Апо­ло­геты

***

Апологе́ты (др.-греч. ἀπολογία [апо­ло­гия], «защи­ти­тель­ная речь») – назва­ние хри­сти­ан­ских писа­те­лей IIIII вв., пре­ем­ни­ков апо­сто­лов и мужей апо­столь­ских, высту­пав­ших с обос­но­ва­нием хри­сти­ан­ского учения и открыто защи­щав­ших его от кри­ти­ков. Таково пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние этого слова. Впо­след­ствии так стали назы­вать всех актив­ных защит­ни­ков каких-либо идео­ло­ги­че­ских тече­ний, теорий, систем, учений.

***

Кого можно упо­мя­нуть в числе ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов?

Апо­ло­ге­тами явля­лись Ари­стид Афин­ский, Кодрат Афин­ский, Ари­стон Пелль­ский, Иустин Вели­кий (автор апо­ло­гий, давших назва­ние этому поко­ле­нию), Феофил Антио­хий­ский, Теофин, Афи­на­гор Афин­ский, Мели­тон Сар­дий­ский, Клав­дий Апол­ли­на­рий, Миль­тиад, Тер­тул­лиан, Мину­ций Феликс, Эрмий, Ириней Лион­ский, Татиан, Пантен, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ориген и др.

Как появи­лись апо­ло­геты?

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ской веры ко II в. среди всех слоев насе­ле­ния Рим­ской импе­рии вызвало нега­тив­ную реак­цию со сто­роны мно­же­ства пред­ста­ви­те­лей язы­че­ского мира. С юри­ди­че­ской точки зрения хри­сти­ан­ство ока­за­лось в поло­же­нии «недоз­во­лен­ной рели­гии», общины хри­стиан под­па­дали под кате­го­рию «неза­кон­ных собра­ний», а отказ от уча­стия в язы­че­ских куль­тах рас­смат­ри­вался как «свя­то­тат­ство». В этот период появ­ля­ются нападки на хри­стиан со сто­роны обра­зо­ван­ных языч­ни­ков. Кроме того, о хри­сти­а­нах рас­про­стра­ня­лись кле­вета и сплетни, отча­сти вызван­ные закры­то­стью их собра­ний. В то же время стали появ­ляться и защит­ники хри­сти­ан­ской веры, как пра­вило, это были обра­зо­ван­ные люди, задача их состо­яла в том, чтобы пока­зать язы­че­скому миру при­ем­ле­мость и воз­вы­шен­ность хри­сти­ан­ства с самых разных сторон – граж­дан­ской, фило­соф­ско-бого­слов­ской, рели­ги­оз­ной, куль­тур­ной и т. д.

Кому были адре­со­ваны сочи­не­ния апо­ло­ге­тов?

По своей адрес­ной направ­лен­но­сти все ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния можно раз­де­лить на труды, адре­со­ван­ные кон­крет­ным людям (напри­мер, импе­ра­тору, фило­софу, част­ному лицу), и труды, адре­со­ван­ные группе лиц (напри­мер, «К языч­ни­кам», «К элли­нам», «К иудеям»). Укажем неко­то­рые из них.

Одними из наи­бо­лее извест­ных оппо­нен­тов апо­ло­ге­тов во II в. были Фрон­тон – рим­ский грам­ма­тик, ритор, настав­ник импе­ра­тора Марка Авре­лия, а также Цельс – рим­ский фило­соф-пла­то­ник, автор направ­лен­ного против хри­стиан сочи­не­ния «Истин­ное слово». И Фрон­тон, и Цельс рас­смат­ри­вали хри­сти­ан­ство как учение, полное пред­рас­суд­ков и фана­тизма и угро­жа­ю­щее антич­ному миро­со­зер­ца­нию. Гре­че­ские апо­ло­геты Кодрат и Ари­стид обра­ща­лись с апо­ло­ги­ями к импе­ра­тору Адри­ану. В сере­дине II в. был запи­сан «Диспут Ясона с Папис­ком о Христе», авто­ром кото­рого счи­тают Ари­стона из Пеллы. Это про­из­ве­де­ние посвя­щено анти­иудей­ской поле­мике. Св. Иустин Фило­соф адре­со­вал свою 1‑ю «Апо­ло­гию» импе­ра­то­рам Анто­нину Пию и Марку Авре­лию, а 2‑ю – рим­скому сенату. Основ­ной целью обоих про­из­ве­де­ний явля­ется защита хри­стиан от пре­сле­до­ва­ния «за одно лишь имя», а также попытка пред­ста­вить хри­сти­ан­ство достой­ным более вни­ма­тель­ного и объ­ек­тив­ного взгляда со сто­роны про­све­щен­ных рим­ских само­держ­цев. Его же «Диалог с Три­фо­ном иудеем» пред­став­ляет собой запись дис­пута Иустина с ученым рав­ви­ном Три­фо­ном. Свт. Апол­ли­на­рий Иера­поль­ский обра­щался с речью к импе­ра­тору Марку Авре­лию, ему же при­над­ле­жали и другие апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния, среди кото­рых упо­мя­нем «К элли­нам» и «К иудеям». Ритор Миль­тиад напи­сал сочи­не­ния против элли­нов и против иудеев. Поле­мике с иуде­ями был посвя­щен и трак­тат Тер­тул­ли­ана «Против иудеев». Татиан до своего укло­не­ния в ересь напи­сал «Речь к элли­нам». Совре­мен­ни­ком Тати­ана был Афи­на­гор, хри­сти­ан­ский фило­соф из Афин; ему при­над­ле­жит «Про­ше­ние о хри­сти­а­нах», направ­лен­ное импе­ра­то­рам Ком­моду и Марку Авре­лию. Были среди апо­ло­ге­тов и такие, кто адре­со­вал свои про­из­ве­де­ния част­ным лицам, напри­мер, св. Феофил Антио­хий­ский – «К Авто­лику», Тер­тул­лиан – «Книга к Демет­ри­ану». Самым зна­чи­тель­ным про­из­ве­де­нием ран­не­хри­сти­ан­ской гре­че­ской апо­ло­ге­тики явля­ется сочи­не­ние тео­лога, фило­софа, уче­ного, осно­ва­те­лья биб­лей­ской фило­ло­гии Ори­гена – «Против Цельса». Оппо­нен­тами св. Евсе­вия Кеса­рий­ского были нео­пла­то­ники Пор­фи­рий и Иерокл.

Как именно апо­ло­геты защи­щали хри­сти­ан­скую веру?

Апо­ло­геты ста­ра­лись опро­верг­нуть воз­во­ди­мую на хри­стиан кле­вету и дать ответ тем, кто обви­нял Цер­ковь в том, что она явля­ется угро­зой госу­дар­ству. Под­чер­ки­вая высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства хри­стиан, апо­ло­геты дока­зы­вали, что их вера спо­соб­ствует спо­кой­ствию и бла­го­по­лу­чию как импе­ра­тора и госу­дар­ства, так и обще­ства в целом. Апо­ло­геты также опро­вер­гали обви­не­ния в чудо­вищ­ных пре­ступ­ле­ниях (атеизм, кан­ни­ба­лизм, эди­повы кро­во­сме­ше­ния и т. д.), воз­во­ди­мых на хри­стиан, дока­зы­вая их невоз­мож­ность и абсурд­ность. В‑третьих, апо­ло­геты рас­кры­вали абсурд­ность и без­нрав­ствен­ность язы­че­ства, его мифо­ло­гии и божеств и утвер­ждали, что хри­сти­ан­ство обла­дает един­ственно верным уче­нием о Боге и мире. Они не просто опро­вер­гали аргу­менты фило­со­фов, но пока­зы­вали, что сама их фило­со­фия, имея един­ствен­ным обос­но­ва­нием чело­ве­че­ский разум, не может достичь истины в той мере, в кото­рой она дости­жима в хри­сти­ан­стве. В то же время, отме­чая парал­лели между язы­че­ской фило­со­фией и хри­сти­ан­ской мыслью, многие ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты пред­став­ляли фило­со­фию как пред­ше­ствен­ницу хри­сти­ан­ства, а хри­сти­ан­ство – как откро­ве­ние того, что фило­со­фия лишь пред­чув­ство­вала. При этом апо­ло­геты активно исполь­зо­вали поня­тий­ный аппа­рат и неко­то­рые идеи антич­ных рели­гии и фило­со­фии, исполь­зуя их (напри­мер, учение сто­и­ков о Логосе) для обос­но­ва­ния хри­сти­ан­ской веры перед лицом своих язы­че­ских совре­мен­ни­ков. И, нако­нец, апо­ло­геты рас­кры­вали перед язы­че­ским миром хри­сти­ан­ское пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, при этом отме­же­вы­ва­ясь от «вет­хого Изра­иля» – иудей­ства.

Спо­соб­ство­вала ли дея­тель­ность апо­ло­ге­тов ослаб­ле­нию гоне­ний на хри­стиан?

На первый взгляд, дея­тель­ность апо­ло­ге­тов мало спо­соб­ство­вала ослаб­ле­нию гоне­ний на хри­стиан, по край­ней мере, в то время, когда жили сами апо­ло­геты. Но их дея­тель­ность под­го­то­вила посте­пен­ную эво­лю­цию созна­ния греко-рим­ского язы­че­ского обще­ства в сто­рону при­ня­тия хри­сти­ан­ства. При­ня­тие же хри­сти­ан­ского учения, соот­вет­ственно, при­вело и к пре­кра­ще­нию гоне­ний.

Какие выска­зы­ва­ния апо­ло­ге­тов наи­бо­лее известны в насто­я­щее время?

Чаще всего на слуху два выска­зы­ва­ния Тер­тул­ли­ана. В заклю­че­нии своего трак­тата «Апо­ло­ге­тик» он сви­де­тель­ствует, что ника­кие гоне­ния не могут уни­что­жить насто­я­щую веру: «Кровь муче­ни­ков есть семя хри­сти­ан­ства». В том же сочи­не­нии Тер­тул­лиан гово­рит о том, что душа – «хри­сти­анка по при­роде».

Каково глав­ное зна­че­ние дея­тель­но­сти ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов?

Сочи­не­ния апо­ло­ге­тов имели исклю­чи­тель­ное зна­че­ние для само­со­зна­ния хри­сти­ан­ской Церкви в первые века ее суще­ство­ва­ния. Явля­ясь во многих вопро­сах пер­во­про­ход­цами, апо­ло­геты про­ло­жили путь для после­ду­ю­щей хри­сти­а­ни­за­ции язы­че­ского антич­ного мира и фор­ми­ро­ва­ния целост­ной системы хри­сти­ан­ского бого­сло­вия. В том числе, они сде­лали первые шаги и в фор­ми­ро­ва­нии хри­сти­ан­ской бого­слов­ской тер­ми­но­ло­гии.

***

М.В. Ники­фо­ров, статья из III тома «Пра­во­слав­ной энцик­ло­пе­дии»:

Апо­ло­геты ран­не­хри­сти­ан­ские, хри­сти­ан­ские писа­тели IIIII вв., высту­пав­шие с обос­но­ва­нием и защи­той хри­сти­ан­ской веры.

Рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства ко II в. среди всех слоев насе­ле­ния Рим­ской импе­рии вызвало реак­цию со сто­роны язы­че­ского мира. С юри­ди­че­ской т. зр. хри­сти­ан­ство ока­за­лось в поло­же­нии «недоз­во­лен­ной рели­гии» (лат. religia illicitia), общины хри­стиан под­па­дали под кате­го­рию «неза­кон­ных собра­ний» (collegii illiciti), а отказ от уча­стия в язы­че­ских куль­тах рас­смат­ри­вался как «пре­ступ­ле­ние против рели­гии». В этот период появ­ля­ются первые нападки на хри­стиан со сто­роны обра­зо­ван­ных языч­ни­ков. Глав­ными оппо­нен­тами хри­сти­ан­ства во II в. были Фрон­тон (настав­ник имп. Марка Авре­лия) и Цельс, автор направ­лен­ного против хри­стиан соч. «Истин­ное слово» (ок.178). Эти авторы рас­смат­ри­вали хри­сти­ан­ство исклю­чи­тельно как учение, полное пред­рас­суд­ков и фана­тизма и угро­жа­ю­щее антич­ному миро­со­зер­ца­нию. Кроме того, о хри­сти­а­нах рас­про­стра­ня­лись кле­вета и сплетни, отча­сти вызван­ные закры­то­стью их собра­ний (см. Disciplina arcana). Задача апо­ло­ге­тов состо­яла в том, чтобы про­де­мон­стри­ро­вать язы­че­скому миру при­ем­ле­мость хри­сти­ан­ства с самых разных сторон – граж­дан­ской, фило­соф­ско-бого­слов­ской, рели­ги­оз­ной, куль­тур­ной и т. д. (о раз­ви­тии апо­ло­ге­ти­че­ского жанра см. ст. «Апо­ло­ге­тика»).

Прежде всего, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты ста­ра­лись опро­верг­нуть воз­во­ди­мую на хри­стиан кле­вету и дать ответ тем, кто обви­нял Цер­ковь в том, что она явля­ется угро­зой госу­дар­ству. Под­чер­ки­вая высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства своих еди­но­вер­цев, они заве­ряли, что их вера спо­соб­ствует сохра­не­нию мира и бла­го­со­сто­я­нию как импе­ра­тора и госу­дар­ства, так и обще­ства в целом. Во-вторых, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты рас­кры­вали абсурд­ность и без­нрав­ствен­ность язы­че­ства, его мифо­ло­гии и божеств и утвер­ждали, что хри­сти­ан­ство обла­дает един­ственно верным уче­нием о Боге и мире. Они не просто опро­вер­гали аргу­менты фило­со­фов, но пока­зы­вали, что сама их фило­со­фия, имея един­ствен­ным обос­но­ва­нием чело­ве­че­ский разум, не может достичь истины. Отме­чая парал­лели между язы­че­ской фило­со­фией и хри­сти­ан­ской мыслью, мн. ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты в то же время пред­став­ляли фило­со­фию как пред­ше­ствен­ницу хри­сти­ан­ства, а хри­сти­ан­ство – как откро­ве­ние того, что фило­со­фия лишь пред­чув­ство­вала. Кроме того, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты опро­вер­гали обви­не­ния в чудо­вищ­ных пре­ступ­ле­ниях (атеизм, кан­ни­ба­лизм, эди­повы кро­во­сме­ше­ния и пр.), воз­во­ди­мые на хри­стиан, дока­зы­вая их невоз­мож­ность и абсурд­ность. Нако­нец, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты рас­кры­вали перед язы­че­ским миром христ. пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, при этом отме­же­вы­ва­ясь от «вет­хого Изра­иля» – иудей­ства.

Дея­тель­ность ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов отча­сти уже была под­го­тов­лена элли­ни­сти­че­ским иуда­из­мом: Филону Алек­сан­дрий­скому при­над­ле­жали такие сочи­не­ния (не сохра­нив­ши­еся), как «Осно­ва­ния» и «Апо­ло­гия в защиту иудеев». Иосиф Флавий напи­сал апо­ло­гию «О древ­но­сти иудей­ского народа, против Апиона», ока­зав­шую вли­я­ние на неко­то­рых , ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тах. Апо­ло­ге­ти­че­ская тема­тика при­сут­ствует в Новом Завете (см. напр. Деян. 14:15–17; 17. 22–31; Рим 1. 18–32) и в тво­ре­ниях мужей апо­столь­ских. Однако в отли­чие от мужей апо­столь­ских, кото­рые обра­ща­лись пре­иму­ще­ственно к хри­сти­а­нам, А. р. адре­со­вали свои тво­ре­ния язы­че­ской ауди­то­рии, что нало­жило отпе­ча­ток на круг рас­смат­ри­ва­е­мых ими про­блем.

Наи­бо­лее древними из греч. ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов счи­та­ются Кодрат и Ари­стид, кото­рые обра­ти­лись с апо­ло­ги­ями в защиту христ. веры к имп. Адри­ану (117–138) (Евсе­вий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был запи­сан «Диспут Иасона с Папис­ком о Христе», авто­ром кото­рого счи­тают Ари­стона из Пеллы. Это про­из­ве­де­ние, фраг­менты кото­рого сохра­ни­лись в апо­ло­гии Ори­гена «Против Цельса», явля­ется наи­бо­лее ранним из дошед­ших до наст. вре­мени сочи­не­ний, цели­ком посвя­щен­ных анти­иудей­ской поле­мике.

Самый извест­ный из греч. ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов II в.— мч. Иустин Фило­соф († 165–166). Родив­шись в Пале­стине в язы­че­ской семье, он обра­тился в хри­сти­ан­ство после долгих поис­ков истины. Мч. Иустин, после обра­ще­ния про­дол­жав­ший «носить плащ фило­софа», открыл в Риме одну из первых част­ных хри­сти­ан­ско-фило­соф­ских школ. Евсе­вий Кеса­рий­ский при­пи­сы­вает ему 8 сочи­не­ний (Церк. Ист. IV 18), из кото­рых сохра­ни­лись и досто­верно при­над­ле­жат ему только 3: 1‑я и 2‑я «Апо­ло­гии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Три­фо­ном Иудеем» (ок. 135). 1‑ю «Апо­ло­гию» св. Иустин адре­со­вал импе­ра­то­рам Анто­нину Пию (138–161) и Марку Авре­лию (161–180, сопра­ви­тель с 147), 2‑ю – рим. сенату. Основ­ной целью обоих про­из­ве­де­ний явля­ется защита хри­стиан от пре­сле­до­ва­ния «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка пред­ста­вить хри­сти­ан­ство достой­ным более вни­ма­тель­ного и объ­ек­тив­ного взгляда со сто­роны про­све­щен­ных рим. само­держ­цев. 1‑я «Апо­ло­гия», кроме того, содер­жит изло­же­ние христ. веро­уче­ния и первое опи­са­ние таинств Кре­ще­ния и Евха­ри­стии в древ­ней Церкви. «Диалог с Три­фо­ном Иудеем» пред­став­ляет собой запись дис­пута мч. Иустина с ученым рав­ви­ном Три­фо­ном. В этой первой обшир­ной апо­ло­гии против иуда­изма выра­жены 3 основ­ные идеи: вре­мен­ное зна­че­ние Вет­хого Завета в отли­чие от веч­ного и непре­хо­дя­щего смысла запо­ве­дей Нового Завета; оправ­да­ние покло­не­ния Христу как Богу; бого­из­бран­ность христ. наро­дов, соста­вив­ших Новый Изра­иль. Апо­ло­ге­ти­че­ский харак­тер носит также речь мч. Иустина, сохра­нив­ша­яся в составе его Муче­ни­че­ства.

У Евсе­вия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) име­ется сви­де­тель­ство об Апол­ли­на­рии Иера­поль­ском, обра­тив­шемся с речью к имп. Марку Авре­лию. Ему же при­над­ле­жали и др. апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния: «К элли­нам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Миль­тиад также в цар­ство­ва­ние Марка Авре­лия напи­сал 2 кн. против элли­нов, 2 кн. против иудеев и апо­ло­гию хри­сти­ан­ской фило­со­фии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего укло­не­ния в ересь напи­сал «Речь против элли­нов» (LТgoj prХj ‘/Ellhnaj, после 165), в кото­рой под­верг уни­чи­жи­тель­ной кри­тике всю язы­че­скую куль­туру. Несмотря на рез­кость суж­де­ний, Татиан стре­мился к тому, чтобы добиться тер­пи­мо­сти и ува­же­ния к новой вере. Про­блема вза­и­мо­от­но­ше­ний Церкви и госу­дар­ства на при­мере связи судеб Рим­ской импе­рии с хри­сти­ан­ством была раз­вита св. Мели­то­ном Сар­дий­ским в «Апо­ло­гии» (др. назва­ние – «Книжка к Анто­нину», ок. 170, сохра­ни­лась только в отрыв­ках), адре­со­ван­ной Марку Авре­лию. Совре­мен­ни­ком Тати­ана и Мели­тона был Афи­на­гор, христ. фило­соф из Афин. Ему при­над­ле­жит «Про­ше­ние о хри­сти­а­нах» (ок. 177), направ­лен­ное импе­ра­то­рам Ком­моду и Марку Авре­лию, в кото­ром он стре­мился дока­зать, что пре­сле­до­ва­ние хри­стиан нера­зумно. В прав­ле­ние имп. Ком­мода (180–192) св. Апол­ло­ний про­из­нес апо­ло­ге­ти­че­скую речь, сохра­нив­шу­юся в муче­ни­че­ских актах.

Среди ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов были и такие, кото­рые адре­со­вали свои про­из­ве­де­ния част­ным лицам. Из них прежде всего сле­дует упо­мя­нуть послед­него из греч. апо­ло­ге­тов II в. св. Фео­фила Антио­хий­ского, автора 3 кн. «К Авто­лику» (ок. 182), напи­сан­ных для обра­зо­ван­ного и вли­я­тель­ного языч­ника, име­ю­щего предубеж­де­ния против хри­сти­ан­ства. Ано­ним­ное «Посла­ние к Дио­гнету» (ок. 200) пред­став­ляет собой апо­ло­гию, состав­лен­ную в форме письма для знат­ного языч­ника, жела­ю­щего позна­ко­миться с христ. рели­гией.

В III в. апо­ло­гии пишут Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и Ориген. В отли­чие от преды­ду­щих апо­ло­гий, «Про­треп­тик» («Уве­ща­ние к элли­нам», нач. III в.) Кли­мента Алек­сан­дрий­ского создан уже не столько для защиты хри­сти­ан­ства от напа­док и пре­сле­до­ва­ний, сколько ради при­вле­че­ния языч­ни­ков к истин­ной вере. К жанру «Про­треп­тика» близко и сохра­нив­ше­еся на сир. яз. «Слово к Анто­нину» Псевдо-Мели­тона (нач. III в.). Самым зна­чи­тель­ным про­из­ве­де­нием ран­не­христ. греч. апо­ло­ге­тики явля­ется соч. Ори­гена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наи­бо­лее серьез­ных кри­ти­ков хри­сти­ан­ства из среды языч­ни­ков. Долгое время его сочи­не­ние против хри­стиан не имело достой­ного опро­вер­же­ния и только в лице Ори­гена, спустя ок. 75 лет, полу­чило над­ле­жа­щую отпо­ведь.

Сти­му­лом для даль­ней­шего напи­са­ния апо­ло­гий было появ­ле­ние в 260 г. 15 кн. «Против хри­стиан» нео­пла­то­ника Пор­фи­рия. Ныне уте­рян­ное, сочи­не­ние содер­жало кри­тику Вет­хого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым отве­том на него стал труд Евсе­вия Кеса­рий­ского «Еван­гель­ское при­уго­тов­ле­ние» в 15 кн. (312–322). Ему же при­над­ле­жит трак­тат «Против Иерокла» (311–313), нео­пла­то­ника, напи­сав­шего анти­христ. соч. «Прав­до­лю­бец» об Апол­ло­нии Тиа­н­ском, в кото­ром он дока­зы­вал пре­иму­ще­ства этого мага и фило­софа перед Хри­стом.

Лат. ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты появ­ля­ются гораздо позд­нее греч.— в кон. II в. Их список откры­вают рим. адво­кат Мину­ций Феликс диа­ло­гом «Окта­вий» (Octavius) и Тер­тул­лиан (160–220) соч. «К языч­ни­кам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Мину­ций Феликс многое заим­ствует из трак­тата Цице­рона «О при­роде богов», а Тер­тул­лиан, взяв за основу книгу Вар­рона «Antiquitates rerum divinarum» (Боже­ствен­ные древ­но­сти), в кото­рой содер­жится кри­тика рим. рели­гии, пока­зы­вает сует­ность и лож­ность поли­те­изма, при­зы­вая уве­ро­вать в еди­ного Бога. Самым зна­чи­тель­ным апо­ло­ге­ти­че­ским про­из­ве­де­нием Тер­тул­ли­ана явля­ется его «Апо­ло­ге­тик» (Apologeticum, ок. 197), адре­со­ван­ный рим. намест­ни­кам в Африке. В этой апо­ло­гии Тер­тул­лиан помимо кри­тики язы­че­ской рели­гии утвер­ждает, что вера в еди­ного Бога есте­ственна для чело­века, поскольку чело­ве­че­ская душа «по при­роде хри­сти­анка» (17. 6). В заклю­че­нии Тер­тул­лиан сви­де­тель­ствует, что ника­кие гоне­ния не могут уни­что­жить насто­я­щую веру: «Кровь муче­ни­ков есть семя хри­сти­ан­ства» (50. 13). Тему, затро­ну­тую в «Апо­ло­гии» о душе как «хри­сти­анке по при­роде», про­дол­жает трак­тат Тер­тул­ли­ана «О сви­де­тель­стве души» (De testimonio animae; 197). В отли­чие от греч. ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов II в. Тер­тул­лиан счи­тает ненуж­ным апел­ли­ро­вать к фило­со­фии для дока­за­тель­ства истин­но­сти христ. веры, поскольку сама душа явля­ется лучшим сви­де­те­лем Истины. Из др. апо­ло­ге­ти­че­ских сочи­не­ний Тер­тул­ли­ана выде­ля­ются посла­ние «К Ска­пуле», про­кон­сулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трак­тат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), напи­сан­ный под вли­я­нием «Раз­го­вора с Три­фо­ном Иудеем» св. Иустина Фило­софа. В сер. III в. св. Киприан Кар­фа­ген­ский напи­сал «Книгу о сует­но­сти идолов» (De idolorum vanitate), в кото­рой он дока­зы­вает, что язы­че­ские боже­ства – не что иное, как цари, кото­рым после смерти начали воз­да­вать покло­не­ние. В «Книге к Демет­ри­ану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направ­лен­ной против неко­его Демет­ри­ана, обви­няв­шего хри­стиан в том, что они явля­ются при­чи­ной войн и сти­хий­ных бед­ствий, св. Киприан утвер­ждает, что идо­ло­слу­же­ние и в осо­бен­но­сти гоне­ния против хри­стиан вызы­вают гнев Божий. Анти­иудей­ской поле­мике св. Киприан посвя­тил «Три книги сви­де­тельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).

Среди позд­них лат. А. р. сле­дует упо­мя­нуть Арно­бия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против языч­ни­ков» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из кото­рых первые две апо­ло­ге­ти­че­ские, осталь­ные – поле­ми­че­ские, и Лак­тан­ция (ок. 250–330), уче­ника Арно­бия, созда­теля апо­ло­гии «Боже­ствен­ные уста­нов­ле­ния» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Послед­няя, помимо соб­ственно апо­ло­ге­ти­че­ского мате­ри­ала, содер­жит древ­ней­шую на Западе систему христ. веро­уче­ния. К ней при­мы­кает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), напи­сан­ное против языч­ни­ков (осо­бенно сто­и­ков и эпи­ку­рей­цев). В ней Лак­тан­ций защи­щает воз­мож­ность при­ме­не­ния к Богу слова «гнев». Апо­ло­ге­ти­че­ские темы раз­ви­ва­ются и в др. сочи­не­нии Лак­тан­ция – «О смер­тях пре­сле­до­ва­те­лей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).

Несмотря на то что дея­тель­ность ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов види­мым обра­зом мало спо­соб­ство­вала ослаб­ле­нию гоне­ний на хри­стиан, она, без сомне­ния, под­го­то­вила посте­пен­ную эво­лю­цию созна­ния греко-рим. язы­че­ского обще­ства в сто­рону при­ня­тия христ. рели­гии. Ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты высту­пили во все­ору­жии совр. религ. и фило­соф­ских систем, исполь­зуя их поня­тий­ный аппа­рат и неко­то­рые идеи (напр., учение сто­и­ков о Логосе) для обос­но­ва­ния христ. веры перед лицом своих язы­че­ских совре­мен­ни­ков. Одно­вре­менно они сде­лали первые шаги в фор­ми­ро­ва­нии христ. бого­слов­ской тер­ми­но­ло­гии.

Отно­ше­ние к язы­че­ской куль­туре среди ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов было раз­лич­ным: от пол­ного непри­я­тия: «Что общего между Афи­нами и Иеру­са­ли­мом?» (Тер­тул­лиан. Опро­верж. ерет. 7) – до осо­зна­ния себя наслед­ни­ками того луч­шего, что было когда-либо посе­яно Боже­ствен­ным Лого­сом в мире: «Все, что ска­зано кем-нибудь хоро­шего, при­над­ле­жит нам, хри­сти­а­нам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне кри­тики язы­че­ской рели­гии и фило­со­фии скла­ды­ва­лись соб­ственно христ. пред­став­ле­ния о Боге, мире и чело­веке. Поли­те­изму про­ти­во­по­став­ля­лось учение о едином, вечном Боге, обла­да­ю­щем по пре­иму­ще­ству такими апо­фа­ти­че­скими свой­ствами, как нерож­ден­ность, бес­пре­дель­ность, бес­страст­ность, непо­зна­ва­е­мость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афи­на­гор. Про­ше­ние. 10). Против фило­соф­ского учения о совеч­но­сти Бога и мате­рии неко­то­рые ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты (Афи­на­гор, Феофил Ан-тио­хий­ский) утвер­ждали идею тво­ре­ния мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо пред­став­ле­ния о роке и пред­опре­де­ле­нии рас­кры­ва­лось учение о Про­мысле Божием (Афи­на­гор. Про­ше­ние. 24; Мину­ций Феликс. Окта­вий. 18). А. р. впер­вые начали раз­ви­вать христ. учение о Пресв. Троице, исполь­зуя фило­нов­ское и сто­и­че­ское учение о Логосе.

Хри­сто­ло­ги­че­ским вопро­сам уде­ля­лось меньше вни­ма­ния по при­чине внеш­ней ори­ен­та­ции бого­сло­вия ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов (исклю­че­ние состав­ляет лишь мч. Иустин). Из осталь­ных тем, затра­ги­ва­е­мых ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов, можно выде­лить про­блему образа и подо­бия Божия в чело­веке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о пер­во­род­ном грехе (Феофил Антио­хий­ский. К Авт. II, 17), о вос­кре­се­нии, опро­вер­же­ние антич­ного пред­став­ле­ния о судьбе и др.

В целом сочи­не­ния ран­не­хри­сти­ан­ских апо­ло­ге­тов имели исклю­чи­тельно важное зна­че­ние для само­со­зна­ния христ. Церкви. Будучи во мн. вопро­сах пер­во­про­ход­цами, ран­не­хри­сти­ан­ские апо­ло­геты про­ло­жили путь для даль­ней­шей хри­сти­а­ни­за­ции элли­низма и фор­ми­ро­ва­ния целост­ной системы христ. бого­сло­вия (см. также Бого­сло­вие дони­кей­ское).

Сед­мица. Ru

***

См. АПО­ЛО­ГЕ­ТИКА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки