Проблемы, мешающие взрослым на первом этапе воцерковления – диакон Константин Горбунов

Проблемы, мешающие взрослым на первом этапе воцерковления – диакон Константин Горбунов


В Вос­крес­ной школе для взрос­лых на группе в 40 чело­век, мною было дано пись­мен­ное зада­ние: пере­чис­лите про­блемы и затруд­не­ния, воз­ник­шие у вас и ваших близ­ких на началь­ном этапе воцерковления.

В Вос­крес­ной школе для взрос­лых на группе в 40 чело­век, мною было дано пись­мен­ное зада­ние: пере­чис­лите про­блемы и затруд­не­ния, воз­ник­шие у вас и ваших близ­ких на началь­ном этапе воцерковления.

В резуль­тате ана­лиза отве­тов было выяс­нено, что про­блемы эти можно условно раз­де­лить на 4 группы:

  1. Про­блемы лич­ност­ного характера;
  2. Про­блемы, исхо­дя­щие от чле­нов семьи и родственников;
  3. Про­блемы, исхо­дя­щие от кли­ри­ков и при­хо­жан храма;
  4. Про­блемы, исхо­дя­щие от СМИ и окру­жа­ю­щего мира.

 

I. Проблемы, присущие личности воцерковляющегося:

  • ате­и­сти­че­ские сте­рео­типы и «штампы» про­шлого мыш­ле­ния, в том числе эволюционные,
  • при­вер­жен­ность своим усто­яв­шимся, нецер­ков­ным взгля­дам, в том числе оккультным;
  • раз­лич­ные неве­же­ствен­ные при­меты и суеверия;
  • незна­ние с чего начать воцер­ко­в­ле­ние, так как все по- раз­ному говорят;
  • отсут­ствие пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния и мировоззрения;
  • рели­ги­оз­ная без­гра­мот­ность, неопыт­ность и инфор­ма­ци­он­ная дезориентация;
  • полу­че­ние рели­ги­оз­ных зна­ний из источ­ника «кто-то ска­зал», «я про­чи­тал в СМИ»;
  • мало­ве­рие и неве­рие в помощь Божью;
  • надежда на себя, а не на Бога;
  • неже­ла­ние и лень к бого­слу­же­ниям, молитве, посту и под­го­товке к таинствам;
  • непо­ни­ма­ние цер­ков­ной жизни и важ­но­сти бого­слу­же­ния, поста, молитвы и воцер­ко­в­ле­ния (неко­то­рые счи­тают, что верить в Бога можно и дома, без Церкви);
  • любовь и при­вя­зан­ность к инте­ре­сам и радо­стям зем­ной жизни;
  • неуме­ние про­щать и про­сить прощение;
  • неспо­соб­ность при­знать себя виновным;
  • боязнь и незна­ние как обра­титься к свя­щен­нику, неуме­ние и боязнь исповедоваться;
  • у людей вызы­вает труд­ность непо­ни­ма­ние бого­слу­же­ний, его смысла, непо­ни­ма­ние бого­слу­же­ний с точки зре­ния цер­ковно-сла­вян­ского языка;
  • в виду того, что начи­на­ю­щие воцер­ко­в­ле­ние люди не знают осо­бен­но­сти рас­по­рядка цер­ков­ной жизни, у них воз­ни­кает страх что-то сде­лать непра­вильно, и отсюда стес­ни­тель­ность, и отсюда неко­то­рые люди бояться идти в храм;
  • при­вычка отды­хать в выход­ные дни при­во­дит к непо­се­ще­нию богослужений;
  • мно­гие жалу­ются на то, что тяжело соблю­дать посты, тяжело сто­ять службу (душно, толкаются);
  • неко­то­рых людей бес­по­коит неже­ла­ние в них помо­гать дру­гим людям;
  • у неко­то­рых мирян при­сут­ствует излиш­няя тре­бо­ва­тель­ность к свя­щен­но­слу­жи­те­лям (свя­щен­ника вос­при­ни­мают как свя­того — небо­жи­теля, оча­ро­вы­ва­ются, а затем разо­ча­ро­вы­ва­ются, когда видят, что это не совсем так);
  • неко­то­рых сму­щает вечно уны­лый вид при­хо­жан (но таких немного);
  • у неко­то­рых людей воз­ни­кает ощу­ще­ние, что они только мешают, что им не рады в храме, ими никто не инте­ре­су­ется, у них воз­ни­кает чув­ство ненуж­но­сти, никто ничего не пояс­нит, ни о чём не попросит;
  • незна­ние раз­ницы между Цер­ко­вью и сек­тами, между пра­во­сла­вием и дру­гими хри­сти­ан­скими конфессиями.

 

II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников:

  1. семей­ные сте­рео­типы нехри­сти­ан­ской, нецер­ков­ной, без­уклад­ной и без­мо­лит­вен­ной жизни, без учёта цер­ков­ного кален­даря, пост­ных и празд­нич­ных дней;
  2. семей­ный круг не хочет отпус­кать чело­века в храм, наблю­да­ется гамма нега­тив­ных отно­ше­ний: от внут­рен­него сопро­тив­ле­ния и напря­же­ния к раз­дра­же­нию и агрес­сии с руга­тель­ным осуж­де­нием всего, что свя­зано с Цер­ко­вью. Такое отно­ше­ние род­ных чаще свя­зано с их неве­рием (ате­и­стично- стью), с их пред­взя­тым недо­ве­рием Церкви и выбору уве­ро­вав­шего род­ствен­ника; отсут­ствием опыта цер­ков­ной жизни или нали­чием иного исповедания;
  3. непра­виль­ное рас­пре­де­ле­ние вре­мени в домаш­нем быту также при­во­дит к затруд­не­нию в посе­ще­нии цер­ков­ных служб;
  4. при­вычка в выход­ные дни всей семьёй выби­раться за город (на дачу, на рыбалку или в лес за гри­бами, яго­дами), или к род­ным-близ­ким в гости, или сле­до­вать куль­тур­ной про­грамме — выставки, кино, театр…, раз­лич­ные увле­че­ния спор­том, играми, походами…

 

III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма:

  1. край­няя затруд­ни­тель­ность в доступе к свя­щен­нику для испо­веди (много людей на испо­веди, мало испо­ве­ду­ю­щих свя­щен­но­слу­жи­те­лей и огра­ни­чен­ность во вре­мени, порож­да­ю­щие недоб­ро­ка­че­ствен­ность (поверх­ност­ность и фор­ма­лизм, гра­ни­ча­щий с ими­та­цией происходящего);
  2. боль­шая заня­тость свя­щен­ства и труд­но­до­ступ­ность воз­мож­но­сти беседы со свя­щен­ни­ком после бого­слу­же­ния и треб;
  3. невни­ма­тель­ность свя­щен­ни­ков, гру­бость работ­ни­ков и при­хо­жан храма;
  4. трудно найти духов­ника, соот­вет­ству­ю­щего пред­став­ле­нию о нём;
  5. зача­стую свя­щен­ники не ведут систе­ма­ти­че­ских учеб­ных заня­тий с людьми и не направ­ляют их для обу­че­ния в ЦПВШ, хотя могли бы это делать;
  6. мно­гих бес­по­коит раз­но­об­ра­зие духов­ни­че­ских прак­тик касающихся: 
    • объ­ёма утрен­них и вечер­них молитв, в том числе молитв перед свя­тым Причащением;
    • меры и про­дол­жи­тель­но­сти поста, в том числе перед свя­тым Причащением;
    • частоты и образа под­го­товки к таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния (порой бывает в одном храме раз­ли­чие прак­тик, а уж в раз­ных хра­мах раз­ли­чия при­сут­ствуют тем более, и людей это бес­по­коит, они не знают на какую прак­тику ори­ен­ти­ро­ваться, чему следовать);
  7. со сто­роны неко­то­рых свя­щен­ни­ков наблю­да­ются необос­но­ван­ные затруд­не­ния с допус­ком людей ко Причащению;
  8. недоб­ро­же­ла­тель­ность в храме к вновь при­шед­шим (бывает, что подо­шед­шего к При­ча­стию без испо­веди отго­няют, гово­рят «отой­дите», не объ­яс­нив, что нужно чело­веку делать дальше; ана­ло­гично, когда при­но­сят детей на Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, гово­рят: «мы детей не при­ча­щаем», отго­няют их в сто­рону, и никто не объ­яс­няет, когда можно причастить);
  9. неко­то­рых людей бес­по­коит нали­чие платы за требы, ее частое, порой необос­но­ван­ное повы­ше­ние, а также коры­сто­лю­бие и соблаз­ни­тель­ное пове­де­ние неко­то­рых свя­щен­но­слу­жи­те­лей и не име­ю­щих сана людей.

 

IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира:

  1. непо­ни­ма­ние сослу­жив­цев, отвер­же­ние ряда окру­жа­ю­щих всего того, что свя­зано с верой, рели­гией и Цер­ко­вью, вос­при­ни­ма­ется как сектантство;
  2. плот­ная заня­тость на про­из­вод­стве при­во­дит к труд­но­сти сов­ме­ще­ния цер­ков­ных служб с режи­мом работы;
  3. довольно поверх­ност­ное, скуд­ное и порой иска­жён­ное осве­ще­ние рели­ги­оз­ных и цер­ков­ных празд­ни­ков и собы­тий в СМИ, кото­рые быстро заре­ту­ше­вы­ва­ются про­ти­во­по­лож­ными по смыслу, часто пош­лыми по содер­жа­нию программами: 
    • мас­сово навя­зы­ва­ется культ пре­успе­ва­ю­щего в зем­ных делах «успеш­ного» человека;
    • о духов­ных цен­но­стях Пра­во­сла­вия гово­рится очень редко, вскользь и размыто;
    • раз­вра­ща­ю­щее воз­дей­ствие прессы, рекламы и теле­ви­де­ния, в кото­рых насаж­да­ется пси­хо­ло­гия обще­ства потреб­ле­ния, раз­вле­че­ния, насла­жде­ния и блуда «уступи соблазну», «играй и выиг­ры­вай», «живи в удо­воль­ствие», «оття­нись со вку­сом», «не отка­зы­вай себе», «купи новинку», «совер­шен­ствуйся во всём», «хорошо меняться», где реклама раз­ных видов кос­ме­тики, при­чё­сок, мод­ной одежды, мобиль­ных теле­фо­нов, авто­ма­шин, нового жилья и новых партнёров;
  4. пре­ва­ли­ро­ва­ние в окру­жа­ю­щей жизни обще­ства обра­зов нече­стия вме­сто бла­го­че­стия, где грех всё более воз­во­дится в норму, захва­ты­вая бук­вально все сферы соци­аль­ной жизни. Жить и не гре­шить в таком обще­стве и в таких усло­виях про­сто невозможно.

Вот такие обна­ру­жи­лись про­блемы, и нужно учить людей пра­вильно отно­ситься к ним и пра­вильно их решать, делая соот­вет­ству­ю­щие выводы. Эти про­блемы можно ста­ти­сти­че­ски обра­бо­тать, чтобы понять в какой группе, каких больше, каких меньше. Целе­со­об­разно про­ве­сти отдель­ный семи­нар по дан­ной теме с людьми, зани­ма­ю­щи­мися при­ход­ским кон­суль­ти­ро­ва­нием и с уча­щи­мися кате­хи­за­тор­ских курсов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки