, братство, приходская служба помощи, но главное условие деятельности таких групп должен стать общинный дух, объединяющий людей в первую очередь вокруг Евхаристии и Евангелия.

4. В последние годы все большее значение начинают играть Интернет-общение и блогосфера. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обращает наше внимание на то, что он видит в развитии блогосферы и социальных сетей «очень важное положительное явление — возрождение эпистолярного жанра». Его Святейшество напоминает нам, что многие новозаветные и святоотеческие тексты создавались именно как письма: «Вот и сейчас у священников, у богословов есть возможность передавать письменно свои мысли, делиться своим духовным опытом, отвечать на недоумения других людей, включаться в полемику». В то же время Святейший Патриарх подчеркивает и высоту ответственности того, кто вступает в такое общение, и необходимость «очень серьезно готовиться как в духовном, так и в интеллектуальном смысле для участия в такого рода работе».

Метки 0 296
Нет комментариев для этой записи.

Хотите быть первым?

Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое популярное (читателей)