Свидетельства Священного Писания о необходимости катехизации — Кирилл Борисов

Свидетельства Священного Писания о необходимости катехизации — Кирилл Борисов


Бла­гой вестью, еван­ге­лием стала для всего чело­ве­че­ства про­по­ведь Гос­пода и Спа­си­теля Иисуса Хри­ста, под этим же назва­нием всем известна и книга, кото­рая повест­вует о Боговоплощении.

Свидетельства Священного Писания о необходимости катехизации

Бла­гой вестью, еван­ге­лием стала для всего чело­ве­че­ства про­по­ведь Гос­пода и Спа­си­теля Иисуса Хри­ста, под этим же назва­нием всем известна и книга, кото­рая повест­вует о Бого­во­пло­ще­нии. «Вера от слы­ша­ния, слы­ша­ние – от слова Божия» (Рим. 10:17). «Пер­вым кате­хи­за­то­ром в исто­рии хри­сти­ан­ства был Сам Хри­стос. Лич­ная встреча с Ним, Его слова и при­мер Его жизни были тем кате­хи­зи­сом, кото­рый про­шли апо­столы» [1].

Спа­си­тель при­звал апо­сто­лов, а через них – и всех нас, к бла­го­ве­стию через науче­ние: «Идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, уча их соблю­дать всё, что Я пове­лел вам» (Мф. 28:19–20). В своем тол­ко­ва­нии на этот отры­вок свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий отме­чает, что «Спа­си­тель запо­ве­дал не только кре­стить, он пове­лел вна­чале «учить», затем «кре­стить», чтобы науче­ние поро­дило истин­ную веру и уже с верой мы могли бы при­нять Таин­ство» [2].

И после Вос­кре­се­ния Хри­стос на про­тя­же­нии сорока дней являлся апо­сто­лам, «говоря о Цар­ствии Божием» (Деян.1:3). В про­дол­же­нии Еван­ге­лия по Луке – Дея­ниях св. Апо­сто­лов – мы видим, как прак­ти­че­ски реа­ли­зу­ется эта запо­ведь: «Итак охотно при­няв­шие слово его кре­сти­лись, и при­со­еди­ни­лось в тот день душ около трех тысяч. И они посто­янно пре­бы­вали в уче­нии Апо­сто­лов, в обще­нии и пре­лом­ле­нии хлеба и в молит­вах» (Деян. 2:41–42).

Апо­стол Павел учил целый год в Антио­хий­ской Церкви (Деян.11:26), после этого – три месяца в Эфес­ской сина­гоге, а затем пере­ме­стился в учи­лище неко­его Тиранна, где учил около двух лет (Деян.19:8–10). В своём Посла­нии апо­столу Тимо­фею он выра­зи­тельно пишет: «…Доколе не приду, зани­майся чте­нием, настав­ле­нием, уче­нием. Не неради о пре­бы­ва­ю­щем в тебе даро­ва­нии, кото­рое дано тебе по про­ро­че­ству с воз­ло­же­нием рук свя­щен­ства. О сем заботься, в сем пре­бы­вай… Вни­кай в себя и в уче­ние; зани­майся сим посто­янно: ибо, так посту­пая, и себя спа­сешь, и слу­ша­ю­щих тебя» (1Тим. 4:13–16).

Прак­тика кате­хи­за­ции пред­ше­ство­вала напи­са­нию Еван­ге­лий. В пер­вых сти­хах Еван­ге­лия по Луке мы читаем «…рас­су­ди­лось и мне, по тща­тель­ном иссле­до­ва­нии всего сна­чала, по порядку опи­сать тебе, досто­по­чтен­ный Фео­фил, чтобы ты узнал твер­дое осно­ва­ние того уче­ния, в кото­ром был настав­лен» (Лк.1:3–4). Послед­нее слово бук­вально пере­во­дится с гре­че­ского как «кате­хи­зи­ро­ван», то есть речь идёт об уст­ном пре­да­нии, суще­ство­вав­шем в хри­сти­ан­ской общине с момента её образования.

Обра­тим вни­ма­ние, как воз­никло само наиме­но­ва­ние хри­сти­а­нин. «Потом Вар­нава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, при­вел в Антио­хию. Целый год соби­ра­лись они в церкви и учили нема­лое число людей, и уче­ники в Антио­хии в пер­вый раз стали назы­ваться Хри­сти­а­нами» (Деян.11:25–26). Именно уче­ники стали назы­ваться хри­сти­а­нами, те, кто дли­тель­ное время учи­лись у Апо­сто­лов Хри­сто­вых, а не про­сто согла­си­лись с тем, что Хри­стос явля­ется Мессией.

В тек­сте Нового Завета ещё нет све­де­ний о катеху­ме­нате как спе­ци­аль­ном цер­ков­ном органе. Это свя­зано с тем, что цер­ков­ные инсти­туты появи­лись не в одно­ча­сье, а фор­ми­ро­ва­лись по мере роста Церкви и рас­ши­ре­ния про­по­веди от иудей­ской общины к язы­че­скому миру.

Содер­жа­ние апо­столь­ской про­по­веди зави­село от ауди­то­рии, к кото­рой она была обра­щена. Если для иудеев доста­точно было при­ня­тия Иисуса как обе­то­ван­ного Мес­сии, то языч­ни­кам прежде тре­бо­ва­лось рас­кры­тие Биб­лей­ской исто­рии спа­се­ния и нрав­ствен­ных норм Бого­от­кро­вен­ной религии.

«В свя­то­оте­че­скую эпоху кате­хи­за­ция рас­смат­ри­ва­ется совсем не как при­клад­ная дея­тель­ность в жизни Церкви, пусть даже чрез­вы­чайно важ­ная. Это не про­сто вза­и­мо­дей­ствие с внеш­ними людьми… Кате­хи­за­ция ока­зы­ва­ется обра­зом жизни самой Церкви, в зна­чи­тель­ной сте­пени явля­ется оправ­да­нием её бытия, выра­же­нием её мис­сии» [3].

Примечания

[1] Гав­ри­люк П.Л. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. М.: Свято-Фила­ре­тов­ская мос­ков­ская выс­шая пра­во­славно-хри­сти­ан­ска­я­школа, 2001. 320 с.

[2] Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий. Тво­ре­ния. В 4‑х томах. Репринт. / Изда­ние Спасо-Пре­об­ра­жен­ского Вала­ам­ского мона­стыря, 1994.Т. 3. Вто­рая речь про­тив Ария.

[3] Давид Гзгян. Осо­бен­но­сти свя­то­оте­че­ской кате­хи­за­ции. Сбор­ник докла­дов кон­фе­рен­ции «Тра­ди­ции свя­то­оте­че­ской кате­хи­за­ции». С.-ФПХИ. Москва. 2001. 12.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки