Москва́ –
1) столица России, город федерального значения, административный центр Центрального федерального округа и центр Московской области;
2) историческая столица Великого княжества Московского, Русского царства, Российской империи (в 1728–1732 гг.), Советской России и СССР;
3) преемница Римской империи и Византии, согласно богословско-политической концепции «Москва – третий Рим».
Правящий архиерей г. Москвы – Патриарх Московский и всея Руси.
Московская (городская епархия) разделена на 10 викариатств, которые управляются епископами: Центральное (в границах Центрального административного округа, включает 6 благочиний), Южное (в границах Южного округа, включает 2 благочиния), Юго-Западное (в границах Юго-Западного округа, включает 2 благочиния), Западное (в границах Западного округа, включает 2 благочиния), Восточное (в границах Восточного округа, включает 2 благочиния), Северное (в границах Северного округа), Северо-Западное (в границах Северо-Западного и Зеленоградского округов, включает 3 благочиния), Северо-Восточное (в границах Северо-Восточного округа, включает 2 благочиния), Юго-Восточное (в границах Юго-Восточного округа, включает 2 благочиния), Новых территорий (в границах Новомосковского и Троицкого округов, включает 3 благочиния).
В помощь Патриарху в управлении Московской городской епархией создан епархиальный совет Москвы.
По состоянию на 15 декабря 2023 года в Москве действуют 1 230 храмов и часовен. Действует 16 православных монастырей (один из них – в новой Москве). Клир Москвы объединяет 28 архиереев, 1 452 священника и 411 диаконов.
Краткая история Православной Церкви в Москве
Москва впервые упоминается в летописи под 1147 годом. Сначала она находилась на территории Ростовской епархии, затем город вошел в состав образованной в 1214/15 году Владимирской и Суздальской епархии. Около 1325 года свт. Петр, митрополит Киевский по приглашению московского кн. Иоанна Калиты поселился в Москве. В 1326 году был заложен первый каменный храм в городе – в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени и до конца XVII века Москва являлась местом пребывания первоиерархов Русской Церкви, Успенский собор был главным храмом как Москвы, так и всей Русской Церкви, местом упокоения большинства Московских первосвятителей.
В 1589 году свт. Иов был возведен в сан патриарха, его резиденцией оставалась Москва. После смерти патриарха Адриана в 1700 году и церковной реформы Петра I существенно изменились порядок московского церковного управления, а также традиции местного благочестия.
Патриаршей областью после кончины патриарха Адриана до 1721 года управлял местоблюститель Патриаршего престола Рязанский и Муромский митрполит Стефан (Яворский). В управлении Москвой и прилежащими церковными десятинами ему помогали Сарские и Крутицкие архиереи. Согласно сведениям, которые приводит протоиерей Павел Николаевский, «к 1702 г. в Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городе и за Земляным городом считалось 15 соборов, 29 монастырей мужских и женских, 425 церквей, 289 приделов, в том числе 29 церквей и 6 приделов деревянных; во всей Патриаршей области на Москве, в других городах и уездах было 3750 церквей». В 1687 году была учреждена Эллино-греческая (впоследствии переименована в Славяно-греко-латинскую) академия – первое в России высшее учебное заведение при Заиконоспасском монастыре в Москве.
Весной 1722 года для управления бывшей Патриаршей областью был учрежден специальный орган – Московская дикастерия (консистория). Весной 1742 года, на заседании Святейшего Синода в Москве было принято решение об открытии двух епархий – Московской и Владимирской, Санкт-Петербургской и Шлиссельбургской. К 1812 году в пределах Московской епархии действовали 1338 церквей и соборов (вместе с приписными), служили 1307 священников и 591 диакон, около 2,5 тыс. дьячков и пономарей. Паства составляла 966 тыс. прихожан. Кафедральным храмом Москвы в этот период был Архангельский собор Московского Кремля. К 1799 году в Московской епархии была сформирована система благочиний и духовных правлений: в Москве действовали 6 благочиний с 2 благочинными в каждом и 10 духовных правлений (позднее были упразднены) за пределами города.
В 1866 году в Московской епархии действовала 1251 церковь, число прихожан в наиболее многолюдных храмах превышало 4 тыс. человек. Постепенно была сформировано система викариатств – округов, которые управлялись викарными епископами. К 1884 году в Московской епархии действовали 1559 храмов и 43 монастыря, клир составляли 74 протоиерея, 1263 священника, 759 диаконов и 1773 псаломщика.
В 1901 году насчитывалось 1638 храмов. Клир епархии включал 95 протоиереев, 1401 священника, 714 диаконов и 1580 причетников. С учетом ставропигиальных монастырей и Троице-Сергиевой лавры с приписными обителями в Московской епархии действовали 23 штатных и 11 заштатных мужских монастырей, в которых было 896 монашествующих.
В начале XX века в Москве служило множество талантливых священников, любимых народом пастырей. Среди них, св. Алексий Мечёв (создал по благословению св. Иоанна Кронштадтского одну из самых известных общин в Москве – при Николаевской церкви на Маросейке), прототиерей Валентин Амфитеатров (служил в церкви святых Константина и Елены и других храмах Московского Кремля, организовал одну из самых многочисленных общин в городе, проводил частые беседы с прихожанами, обладал даром дерзновенной молитвы и прозорливости), проповедник-миссионер сщмч. Иоанн Восторгов, прп. Варнава Гефсиманский (служил народным духовником Пещерного отделенияния Гефсиманского скита, ежедневно принимал от 500 до 1 тыс. человек, приезжавших со всей России), прп. Аристоклий Афонский (служил настоятелем московской Пантелеимоновской часовни и заведующим московским Афонским подворьем, окормлял множество людей, приезжал с афонскими святынями в дома москвичей, служил молебны, способствовал развитию книгоиздательской деятельности Афонского подворья), сщмч. Роман Медведь (учредил братство свт. Алексия Московского, которое организовало множество «народных лекций» для разъяснения основ веры), яркие проповедники сщмч. Александр Хотовицкий (ключарь храма Христа Спасителя), протоиерей Валентин Свенцицкий (настоятель храма во имя мучеников Кира и Иоанна на Солянке) и архимандрит Серафим (Битюков).
15 августа 1917 года в Москве открылся Поместный Собор Православной Российской Церкви, который имел большое значение для Церкви. Председательствовал на его собраниях митрополит Тихон (Белавин). 5 ноября он был избран патриархом после длительного периода управления Церковью без патриарха. С момента восстановления Патриаршества Москва и вся Московская епархия были отнесены к Патриаршей области, правящим архиереем которой стал патриарх.
Установление советского режима привело к закрытию многих храмов и монастырей, отнятию церковного имущества и репрессиям по отношению к верующим. Первые московские новомученики (1918 г.): настоятель собора Василия Блаженного (Покровского храма) на Красной площади протоиерей Иоанн Восторгов, Ефрем (Кузнецов), епископ Селенгинский, епархиальный миссионер мч. Николай Варжанский, настоятель Спиридоновского храма на Козьем болоте протоиерей Неофит Любимов, приговоренный к расстрелу за отслуженную панихиду по императоре Николае II.
С 10 декабря 1925 года – заместителем Патриаршего Местоблюстителя становится митрополит Сергий (Страгородский). 27 апреля 1934 года ему присвоен титул Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского, с правом ношения двух панагий. 8 сентября 1943 года Собором русских иерархов он был избран патриархом Московским и всея Руси.
После начала Великой Отечественной войны советское руководство постепенно стало менять свое отношение к Церкви, прежде всего к митрополиту Сергию (Страгородскому) и его ближайшему окружению, хотя репрессии и не были остановлены. По донесению начальника Московского областного управления НКВД в Москве храмы в пасхальную ночь 5 апреля 1942 года посетили свыше 10 тыс. человек, в Московской области – 8 тыс. человек. Как отмечалось в документах НКВД, в Москве тогда было 30 действующих церквей, в Московской области – 124 церкви.
На 1947 год в Московской епархии насчитывалось 210 действующих церквей, из них 33 в Москве и 177 в Московской области. Всего было 1292 недействующие церкви.
С 31 января по 4 февраля 1945 года в Москве проходил Поместный собор с участием патриархов и представителей иных Поместных Церквей. Собор избрал патриархом Московским и всея Руси митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) (управлял Церковью до 1970 г.). К 1955 году в Москве насчитывалось 36 церквей, 176 храмов действовали в Московской области. В клире Московской епархии состояли 3 архиерея, 172 священника, 65 диаконов, действовал 1 монастырь, в котором жили 68 насельников.
С 30 мая по 2 июня 1971 года в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры проходил очередной Поместный собор, который избрал новым патриархом нового митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова).
В 1988 году, после торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси репрессивные меры в отношении священнослужителей и мирян были полностью прекращены. После смягчения политики властей в отношении Церкви увеличилась посещаемость храмов. В 1988 году, по подсчетам сотрудников аппарата уполномоченного, в дни Пасхи церкви посетило около полумиллиона москвичей. К 1989 году в Москве насчитывалось 46 действующих храмов, в клире состояли 193 священника, 63 диакона и 21 псаломщик, к 1990 году – 60 храмов, в клире состояли 192 священника, 78 диаконов и 23 псаломщика. При этом в Москве имелось 812 недействующих церковных зданий. 6–9 июня 1988 года в Троице-Сергиевой Лавре проходил Поместный собор, принявший ряд церковный документов.
Поместный Собор, состоявшийся 7-8 июня 1990 года в Троице-Сергиевой Лавре, большинством голосов избрал новым Предстоятелем Ленинградского митрополита Алексия (Ридигера). 23 сентября 1990 года впервые за 71 год патриарх Алексий II совершил литургию в Успенском соборе Московского Кремля, по окончании которой возглавил крестный ход. В августе 1997 года по благословению патриарха Алексия II установлено празднование Собору Московских святых, что было утверждено решением Священного Синода. К 1999 году в Москве насчитывалось 5 мужских и 2 женских монастыря, 352 прихода, 428 действующих приходских храмов и 39 часовен, действовали 24 храма при государственных учреждениях и 7 – при учреждениях Московской Патриархии. В клире состояли 539 священников и 206 диаконов, в Московской области действовали 735 приходов, 812 храмов, 9 мужских и 8 женских монастырей, в клире состояли 738 священников и 72 диакона.
В год 2000-летия Рождества Христова в Москве (19 августа) патриарх Алексий II совершил великое освящение восстановленного кафедрального собора Христа Спасителя. В этом же году прошел Юбилейный Архиерейский собор, принявший ряд важных церковных документов, в том числе, Устав Русской Православной Церкви в новой редакции. Состоялась канонизация и установление Собора новомучеников и исповедников Российских.
К концу 2008 года в Москве действовали 4 мужских и 4 женских монастыря, 872 храма и часовни (в том числе 140 Патриарших подворий, 335 приходских храмов, 108 монастырских подворий и 88 монастырских храмов, 88 часовен), в 22 храмах богослужение не было возобновлено, еще 20 не были освобождены. В Москве совершали служение 823 священника и 301 диакон, в монастырях Москвы – 414 священников и 192 диакона.
27-29 января 2009 года состоялся Поместный Собор, на котором 16-м патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя состоялась интронизация новоизбранного патриарха.
О концепции «Москва – третий Рим»
Данная богословско-политическая концепция прошла длительный период развития. Ее идеологи утверждают исключительную роль России как мировой империи – спасительницы человечества. Они видят корни этой идеи в письме монаха Спасо-Елеазаровского монастыря Филофея М.Г. Мунехину в ответ на его запрос об астрологическом прогнозе о потопе в 1524 году. Монах Филофей, в частности, писал: «Так знай, христолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Слова из письма монаха часто иетерпретируются как ода государю вселенской империи. Но если толковать этот фрагмент в общем контексте письма, возникает совершенно иная картина намерений Филофея. Их можно рассматривать, как увещевание государю бороться с ересями и защищать Церковь. «Видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему управлять им с великою тщательностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога». Захват Византийской империи мусульманами означал лишь перемещение Рима в Россию, но упадок Русской Церкви должен был означать конец света, поскольку «четвертому Риму не бывать». Впоследствии из этого предупреждения была развита целая доктрина.
В связи с этим, уместно обратить внимание на следующие факты.
- Официального титула третьего Рима у Москвы никогда не было. Сама эта идея в качестве политической доктрины начинает набирать популярность только во второй половине XIX века, благодаря новой интерпретации историка В. С. Иконникова.
- Данная доктрина никогда не рассматривалась церковными соборами и не получала официального одобрения со стороны Церкви.
- В XX веке императоры и монархия перестали существовать в России, симфония между Церковью и государственной властью перестала существовать. Рассматривать Советский Союз или светское государство – Российскую Федерацию как «третий Рим» некорректно.
Литература по теме
- Святыни
- Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру И.М. Снегирев
- Храм Христа Спасителя в Москве Е.А.Тихомиров
- Путеводитель к святыне и к священным достопамятностям Москвы и её окрестностей архим. Иосиф Левицкий
- История
- Москва Этнографическая энциклопедия
- Москва патриаршая прот. Лев Лебедев
- Москва и Санкт-Петербург митр. Каллист (Уэр)
- Москва и её наречие А.С. Хомяков
- Москва – Третий Рим проф. Н.Ф. Каптерев
- Константинополь и Москва Стивен Рансимен
- Москва митр. Арсений (Стадницкий)
- Москва и Орда А.А. Горский
- Москва. XVII в. – IX в. архим. Августин (Никитин)
- Москва патриаршая прот. Лев Лебедев
- Москва Б.К. Зайцев
- Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве проф. Г.П. Георгиевский
- Начало Москвы и судьбы ее до смерти Ивана I Калиты. (1147-1340) М.Д. Хмыров
- Московские митрополиты
- Важнейшие вехи жизни святителя Макария Московского архим. Макарий (Веретенников)
- Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского
- Иннокентий, митр. Московский и Коломенский И.Н. Корсунский
- Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков)
- Леонтий (Лебединский), митрополит Московский А.А. Половцов
- Высокопреосвященный Сергий (Ляпидевский), митрополит Московский и Коломенский. И.Н. Корсунский
- Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский)
- Прочее
- Москва Азбука паломника
- Фотовикторина. Монастыри Москвы
- Фотовикторина. Храмы Московского Кремля
Комментировать