Три составляющие системного воцерковления — Кирилл Борисов

Три составляющие системного воцерковления — Кирилл Борисов


Воцер­ко­в­ле­ние должно носить систем­ный, поэтап­ный харак­тер, оче­вид­ность этого тезиса в наше время уже мало у кого вызы­вает воз­ра­же­ние. Несо­мненно, встреча чело­века и Бога носит непо­вто­ри­мый, таин­ствен­ный, лич­ност­ный харак­тер и не под­да­ётся схематизации.

Три составляющие системного воцерковления

Воцер­ко­в­ле­ние должно носить систем­ный, поэтап­ный харак­тер, оче­вид­ность этого тезиса в наше время уже мало у кого вызы­вает воз­ра­же­ние. Несо­мненно, встреча чело­века и Бога носит непо­вто­ри­мый, таин­ствен­ный, лич­ност­ный харак­тер и не под­да­ётся схе­ма­ти­за­ции. Также не вызы­вает сомне­ний, что люди имеют раз­лич­ную силу воли, интел­лект, душев­ные осо­бен­но­сти. Тем не менее, есть исто­ри­че­ский и совре­мен­ный опыт, пока­зы­ва­ю­щий, что без систем­ной кате­хи­за­ции боль­шин­ство «семян» ока­зы­ва­ются посе­ян­ными «в тер­нии». Дли­тель­ная трёх­этап­ная система воцер­ко­в­ле­ния золо­того века кате­хи­за­ции наглядно пока­зала свою эффек­тив­ность, и мы не должны тер­пе­ливо ждать чудес­ных пре­вра­ще­ний «сав­лов» в «пав­лов», в упо­ва­нии на Боже­ствен­ную бла­го­дать, пре­не­бре­гая соб­ствен­ными усилиями.

В любой обла­сти чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти при­сут­ствует поэтап­ность, посте­пен­ность усво­е­ния зна­ний, опыта. Никто не посту­пает в стар­шие классы, минуя началь­ную школу, никто не начи­нает изу­чать ино­стран­ный язык с грам­ма­тики, не выучив хотя бы несколь­ких про­стых слов. В рели­ги­оз­ных вопро­сах, тем не менее, боль­шин­ство людей счи­тают себя зна­ю­щими, так как и сама вера пред­став­ля­ется им набо­ром неслож­ных обря­дов. Про­блема состоит в том, что ответы на вопросы из обла­сти дог­ма­тики, соте­рио­ло­гии, эккле­зио­ло­гии не могут быть адек­ватно поняты без зна­ния основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, задачи для 8‑го класса не реша­ются без того, чему учат в пер­вом. Люди, прак­ти­че­ски ничего не зна­ю­щие о Спа­си­теле, задают вопрос: «Что такое При­ча­стие?», тогда как во время рас­цвета кате­хи­за­ции (IV век) смысл про­ис­хо­дя­щего на Евха­ри­стии откры­вали только новокрещённым.

Поэтому отры­воч­ные, фраг­мен­тар­ные све­де­ния не при­но­сят пло­дов, не при­бли­жают людей ко Хри­сту, а создают лишь иллю­зию пони­ма­ния неко­то­рых вопро­сов. Эта иллю­зия пара­ли­зует чело­века в стрем­ле­нии к духов­ному росту. Даже мно­гие воцер­ко­в­лён­ные люди успо­ко­ены тем, что они бывают в вос­крес­ный день на Литур­гии, читают молит­вен­ное пра­вило, соблю­дают посты. В итоге полу­ча­ется рели­гия закона и уве­рен­но­сти в том, что духов­ная жизнь идёт по пра­виль­ному пути.

Исходя из этого, поэтап­ная кате­хи­за­ция должна стать не при­чу­дой отдель­ных пас­ты­рей, а обще­цер­ков­ной зада­чей, необ­хо­ди­мой состав­ля­ю­щей жизни каж­дой общины.

Необ­хо­димо выде­лить и рас­смот­реть состав­ля­ю­щие систем­ного воцер­ко­в­ле­ния. Можно назвать их триаду:

  • бла­го­дать Божия,
  • кате­хи­за­ция,
  • хри­сти­ан­ская община.

В пост­со­вет­ский период огром­ное коли­че­ство людей осо­знало свою рели­ги­оз­ную иден­тич­ность в хри­сти­ан­стве и поже­лало кре­ститься. Кре­стили прак­ти­че­ски всех жела­ю­щих, без под­го­товки. Вся надежда была на бла­го­дать Божию. После того, как более 70% рос­сиян кре­сти­лись, обна­ру­жи­лось, что в Церкви оста­лись лишь несколько про­цен­тов ново­кре­щён­ных. Это при­вело к пони­ма­нию пороч­но­сти Кре­ще­ния без про­све­ще­ния. Слово кате­хи­за­ция пере­стало вос­при­ни­маться как древ­ний пере­жи­ток и увле­че­ние узкого круга свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Была при­нята «Кон­цеп­ция мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», на обще­цер­ков­ном уровне гото­вится «Обра­зо­ва­тель­ная кон­цеп­ция Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви», в хра­мах решено вве­сти штат­ную долж­ность кате­хи­за­тора, а в неко­то­рых епар­хиях уже запре­щено Кре­ще­ние без пред­ва­ри­тель­ного оглашения.

Гово­рить об ито­гах вто­рого этапа пока рано, но уже смело можно про­гно­зи­ро­вать, что и после его реа­ли­за­ции коли­че­ство воцер­ко­вив­шихся ново­кре­щён­ных не будет велико. При­чина в том, что чело­век, даже полу­чив опре­де­лён­ную сте­пень зна­ний, не дол­жен остаться один, он дол­жен (жела­тельно ещё в про­цессе кате­хи­за­ции) влиться в цер­ков­ную общину соот­вет­ству­ю­щего храма.

Реа­ли­за­ция тре­тьего этапа – это вопрос вре­мени, далеко не все при­ходы пока пред­став­ляют собой хри­сти­ан­скую общину. Одна из задач огла­ше­ния состоит в раз­ру­ше­нии у катеху­ме­нов инди­ви­ду­а­ли­сти­че­ского пред­став­ле­ния о цер­ков­ной жизни, спа­се­нии. В иде­але Кре­ще­ние должно являться при­ня­тием новых чле­нов в Евха­ри­сти­че­скую общину. Катеху­мены, объ­еди­нён­ные в группу, учатся жизни в ином, брат­ском, про­стран­стве, кото­рое после Кре­ще­ния должно орга­нично пре­тво­риться в жизнь при­ход­ской общины. Помощь в воцер­ко­в­ле­нии новых чле­нов явля­ется зада­чей и каж­дого члена при­хода. Соблю­дая Вели­кий Пост (изна­чально пред­на­зна­чен­ный для огла­ша­е­мых), вер­ные со-пере­жи­вают с ними таин­ство вхож­де­ния в цер­ков­ную общину, молит­венно под­дер­жи­вают их.

При­хо­ди­лось слы­шать, что сред­ний период фор­ми­ро­ва­ния при­ход­ской общины в наше время состав­ляет семь лет, но, несо­мненно, это в первую оче­редь зави­сит от воз­мож­но­стей кли­ри­ков при­хода, жела­ния его насто­я­теля и состава прихожан.

В каче­стве при­мера боль­шой и друж­ной цер­ков­ной общины хоте­лось бы при­ве­сти при­ход Иоан­нов­ского став­ро­пи­ги­аль­ного жен­ского мона­стыря Санкт-Петер­бурга, состо­я­щий из несколь­ких сотен при­хо­жан и духовно окорм­ля­е­мый стар­шим свя­щен­ни­ком мона­стыря, про­то­и­е­реем Нико­лаем Беляевым.

«Для более эффек­тив­ной помощи и вза­и­мо­по­мощи чле­нов при­хода друг другу при­хо­жане объ­еди­нены в группы по про­фес­си­о­наль­ным интересам.

Эти группы полу­чили назва­ние общин. Для удоб­ства им даны крат­кие назва­ния, отра­жа­ю­щие про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность их чле­нов. («Гип­по­крат» − вра­чеб­ная, «Закон» с юри­ди­че­ская, «Педа­гог» − педа­го­ги­че­ская и т.д.). Каж­дая община имеет двух-трех вза­и­мо­за­ме­ня­е­мых руко­во­ди­те­лей. Общины регу­лярно соби­ра­ются для обсуж­де­ния своей дея­тель­но­сти. В насто­я­щее время в при­ходе суще­ствуют трид­цать четыре раз­лич­ных по чис­лен­но­сти (от 2 до 150 чело­век) общины.

Боль­шие общины раз­де­лены на под­группы по 10 чело­век. Это поз­во­ляет эффек­тивно и быстро дово­дить до каж­дого члена общины обще­при­ход­скую и внут­ри­об­щин­ную инфор­ма­цию (о палом­ни­че­ских поезд­ках, сов­мест­ных тру­до­вых начи­на­ниях, встре­чах, прось­бах о помощи, о при­ход­ских празд­ни­ках и круп­ных меро­при­я­тиях, кото­рые гото­вятся сов­мест­ными уси­ли­ями всех общин)» [1].

Кате­хи­за­ция в иде­але должна являться пло­дом мис­сии. Боль­шин­ство взрос­лых людей в нашей стране уже кре­щены, поэтому основ­ными груп­пами катеху­ме­нов должны стать:

– нево­цер­ко­в­лен­ные роди­тели при Кре­ще­нии младенцев;
– нево­цер­ко­в­лен­ные вос­при­ем­ники (по опре­де­ле­нию они должны быть не про­сто воцер­ко­в­лены, но и иметь зна­чи­тель­ный опыт духов­ной жизни, однако на прак­тике у роди­те­лей не все­гда есть под­хо­дя­щие кан­ди­да­туры на роль крестных);

– соби­ра­ю­щи­еся венчаться;

– осо­знав­шие необ­хо­ди­мость кате­хи­за­ции через про­по­ведь, свя­щен­ни­че­ское настав­ле­ние после испо­веди или перед пер­вой испо­ве­дью, с помо­щью пра­во­слав­ных СМИ и т.п.

Даже далё­кие от Церкви люди пери­о­ди­че­ски при­хо­дят в храм: помя­нуть своих близ­ких, освя­тить авто­мо­биль, куличи, взять свя­той воды для боля­щих. Этих людей мы должны ста­раться заин­те­ре­со­вать, пра­вильно сори­ен­ти­ро­вать в духов­ной жизни.

В каче­стве резюме к этой главе при­вожу слова про­то­и­е­рея Ген­на­дия Фаста, уже несколько десят­ков лет зани­ма­ю­ще­гося пред­кре­щаль­ной кате­хи­за­цией: «Вопрос в том, куда мы при­ве­дем ново­об­ра­щен­ного. Если в храме бла­го­го­вейно совер­ша­ется бого­слу­же­ние, есть друж­ная община, спло­чен­ная вокруг Боже­ствен­ной литур­гии и таинств, объ­еди­нен­ная сов­мест­ными делами, в том числе делами мило­сер­дия и бла­го­тво­ри­тель­но­сти, то есть если чело­век смо­жет уви­деть цер­ков­ную жизнь во всей ее пол­ноте, он с гораздо боль­шей долей веро­ят­но­сти оста­нется в этом храме. Если нет — его ничто не задер­жит в Церкви, даже если он про­слу­шал цикл пре­крас­ных лек­ций» [2].

Примечания

[1] При­ход Иоан­нов­ского став­ро­пи­ги­аль­ного жен­ского мона­стыря Санкт-Петер­бурга. / – [Электрон.ресурс] (1 файл). – URL: http://pravprihod.ru/pages/main/right_menu/prihod/index.shtml (03.12.2012).

[2] Газета «Кифа». С чего нужно начи­нать кате­хи­за­цию. – [Электрон.ресурс] (1 файл). – URL: http://gazetakifa.ru/content/view/3946/ (03.12.2012).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Мари, 25.02.2019

    С точки зре­ния лите­ра­тур­ной науч­ной неплохо конечно , вера не только в зна­нии в сердце человечном

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки