Принципы воцерковления — священник Стефан Нохрин

Принципы воцерковления — священник Стефан Нохрин


Цель кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти как этапа цер­ков­ного слу­же­ния – помочь чело­веку стать само­сто­я­тель­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И каза­лось бы, все понятно: мы – воцер­ко­в­лен­ные люди, хри­сти­ане, и хотим помочь дру­гим, новым чле­нам Церкви, воцерковиться.

Доклад “Принципы воцерковления”

руко­во­ди­тель Отдела кате­хи­за­ции и духов­ного про­све­ще­ния При­амур­ской мит­ро­по­лии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви свя­щен­ник Сте­фан Нохрин

Цель кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти как этапа цер­ков­ного слу­же­ния – помочь чело­веку стать само­сто­я­тель­ным пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. И каза­лось бы, все понятно: мы – воцер­ко­в­лен­ные люди, хри­сти­ане, и хотим помочь дру­гим, новым чле­нам Церкви, воцер­ко­виться. Но за кажу­щейся понят­но­стью и про­сто­той ситу­а­ции скры­ва­ется вопрос, от ответа на кото­рый зави­сит духов­ная жизнь чело­века, равно как и образ дей­ствий и кате­хи­за­тора. И вопрос этот зву­чит так: а кто такой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин? Каковы его каче­ства? Без чего чело­века нельзя назвать воцер­ко­в­лен­ным? В зави­си­мо­сти от того, как мы отве­тим на этот вопрос, мы будем фор­му­ли­ро­вать цели нашей дея­тель­но­сти, а сле­до­ва­тельно – ста­вить себе задачи, кото­рые необ­хо­димо выпол­нить для дости­же­ния этих целей, и искать тех­но­ло­гии для выпол­не­ния этих задач.

Кто-то, воз­можно, ска­жет: зачем пере­ли­вать из пустого в порож­нее? Неужели не ясно нам, свя­щен­но­слу­жи­те­лям, кате­хи­за­то­рам, каков пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин? Да и вообще: воз­можно ли в хри­сти­ан­стве, рели­гии, постро­ен­ной на сво­боде чело­века и любви, фор­ми­ро­вать какие-то шаб­лоны и потом при­ме­нять их как про­кру­стово ложе к людям, кото­рые к этому не готовы? Хоте­лось бы согла­ситься с таким оппо­нен­том, но реаль­ность не поз­во­ляет этого сде­лать: если мы посмот­рим на нашу цер­ков­ную дей­стви­тель­ность, то в пред­став­ле­нии раз­ных свя­щен­ни­ков образ пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина весьма и весьма раз­нится. И ладно, если бы раз­нился он только в пред­став­ле­нии свя­щен­ни­ков: серьез­ные про­ти­во­ре­чия есть и на прак­тике: так, то, что в одном при­ходе счи­та­ется доб­ро­де­те­лью, в дру­гом будет осуж­дено почти (а то и не почти) как ересь. Нередки слу­чаи, когда чело­век дол­гое время ходит в храм, счи­та­ется воцер­ко­в­лен­ным, и сам себя тако­вым счи­тает, но вдруг обна­ру­жи­ва­ется, что он совсем не знает веро­уче­ния Церкви, не пони­мает Ее бого­слу­же­ния, иска­жает тео­ре­ти­че­ски или прак­ти­че­ски в своей жизни нрав­ствен­ную сто­рону Пре­да­ния. Это не гово­рит о том, что плох он или свя­щен­ник, слу­жа­щий на при­ходе. Но оче­видно, что если бы у пас­тыря было четко выра­жен­ное в сло­вес­ных фор­му­ли­ров­ках осмыс­ле­ние цели и задач его дея­тель­но­сти, подоб­ные слу­чаи были бы ско­рее исклю­че­нием, чем регулярностью.

В свете всего выше­ска­зан­ного необ­хо­димо все же выяс­нить: кто такой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, и чему мы должны в первую оче­редь учить людей, при­хо­дя­щих в Цер­ковь. На этом пути нам, воз­можно, при­дется серьезно пере­смот­реть наши соб­ствен­ные пред­став­ле­ния каса­тельно этого вопроса, и воз­можно, от чего-то отка­заться. Но смею наде­яться, что в итоге мы при­дем к осо­зна­нию того мини­мума, кото­рый поз­во­ляет чело­веку стать пол­но­цен­ным чле­ном Тела Хри­стова – Церкви.

Думаю, если бы сей­час у нас была воз­мож­ность сде­лать некий опрос, то в каче­стве его резуль­та­тов мы бы полу­чили ответы, сво­дя­щи­еся к четы­рем пунк­там. Итак, для того, чтобы быть пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, необходимо:

  1. Зна­ние основ Пра­во­слав­ной веры.
  2. Молит­вен­ная жизнь (част­ная и цер­ков­ная молитва, уча­стие в Таин­ствах Церкви).
  3. Сле­до­ва­ние нрав­ствен­ным импе­ра­ти­вам Пра­во­сла­вия (напомню, что мы рас­смат­ри­ваем мини­мум, а потому здесь мы можем гово­рить только об импе­ра­ти­вах, но никак не о высо­тах нрав­ствен­ного хри­сти­ан­ского идеала).
  4. Уча­стие в общин­ной жизни Церкви.

Воз­можно, кто-то смо­жет доба­вить что-либо еще к этим четы­рем посту­ла­там, но в дан­ный момент они кажутся мне необ­хо­ди­мыми и доста­точ­ными для того, чтобы чело­век мог назы­ваться пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном. Если же хотя бы один из них оста­ется без реа­ли­за­ции, то резуль­тат воцер­ко­в­ле­ния пред­став­ля­ется сомни­тель­ным: если чело­век не молится, или не знает веры, или совер­шает гру­бые смерт­ные грехи, или созна­тельно (а может быть, и бес­со­зна­тельно) дистан­ци­ру­ется от уча­стия в жизни цер­ков­ной общины – здесь уже встает вопрос о каче­стве его духов­ной и цер­ков­ной жизни.

В соот­вет­ствии с этими кри­те­ри­ями будет фор­ми­ро­ваться и система работы: она должна обес­пе­чи­вать все четыре аспекта цер­ков­ной жизни. Таким обра­зом, мы видим, что струк­тура про­цесса воцер­ко­в­ле­ния будет состо­ять как мини­мум из четы­рех под­про­цес­сов: позна­ние чело­ве­ком веро­уче­ния Церкви, вхож­де­ние его в молит­вен­ный опыт Церкви (част­ной и цер­ков­ной), исправ­ле­ние своей жизни в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ными импе­ра­ти­вами Пра­во­сла­вия, вхож­де­ние чело­века в общин­ную жизнь Церкви. При этом необ­хо­димо выстра­и­вать работу таким обра­зом, чтобы в тече­ние всего пери­ода на каж­дом кате­хи­зи­че­ском заня­тии сти­му­ли­ро­ва­лись все четыре под­про­цесса, при­чем уро­вень этих сти­му­лов дол­жен соот­вет­ство­вать уровню раз­ви­тия катеху­ме­нов. В про­тив­ном слу­чае воз­можно пре­вра­ще­ние кате­хи­за­ции в про­стую обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность, кото­рая не обес­пе­чит воцер­ко­в­ле­ния чело­века. В каче­стве иллю­стра­ции можно при­ве­сти сле­ду­ю­щий при­мер: на бого­слов­ских кур­сах в нашей епар­хии был выпуск­ной вечер, люди, окон­чив­шие курсы, полу­чили дипломы. Одна жен­щина, успешно сдав­шая все экза­мены, бесе­дуя с руко­во­ди­те­лем кур­сов, между делом бро­сила фразу о том, что вообще-то, наша исто­рия могла раз­ви­ваться гораздо лучше, «если бы не эти двое» — здесь она ука­зала на икону св. рав­ноап. Кирилла и Мефо­дия. Ока­за­лось, что эта жен­щина не пра­во­слав­ная, а неоязыч­ница, но три года никто об этом и не дога­ды­вался. Она закон­чила курсы и полу­чила выпуск­ной доку­мент. С точки зре­ния обра­зо­ва­тель­ного ком­по­нента все пра­вильно: экза­мены сданы, про­грамма осво­ена – давайте диплом. Но кате­хи­за­ция никак не может сво­диться к этому.

Есть также неко­то­рые зако­но­мер­но­сти, осо­зна­ние кото­рых опре­де­ляет успех или неуспех дея­тель­но­сти по воцер­ко­в­ле­нию людей. Бази­ру­ются они на зако­нах пси­хо­ло­гии и педа­го­гики. Эти зако­но­мер­но­сти можно выра­зить в таких принципах:

  1. Цер­ков­ность. Смысл этого прин­ципа в том, что кате­хи­за­тор явля­ется чело­ве­ком, кото­рому дано пору­че­ние от Церкви. Он – цер­ков­ный didaskaloz, учи­тель, и потому его задача – учить тому, что явля­ется Пре­да­нием Церкви, а не транс­ли­ро­вать свои мне­ния, сколь бы инте­рес­ными они ни были. Без­условно, опыт Церкви все­гда будет пода­ваться через призму лич­ного опыта и вос­при­я­тия, и опре­де­лен­ная доля субъ­ек­ти­визма здесь неиз­бежна, но субъ­ек­ти­визм этот может касаться лич­ных пере­жи­ва­ний, осмыс­ле­ния тех истин, о кото­рых идет речь, а вовсе не самого содер­жа­ния бла­го­ве­стия, ибо Истина Церкви – Иисус Хри­стос – вчера и днесь и во веки тот же. Иначе вме­сто Пре­да­ния Церкви может воз­ве­щаться миро­воз­зре­ние отдель­ного чело­века с его осо­бен­но­стями, при­том не все­гда положительными.
  2. Лич­ност­ность. Этот прин­цип в кате­хи­зи­че­ской дея­тель­но­сти спе­ци­фи­чен. Если в обыч­ной педа­го­гике он озна­чает, что изу­ча­е­мый мате­риал дол­жен быть инте­ре­сен обу­ча­е­мым, что он дол­жен раз­ви­вать те или иные сто­роны их лич­но­сти, то в кате­хи­за­ции это – нечто дру­гое. Исходя из цели работы – воцер­ко­в­ле­ния людей, мы ори­ен­ти­ру­емся на то, что все содер­жа­ние должно слу­жить дан­ной цели. То есть, пред­мет беседы дол­жен быть не про­сто инте­ре­сен, а дол­жен касаться жизни участ­ни­ков лично. Так, напри­мер, вопрос о воз­расте Адама и Евы перед гре­хо­па­де­нием, может быть, и инте­ре­сен, но не имеет ника­кого отно­ше­ния к лич­ной жизни катеху­ме­нов. И если мы будем общаться с ними на такие «инте­рес­ные» темы, то попу­сту поте­ряем время, и встречи наши пре­вра­тятся в пустую бол­товню, клуб по инте­ре­сам. Будут доб­рые чае­пи­тия, захва­ты­ва­ю­щие дис­кус­сии, но в кон­тек­сте постав­лен­ной цели мы ничего не сделаем.
  3. Пре­ем­ствен­ность, после­до­ва­тель­ность и систе­ма­тич­ность. Это – клас­си­че­ский педа­го­ги­че­ский прин­цип, и здесь он есте­стве­нен. Про­цесс дол­жен раз­ви­ваться посте­пенно, от про­стого к слож­ному: сна­чала осва­и­ва­ются эле­мен­тар­ные зна­ния, поня­тия и формы дея­тель­но­сти, посте­пенно они услож­ня­ются, рас­кры­ва­ются новые грани уже осво­ен­ного, вслед­ствие чего про­ис­хо­дит фор­ми­ро­ва­ние целост­ного пра­во­слав­ного мировоззрения.
  4. Посиль­ность и доступ­ность. Также клас­си­че­ский педа­го­ги­че­ский прин­цип. Если чело­веку дать зада­ние, кото­рое он заве­домо не может выпол­нить, то он, поняв это, пре­кра­тит работу, и жела­ние тру­диться у него исчез­нет. Если, наобо­рот, зада­ния будут слиш­ком про­стыми, то их выпол­не­ние будет для чело­века неин­те­рес­ным, а сле­до­ва­тельно, через неко­то­рое время итог будет тот же самый. Поэтому уро­вень слож­но­сти зада­ний дол­жен быть опти­маль­ным: зада­ние должно быть понят­ным, его выпол­не­ние должно тре­бо­вать от чело­века труда, но труда посиль­ного, след­ствием кото­рого будет резуль­тат – раз­ви­тие. В зави­си­мо­сти от сте­пени этого раз­ви­тия зада­ния посте­пенно усложняются.

Воз­можно, этот пере­чень прин­ци­пов не полон, и кто-то смо­жет его раз­вить и допол­нить, я буду очень этому рад. Я в своем сооб­ще­нии лишь пред­ста­вил осмыс­ле­ние сво­его опыта, своих удач и оши­бок, те выводы, кото­рые я смог сде­лать на этом осно­ва­нии, а также на осно­ва­нии ана­лиза работы неко­то­рых моих собра­тьев. Может быть, я здесь и не ска­зал ничего нового, однако дума­ется, что осмыс­ле­ние внут­рен­ней сущ­но­сти и струк­туры дея­тель­но­сти обес­пе­чи­вает пра­виль­ную ее орга­ни­за­цию, пла­ни­ро­ва­ние и реа­ли­за­цию, помо­гает избе­жать оши­бок, кото­рые могли бы при­ве­сти к неже­ла­тель­ным результатам.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки