Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы

Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы


В тече­ние извест­ного пери­ода про­шлого сто­ле­тия, когда идео­ло­гия нашего госу­дар­ства имела ярко выра­жен­ный ате­и­сти­че­ский харак­тер, когда школа и педа­го­гика в целом были отде­лены от рели­гии, у веру­ю­щих жите­лей нашей страны прак­ти­че­ски не было воз­мож­но­сти для осу­ществ­ле­ния рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния своих детей.

2 марта 2013 года испол­ни­лось 189 лет со дня рож­де­ния вели­кого педа­гога, родо­на­чаль­ника рус­ской науч­ной педа­го­гики Кон­стан­тина Дмит­ри­е­вича Ушин­ского. Среди его тру­дов — работа по устрой­ству и рас­про­стра­не­нию вос­крес­ных школ, кото­рые в XIX сто­ле­тии были основ­ным учре­жде­нием народ­ного обра­зо­ва­ния. В них люди любых сосло­вий и раз­ного воз­раста могли научиться гра­моте, Закону Божию, полу­чить началь­ные зна­ния по исто­рии и иным пред­ме­там. Отде­лом рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви под­го­тов­лена ста­тья об исто­рии вос­крес­ных школ и их совре­мен­ном развитии.

Цер­ковно-при­ход­ская (вос­крес­ная) школа: исто­ри­че­ский экскурс

В тече­ние извест­ного пери­ода про­шлого сто­ле­тия, когда идео­ло­гия нашего госу­дар­ства имела ярко выра­жен­ный ате­и­сти­че­ский харак­тер, когда школа и педа­го­гика в целом были отде­лены от рели­гии, у веру­ю­щих жите­лей нашей страны прак­ти­че­ски не было воз­мож­но­сти для осу­ществ­ле­ния рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния своих детей. В конце 80‑х — начале 90‑х годов ХХ сто­ле­тия такая воз­мож­ность стала реаль­но­стью, и перед Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью появи­лась пер­спек­тива воз­рож­де­ния инсти­ту­тов рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния, в част­но­сти, вос­крес­ных школ.

Пер­вые вос­крес­ные школы в нашей стране (по край­ней мере, в таком зву­ча­нии) появи­лись в сере­дине XIX века по ини­ци­а­тиве пред­ста­ви­те­лей демо­кра­ти­че­ски настро­ен­ной интел­ли­ген­ции, и появ­ле­ние их свя­зано было прежде всего с име­нами Н.И. Пиро­гова и К.Д. Ушин­ского. Пер­во­на­чаль­ной целью таких школ было обу­че­ние всех жела­ю­щих гра­моте, так как нема­лая часть насе­ле­ния Рос­сии не умела ни читать, ни писать, и потреб­ность в полу­че­нии хотя бы эле­мен­тар­ных зна­ний была велика. Осно­ван­ные как учеб­ные заве­де­ния для взрос­лых и детей, вос­крес­ные школы явля­лись наи­бо­лее ран­ней фор­мой образования.

Пер­вая вос­крес­ная школа была открыта в 1859 году в Киеве извест­ным рос­сий­ским вра­чом и педа­го­гом Н.И. Пиро­го­вым. Под его руко­вод­ством сту­денты Киев­ского уни­вер­си­тета стали про­во­дить по вос­крес­ным дням заня­тия с насе­ле­нием. Н.И. Пиро­гов отме­чал тогда «рази­тель­ное раз­ли­чие между этой вос­крес­ной шко­лой и обыч­ными казен­ными шко­лами и в их при­е­мах, и в их спо­со­бах уче­ния, и в обхож­де­нии учи­теля с уче­ни­ками» и делал вывод, что «вос­крес­ные школы — пред­мет необходимости».

Вос­крес­ная школа как сво­его рода новый педа­го­ги­че­ский фено­мен стала поль­зо­ваться боль­шой попу­ляр­но­стью среди насе­ле­ния, поскольку имела суще­ствен­ные поло­жи­тель­ные отли­чия от казен­ных школ XIX века. Такая форма обу­че­ния стала при­вле­кать все боль­шее число уча­щихся, и к началу 60‑х годов того сто­ле­тия вос­крес­ные школы были орга­ни­зо­ваны не только в сто­лич­ных и губерн­ских горо­дах, но и в уезд­ных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве пер­вая вос­крес­ная школа была учре­ждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, боль­шая роль в откры­тии этих школ при­над­ле­жала сту­ден­че­ству. В сен­тябре того же года Мини­стер­ство народ­ного про­све­ще­ния, учи­ты­вая быст­рый рост числа вос­крес­ных школ в Петер­бурге, издало рас­по­ря­же­ние о предо­став­ле­нии им поме­ще­ний всех сто­лич­ных зда­ний, при­над­ле­жав­ших гим­на­зиям, уезд­ным и при­ход­ским учи­ли­щам. Надо отме­тить, что учре­ди­тели и пре­по­да­ва­тели этих школ в боль­шин­стве своем при­над­ле­жали к учеб­ному ведом­ству министерства.

Важ­ность вос­крес­ных школ была оце­нена с самого начала их появ­ле­ния в Рос­сии ярчай­шим дея­те­лем педа­го­ги­че­ской науки К.Д. Ушинским.

Известно, что заня­тия как в свет­ских, так и в духов­ных заве­де­ниях того вре­мени носили в боль­шей мере обра­зо­ва­тель­ный харак­тер, нежели вос­пи­та­тель­ный. Это под­тал­ки­вало уче­ных-педа­го­гов к поис­кам новых путей в рас­про­стра­не­нии веры и гра­мот­но­сти, в том числе и в вос­крес­ных шко­лах. Ста­тья К.Д. Ушин­ского «Вос­крес­ные школы», напе­ча­тан­ная в «Жур­нале Мини­стер­ства народ­ного про­све­ще­ния» в 1861 году, обоб­щила и систе­ма­ти­зи­ро­вала имев­ши­еся зна­ния об этом новом явле­нии в рос­сий­ской педа­го­гике XIX века, при этом автор акцен­ти­ро­вал вни­ма­ние на вос­пи­та­тель­ной сто­роне педа­го­ги­че­ского про­цесса в вос­крес­ных шко­лах. Так, рас­суж­дая о внеш­нем устрой­стве вос­крес­ной школы, Ушин­ский выде­лил основ­ные пара­метры, на кото­рые, по его мне­нию, сле­дует ори­ен­ти­ро­ваться при созда­нии вос­крес­ной школы.

К.Д. Ушин­ский фор­му­ли­рует и важ­ней­шие задачи, кото­рые ста­вит перед собой сама вос­крес­ная школа, а именно: «про­бу­дить умствен­ные спо­соб­но­сти уче­ни­ков к само­де­я­тель­но­сти и сооб­щить им при­вычку к ней, ука­зы­вая, где сле­дует, дорогу, но не тас­кая их на помо­чах», а также «напра­вить созна­тель­ный взгляд уче­ника на то заня­тие, кото­рое должно напол­нить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Оче­видно, что без четко про­ду­ман­ной про­граммы реа­ли­за­ция таких задач была бы невоз­можна. В связи с этим К.Д. Ушин­ский пред­ла­гает «во-пер­вых, пре­по­да­ва­телю с боль­шой осто­рож­но­стью отно­ситься к выбору пред­ме­тов, под­ходя к нему с осо­бым вни­ма­нием; во-вто­рых, пред­меты бесед с уча­щи­мися выби­рать зара­нее и рас­пре­де­лять на весь учеб­ный год, при этом согла­со­вав их с рас­по­ря­ди­те­лями школ».

Что каса­ется самих пред­ме­тов и бесед, то К.Д. Ушин­ским реко­мен­до­вано в его ста­тье «Вос­крес­ные школы» восемь тем:

  1. Глав­ней­шие собы­тия вет­хо­за­вет­ной исто­рии, глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные собы­тия исто­рии еван­гель­ской и исто­рии Церкви, глав­ней­шие свя­щен­но­дей­ствия и обряды бого­слу­же­ния, глав­ней­шие нрав­ствен­ные обя­зан­но­сти вся­кого человека.
  2. Круп­ней­шие собы­тия из рус­ской исто­рии и те из все­об­щей, кото­рые нахо­дятся в связи с рус­ской или исто­рией хри­сти­ан­ской Церкви.
  3. Глав­ные физи­че­ские явле­ния: ночь, день, четыре вре­мени года, дождь, снег, гром и так далее.
  4. Раз­ли­чие глав­ней­ших пород животных.
  5. Умствен­ное счис­ле­ние, зна­ком­ство с глав­ней­шими гео­мет­ри­че­скими фор­мами и свой­ствами этих форм, нагляд­ное реше­ние гео­мет­ри­че­ских теорем.
  6. Рисовка пре­иму­ще­ственно с натуры.
  7. Зна­ком­ство с раз­лич­ными ремес­лен­ными производствами.
  8. Озна­ком­ле­ние с глав­ней­шими тех­ни­че­скими изоб­ре­те­ни­ями с помо­щью моде­лей и картин.

Нрав­ствен­ное зна­че­ние вос­крес­ных школ было бы неспра­вед­ливо недо­оце­ни­вать. Во-пер­вых, они поз­во­ляли уче­ни­кам «про­во­дить время не в кабаке или трак­тире, а под при­смот­ром вос­пи­тан­ных и обра­зо­ван­ных людей, кото­рые обра­ща­лись с ними веж­ливо и ласково».

Во-вто­рых, эти учеб­ные заве­де­ния давали воз­мож­ность обще­ния самым раз­ным слоям насе­ле­ния, явля­лись свя­зу­ю­щим зве­ном между интел­ли­ген­цией и людьми малограмотными.

Именно вос­крес­ная школа давала понять, напри­мер, рабо­чему чело­веку пре­иму­ще­ство обра­зо­ва­ния. «Ведь только про­све­щен­ный рели­гией и обра­зо­ва­нием чело­век, — писал К.Д. Ушин­ский, — состав­ляет тот рос­сий­ский народ, кото­рый будет обес­пе­чи­вать бла­го­ден­ствие Рос­сии, ее силу, спо­кой­ствие и богатство».

Цер­ковно-при­ход­ская (вос­крес­ная) школа: новые возможности

В конце XX века на при­хо­дах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви стали воз­ни­кать группы, где моло­дым людям рас­ска­зы­вали об осно­вах пра­во­слав­ного веро­уче­ния. Таким обра­зом воз­никла опре­де­лен­ная форма работы с детьми и моло­де­жью, направ­лен­ная на их духовно-нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние. Более чем за два деся­ти­ле­тия подоб­ные группы обра­зо­ва­лись прак­ти­че­ски при каж­дом при­ходе, при этом за ними закре­пи­лось тра­ди­ци­он­ное назва­ние, быто­вав­шее до 1917 года, — цер­ковно-при­ход­ская школа. А поскольку заня­тия в них про­хо­дили чаще всего по вос­кре­се­ньям после службы, то за ними же закре­пи­лось и вто­рое назва­ние — вос­крес­ные школы. Посте­пенно стало понятно, что опре­де­ля­ю­щим в назва­нии «вос­крес­ная» явля­ется не кален­дар­ный день, а глу­бин­ный духов­ный смысл — вос­кре­се­ние души чело­века при обре­те­нии им веры, радость обре­те­ния в своей жизни чуда встречи с вос­крес­шим Спасителем.

Сего­дня цер­ковно-при­ход­ская (вос­крес­ная) школа явля­ется наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной шко­лой хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния. На дан­ный момент на тер­ри­то­рии Рос­сии таких школ более десяти тысяч. Отчеты о дея­тель­но­сти епар­хи­аль­ных отде­лов рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции пока­зы­вают, что число таких школ с каж­дым годом только возрастает.

Основ­ными направ­ле­ни­ями учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти в совре­мен­ных вос­крес­ных шко­лах являются:

  • кате­хи­зи­че­ское; глав­ная цель — вос­пи­та­ние в вере, вклю­ча­ю­щее обу­че­ние хри­сти­ан­скому веро­уче­нию и еван­гель­ской нравственности;
  • куль­турно-про­све­ти­тель­ское, в рам­ках кото­рого инте­гри­ру­ется про­све­ти­тель­ская работа, эсте­ти­че­ское, худо­же­ствен­ное и духовно-нрав­ствен­ное развитие;
  • соци­аль­ное, кото­рое при­звано спо­соб­ство­вать взра­щи­ва­нию в вос­пи­тан­ни­ках хри­сти­ан­ских качеств (мило­сер­дия, жерт­вен­но­сти, тер­пе­ния и других);
  • военно-спор­тив­ное — спо­соб­ствует морально-воле­вому и физи­че­скому развитию;
  • досу­го­вое (орга­ни­за­ция отдыха веру­ю­щих, сопро­вож­да­е­мое уча­стием в бого­слу­жеб­ной жизни Церкви и обу­че­нием осно­вам Православия);
  • палом­ни­че­ское, кото­рое пред­по­ла­гает путе­ше­ствия по особо почи­та­е­мым духов­ным памят­ни­кам Православия.

Реше­нием Свя­щен­ного Синода от 25 декабря 2012 года был при­нят пакет доку­мен­тов, регла­мен­ти­ру­ю­щих дея­тель­ность вос­крес­ных школ Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Феде­ра­ции. Это поста­нов­ле­ние явля­ется зна­ме­на­тель­ным, поскольку такой зна­чи­тель­ный шаг, направ­лен­ный на созда­ние системы вос­крес­ных школ, сде­лан впер­вые за всю исто­рию их существования.

Утвер­жден­ные Свя­щен­ным Сино­дом доку­менты при­званы спо­соб­ство­вать повы­ше­нию каче­ства учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти в вос­крес­ных шко­лах. Глав­ным нова­тор­ством доку­мен­тов явля­ется выстро­ен­ная типо­ло­ги­за­ция вос­крес­ных школ:

  • Вос­крес­ная учебно-вос­пи­та­тель­ная группа;
  • Вос­крес­ная школа, не име­ю­щая ста­туса юри­ди­че­ского лица;
  • Центр духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния, явля­ю­щийся само­сто­я­тель­ным юри­ди­че­ским лицом (пра­во­слав­ные обра­зо­ва­тель­ные цен­тры, дей­ству­ю­щие при круп­ных при­хо­дах, отли­ча­ю­щи­еся мно­го­об­ра­зием педа­го­ги­че­ской деятельности).

При­ве­ден­ные типы вос­крес­ных школ имеют свои отли­чия и в той или иной мере под­чи­нены тре­бо­ва­ниям к мате­ри­ально-тех­ни­че­скому обес­пе­че­нию, к учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти — ее резуль­та­там, орга­ни­за­ции, струк­туре и содер­жа­нию про­граммы, ее инфор­ма­ци­он­ному осна­ще­нию и так далее.

Отдель­ного вни­ма­ния заслу­жи­вает тре­тий тип — Центр духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния. Это вос­крес­ная школа, кото­рая про­хо­дит госу­дар­ствен­ное лицен­зи­ро­ва­ние и полу­чает ста­тус учре­жде­ния допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. В ряде епар­хий и мит­ро­по­лий уже есть вос­крес­ные школы, кото­рые про­шли про­цесс госу­дар­ствен­ного лицен­зи­ро­ва­ния и полу­чили соот­вет­ству­ю­щий ста­тус (напри­мер, в Там­бов­ской мит­ро­по­лии). Госу­дар­ствен­ное лицен­зи­ро­ва­ние поз­во­ляет вос­крес­ным шко­лам пре­одо­леть их изо­ля­цию и обособ­лен­ность в рос­сий­ском обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве, дает шко­лам ряд пре­фе­рен­ций: госу­дар­ствен­ное финан­си­ро­ва­ние и при­зна­ние тру­до­вого стажа педагогов.

Одним из ярких при­ме­ров реор­га­ни­за­ции вос­крес­ной школы в пра­во­слав­ный центр явля­ется школа, создан­ная в октябре 1991 года при мос­ков­ском храме иконы Божией Матери «Живо­нос­ный Источ­ник» в Цари­цыно по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля храма про­то­и­е­рея Геор­гия Бре­ева. В январе 1996 года на базе дей­ству­ю­щей вос­крес­ной школы был учре­жден и юри­ди­че­ски оформ­лен Пра­во­слав­ный центр «Живо­нос­ный Источ­ник» в Цари­цыно, в состав кото­рого школа вошла как глав­ное струк­тур­ное звено. Важ­ным шагом в созда­нии школы стала раз­ра­ботка ее кон­цеп­ции. Глав­ная цель дея­тель­но­сти педа­го­гов была сфор­му­ли­ро­вана как «фор­ми­ро­ва­ние про­из­во­ле­ния ко спа­се­нию у детей и взрос­лых, духов­ное обнов­ле­ние и раз­ви­тие лич­но­сти уча­щихся, при­во­дя­щее к спо­соб­но­сти сози­дать свою семью как «домаш­нюю цер­ковь», ока­за­ние помощи роди­те­лям в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии детей».

Кон­цеп­ция дея­тель­но­сти вос­крес­ной школы «Живо­нос­ный Источ­ник» суще­ственно транс­фор­ми­ро­вала ее облик: из тра­ди­ци­он­ной дет­ской школы она была посте­пенно пре­об­ра­зо­вана в школу семей­ную. Род­ствен­ники по крови только тогда ста­но­вятся насто­я­щей семьей, когда ста­но­вятся близки друг другу духовно, а это тре­бует посто­ян­ных духов­ных и твор­че­ских уси­лий, направ­лен­ных на под­дер­жа­ние един­ства и целост­но­сти семьи как «домаш­ней церкви».

Уси­лия педа­го­гов вос­крес­ной школы направ­лены на то, чтобы у детей появи­лось ясное пони­ма­ние запо­веди о почи­та­нии своих роди­те­лей и необ­хо­ди­мо­сти послу­ша­ния им, а у роди­те­лей, в свою оче­редь, — осо­зна­ние необ­хо­ди­мо­сти созда­ния хри­сти­ан­ского брака и своей ответ­ствен­но­сти за духов­ное вос­пи­та­ние детей. Именно в этих дви­же­ниях душ детей и роди­те­лей, направ­лен­ных с помо­щью бла­го­дати Божией навстречу друг другу, и должно про­ис­хо­дить духовно-нрав­ствен­ное укреп­ле­ние семьи. Актив­ное содей­ствие этому сози­да­тель­ному про­цессу стало глав­ной целью дея­тель­но­сти педа­го­гов вос­крес­ной школы «Живо­нос­ный Источник».

Вни­ма­ния заслу­жи­вает и опыт вос­крес­ной школы храма Рож­де­ства Хри­стова в Чер­нево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе испол­ни­лось 15 лет. Орга­ни­зо­вана она было тру­дами насто­я­теля храма про­то­и­е­рея Игоря Федо­рова и его ныне почив­шей супруги отца Игоря матушки Ирины.

«Школа не все­гда рас­по­ла­га­лась в одном и том же поме­ще­нии, — рас­ска­зы­вает дирек­тор школы Галина Алек­се­евна Горай. — Пер­во­на­чально для заня­тий дого­ва­ри­ва­лись с дирек­то­рами обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ о предо­став­ле­нии нам поме­ще­ний для заня­тий. В одной из них нам выде­лили ком­нату для рекре­а­ции, зал и два класса. Но число детей быстро уве­ли­чи­ва­лось, и в этом поме­ще­нии нам стало тесно. Мы пере­шли в сле­ду­ю­щую школу, №1863, где в наше рас­по­ря­же­ние предо­ста­вили девять клас­сов, две рекре­а­ци­он­ные ком­наты и зал. Отно­ше­ния с дирек­то­рами скла­ды­ва­лись пре­крас­ные, а дети этих обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ с радо­стью посе­щали наши заня­тия. Со вре­ме­нем усер­дием отца Игоря на тер­ри­то­рии храма Рож­де­ства Хри­стова для вос­крес­ной школы было выстро­ено свое зда­ние, в него мы и пере­ехали. Но чис­лен­ность уча­щихся все уве­ли­чи­ва­лась. При­хо­дится учиться в две смены: в вос­кре­се­нье и в суб­боту. Но несмотря на неко­то­рые труд­но­сти, никто не ухо­дит! Гово­рят: “В тес­ноте, да не в обиде”. Сей­час пла­ни­ру­ется постройка нового зда­ния для вос­крес­ной школы. В нем необ­хо­димо рас­по­ло­жить не менее десяти клас­сов, музы­каль­ный и физ­куль­тур­ный залы, мето­ди­че­ский каби­нет, биб­лио­теку, мастер­ские. Все должно спо­соб­ство­вать еще боль­шему раз­ви­тию учеб­ного процесса».

Как рас­ска­зала Г.А. Горай, в школе дети с шести­лет­него воз­раста зани­ма­ются в под­го­то­ви­тель­ной группе; далее они про­хо­дят обу­че­ние с пер­вого по вось­мой класс. Пре­по­да­ются такие пред­меты, как Закон Божий, основы свя­то­сти, цер­ков­но­сла­вян­ский язык, литур­гика, кра­е­ве­де­ние, изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство, хорео­гра­фия, фольк­лор. Допол­ни­тельно дети могут посе­щать теат­раль­ную и хоро­вую сту­дии, зани­маться англий­ским язы­ком, леп­кой, рос­пи­сью по дереву и ткани (мастер­ская «Батик»), осва­и­вать военно-пат­ри­о­ти­че­ское дело (про­во­дятся заня­тия по бое­вому самбо), обу­чаться игре на клас­си­че­ской гитаре. Окон­чив восемь клас­сов, ребята сдают экза­мены и полу­чают аттестаты.

«Для успеш­ного обу­че­ния ребенка, — про­дол­жает дирек­тор вос­крес­ной школы, — прежде всего, я думаю, нужна доб­ро­со­вест­ная и согла­со­ван­ная работа свя­щен­но­слу­жи­те­лей, педа­го­гов, детей и роди­те­лей, лич­ная заин­те­ре­со­ван­ность каж­дого в своем деле и лич­ная ответ­ствен­ность за него. Педа­гоги школы бла­го­слов­ля­ются свя­щен­ни­ками, свя­щен­но­слу­жи­тели, помимо своей основ­ной пас­тыр­ской дея­тель­но­сти, явля­ются также и педа­го­гами (пре­по­дают неко­то­рые пред­меты), роди­тели не только помо­гают педа­го­гам в обу­че­нии детей, но и сами с удо­воль­ствием обу­ча­ются в клас­сах для взрослых».

Она сооб­щила, что от пре­по­да­ва­те­лей тре­бу­ется тща­тель­ная под­го­товка к каж­дому заня­тию; обя­за­тель­ным явля­ется состав­ле­ние плана и кон­спекта урока, под­бор игр, музы­каль­ного сопро­вож­де­ния, иллю­стра­тив­ного мате­ри­ала, видео­филь­мов, оформ­ле­ние стенда и листо­вок для роди­те­лей. На спе­ци­аль­ном стенде для роди­те­лей отра­жа­ются тема заня­тия, его крат­кое содер­жа­ние и вопрос­ник, озна­ко­мив­шись с кото­рыми, можно по дороге домой обсу­дить с ребен­ком изло­жен­ный мате­риал, что помо­гает его лучше усво­ить. В раз­деле «Читаем вме­сте» при­во­дится также спи­сок реко­мен­ду­е­мой лите­ра­туры. Наряду со стен­дом, ана­ло­гич­ная инфор­ма­ция содер­жится и в листов­ках, раз­да­ва­е­мых родителям.

Как рас­ска­зала дирек­тор школы, в учеб­ном заве­де­нии при­нят свой «Кодекс педа­го­ги­че­ской этики». Среди его «запо­ве­дей»: «не готовься к уро­кам всуе»; «не уби­вай учеб­ное время попу­сту, так как уроки быстро закан­чи­ва­ются»; «не зави­дуй зна­ниям и мастер­ству свя­щен­ни­ков и дру­гих пре­по­да­ва­те­лей: учись у них и накап­ли­вай свой лич­ный опыт»; «почи­тай отца и мать каж­дого ученика».

Роди­тели все­гда могут ближе озна­ко­миться с содер­жа­нием уро­ков вос­крес­ной школы — все заня­тия явля­ются откры­тыми. Род­ствен­ники уче­ни­ков имеют воз­мож­ность при­сут­ство­вать на этих заня­тиях, а могут пойти и на свои соб­ствен­ные уроки: после общего молебна перед нача­лом обу­че­ния для взрос­лых про­во­дятся заня­тия по Закону Божию, хри­сти­ан­ской этике (эти пред­меты пре­по­дают свя­щен­ники храма Рож­де­ства Хри­стова), иконоведению.

Свя­щен­ники, дети, роди­тели, пре­по­да­ва­тели и дирек­тор вме­сте посе­щают свя­тые места, орга­ни­зуют раз­лич­ные празд­ники, про­во­дят время на при­роде. В конце каж­дого месяца в школе поздрав­ляют детей с име­ни­нами: выпе­кают для них празд­нич­ный пирог и дарят им подарки.

«Только созда­вая бла­го­при­ят­ную обста­новку внутри школы, можно достиг­нуть цели — вос­пи­тать нрав­ствен­ного, разум­ного тру­до­лю­би­вого, пра­во­слав­ного чело­века в совре­мен­ных непро­стых усло­виях, научить ребят отли­чать пло­хое от хоро­шего, пра­вильно отно­ситься друг к другу, почи­тать стар­ших, помо­гать млад­шим. И если дети начи­нают это пони­мать, для нас это — выс­шая награда!» — счи­тает Г.А. Горай.

К вопросу о лицен­зи­ро­ва­нии вос­крес­ных школ

Что каса­ется лицен­зи­ро­ва­ния вос­крес­ной школы, то помочь дирек­то­рам вос­крес­ных школ может посо­бие «Лицен­зи­ро­ва­ние обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ. Часть I. Нор­ма­тивно-пра­во­вое обес­пе­че­ние, инструк­тивно-мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции, образцы доку­мен­тов» (авторы-соста­ви­тели: про­то­и­е­рей Игорь Гру­да­нов, Шиня­ева Н. А., Попова А. А./ Там­бов­ская епар­хия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви (Мос­ков­ский Пат­ри­ар­хат), 2010 г.).

Посо­бие содер­жит пере­чень основ­ных нор­ма­тив­ных доку­мен­тов, регла­мен­ти­ру­ю­щих лицен­зи­ро­ва­ние и финан­си­ро­ва­ние обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти Цен­тров духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния (доку­менты феде­раль­ного и реги­о­наль­ного уровня), поря­док полу­че­ния лицен­зии, инструк­тивно-мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции насто­я­телю храма для полу­че­ния лицен­зии на обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность вос­крес­ной школы, образцы необ­хо­ди­мых заяв­ле­ний, спра­вок, дого­во­ров, обра­зец состав­ле­ния учеб­ного плана, кото­рый отра­жает направ­ле­ния, цели, задачи и прин­ципы дея­тель­но­сти вос­крес­ной школы.

Одним из пер­вых усло­вий созда­ния Цен­тра духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния явля­ется не только нали­чие соб­ствен­ного поме­ще­ния, но и нали­чие устава (типо­вой обра­зец его также был утвер­жден 25 декабря 2012 года). Сле­ду­ю­щим шагом для учре­ди­те­лей и дирек­тора должно стать мате­ри­ально-тех­ни­че­ское обес­пе­че­ние поме­ще­ний: под­го­товка клас­сов, закупка необ­хо­ди­мого обо­ру­до­ва­ния, устрой­ство гар­де­роб­ной ком­наты, учи­тель­ского каби­нета, сан­узла, соб­ствен­ной биб­лио­теки и так далее.

При соблю­де­нии пере­чис­лен­ных усло­вий дирек­тор соби­рает необ­хо­ди­мый пакет доку­мен­тов для пере­дачи в мест­ные органы управ­ле­ния обра­зо­ва­ния. Если необ­хо­дима кон­суль­та­ция или юри­ди­че­ская помощь, можно обра­титься в Отдел рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, спе­ци­а­ли­сты кото­рого помо­гут с под­го­тов­кой необ­хо­ди­мой доку­мен­та­ции, подробно объ­яс­нят этапы про­хож­де­ния лицензирования.

После предо­став­ле­ния всех необ­хо­ди­мых и гра­мотно состав­лен­ных доку­мен­тов област­ное управ­ле­ние обра­зо­ва­ния и науки выдает лицен­зию, даю­щую право на веде­ние обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, что помо­гает сотруд­ни­чать со свет­скими обра­зо­ва­тель­ными учре­жде­ни­ями, раз­ви­вать систему духовно-нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния и обра­зо­ва­ния, орга­ни­зо­вы­вать систему куль­тур­ной и досу­го­вой дея­тель­но­сти учащихся.

После при­ня­тия Свя­щен­ным Сино­дом доку­мен­тов, регла­мен­ти­ру­ю­щих дея­тель­ность вос­крес­ных школ: Поло­же­ния, Типо­вого устава и Стан­дарта учебно-вос­пи­та­тель­ной дея­тель­но­сти, задачи, свя­зан­ные с их орга­ни­за­цией, зна­чи­тельно упростились.

Есть ори­ен­тиры, выбор, при­меры удач­ного опыта и про­граммы, есть жела­ние детей и роди­те­лей, воз­мож­ность найти заин­те­ре­со­ван­ных педа­го­гов — про­фес­си­о­на­лов сво­его дела, есть бла­го­сло­ве­ние Свя­щен­но­на­ча­лия, выра­жа­ю­щее волю Божию о раз­ви­тии пра­во­слав­ного обра­зо­ва­ния, и каж­дый при­ход может и дол­жен найти свое место в этой обще­цер­ков­ной системе.

Ком­мен­та­рий юриста:

Дей­ству­ю­щее наци­о­наль­ное зако­но­да­тель­ство, так же, как и нор­ма­тив­ные акты Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в насто­я­щее время не содер­жит такого поня­тия, как «цер­ковно-при­ход­ская школа». Обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции должны содер­жать в своем назва­нии ука­за­ние на тип обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, кото­рые ими реа­ли­зу­ются (обще­об­ра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, орга­ни­за­ции допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния и т.д.). Обще­об­ра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, помимо ука­за­ния на тип реа­ли­зу­е­мых про­грамм, могут иметь любые наиме­но­ва­ния и назва­ния, напри­мер, «гим­на­зия “Эллада”», «Радо­неж», «цер­ковно-при­ход­ская школа».

Но в ука­зан­ном слу­чае цер­ковно-при­ход­ская школа будет всего лишь назва­нием, а не отдель­ным типом обра­зо­ва­тель­ной орга­ни­за­ции и даже не спе­ци­аль­ным назва­нием, поскольку не несет ника­кой юри­ди­че­ской нагрузки. Согласно дей­ству­ю­щему зако­но­да­тель­ству, а также Поло­же­нию о выдаче кон­фес­си­о­наль­ного пред­став­ле­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, утвер­жден­ному Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси Кирил­лом, зна­че­ние имеет лишь нали­чие у пра­во­слав­ной школы кон­фес­си­о­наль­ного пред­став­ле­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, а назва­ние и состав учре­ди­те­лей может быть любым.

Обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность воз­можно осу­ществ­лять только на осно­ва­нии лицен­зии, поэтому дея­тель­ность вос­крес­ных школ не рас­смат­ри­ва­ется как обра­зо­ва­тель­ная, а явля­ется «обу­че­нием рели­гии» — тер­мин, содер­жа­щийся в законе «О сво­боде сове­сти и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ниях». Те вос­крес­ные школы, кото­рые в состо­я­нии обес­пе­чить соблю­де­ние усло­вий, необ­хо­ди­мых для полу­че­ния обра­зо­ва­тель­ной лицен­зии, реги­стри­ру­ются как орга­ни­за­ции допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния. Реко­мен­до­ван­ное для них назва­ние — центр духовно-нрав­ствен­ного развития.

Дея­тель­ность пра­во­слав­ных обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ, цен­тров духовно-нрав­ствен­ного раз­ви­тия и вос­крес­ных школ (то есть всех видов орга­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих сего­дня рели­ги­оз­ное обу­че­ние и вос­пи­та­ние несо­вер­шен­но­лет­них) доста­точно полно и подробно регла­мен­ти­ро­вана уже дей­ству­ю­щими актами Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви: Поло­же­нием о выдаче кон­фес­си­о­наль­ного пред­став­ле­ния, Стан­дар­том пра­во­слав­ного ком­по­нента началь­ного общего, сред­него общего,общего (пол­ного) обра­зо­ва­ния и при­ло­же­ни­ями к нему, Поло­же­нием о дея­тель­но­сти вос­крес­ных школ Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Федерации.

Источ­ник: Патриархия.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки