Меди­та­ция

***

Медита́ция (от лат. meditatio — раз­мыш­ле­ние):

1) иногда отож­деств­ля­ется с созер­ца­нием (созер­ца­ние в тиши);

2) повто­ре­ние впол­го­лоса опре­де­лен­ных стихов или целых отрыв­ков из Свя­щен­ного Писа­ния с целью пости­же­ния их внут­рен­него сокро­вен­ного смысла;

3) вид пси­хи­че­ских упраж­не­ний, при­ме­ня­е­мых в рамках оздо­ро­ви­тель­ных или рели­ги­оз­ных (оккульт­ных) прак­тик, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих погру­же­ние в состо­я­ние особой внут­рен­ней собран­но­сти, сосре­до­то­чен­но­сти, отре­шен­но­сти от внеш­него мира; кон­цен­тра­цию мыслей (вни­ма­ния) на каком-либо внеш­нем пред­мете либо внут­рен­нем образе, внут­рен­них ощу­ще­ниях, чув­ствах, эмо­циях.

***

Чем меди­та­ция, прак­ти­ку­е­мая в оккульт­ных (язы­че­ских) прак­ти­ках отли­ча­ется от молит­вен­ного созер­ца­ния, дости­га­е­мого хри­сти­ан­скими подвиж­ни­ками?

То состо­я­ние, кото­рое испы­ты­вают хри­сти­ан­ские подвиж­ники на высших сту­пе­нях молит­вен­ного дела­ния, иногда и дей­стви­тельно срав­ни­ва­ется с состо­я­нием меди­та­ции, дости­га­е­мым в рамках раз­лич­ных оккульт­ных, язы­че­ских прак­тик. Однако при внеш­ней схо­же­сти ряда при­зна­ков этих состо­я­ний, они раз­ли­ча­ются в корне, по суще­ству.

Меди­та­ция под­ра­зу­ме­вает кон­цен­тра­цию на опре­де­лен­ном объ­екте вни­ма­ния при мыс­лен­ном отстра­не­нии от прочей дей­стви­тель­но­сти. В физио­ло­ги­че­ском отно­ше­нии меди­та­ция объ­яс­ня­ется (в част­но­сти) спо­соб­но­стью коры голов­ного мозга про­из­во­дить (под дей­ствием меди­та­тив­ных упраж­не­ний) особые соче­та­ния очагов тор­мо­же­ния и воз­буж­де­ния, опе­ри­ро­вать гор­мо­нами, эндор­фи­нами, выра­ба­ты­вать яркие, необыч­ные образы. Источ­ни­ком изме­не­ний, про­ис­хо­дя­щих в созна­нии, в этом случае явля­ется сам чело­век.

В рамках сосре­до­то­чен­ной хри­сти­ан­ской молитвы подвиж­ник отре­ша­ется (по воз­мож­но­сти) от всего сует­ного, от посто­рон­них мыслей, жела­ний, чув­ствен­ных вле­че­ний, но делает это не ради погру­же­ния в себя, в свой реаль­ный или вооб­ра­жа­е­мый мир, а ради лич­ност­ного обще­ния с Богом. Во время молитвы ничто не должно отвле­кать бого­мольца от этого обще­ния. В том и состоит цель его отстра­не­ния от всего при­зем­лен­ного, мир­ского (глав­ным объ­ек­том вни­ма­ния здесь явля­ется не твар­ный пред­мет, но Гос­подь).

Для меди­ти­ру­ю­щего важно само состо­я­ние меди­та­ции, часто — состо­я­ние уми­ро­тво­ре­ния, покоя. И хри­сти­а­нин, молясь, дости­гает уми­ро­тво­ре­ния, однако «его» мир есть мир во Христе, покой и бла­жен­ство о Гос­поде.

Утвер­ждают, что бла­го­даря меди­та­ции можно достичь состо­я­ния выс­шего экс­та­ти­че­ского про­свет­ле­ния. При этом добав­ляют, что данное состо­я­ние подобно состо­я­нию хариз­ма­ти­че­ского оза­ре­ния, испы­ты­ва­е­мого Божьими свя­тыми, созер­ца­те­лями Боже­ствен­ного Света, Боже­ствен­ных тайн.

Что тут ска­зать? Пре­бы­вая в состо­я­нии сверхъ­есте­ствен­ного бла­го­дат­ного оза­ре­ния святые всту­пают в особое еди­не­ние с Богом, и именно Он, Гос­подь, про­све­щает их Светом веде­ния. В слу­чаях же с меди­та­тив­ными прак­ти­ками источ­ни­ками про­свет­ле­ния могут слу­жить как соб­ствен­ное вооб­ра­же­ние, так и лука­вые духи. Такого рода прак­тики нельзя назвать сверхъ­есте­ствен­ными, а в ряде слу­чаев даже и есте­ствен­ными (поло­жим, обще­ние с пад­шими духами про­ти­во­ре­чит чело­ве­че­скому есте­ству, и, сле­до­ва­тельно, про­ти­во­есте­ственно).

При­ме­ров гре­хов­ных экс­та­ти­че­ских оза­ре­ний Исто­рия Церкви знает немало. В своё время одними из наи­бо­лее видных сто­рон­ни­ков такого рода про­зре­ний явля­лись мас­са­ли­ане (евхиты; моля­щи­еся). Заме­тим, что эти ере­тики не просто прак­ти­ко­вали подоб­ные состо­я­ния — они видели в этом при­знак высо­кой духов­но­сти, печать совер­шен­ства (напом­ним: мас­са­ли­ане учили: душа должна чув­ство­вать такое же обще­ние со Хри­стом, какое жена — от обще­ния с мужем; духов­ные люди зрят бла­го­дать, зрят грех извне и внутри; чело­век спо­со­бен чув­ственно вос­при­ни­мать Лицо Свя­того Духа в дей­ствии, в пол­ноте; во время молитвы и им, и научив­шимся от них молит­вен­ному дела­нию Святой Дух явля­ется чув­ствен­ным обра­зом; моля­щимся может являться во свете Крест; ищущие спа­се­ния должны молиться (избе­гая насущ­ных забот) до тех пор, пока не ощутят, что грех изго­ня­ется чув­ственно через молитву, подобно огню, дыму или дра­кону).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки