Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов — Кирилл Борисов

Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов — Кирилл Борисов


Дары, полу­чен­ные в Таин­стве Свя­щен­ства, семи­нар­ское обра­зо­ва­ние, высо­кий кре­дит дове­рия со сто­роны мирян дают свя­щен­но­слу­жи­те­лям немало пре­иму­ществ перед миря­нами, однако не исклю­чают воз­мож­ность и для мирян стать успеш­ными катехизаторами.

Требования к катехизатору и наиболее часто встречающиеся ошибки катехизаторов

Дары, полу­чен­ные в Таин­стве Свя­щен­ства, семи­нар­ское обра­зо­ва­ние, высо­кий кре­дит дове­рия со сто­роны мирян дают свя­щен­но­слу­жи­те­лям немало пре­иму­ществ перед миря­нами, однако не исклю­чают воз­мож­ность и для мирян стать успеш­ными кате­хи­за­то­рами. Свя­щен­но­слу­жи­те­лей неко­то­рые катеху­мены вос­при­ни­мают как некую касту, и таких кате­хи­за­тор-миря­нин может больше рас­по­ло­жить к себе, упро­стить общение.
Мы имеем при­мер из Свя­щен­ного Писа­ния, когда чело­век сви­де­тель­ство­вал о Хри­сте, не имея пер­во­на­чально ника­кого отно­ше­ния ни к Апо­сто­лам, ни к руко­по­ло­жен­ным от них пре­сви­те­рам. «Некто Иудей, име­нем Апол­лос, родом из Алек­сан­дрии, муж крас­но­ре­чи­вый и све­ду­щий в Писа­ниях, при­шел в Ефес. Он был настав­лен в начат­ках пути Гос­подня и, горя духом, гово­рил и учил о Гос­поде пра­вильно, зная только кре­ще­ние Иоан­ново. Он начал смело гово­рить в сина­гоге. Услы­шав его, Акила и При­с­килла при­няли его и точ­нее объ­яс­нили ему путь Гос­по­день. А когда он воз­на­ме­рился идти в Ахаию, то бра­тия послали к тамош­ним уче­ни­кам, рас­по­ла­гая их при­нять его; и он, при­быв туда, много содей­ство­вал уве­ро­вав­шим бла­го­да­тью, ибо он сильно опро­вер­гал Иудеев все­на­родно, дока­зы­вая Писа­ни­ями, что Иисус есть Хри­стос (Деян.18:24–28)». Апо­стол Павел отме­тил роль свя­того апо­стола Апол­лоса в рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства в Коринфе: «Я наса­дил, Апол­лос поли­вал, но взрас­тил Бог (1 Кор. 3:6).

Часто при­хо­дится встре­чать аргу­мент: важ­нее всего для про­по­веди соб­ствен­ная жизнь по запо­ве­дям Хри­сто­вым, а учи­тель­ство – это лиш­нее. Этот тезис активно испо­ве­дуют неко­то­рые воцер­ко­в­лён­ные и зача­стую даже доста­точно начи­тан­ные миряне. В под­твер­жде­ние своей пози­ции они обычно при­во­дят слова прп. Сера­фима: «Спа­сись сам, и вокруг тебя спа­сутся тысячи». На это можно отве­тить следующее:

1) Не ума­ляя истин­но­сти слов Саров­ского подвиж­ника, можно доба­вить, что соб­ствен­ный при­мер – не отдель­ный метод, а необ­хо­ди­мый эле­мент любого метода кате­хи­за­ции. Слова чело­века, про­све­щен­ного Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, намного быст­рее най­дут отклик в душах людей. Однако, в прак­ти­че­ском плане, где найти столько свя­тых кате­хи­за­то­ров, обла­да­ю­щих ещё и даром слова?

2) В допол­не­ние имеет смысл при­ве­сти ещё два выска­зы­ва­ния по обсуж­да­е­мому вопросу, кото­рые не про­ти­во­ре­чат сло­вам пре­по­доб­ного Сера­фима, а допол­няют их.
Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник: «не будь стро­гим судиею тех, кото­рые сло­вами учат о вели­ких доб­ро­де­те­лях, когда видишь, что сами они к бла­гому дела­нию ленивы, ибо недо­ста­ток дела часто вос­пол­ня­ется поль­зою оного уче­ния. Мы не все стя­жали всё в рав­ной мере: неко­то­рые имеют пре­вос­ход­ство более в слове, чем в деле, а в дру­гих, напро­тив, дело силь­нее слова» [1].
Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский: «Не должно ни у кого и спра­ши­вать, нужно ли рас­про­стра­нять славу Божию пишу­щею рукою или сло­весно, или доб­рыми делами. Это мы обя­заны делать по мере сил своих и воз­мож­но­сти. Таланты надо упо­треб­лять в дело. Коли будешь заду­мы­ваться об этом про­стом деле, то дья­вол, пожа­луй, вну­шит тебе неле­пость, что тебе надо иметь только внут­рен­нее дела­ние» [2].

3) Внут­рен­няя и внеш­няя мис­сия – это не хобби, а про­яв­ле­ние дея­тель­ной любви, обя­зан­ность любого хри­сти­а­нина по спа­се­нию ближ­него. Не все ста­но­вятся аске­тами-подвиж­ни­ками, но любой имеет воз­мож­ность хотя бы посо­ве­то­вать ближ­нему хоро­шую книгу или раз­об­ла­чить псев­до­цер­ков­ное суеверие.

Для кате­хи­за­тора прин­ци­пи­ально важны сле­ду­ю­щие качества:
– «горя­чая вера», так как нужно, про­бу­дить, зажечь чело­века, а не про­сто дать зна­ния; побу­ди­тель­ным моти­вом и дви­жу­щей силой для кате­хи­за­тора должна быть любовь к уче­ни­кам, а не жела­ние вла­сти или самоутверждение;
– высо­кие мораль­ные каче­ства и духов­ная зрелость;
– систем­ное духов­ное образование;
– ком­му­ни­ка­тив­ные спо­соб­но­сти: уме­ние ясно изло­жить мысль на понят­ном собе­сед­нику языке, учи­ты­вая его куль­тур­ный и обра­зо­ва­тель­ный уро­вень; муд­рая снис­хо­ди­тель­ность к духов­ному уровню человека;
– под­дер­жа­ние обрат­ной связи с катеху­ме­ном, нали­чие диа­лога в обучении;
– хри­сто­цен­трич­ность изло­же­ния мате­ри­ала; он не дол­жен быть абстра­ги­ро­ван от Бога, открыв­ше­гося нам во Христе.

Среди глав­ных оши­бок кате­хи­за­то­ров можно ука­зать следующие:
– Рас­сказ о хри­сти­ан­стве как о рели­гии закона в ущерб рели­гии Любви. Пред­став­ле­ние о хри­сти­ан­стве как о системе запре­тов, пре­вра­ще­ние огла­си­тель­ных бесед в пере­чис­ле­ние обя­зан­но­стей христианина.
– Под­мена целей (сво­боды, радо­сти, новой жизни) сред­ствами их дости­же­ния; отри­ца­тель­ный харак­тер про­по­веди (уста­новка «всё нельзя»), под­мена хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти внеш­ней аскетикой.
– Дис­ба­ланс между дог­ма­ти­кой и нрав­ствен­ным содер­жа­нием хри­сти­ан­ства в сто­рону дог­ма­ти­че­ского богословия.
– Акцент на обряде, чино­по­сле­до­ва­нии Таинств Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния. Таин­ство Кре­ще­ния сле­дует рас­смат­ри­вать в боль­шей мере как повод, а не как содер­жа­ние бесед.
– Однако и вопросы, как со сто­роны кате­хи­за­тора, так и со сто­роны участ­ни­ков, должны быть в русле обсуж­да­е­мой темы, иначе встречи поте­ряют целост­ность и систем­ность. Диа­ло­гич­ность поз­во­лит лучше понять уро­вень зна­ний катеху­ме­нов и укре­пит их внимание.
– Стрем­ле­ние пере­дать как можно больше инфор­ма­ции там, где кате­хи­за­ция вклю­чает в себя 1–2 занятия.
– Пере­дача зна­ний, тео­ре­ти­че­ской инфор­ма­ции в отрыве от опыта веры. Забве­ние того, что любой ответ дол­жен быть не только инфор­ма­ци­он­ным, но и экзи­стен­ци­аль­ным, т.е. прямо или кос­венно нази­да­тель­ным для присутствующих.
– Неак­ту­аль­ность пере­да­ва­е­мых зна­ний и опыта для слу­ша­ю­щих. Зна­ния должны быть прак­тичны для огла­ша­е­мых, не абстрактны, не свя­заны лишь с глу­бо­кой древ­но­стью, а близки и необ­хо­димы им.
– Кате­го­рич­ность или чрез­мер­ный либе­ра­лизм (заис­ки­ва­ние, чрез­мер­ное упро­ще­ние Пра­во­сла­вия до уровня оглашенных).
– Сухой, непо­нят­ный ново­на­чаль­ным язык, избы­ток цер­ков­но­сла­вя­низ­мов и бого­слов­ских тер­ми­нов (сре­до­сте­ние, живот, синер­гия, эсха­то­ло­гия и т.п.).
– Отсут­ствие нагляд­ных посо­бий и печат­ных мате­ри­а­лов, кото­рые раз­да­ются огла­ша­е­мым для само­сто­я­тель­ного изу­че­ния. Как мини­мум это дол­жен быть спи­сок лите­ра­туры для само­сто­я­тель­ного изу­че­ния и несколько молитв с их объяснением.
– Заня­тия без учёта духов­ного, нрав­ствен­ного и интел­лек­ту­аль­ного уровня огла­ша­е­мых. Соот­вет­ственно и задачи могут сто­ять раз­ные: от пол­ной и серьёз­ной под­го­товки до мини­маль­ных зна­ний или хотя бы избав­ле­ния от «иллю­зии зна­ния» цер­ков­ной жизни. В прак­ти­че­ском плане в пред­ва­ри­тель­ной беседе или после пер­вого заня­тия кате­хи­за­тор может выде­лить отдель­ных лиц для инди­ви­ду­аль­ных бесед или раз­де­ле­ния одной группы на две-три.
– Хаос в орга­ни­за­ции встреч (опоз­да­ния, пере­нос вре­мени и т.д.), неряш­ли­вый, равно как и заспан­ный, уста­лый вид катехизатора.
– И, нако­нец, самая глав­ная ошибка – отно­ше­ние к огла­ша­е­мым как к объ­ек­там воз­дей­ствия, а не бра­тьям и сест­рам, отсут­ствие любви к ближ­ним и сво­ему служению.

сен­тябрь 2013 г.

Примечания

[1] Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник Лествица, Слово 26, п. 154. М.: Мос­ков­ское подво­рье Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, 2002.

[2] Св. Иоанн Крон­штадт­ский Моя жизнь во Хри­сте, (абзац 688) / [Электрон.ресурс] (1 файл). 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки