Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину — архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину — архиеп. Екатеринбургский и Верхотурский Викентий


Доклад Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шего Викен­тия, архи­епи­скопа Ека­те­рин­бург­ского и Вер­хо­тур­ского, на пле­нар­ном засе­да­нии I направ­ле­ния «Кате­хи­за­ция и таин­ства Церкви» XIX Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чтений.

Посткрещальная катехизация. Пути интеграции в приходскую общину

Доклад Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шего Викен­тия, архи­епи­скопа Ека­те­рин­бург­ского и Вер­хо­тур­ского, на пле­нар­ном засе­да­нии I направ­ле­ния «Кате­хи­за­ция и таин­ства Церкви» XIX Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чтений

«Ваши Высо­ко­прео­свя­щен­ства, Ваши Прео­свя­щен­ства, доро­гие отцы, бра­тья и сестры!

Сего­дня я хотел бы поде­литься с вами мыс­лями о том, какие вопросы ста­вит перед нами воз­рож­де­ние древ­ней цер­ков­ной прак­тики огла­ше­ния перед Кре­ще­нием и какие можно пред­ло­жить под­ходы в реше­нии этих проблем.

Раз­ви­вая прак­тику обя­за­тель­ной дли­тель­ной под­го­товки людей к таин­ствам Кре­ще­ния, Евха­ри­стии, Пока­я­ния и дру­гих, мы осо­бенно остро столк­ну­лись с явле­ни­ями, кото­рые пре­пят­ствуют вхож­де­нию людей в цер­ков­ную, бого­слу­жеб­ную и при­ход­скую жизнь.

Одно из таких явле­ний – непра­виль­ное отно­ше­ние людей к Таин­ствам. К сожа­ле­нию, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство наших сооте­че­ствен­ни­ков, при­хо­дя­щих в пра­во­слав­ный храм, вос­при­ни­мают Таин­ства как некий маги­че­ский обряд. Они счи­тают, что Таин­ство при­но­сит «пользу» само по себе, без внут­рен­него пере­рож­де­ния чело­века, и желают при­нять Таин­ство для того, чтобы не болеть, иметь жиз­нен­ный успех, изба­виться от непри­ят­но­стей, счи­тать себя пра­во­слав­ным. Таких людей очень сложно сде­лать посто­ян­ными и осо­знан­ными участ­ни­ками Пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния и, в осо­бен­но­сти, Боже­ствен­ной литургии.

Эта сло­жив­ша­яся ситу­а­ция сви­де­тель­ствует о том, что одного лишь огла­си­тель­ного этапа для фор­ми­ро­ва­ния пол­но­цен­ного члена Церкви недо­ста­точно. Свя­ти­тель Фео­фан, Затвор­ник Вышен­ский, писал: «Рас­те­нию, чтобы жить и расти, нужен воз­дух – без воз­духа оно замрёт, и для души нужен воз­дух небес­ный. Это – вся цер­ков­ность, или все бого­леп­ные свя­щен­но­дей­ствия Церкви. Тут только и бывает душа как бы в своей атмо­сфере, а вне её душно. Как чах­нет чахо­точ­ный, так чах­нет душа вне Церкви, в про­стран­ных будто бы обы­чаях мира». Вот это-то ощу­ще­ние необ­хо­ди­мо­сти пол­но­вес­ной жизни цер­ков­ного, к сожа­ле­нию, мно­гие в тече­ние огла­си­тель­ного курса на получают…

Обра­тив­шись к опыту свя­тых отцов, мы уви­дим, что в IV и V веках, когда хри­сти­ан­ство стало госу­дар­ствен­ной рели­гией, отцы Церкви столк­ну­лись с такими же про­бле­мами. И они решили их, сотво­рив уни­каль­ную систему вве­де­ния чело­века в Цер­ковь. Сего­дня нам также важно не только вос­ста­но­вить инсти­тут огла­ше­ния, но и раз­вить пост­кре­щаль­ную кате­хи­за­цию. Для этого необ­хо­димо решить две задачи: во-пер­вых, вве­сти чело­века в таин­ствен­ную жизнь церкви, открыть ему смысл и кра­соту бого­слу­же­ния, чтобы в конеч­ном итоге Евха­ри­стия стала цен­тром всей его жизни. Во-вто­рых, рас­крыть зна­че­ние общин­ной жизни в Церкви – как основу дея­тель­ного выра­же­ния его веры и соче­та­ния со Хри­стом. Об этом ясно гово­рит апо­стол Иоанн Бого­слова в своем пер­вом посла­нии «Бога никто нико­гда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пре­бы­вает, и любовь Его совер­шенна есть в нас». (1Ин. 4,12)

Дру­гое явле­ние с кото­рым мы стал­ки­ва­емся, при­сту­пая к воцер­ко­в­ле­нию нашего нового брата или сестры – это вли­я­ние на чело­века обще­ствен­ного мне­ния, раз­лич­ных быто­вых суе­ве­рий, усто­яв­шихся язы­че­ских тра­ди­ций, да и про­сто при­вычка спо­койно вос­при­ни­мать раз­врат в отно­ше­ниях между людьми. Более того, мно­гие огла­ша­е­мые, в древ­ней Церкви назы­вав­ши­еся «катеху­мены», под­вер­гают сомне­нию необ­хо­ди­мость для себя в опре­де­лен­ных аске­ти­че­ских уси­лиях, ссы­ла­ясь на усто­яв­ши­еся в обще­стве формы вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми. Поэтому осо­бое вни­ма­ние в бесе­дах и обще­нии с ними необ­хо­димо уде­лить фор­ми­ро­ва­нию неза­ви­си­мой лич­ной пози­ции чело­века и ответ­ствен­но­сти его перед Гос­по­дом за свою жизнь, дру­гими сло­вами, нам необ­хо­димо сфор­ми­ро­вать у чело­века хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние вза­мен секу­ляр­ному, кото­рое вошло, к сожа­ле­нию, очень глу­боко в созна­ние наших соотечественников.

Осо­зна­вая все пре­грады на пути чело­века в Цер­ковь, мы можем сде­лать вывод, что после огла­си­тель­ного пери­ода под­го­товки чело­века к Свя­тому Кре­ще­нию, к уча­стию в Таин­ствах цер­ков­ных необ­хо­дима даль­ней­шая пост­кре­щаль­ная кате­хи­за­ция, бла­го­даря кото­рой новый член нашей Матери-Церкви дол­жен при­об­ре­сти соб­ствен­ный духов­ный опыт, научиться молитве и брат­ской любви.

При­сту­пая к реше­нию таких слож­ных задач, мы должны пони­мать, что прак­тика пост­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции для раз­ных воз­раст­ных групп отли­ча­ется друг от друга опре­де­лен­ными осо­бен­но­стями и пред­по­ла­гает раз­ные подходы.

Можно выде­лить три кате­го­рии: дети (до 14 лет), моло­дежь (15 – 25 лет) и взрос­лые (от 25 лет). Рас­смот­рим эти кате­го­рии по порядку.

Поз­вольте при­ве­сти слова свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого в кото­рых, на мой взгляд, изло­жена сама суть вос­пи­та­ния детей и под­рост­ков: «Пока душа еще спо­собна к обра­зо­ва­нию, нежна и, подобно воску, уступ­чива, удобно напе­чат­ле­вает нала­га­е­мые образы, надобно немед­ленно и самого начала воз­буж­дать ее ко вся­ким упраж­не­ниям в добре, чтобы, когда рас­кро­ется разум и при­дет в дей­ствие рас­су­док, начать тече­ние с поло­жен­ных пер­во­на­чально осно­ва­ний и пре­по­дан­ных образ­цов бла­го­че­стия, между тем как разум будет вну­шать полез­ное, а навык облег­чит преуспеяние…»

На чело­века, при­няв­шего Кре­ще­ние в дет­ские годы, боль­шое вли­я­ние ока­зы­вает семья. В семье должна совер­шаться сов­мест­ная молитва, чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния и свя­тых отцов, чтобы при­об­ре­тен­ное про­яв­ля­лось в жизни. Для этого необ­хо­дима ком­плекс­ная работа и с роди­те­лями, и с самим ребенком.

Важ­ным зве­ном в системе при­ход­ской кате­хи­за­ции явля­ется цер­ков­ная школа для детей. Эта область дея­тель­но­сти на сего­дняш­ний день наи­бо­лее про­ра­бо­тана с мето­ди­че­ской сто­роны и активно раз­ви­ва­ется во всех епар­хиях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на про­тя­же­нии послед­них 20 лет.

В рам­ках цер­ковно-при­ход­ской школы при­ходы реа­ли­зуют про­дол­же­ние суще­ству­ю­щей системы огла­ше­ния. В поло­же­нии о цер­ковно-при­ход­ской школе Ека­те­рин­бург­ской епар­хии закреп­лен ста­тус школы как одного из видов дея­тель­но­сти при­хода: «Цер­ков­ная школа явля­ется неотъ­ем­ле­мой частью при­хода, мона­стыря, архи­ерей­ского подво­рья Ека­те­рин­бург­ской епар­хии, при­зван­ная орга­ни­зо­вать пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние и воцер­ко­в­ле­ние уча­щихся». Для детей, только пере­сту­пив­ших цер­ков­ный порог через Таин­ство Кре­ще­ния, цер­ков­ная школа явля­ется прежде всего инсти­ту­том под­дер­жа­ния в них духов­ной жизни.

Основ­ная цель цер­ков­ной школы опре­де­ля­ется как воцер­ко­в­ле­ние уча­щихся. В про­грамме по Закону Божию, кото­рая явля­ется обя­за­тель­ной для всех цер­ков­ных школ епар­хии, запи­сано, что цель обу­че­ния — не только «пере­дать детям зна­ния по Закону Божию», но и «фор­ми­ро­вать пол­ное и цель­ное пра­во­слав­ное миро­воз­зре­ние; помочь детям понять дух и смысл хри­сти­ан­ства, войти в жизнь Церкви», стать близ­ким к Богу. Задача орга­ни­за­ции цер­ков­ной школы состоит в том, чтобы соеди­нить науче­ние вере с уча­стием в Бого­слу­же­нии и Таин­ствах, с сов­мест­ной молит­вой. Помо­гают воцер­ко­в­ле­нию и вне­учеб­ная дея­тель­ность (соци­аль­ное и мис­си­о­нер­ское слу­же­ние, палом­ни­че­ство и т.д.). Укре­пить ребенка в цер­ков­ной жизни поз­во­ляет обре­те­ние им пра­во­слав­ной среды обще­ния в рам­ках цер­ков­ной школы.

Вер­шина дея­тель­но­сти цер­ков­ной школы опре­де­ля­ется сле­ду­ю­щим обра­зом: «Цель… будет достиг­нута, когда дети свои дела и поступки будут стре­миться све­рять по Закону Божию и участ­во­вать в жизни Церкви», когда юные хри­сти­ане почув­ствуют свою связь с Богом, будут научены молиться. Молитва должна стать стерж­нем жизни моло­дого человека.

Глав­ная труд­ность кате­хи­за­ции моло­дых людей обу­слов­лена спе­ци­фи­кой их воз­раста: они неустой­чивы в своих при­стра­стиях, нере­гу­лярны в посе­ще­нии огла­си­тель­ных бесед, нахо­дятся в поиске сво­его жиз­нен­ного пути. Поэтому основ­ной прин­цип, на кото­рый мы опи­ра­емся – обу­че­ние моло­дежи Еван­гель­ским исти­нам и помощь в вопло­ще­нии этих истин в реаль­ной жизни. В работе с моло­де­жью при пост­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции сле­дует уде­лить осо­бое вни­ма­ние. В рам­ках дея­тель­но­сти при­ход­ских моло­деж­ных клу­бов можно пред­ло­жить сле­ду­ю­щие прин­ципы и под­ходы работы:

1. Осно­вой пост­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции явля­ется изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния в свете свя­то­оте­че­ского наследия.

2. Основ­ные огла­си­тель­ные темы необ­хо­димо посто­янно повто­рять и рас­смат­ри­вать с раз­ных сто­рон, чтобы моло­дой чело­век, кото­рый не понял тему или про­пу­стил несколько встреч, не почув­ство­вал себя выпав­шим звеном.

3. Встречи должны про­хо­дить систе­ма­ти­че­ски, с неиз­мен­ным постоянством.

4. Форма про­ве­де­ния встреч должна пери­о­ди­че­ски меняться, в них надо при­вно­сить что-то новое, чтобы под­дер­жи­вать инте­рес и актив­ное уча­стие моло­дых людей, кото­рые посе­щают эти встречи больше года.

5. Для того чтобы удер­жать в клубе ново­на­чаль­ных, необ­хо­димо раз­ви­вать раз­лич­ные формы орга­ни­за­ции моло­деж­ного досуга. Это могут быть спор­тив­ные, тури­сти­че­ские, игро­вые меро­при­я­тия – напри­мер, кинок­луб, костю­ми­ро­ван­ный исто­ри­че­ский бал, фести­вали, слеты и прочее.

6. Важно вовле­кать моло­дых людей в доб­ро­воль­че­скую дея­тель­ность, в первую оче­редь, объ­еди­няя их вокруг тех, кто уже осу­ществ­ляет эту дея­тель­ность на при­ходе. Пло­дом такой работы ста­но­вится лич­ность, ответ­ствен­ная перед Богом и людьми, за те дары и таланты, кото­рые дал ей Бог.

Про­блемы пост­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции взрос­лых самым тес­ным обра­зом свя­заны с орга­ни­за­цией при­ход­ской жизни в целом. Ибо, наша глав­ная задача – пре­одо­леть раз­об­ще­ние среди людей, при­ве­сти их к целост­ной жизни в Церкви. Основ­ная цель пост­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции – утвер­дить наших бра­тьев и сестер в опыте молитвы и общин­ной жизни. Потому в насто­я­щее время без созда­ния пол­но­цен­ной общин­ной жизни внутри при­хо­дов, мы не смо­жем выстро­ить после­до­ва­тель­ную прак­тику кате­хи­за­ции, как для тех, кто хочет кре­ститься, так и для тех, кто кре­щен, но не участ­вует пока активно в жизни Церкви.

Необ­хо­димо помо­гать нашим бра­тьям и сест­рам укреп­лять и рас­ши­рять свое зна­ние основ пра­во­слав­ной веры, давать им воз­мож­ность лучше пони­мать, как вопло­тить в жизнь хри­сти­ан­ские прин­ципы, допол­нить свою веру делами. Тем самым мы будем спо­соб­ство­вать укреп­ле­нию при­ход­ской общины. Пред­став­ля­ется важ­ным, чтобы все, кто про­шел огла­ше­ние перед Кре­ще­нием, в даль­ней­шем должны при­ни­мать уча­стие в посто­гла­си­тель­ных бесе­дах, где темы, изу­ча­е­мые ранее во время огла­ше­ния, раз­би­ра­ются на более глу­бо­ком уровне, спо­соб­ствуя даль­ней­шему воцер­ко­в­ле­нию прихожан.

О таком общин­ном под­ходе гово­рит свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в своей Беседе на посла­ние к Рим­ля­нам: «Мы имеем нужду во вза­им­ном уте­ше­нии, как же это бывает? (вопро­шает свя­той муж) Общею верою, вашей же и моею. Как в том слу­чае, если кто-нибудь соеди­няет много све­тиль­ни­ков, воз­жи­гает яркое пламя, так обык­но­венно бывает и с веру­ю­щими. Вся­кий раз, как мы раз­де­лены между собою, тогда, конечно, бываем сла­бее духом. А когда, уви­дев друг друга, вза­имно себя под­дер­жи­ваем, тогда полу­чаем боль­шое утешение».

Свя­щен­ное Пре­да­ние Церкви силь­ней­шим обра­зом выра­жено и в бого­слу­жеб­ных текстах и обря­дах, осо­бенно в чино­по­сле­до­ва­нии Боже­ствен­ной Литур­гии. Поэтому для пост­кре­щаль­ной кате­хи­за­ции есте­ственно и необ­хо­димо доби­ваться осо­знан­ного уча­стия каж­дого ново­кре­щен­ного в Бого­слу­же­нии, чтобы тем самым все­мерно спо­соб­ство­вать его даль­ней­шему вхож­де­нию в пол­но­цен­ную евха­ри­сти­че­скую жизнь и в общину. Для раз­ви­тия дан­ной прак­тики, на наш взгляд, необходимо:

1. Систе­ма­ти­че­ское слу­же­ние мис­си­о­нер­ских Литур­гий с ком­мен­та­ри­ями по ходу бого­слу­же­ния. Цель их про­ве­де­ния – не только пояс­нить ход Литур­гии, но и про­бу­дить у ново­на­чаль­ных инте­рес к бого­слу­же­нию Такого рода Литур­гии можно устра­и­вать несколь­кими при­хо­дами совместно.

2. Слу­же­ние Литур­гии с широ­ким при­вле­че­нием уча­щихся Цер­ковно-при­ход­ских школ и вклю­че­нием их в орга­ни­за­цию богослужения.

3. Вклю­че­ние в после­до­ва­ние все­нощ­ного бде­ния пред­по­ла­га­е­мых Типи­ко­ном поуче­ний свя­тых отцов и тол­ко­ва­ний на еван­гель­ские и апо­столь­ские зачала – в объ­е­мах, под­хо­дя­щих для при­ход­ского Богослужения.

4. Обес­пе­че­ние доступ­но­сти при­хо­жа­нам книг, содер­жа­щих после­до­ва­ние Бого­слу­же­ния, посто­ян­ное их исполь­зо­ва­ние во время служб при­хо­жа­нами для луч­шего пони­ма­ния и для углуб­лен­ной молитвы.

5. Про­ве­де­ние бесед на Бого­слу­жеб­ные темы, орга­ни­за­ция групп для изу­че­ния после­до­ва­ния устав­ных Бого­слу­же­ний, Боже­ствен­ной Литур­гии, а также вни­ма­тель­ного рас­смот­ре­ния утрен­них и вечер­них молитв и после­до­ва­ния ко Свя­тому Причащению

6. Совер­ше­ние таин­ства Кре­ще­ния с уча­стием всех при­хо­жан (для этого необ­хо­димо воз­рож­дать чин Кре­щаль­ных литургиий).

7. Созда­ние и раз­ви­тие народ­ного цер­ков­ного пения: лично участ­вуя в бого­слу­же­нии, у при­хо­жан появ­ля­ется чув­ство общ­но­сти и более глу­бо­кого пере­жи­ва­ния Боже­ствен­ной Литургии.

Кроме обя­за­тель­ного, регу­ляр­ного и посто­ян­ного уча­стия ново­про­све­щен­ных в Таин­ствах Церкви, что свя­зы­вает их под­лин­ной свя­зью с при­хо­дом как Евха­ри­сти­че­ским собра­нием, не менее важно целе­на­прав­ленно при­вле­кать ново­про­свя­щен­ных к раз­но­об­раз­ным вне­бо­го­слу­жеб­ным фор­мам пра­во­слав­ной общин­ной жизни. Уже на ста­дии огла­си­тель­ных бесед жела­тельно выяс­нить инте­ресы и спо­соб­но­сти буду­щего члена общины, и уже на этом этапе при­вле­кать его к той или иной при­ход­ской дея­тель­но­сти. С уче­том лич­ных осо­бен­но­стей каж­дого кон­крет­ного чело­века, это могут быть сле­ду­ю­щие формы:

1. Созда­ние на при­ходе общин­ных обра­зо­ва­тель­ных групп: Еван­гель­ские, Биб­лей­ские, Литур­ги­че­ские, Аске­ти­че­ских прак­тик, Апо­ло­ге­тики, а также школы мис­си­о­не­ров – в нее при­гла­ша­ются, все кто хочет и спо­со­бен тру­дится на ниве про­све­ще­ния и катехизации);

2. Орга­ни­за­ция пра­во­слав­ных экс­кур­сий и палом­ни­че­ских поез­док, во время кото­рых можно рас­ска­зы­вать о Боже­ствен­ной Литур­гии и дру­гих цер­ков­ных таин­ствах, о зна­че­нии испо­веди, о цер­ков­ной жизни. Живой рас­сказ и при­меры заин­те­ре­со­вы­вают слу­ша­те­лей, помо­гают им осо­зна­вать и самим полу­чать живой цер­ков­ный опыт в мона­стыре или храме, куда они идут или едут.

Мы должны лучше исполь­зо­вать мно­го­ве­ко­вой опыт цер­ков­ного палом­ни­че­ства. Пол­нота цер­ков­ной жизни, вели­ко­ле­пие хра­мо­вой архи­тек­туры, при­об­ще­ние к цер­ков­ному искус­ству будет открыта перед нашими веру­ю­щими через обра­ще­ние к своим мест­ным епар­хи­аль­ным свя­ты­ням, через поездки в обще­рос­сий­ские палом­ни­че­ские цен­тры, такие как Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра или Вала­ам­ский мона­стырь, через посе­ще­ние свя­тынь ближ­него и даль­него зару­бе­жья: Киева, Мин­ска, Рима, Бари, Иеру­са­лима, Синая, Афона, древ­не­ви­зан­тий­ских свя­тынь на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Тур­ции. В насто­я­щее время в цер­ков­ной ограде палом­ни­че­ство активно воз­рож­да­ется и раз­ви­ва­ется. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха созданы епар­хи­аль­ные палом­ни­че­ские службы, в том числе и в Ека­те­рин­бург­ской епар­хии, кото­рые при­званы рас­ши­рять работу по воз­рож­де­нию, попу­ля­ри­за­ции и раз­ви­тию палом­ни­че­ства, ока­зы­вать помощь при­хо­дам по орга­ни­за­ции палом­ни­че­ских поездок.

3. Очень важно раз­ви­вать в кон­тек­сте соци­аль­ного слу­же­ния само­ор­га­ни­за­цию при­хо­жан для осу­ществ­ле­ния соци­аль­ных про­ек­тов. Эта прак­тика воз­можна при усло­вии вклю­че­ния как в огла­си­тель­ные беседы, так и в беседы после Кре­ще­ния рас­ска­зов о зна­чи­мых при­ме­рах общин­ной жизни, реа­ли­зо­ван­ных про­ек­тах помощи людям в раз­лич­ных слож­ных ситу­а­циях, про­све­ти­тель­ских меро­при­я­тий. Такие формы могут назы­ваться по-раз­ному: сест­ри­че­ство, брат­ство, при­ход­ская служба помощи, но глав­ное усло­вие дея­тель­но­сти таких групп дол­жен стать общин­ный дух, объ­еди­ня­ю­щий людей в первую оче­редь вокруг Евха­ри­стии и Евангелия.

4. В послед­ние годы все боль­шее зна­че­ние начи­нают играть Интер­нет-обще­ние и бло­го­сфера. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Кирилл обра­щает наше вни­ма­ние на то, что он видит в раз­ви­тии бло­го­сферы и соци­аль­ных сетей «очень важ­ное поло­жи­тель­ное явле­ние — воз­рож­де­ние эпи­сто­ляр­ного жанра». Его Свя­тей­ше­ство напо­ми­нает нам, что мно­гие ново­за­вет­ные и свя­то­оте­че­ские тек­сты созда­ва­лись именно как письма: «Вот и сей­час у свя­щен­ни­ков, у бого­сло­вов есть воз­мож­ность пере­да­вать пись­менно свои мысли, делиться своим духов­ным опы­том, отве­чать на недо­уме­ния дру­гих людей, вклю­чаться в поле­мику». В то же время Свя­тей­ший Пат­ри­арх под­чер­ки­вает и высоту ответ­ствен­но­сти того, кто всту­пает в такое обще­ние, и необ­хо­ди­мость «очень серьезно гото­виться как в духов­ном, так и в интел­лек­ту­аль­ном смысле для уча­стия в такого рода работе».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки