Мы продолжаем говорить о профанации священных образов и новом иконоборчестве. В заключительной части интервью наш эксперт Владимир Немыченков расскажет о книге «Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания», написанной им в соавторстве со священником Алексием Кнутовым.
— Как теперь нашему читателю научиться чётко разграничивать сакральное (священное) и профанное (мирское)? Что писали святые отцы о гонениях на святые иконы?
— Нужно воспитывать в себе благочестие через возгревание страха Божия как благоговения пред Ним и всем, что с Ним связно: православный храм, церковные Таинства, священные предметы, Священное Писание, святые иконы.
В книге Притчей Соломоновых сказано: «Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства [разумения]…» (Притч.1:7)[1]. В толковании на этот библейский стих епископ Виссарион (Нечаев)[2] писал: «Страх Божий – это такое духовное расположение, которое в этом же стихе называется благочестием в Бога, или в отношении к Богу, – и как страх Божий есть начало премудрости, так и о благочестии сказано, что оно есть “начало чувства” (ведения). “Благочестие в Бога”, значит благое чествование Бога, или истинное богопочтение. <…> Истинное богопочтение немыслимо без страха, или благоговения пред Богом». Владыка продолжает: «Страх Божий столь тесно связан с благочестием, что без него невозможна истинная любовь к Богу, ибо эта любовь должна быть благоговейна; любя Бога, как Отца нашего, мы должны помнить, что Отец сей… есть вместе Господь наш и Владыка всего мiра… и сим памятованием удерживать себя от искушений гордости, дерзости и греховной безпечности»[3].
Лучше всего страх Божий приобретается через личный религиозный опыт. Когда будущий апостол Павел был еще иудеем Савлом и «неумеренным ревнителем отеческих своих преданий» (ср. Гал.1:14), он был начетчиком и законником, готовым убивать за букву Закона Моисеева и потому гонителем Церкви Христовой. Очевидно тогда он считал казненного Иисуса простым человеком: еретическим учителем и Мессией-самозванцем. А когда на дороге в Дамаск ему явился Иисус в Своей славе Божества, то «он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:1-6). И после этого началось преображение «дышащего угрозами и убийством на учеников Господа» Савла в величайшего «апостола языков».
К сожалению, личный опыт сакрального бывает не у всех, нечасто, и если бывает единожды в жизни или очень редко, то с течением времени память о нём ослабевает и стирается. Отсутствие страха Божия и, соответственно, личного опыта сакрального во всех религиях компенсируется системой ритуальных запретов, чтобы человек, не имея должного благоговения перед священным, хотя бы по внешней дисциплине воздерживался от недостойных действий. Заметьте, что в Церкви всё освящённое и посвящённое Богу охраняется запретами: запрет для мирян на вход в алтарь (мужчинам разрешается по особому благословению), запрет мирянам на прикосновение к престолу, к священным сосудам, запрет на вкушение пищи и пития перед Причастием, перед принятием великой агиасмы (крещенской воды), перед вкушением антидора и даже простой просфоры и т. д.
В Ветхом Завете термином «святое» переводится древнееврейское слово qadoš (кадόш), которое имеет буквальное значение «отделенный, несоизмеримый», т. е. несоизмеримый ни с чем тварным. Слово «святое» обозначало отделение сферы Божественного от мирского. Священное (сакральное) – это важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные («абсолютно иное») от обыденной реальности и исключительно ценные. «Убеждение в существовании сакрального и влечение быть ему сопричастным составляет суть религии», – пишет А.П. Забияко[4].
Сакральному противостоит профанное, или мирское. Как профанное квалифицируются любые объекты или действия, обнаруживающие утилитарный характер, отмеченные принадлежностью к обыденному существованию. Мир профанного – это мир рутины, он религиозно индифферентен.
Термин сакральное происходит от латинского sacer[5] – «посвященное богам», «священное», «запретное». Священное – это всегда запретное в том смысле, что оно строго охраняется от смешения с профанным и тем самым от осквернения. Несанкционированный доступ к сакральному всегда ведет к строгому наказанию, а то и к смерти ослушника. В Ветхом Завете немало таких примеров. Бог заповедал Моисею, что даст ему Закон на горе Синай, но народ не должен всходить на нее: и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти (Исх.19:12). «Огонь от Господа» убивает священников Надава и Авиуда, сыновей Аарона, за неправильное каждение в Скинии Завета (Лев.10:1-4) и т. д.
Подобные запреты, охраняющие сакральное, есть во всех религиях от примитивного тотемизма до мировых. Наказание не везде и не всегда летально, но непременно существует – непосредственно от Бога или от людей, охраняющих сакральное. В христианстве, как кажется, ничего подобного быть не может, ведь Бог есть любовь (1Ин.1:16). Но напомню о смерти супругов Анании и Сапфиры, утаивших из цены за проданное имение и солгавших не людям (ап. Петру), а Богу (Деян.5:1-11). Вспомним и слова ап. Павла о недостойном Причастии: Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор.11:29,30).

Как в молитвах к Причастию святые отцы научают нас сознавать себя грешными и недостойными пред Богом и испытывать страх от намерения соединиться с Ним в Евхаристии, так и про бесчестие святых икон святые писали, что это гонение на Самого Господа, Богородицу и святых подвижников. Для нас сейчас это важно, потому что, не имея чувства священного и благоговения перед ним, мы можем хотя бы на рациональном уровне сознавать, что небрежное отношение к священным изображениям есть оскорбление самих первообразов. И, сознавая это, удерживать себя в рамках благочестия.
Так защитник иконопочитания исповедник прп. Феодор Студит писал, что иконоборчество есть отречение от Христа: «Ибо если в образе выражается первообраз… и если чествование образа относится к первообразу, как говорит Василий Великий, а ныне икона Христова унижена, отвергнута, попрана христоборцами, то в иконе и чрез икону Христос отвергается, бесславится, унижается по-иудейски: нельзя вывести другого заключения из такого зрелища. Поэтому теперь время плача и рыдания… так как Христос отвергается и словами, и делами…»[6]
В другом месте прп. Феодор говорит об иконоборцах: «Чего ни сделали они нечестивого и иудейского? Оскорбили Христа, Богородицу, святых, ибо чьи телесные черты подвергаются бесчестию, к тем самым первообразам и относится это оскорбление, и поэтому справедливо иконоборцы могут быть названы антихристами…»[7].
О том же писал и исповедник, свт. Никифор, патриарх Константинопольский: святые угодники «нисколько не менее подвергаются вместе со Христом преследованиям и страданиям. То, что прежде случилось с первообразами, теперь происходит со священными изображениями их»[8]. И в другом месте святитель утверждает, что в результате гонений на иконы святые подвижники претерпевают как бы двойные страдания: «А теперь праведники, чрез посредство своих священных изображений разделяя общие со Христом гонения и уподобляясь Ему в страданиях, как бы за двойные страдания и мучения должны быть увенчиваемы и двойными наградами и снова во второй раз должны сопрославиться, и как мученики при жизни и как мученики на иконах»[9].
Большая подборка подобных цитат из творений святых отцов приводится в нашей книге во флорилегии.
Приведу знаменательные слова прп. Феодора Студита: гонение на иконы есть «отречение от Христа со стороны гонителей и мученичество за Христа со стороны совершающих подвиги… Ибо как в изображении Креста Животворящий Крест и исповедуется, и отвергается, так и в иконе Христа – неизменно то же самое. Если же мир ослеп и, отрицаясь Христа, шутит этим оскорблением, то [это происходит] по долготерпению Оскорбляемого. И удивительно ли, что Он терпит, желая обращения неистовствующих?.. Да будет Он милостив к Церкви Своей!..»[10]
— Как можно сформулировать норму иконопочитания? Каковы критерии?
— Под нормой иконопочитания мы с отцом Алексием Кнутовым предлагаем понимать использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату иконопочитания, принятому Седьмым Вселенским собором, а именно, для достижения таких целей как:
- молитва, обращение ума от образа к первообразу;
- явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;
- почитание священных изображений, т. е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;
- освящение профанного пространства жизни человека;
- благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святым Его.
При условии, что:
- священные изображения используются в названных целях, сохраняются от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);
- священные изображения изготавливаются из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;
- священные изображения размещаются в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться попранию и поруганию вольному или невольному.
Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить, соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и Преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т. п.
— А есть еще люди, которые разделяют Вашу позицию или вы с отцом Алексием одиноки в своей борьбе с профанацией икон?
— Конечно есть. Отец Алексий подключился не сразу, но и тогда я не был в одиночестве. Кратко расскажу предысторию нашей с ним встречи.
Первое мое публичное обращение к теме профанации икон было еще в 2004 г. на Первом фестивале православных СМИ (Москва). Однако активно действовать я начал только с 2011 года. На первых порах огромную помощь оказывал ныне покойный Федор Николаевич Черепанов (†19.01.2025), председатель Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России, членом которого я стал благодаря его поддержке в 2011 г. Этот Совет объединял группу писателей-единомышленников, меня избрали заместителем председателя. Ф.Н. Черепанов опубликовал в своем журнале «Братина» мою статью «Иконопочитание и икононебрежение в СМИ». Он сильно проникся этой темой, потому что был очень благочестивым христианином, даже до трепета. Мы с ним ходили на прием к заместителю председателя Издательского совета, но понимания и поддержки не получили. Тогда в 2013 г. было принято решение обратиться от имени Совета к Святейшему патриарху Кириллу с просьбой благословить провести конференцию для обсуждения проблемы.

По благословению Патриарха конференцию «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» (28 января 2014 г. в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве) готовили два синодальных отдела (Информационный отдел, председатель В.Р. Легойда, и Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, председатель прот. Всеволод Чаплин), Межвузовский иконописный совет (кратко «Иконсовет», сопредседатель – прот. Александр Салтыков, декан Факультета церковных художеств (ФЦХ) ПСТГУ), Православный гуманитарный институт (ПГИ) «Со-действие» (ректор П.О. Кондратьев), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ, я, кстати, выпускник его богословского факультета 2001 г.) и Совет по возрождению и сохранению православных святынь.

Резолюция конференции была направлена Патриарху, и в январе 2015 г. комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия было поручено подготовить официальный общецерковный документ «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства»[11]. Нам тогда казалось, что дело почти сделано: сейчас быстренько составят и примут нужный документ и всё наладится. Но скоро только сказка сказывается…

Вторым сопредседателем Иконсовета был упомянутый Петр Олегович Кондратьев (†16.04.2014), который принял самое деятельное участие в подготовке и проведении указанной конференции будучи уже тяжело больным. Без него её просто не было бы (подробности я тогда же изложил в статье[12]). Со времени подготовки этой конференции я стал тесно взаимодействовать с Иконсоветом. От лица Иконсовета и нашего писательского Совета в комиссию Межсобора был подан наш проект документа, подготовленный иконописцем, доцентом кафедры иконописи ПСТГУ протоиереем Николаем Чернышевым и мной.
Всё это время (начиная с 2013 г.) на портале Православие.ру выходили мои статьи, чему содействовал (и продолжает содействовать) его ответственный редактор Антон Поспелов. Темой также заинтересовался председатель православного общества «Радонеж», директор одноименной радиостанции Евгений Константинович Никифоров. Довелось неоднократно участвовать в передачах на радио «Радонеж» по этой теме и другим. Однако в церковной жизни в части отношения к профанации священных изображений ничего не менялось, и к 2018 г. я «выдохся» и сильно приуныл. Можно сказать, сник: делать ничего уже не хотелось.
И тут вдруг я получаю письмо по электронной почте от незнакомого мне священника Алексия Кнутова, который нашел меня через портал «Православие.ру». Батюшка придал мне новой энергии и, главное, придумал новое направление работы. Отец Алексий предложил от описания проблемы перейти к её решению своими силами, не дожидаясь официального церковного документа.

Используя собственный опыт и материалы моих публикаций, он составил первый краткий вариант наших «Рекомендаций по благочестивому обращению со священными изображениями». Его мы начали обсуждать на заседаниях Иконсовета. В этой работе деятельное участие кроме вышеупомянутых принимали: Т.В. Кондратьева (тогда преподаватель, ныне ректор ПГИ «Со-действие»), заведующий кафедрой иконописи ПГИ «Со-действие» А.Д. Мысык, заведующая кафедрой иконописи ПСТГУ Е.Д. Шеко.
В результате обсуждения мы значительно расширили, дополнили и, главное, обосновали наши «Рекомендации». Ради этого пришлось даже сформулировать новое понятие – «норма иконопочитания».
В Сербии тоже заинтересовались нашими рекомендациями. Ко мне обратилась Аница Йовичич (Аница Јовичић), переводчик современной русской православной литературы, с просьбой разрешить сделать и опубликовать перевод, на что мы с отцом Алексием с радостью согласились. Перевод был опубликован в 2020 г. на общественно-политическом сайте: „Стање ствари“ («Состояние вещей»)[13].
Краткое предисловие «Лековита студија два руска богослова» (Целебный труд двух русских богословов) написал общественный деятель Сербии, доктор филологических наук Владимир Димитриевич (Димитријевић). В нем в частности сказано: «Мы живем в эпоху, когда православную икону не понимают и не любят… Иконы, за которые умирали люди во время иконоборческого кризиса… теперь можно разместить на обложках отвратительных бульварных изданий, которые прямо под иконой размещают фотографии проституток… Действительно, мы сталкиваемся с эпохой нового иконоборчества, более коварного, чем древнее»[14].
Когда вышла наша книга, я переслал её Анице в качестве нашей благодарности за интерес к проблеме и помощь в просвещении народа Божия за пределами России.

Здесь я перечислил в основном тех, с кем довелось общаться и сотрудничать лично, но вообще в России у нас нашлись единомышленники и даже предшественники. Подробный обзор церковно-общественной дискуссии в 2004–2024 гг. по теме профанации священных изображений приводится в нашей книге. В выводах отмечено, что наиболее ревностные пастыри (протоиереи Борис Михайлов, Cергий Правдолюбов, Николай Чернышев, Борис Левшенко) полагают, что профанное использование священных изображений не может быть оправдано миссионерскими целями.

В книге мы приводим и, пожалуй, самое авторитетное суждение по теме. Это слова Святейшего патриарха Алексия II на епархиальном собрании в 2006 г.: «…Сегодня появилась нездоровая тенденция использовать церковную символику для “украшения” самых обыденных вещей. Кресты, изображения святых и православных храмов сплошь и рядом можно видеть на вещах бытового назначения: на пакетах, бутылках, конфетных и шоколадных обертках и т. п. <…> Мода на неуместное использование церковной символики приводит к тому, что часто можно видеть в мусорных контейнерах и на помойках предметы, несущие святые изображения. Это надругательство над священными изображениями совершается руками самих же верующих, с подачи горе-производителей такой продукции. Необходимо разъяснять прихожанам недопустимость подобного отношения к христианской символике»[15].
Недавно мне попало на глаза интервью митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова), в котором он отметил распространившийся среди православных обычай поздравлять друг друга с церковными праздниками массовой рассылкой в мессенджерах «картинок и открыток» (как правило репродукций икон праздника, видеороликов их содержащих и т. п. – В.Н.) и дал ему резко отрицательную оценку: «Хочу возопить! Получаю этот “священный спам” пачками… Это просто какой-то вызов нашей психике, борьба за наше внимание, которое так умело использует не кто иной, как враг рода человеческого, даже под этими якобы красивыми картинками или видео. <…> Уж не знаю, с какого амвона высокого об этом заявить, чтобы люди услышали и больше так не делали: массовая рассылка – это неуважение»[16].
Как видите, мы с отцом Алексием не одиноки, но работы еще много. Так что приглашаем к сотрудничеству всех, кого волнует проблема профанации священного.
— Вы подробно описали проблему, а можете ли Вы предложить пути её решения?
— Да, в наших публикациях с отцом Алексием Кнутовым мы это сделали. Кратко наши предложения сводятся к трем пунктам.
а) «Рыночные» меры борьбы с профанацией священного
Сегодня истинные иконопочитатели должны объявить бойкот любой продукции, которая противоречит норме и условиям иконопочитания и благочестивого использования священных изображений. Для этого следует исполнять опубликованные в Сети и в книге рекомендации: отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового профанного использования, а не для молитвы.
б) Поиск альтернативных торговле источников финансирования жизнедеятельности Церкви
Отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода понуждает многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными. Альтернативой такому способу финансирования церковной организации может стать возвращение к церковной десятине. Её элементы можно ввести даже в рамках действующего Устава РПЦ и Устава прихода. Подробно эта тема раскрыта в наших публикациях[17].
в) Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов
В комментариях к нашим публикациям в православных СМИ по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским собором.
Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия за период 2015–2024 гг. так и не смогла подготовить проект документа. Как представляется, это произошло по нескольким причинам.
Во-первых, комиссия преимущественно состоит из высококлассных специалистов по литургике, но не по церковному искусству. Во-вторых, предложенная тема «Изготовление и использование священных изображений» настолько сложна, что не может быть адекватно описана в рамках одного краткого документа. В-третьих, и главных, в наше время имеется настоятельная потребность в осмыслении и актуализации существующих церковных канонов, а также в принятии правил, удерживающих церковное изобразительное искусство в спасительных границах Предания. В связи с этим представляется целесообразным в рамках Межсоборного присутствия сформировать особую Комиссию по проблемам церковного изобразительного искусства и храмовой архитектуры, а ныне существующую Комиссию по вопросам богослужения и церковного искусства преобразовать в Комиссию по вопросам богослужения, приведя в соответствие с кругом реально решаемых ею задач.
— В конце 2024 года вышла в свет Ваша в соавторстве с отцом Алексием Кнутовым книга «Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания». Чем она может быть интересна и полезна читателям?
— Данная книга представляет собой определенный итог нашей многолетней работы, участия в профильных научно-богословских конференциях, на которых обсуждались актуальные проблемы современного церковного искусства, включая и новые формы иконоборчества в виде профанации священных изображений. В ходе обсуждения на конференциях и в публикациях были апробированы богословские обоснования и предлагаемые нами пути решения проблемы. Как представляется, тема неоиконоборчества в формате книги, в которой проанализированы важнейшие аспекты проблемы, предлагается вниманию широкой публики впервые.
Польза для читателей, интересующихся описанной проблемой, в собрании под одной обложкой разных, но связанных друг с другом тем, как правило ранее уже рассмотренных нами в разные годы в разных статьях. Теперь они собраны по главам и разделам, многие из которых существенно дополнены.

Если кратко описать её содержание, то это шесть следующих глав: 1) Священное и мирское; 2) Гражданские законы и церковные каноны в защиту священного; 3) Реакция Церкви и православной общественности на профанацию священного; 4) Богословские основания благочестия; 5) Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями; 6) Необходимые меры по противодействию профанации священного; Заключение. А также шесть Приложений, которые дополняют некоторые главы основной части. Среди них основные: (1) Флорилегий (святые отцы о бесчестии и поругании икон); (4) Предложения авторов по работе Комиссии по проблемам церковного изобразительного искусства и храмовой архитектуры Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; (5) Современное иконоборчество и церковная десятина и др.
Сейчас готовится к печати новый вариант книги. Он существенно меньше по объему. Главная его часть «Рекомендации…» ориентирована на широкую аудиторию и имеет практический смысл в качестве руководства к действию. Она не только сохранена, но и дополнена. Другое отличие этого издания в том, что рукопись этой книги получила одобрение и гриф Издательского совета РПЦ и может распространяться через церковную торговую сеть книжных магазинов.
В планах сделать еще одну книгу с изложением святоотеческого богословия иконы.
— Владимир Иванович, темой профанации икон Вы занимаетесь уже более двадцати лет. Что удалось сделать за это время для решения проблемы?
— В основном это просветительская и научная работа: статьи (богословские, популярные), доклады на конференциях, выступления на радио «Радонеж». Была одна передача на телеканале «Спас» в 2015 г. В соавторстве со священником Алексием Кнутовым были разработаны и опубликованы на портале «Православие.ру» наши «Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями». В концентрированном и обобщенном виде мы всё изложили в нашей книге.
В научном плане за эти годы удалось создать богословский базис для упомянутых рекомендаций и для всей нашей позиции по обсуждаемой проблеме. Написана серия очерков по святоотеческому богословию иконы. Поименные очерки опубликованы на официальном научном портале Московской духовной академии (МДА) «Богослов.ру» и портале «Православие.ру», а на портале «Азбука веры» была сделана их общая подборка[18]. В нашей книге, где учение св. отцов об иконе изложено в кратких тезисах, мы назвали это «Богословскими основаниями благочестия».
Кроме того, опубликована серия статей по богословскому обоснованию важнейшего для обсуждаемой темы положения о том, что технические копии священных изображений (репродукции икон, фресок, мозаик) так же святы, как и рукописные иконы[19]. Также опубликованы подробные исследования по чину освящения икон в Требнике (с выводом, что иконы одинаково святы до их освящения и после), исследования по сакральной нумизматике (о денежных знаках со священными христианскими изображениями) Византии, России и православных стран[20]. Последнее важно для обоснования нашей позиции относительно монет и банкнот с изображениями храмов, монастырей, икон, святых угодников. Некоторые из названных статей есть на «Азбуке веры»[21], но для полного раскрытия темы эту подборку надо бы дополнить.
Как я сказал выше, в плане организационной работы в 2014 г. удалось провести конференцию, добиться включения в 2015 г. темы в план работы профильной комиссии Межсоборного присутствия, которая до весны 2024 г. так и не смогла подготовить нужный проект документа. Работа комиссии над ним прекратилась.
Остается надеяться, что священноначалие вновь обратит внимание на важность проблемы и поручит подготовить столь необходимый документ, регламентирующий обращение священных изображений в нелитургическом пространстве, специально созданной комиссии Межсоборного присутствия или другому органу, например, созданной в 2024 г. Синодальной комиссии по иконописи.
А всех православных христиан я призываю благоговейно относиться к священным изображениям, не изготавливать и не приобретать предметы с ними, если они не предназначены для молитвы (т. е. не соответствуют норме иконопочитания), в затруднительных случаях можно справляться с нашими рекомендациями по благочестивому обращению со священными изображениями[22].
Благодарю портал «Азбука веры» за проявленный интерес к проблеме, которой я посвятил многие годы своей жизни.
Всем всего доброго, помощи Божией в Трудах!
Христос воскресе!
Блиц-опрос
— Ваша любимая цитата из Евангелия или святоотеческих трудов.
— Слова Господа нашего Иисуса Христа: Аз есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6). И слова апостола Павла о том, что мы искуплены «дорогою ценою» (1Кор.6:20): Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор.5:7).
— Какую литературу Вы читаете, помимо богословской?
— Настоящая литература – это интерпретация Евангелия. Когда я искал Истину и шел ко Христу, то читал Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А. Блока, всю нашу классику, В. Шекспира, японскую и китайскую литературу (одно время увлекался Востоком, даже делал технические переводы с японского), что-то по философии (западной и восточной) и проч. А потом мне открылась необъятная вселенная Христова Благовестия и его толкование святыми отцами, многие из которых за это отдали свою жизнь. Поэтому художественную литературу в целях поиска истины читать стало незачем, а ради развлечения – некогда. Но публицистику в Сети, конечно, читаю и новости просматриваю.
— Ваша любимая музыкальная композиция?
— По настроению. Но поскольку мировоззрение у меня трагическое, то и музыка обычно соответствующая, например, адажио Томазо Альбинони (Ремо Джадзотто) в органном или оркестровом исполнении, «Лунная соната» Бетховена…
— Что бы Вы спросили у Господа при встрече с Ним?
— Когда мы с Ним встретимся, то будем не спрашивать, а отвечать. И, боюсь, на показанные мне Всевышним все мои прегрешения ответить мне будет нечего, кроме единственной просьбы: «Господи, помилуй!».
— Ваше кредо.
— Православный Символ веры. Если нужно короче, то слова апостола Павла о Боге: Ибо все Им, от Него к Нему. Ему слава во веки. Аминь (Рим. 11:36).
[1] В русском синодальном переводе: «Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] …» (Притч.1:7). В квадратных скобках текст, взятый из Септуагинты, соответствующий церковнославянской Библии.
[2] Виссарион, епископ Костромской и Галичский (Василий Петрович Нечаев, 1822–1905 гг.). Как вдовый священник в 1889 г. рукоположен в сан епископа. Прославился как проповедник и автор трудов, посвященных толкованию Свящ. Писания и догматов правосл. вероучения (Православная энциклопедия. Т. 8. С. 548. URL: https://www.pravenc.ru/text/158784.html).
[3] Толкование на паремии из книги Притчей и из книги премудрости Соломоновой / [Соч.] Протоиерея Василия Нечаева. – М.: Университетская типография (М. Катков), 1888. – 322 с. С. 9–10. Курсив наш. – В.Н.
[4] Забияко А.П. Святое // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация». 2009. С. 839–840.
[5] Словарь дает следующий ряд значений для Sacer: посвященный; священный, святой; внушающий благоговейное уважение, великий и др. Производный от sacer глагол sacro имеет значения: 1) освящать, объявлять неприкосновенным, священным, нерушимым; 2) благоговейно чтить; 3) посвящать. От sacer происходит и sacrum – священный предмет, священнодействие, богослужение, жертвоприношение, жертва. См.: Латинско-русский словарь / И.Х. Дворецкий. М.: Русский язык, 1976.
[6] Феодор Студит, прп. 393. К отцам гонимым (II, 49) // Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 337. Курсив наш. – В.Н.
[7] Феодор Студит, прп. 332. К монаху Симеону (II, 30) // Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 298.
[8] Никифор, свт. Опровержение второе, 6 // Творения святого отца нашего Никифора Архиепископа Константинопольского: В 2 ч. Ч. 2. – Сергиев посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907. С. 109.
[9] Никифор, свт. Опровержение третье, 52 // Указ. соч. С. 212. PG 100, 476. Курсив наш. – В.Н.
[10] Феодор Студит, прп. 315. К чаду Тимофею (II, 27) // Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 290–291.
[11] Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015–2018 гг. (от 28.01.15) // Патриархия.ру: [официальный сайт]. – 2015. – 5 февраля. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3983877.html
[12] Немыченков В.И. В защиту святых икон. Послесловие к конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» // Православие.ру: [сайт]. – 2014. – 29 августа. – URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/73253.htm.
[13] Свештеник Алексеј Кнутов, Владимир Немиченков. Злоупотреба икона у савременом свету // Стање ствари: [сайт]. – 2020. – 17 септембар. – URL: https://stanjestvari.com/2020/09/17/svestenik-aleksej-knutov-vladimir-nemicenkov-zloupotreba-ikona-u-savremenom-svetu/
[14] Там же.
[15] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 5 декабря 2006 года. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 51. Также см.: Патриархия.ру [электронный ресурс], 22 декабря 2006 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/173887.
[16] Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Богословие должно быть актуальным, оно должно отражать сегодняшний день // Богослов.ру: [сайт]. – 2023. – 27 ноября. – URL: https://bogoslov.ru/article/6194048. Курсив наш. – В.Н.
[17] См.: Кнутов Алексий, свящ., Немыченков В.И. Церковная десятина в историческом контексте. Часть 1 // Православие.ру. 24 марта 2020 г. URL: https://pravoslavie.ru/129581.html; Их же. Перспективы церковной десятины в наше время. Часть 2. Реалии нашего времени // Православие.ру. 25 марта 2020 г. URL: https://pravoslavie.ru/129615.html
[18] Немыченков В.И. Святоотеческое богословие иконы.
[19] Немыченков В.И. Может ли репродукция быть святыней церкви? Часть 1. Постановка проблемы // Православие.ру: [сайт]. – 2022. – 3 июня. –URL: https://pravoslavie.ru/146532.html; Часть 2. Святоотеческий ответ // Православие.ру: [сайт]. – 2022. – 7 июня. – URL: https://pravoslavie.ru/146576.html; Немыченков В.И. Чудотворные репродукции икон: Как Церковь относится к техническим копиям священных изображений // Православие.ру: [сайт]. –2022. – 27 июля. – URL: https://pravoslavie.ru/147408.html; Немыченков В.И. Христианские образы на монетах Византии: благочестие или утилитарность? // Православие.ру: [сайт]. – 2022. – 2 августа. – URL: https://pravoslavie.ru/147477.html.
[20] Немыченков В.И. ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ НА ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКАХ: pro et contra. Части 1–6 // Православие.ру: [сайт]. – 2023. – 4,7,8,9,10,15 августа. – URL: https://pravoslavie.ru/155433.html и др.
[21] Немыченков В.И. Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии
[22] Кнутов Алексий, свящ., Немыченков В.И. Проблемы современного иконопочитания. Часть 6 (окончание). Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями // Православие.ру: [сайт]. – 2020. – 5 августа. – URL: https://pravoslavie.ru/133133.html

Комментировать