• Цвет полей:

• Цвет фона:


• Шрифт: Book Antiqua Arial Times
• Размер: 14pt 12pt 11pt 10pt
• Выравнивание: по левому краю по ширине
 
Свидетельства Священного Писания о необходимости катехизации — Кирилл Борисов Раздел: Необходимость катехизации

Свидетельства Священного Писания о необходимости катехизации — Кирилл Борисов

Print This Post
Оценка:
(0 голосов: 0 из 5)

Благой вестью, евангелием стала для всего человечества проповедь Господа и Спасителя Иисуса Христа, под этим же названием всем известна и книга, которая повествует о Боговоплощении.

Свидетельства Священного Писания о необходимости катехизации

Благой вестью, евангелием стала для всего человечества проповедь Господа и Спасителя Иисуса Христа, под этим же названием всем известна и книга, которая повествует о Боговоплощении. «Вера от слышания, слышание – от слова Божия» (Рим. 10:17). «Первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос. Личная встреча с Ним, Его слова и пример Его жизни были тем катехизисом, который прошли апостолы» [1].

Спаситель призвал апостолов, а через них – и всех нас, к благовестию через научение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В своем толковании на этот отрывок святитель Афанасий Великий отмечает, что «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство» [2].

И после Воскресения Христос на протяжении сорока дней являлся апостолам, «говоря о Царствии Божием» (Деян.1:3). В продолжении Евангелия по Луке – Деяниях св. Апостолов – мы видим, как практически реализуется эта заповедь: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41-42).

Апостол Павел учил целый год в Антиохийской Церкви (Деян.11:26), после этого – три месяца в Эфесской синагоге, а затем переместился в училище некоего Тиранна, где учил около двух лет (Деян.19:8-10). В своём Послании апостолу Тимофею он выразительно пишет: «…Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай… Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4:13-16).

Практика катехизации предшествовала написанию Евангелий. В первых стихах Евангелия по Луке мы читаем «…рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк.1:3-4). Последнее слово буквально переводится с греческого как «катехизирован», то есть речь идёт об устном предании, существовавшем в христианской общине с момента её образования.

Обратим внимание, как возникло само наименование христианин. «Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:25-26). Именно ученики стали называться христианами, те, кто длительное время учились у Апостолов Христовых, а не просто согласились с тем, что Христос является Мессией.

В тексте Нового Завета ещё нет сведений о катехуменате как специальном церковном органе. Это связано с тем, что церковные институты появились не в одночасье, а формировались по мере роста Церкви и расширения проповеди от иудейской общины к языческому миру.

Содержание апостольской проповеди зависело от аудитории, к которой она была обращена. Если для иудеев достаточно было принятия Иисуса как обетованного Мессии, то язычникам прежде требовалось раскрытие Библейской истории спасения и нравственных норм Богооткровенной религии.

«В святоотеческую эпоху катехизация рассматривается совсем не как прикладная деятельность в жизни Церкви, пусть даже чрезвычайно важная. Это не просто взаимодействие с внешними людьми… Катехизация оказывается образом жизни самой Церкви, в значительной степени является оправданием её бытия, выражением её миссии» [3].

Примечания

[1] Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианскаяшкола, 2001. 320 с.

[2] Святитель Афанасий Великий. Творения. В 4-х томах. Репринт. / Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994.Т. 3. Вторая речь против Ария.

[3] Давид Гзгян. Особенности святоотеческой катехизации. Сборник докладов конференции «Традиции святоотеческой катехизации». С.-ФПХИ. Москва. 2001. 12.

Метки 0 311
Нет комментариев для этой записи.

Хотите быть первым?

Добавить GravatarОставить комментарий

Имя: *

Email Адрес: *

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самое популярное (читателей)