Мухаммед – христианин?

В. А. Леги­о­нов

В 30‑х гг. этого века в нашей стране ате­и­сти­че­ская про­па­ганда на все лады рас­пе­вала о том, как наука «дока­зала», что Христа нико­гда в дей­стви­тель­но­сти не было. Все об этом пре­красно знают. Менее широко известно, что в то же время ряд учёных поста­вили вопрос и об исто­ри­че­ском суще­ство­ва­нии про­рока ислама [1]. Конечно же, Мухам­мед суще­ство­вал. Однако все све­де­ния о его жизни, кото­рые мы имеем, огра­ни­чи­ва­ются лишь кругом мусуль­ман­ских источ­ни­ков, исто­ри­че­ская объ­ек­тив­ность и досто­вер­ность кото­рых, мягко говоря, сомни­тельна. Нет ни одного заслу­жи­ва­ю­щего дове­рия нему­суль­ман­ского источ­ника о Мухам­меде, отно­ся­ще­гося ко вре­мени воз­ник­но­ве­ния ислама или в тече­нии хотя бы 100 лет после него. Да и мусуль­ман­ские источ­ники по инте­ре­су­ю­щему нас вопросу, сле­дует ска­зать, слиш­ком далеко отстоят от опи­сы­ва­е­мых собы­тий. Самое раннее (сохра­нив­ше­еся лишь в отрыв­ках) жиз­не­опи­са­ние Мухам­меда – Ибн Исхака (ум. 768), – напи­сано спустя 120 лет после смерти осно­ва­теля ислама. Самое древ­ней­шее из цели­ком дошед­ших до нас – «Жиз­не­опи­са­ние» Ибн Хишама (ум. 834) – спустя почти двести лет. Всё это время среди мусуль­ман суще­ство­вало устное пре­да­ние в виде неболь­ших рас­ска­зов-хади­сов, вос­хо­дя­щих (или воз­во­ди­мых) к тому или иному спо­движ­нику Мухам­меда. Но и первый дошед­ший до нас пись­мен­ный сбор­ник хади­сов – ал-Бухари (ум. 870) состав­лен не раньше сере­дины IX века…

Теперь пред­ста­вим себе для при­мера, что лет через двести о Роне Хаб­барде иссле­до­ва­те­лям будут доступны лишь мате­ри­алы сай­ен­то­ло­гов о нём, да и то не совре­мен­ные ему, а состав­ле­ные «по рас­ска­зам тех, кто раз­го­ва­ри­вал с видев­шими оче­вид­цев обра­щав­шихся с ним». Нетрудно дога­даться, что до иссле­до­ва­те­лей дойдёт лишь ничтож­ная, и притом прин­ци­пи­ально невы­де­ли­мая из мифо­ло­ги­че­ских насло­е­ний толика истины о его дей­стви­тель­ном порт­рете как реаль­ной лич­но­сти. Так же обстоит дело и с исла­мом. Даже «тра­ди­ци­онно при­пи­сы­ва­е­мый Мухам­меду год рож­де­ния – 570‑й – невоз­можно под­твер­дить, и потому рушится вся хро­но­ло­гия био­гра­фии про­рока»[2]. Исто­ри­че­ский Мухам­мед мог быть кем угодно.

И в прин­ципе, на осно­ва­нии име­ю­щихся в нашем рас­по­ря­же­нии све­де­ний, вполне можно при­дер­жи­ваться даже той мысли, и пытаться с доста­точ­ной сте­пе­нью веро­ят­но­сти обос­но­вы­вать её, что Мухам­мед под конец жизни пока­ялся и пере­шёл в хри­сти­ан­ство. Во всяком случае неко­то­рые кос­вен­ные сви­де­тель­ства дей­стви­тельно могут ука­зы­вать на это.

Воз­мож­ность такая у него была – по мусуль­ман­ским же ска­за­ниям с ним регу­лярно встре­ча­лись пред­ста­ви­тели хри­сти­ан­ских араб­ских племён и он с удо­воль­ствием бесе­до­вал с ними о вере. На про­тя­же­нии жизни осно­ва­телю ислама при­хо­ди­лось сра­жаться с четырьмя иудей­скими пле­ме­нами – канук, надир, курайз и хайбар, но нико­гда он не всту­пал в бой с пле­ме­нами хри­сти­ан­скими. В 632 году – году его смерти, известно, что Мухам­мед имел спор с хри­сти­а­нами из Над­жрана отно­си­тельно стихов Корана об Иисусе Христе[3]

Всё это при­об­ре­тает особое зву­ча­ние, если вспом­нить, что согласно пре­да­нию мусуль­ман­ской секты кар­ра­ми­тов, до своего «избран­ни­че­ства» Мухам­мед «сле­до­вал рели­ги­оз­ному закону Иисуса»[4], т.е. был хри­сти­а­ни­ном. В таком случае речь может идти даже не об обра­ще­нии, а о воз­вра­ще­нии в хри­сти­ан­ство. Инте­ресно также, что дво­ю­род­ный брат первой жены Мухам­меда Хади­джи Варака б. Нуа­фаль, ока­зав­ший нема­лое вли­я­ние на рели­ги­оз­ную само­иден­ти­фи­ка­цию Мухам­меда, согласно мусуль­ман­скому же пре­да­нию, вос­хо­дя­щему к Айше (одной из жён «про­рока»), остался и умер хри­сти­а­ни­ном[5], т.е. испо­ве­да­ю­щим Христа Богом.

Смерть самого Мухам­меда обстав­ленна весьма стран­ными обсто­я­тель­ствами. Согласно одному из хади­сов, вос­хо­дя­щему к Ибн Аббасу, «когда пред­смерт­ные стра­да­ния про­рока уси­ли­лись, он сказал: «При­не­сите мне при­над­леж­но­сти для письма, и я запишу для вас то, бла­го­даря чему вы не сой­дёте с пра­виль­ного пути». Видя состо­я­ние про­рока, Омар ал-Хаттаб сказал при­сут­ству­ю­щим из числа спо­движ­ни­ков: «Пророк испы­ты­вает силь­ные стра­да­ния, а у вас есть Коран, и этого нам доста­точно». Но мнения собрав­шихся раз­де­ли­лись, под­нялся шум и тогда пророк сказал: «Уда­ли­тесь, не сле­дует спо­рить в моём при­сут­ствии”»[6]. Согласно дру­гому хадису, «пере­дают, что Абу Хурайра сказал: «Из слов послан­ника Аллаха я запом­нил столько, что будь всё это запи­сано, оно могло бы напол­нить целых два сосуда. Что каса­ется содер­жи­мого одного из них, то я пере­дал его людям, а если бы я пере­дал содер­жи­мое и вто­рого, то мою глотку непре­менно бы пере­ре­зали”»[7].Что могло быть таким, чего испу­гался поз­во­лить напи­сать уми­ра­ю­щему «про­року» «второй пра­вед­ный халиф» Омар и о чём всю жизнь боялся гово­рить Абу Хурайра? Ничто не мешает пред­по­ло­жить, что это было пока­я­ние уже боль­ного про­рока и его искрен­нее обра­ще­ние ко Христу Богу, тща­тельно скры­ва­е­мое бли­жай­шими сорат­ни­ками.

ат-Табари прямо гово­рит, что хри­сти­ане при­зы­вали Мухам­меда после­до­вать их учению[8] (или вер­нуться, если вспом­нить пре­да­ние кар­ра­ми­тов?). В одном из хади­сов Мухам­мед про­воз­гла­шает, что «из всех людей мы наи­бо­лее близки с Иису­сом»[9]. Хри­сти­ан­ский под­текст фразы вполне оче­ви­ден. В другом хадисе, при­во­ди­мом ал-Кур­туби, Мухам­мед утвер­ждает, что Иисус будет похо­ро­нен в одной с ним могиле и что из одной же могилы они вместе и вос­ста­нут[10]. Не явля­ется ли это иска­жён­ным отго­лос­ком испо­ве­да­ния уже боль­ного и почти бес­по­мощ­ного Мухам­меда, что он уве­ро­вал во Христа и умрёт хри­сти­а­ни­ном? В тре­тьем хадисе, вхо­дя­щем в «досто­вер­ные» сбор­ники ал-Бухари и Муслима, Мухам­мед обра­ща­ется к своим спо­движ­ни­кам со сле­ду­ю­щим инте­рес­ным заве­ща­нием: «Что будет с вами, когда Сын Марии явится к вам и будет вашим имамом? Что ста­нете вы делать, когда Сын Марии явится и пове­дёт вас?»[11]. Как не уви­деть в этих словах иска­жён­ный и непо­ня­тый, но вполне ясно про­смат­ри­ва­е­мый призыв обра­тится в хри­сти­ан­ство, под води­тель­ство Христа-Бога?

Согласно суфий­скому пре­да­нию, Мухам­мед тайно имел иное, отлич­ное от все­обще-при­ня­того, учение, кото­рое он сооб­щил лишь одному из своих после­до­ва­те­лей – неко­ему Хузайфе[12]. Разу­ме­ется, суфии счи­тали, что это учение сов­па­дает с их соб­ствен­ным, однако им вполне могло быть и лишь недавно при­ня­тое «про­ро­ком» хри­сти­ан­ство.

С Кора­ном тоже не всё так просто. Из 93‑х аятов, посвя­щён­ных Христу, больше поло­вины, как известно, посвя­щены опро­вер­же­нию хри­сти­ан­ского дог­мата о Вопло­ще­нии. Тем не менее, как отме­чают иссле­до­ва­тели, «при­ме­ча­те­лен тот факт, что (боже­ствен­ные), т.е. при­ме­ни­мые только к Богу гла­голы халака (тво­рить) и «ания (вос­кре­шать) рас­про­стра­ня­ются в Коране и на Иисуса. Причём Иисус творит подобно Богу, Своим дыха­нием – янфуху (вды­хает (жизнь))»[13]. С другой сто­роны, тек­сто­ло­ги­че­ский анализ пока­зы­вает, что неко­то­рые осо­бенно извест­ные анти­хри­сти­ан­ские тексты Корана (в част­но­сти 19:35–41) пред­став­ляют из себя ни что иное как позд­ней­шие вставки[14]. И в этом свете не при­об­ре­тает ли нового и более есте­ствен­ного зна­че­ния извест­ный 169 аят 4‑й суры, где Мухам­мед назы­вает Иисуса Словом и Духом Аллаха, тра­ди­ци­онно тол­ку­е­мый как появив­шийся якобы вслед­ствии непо­ни­ма­ния им соот­вет­ству­ю­щих хри­сти­ан­ских тек­стов? Не явля­ются ли они напро­тив, «пони­ма­нием» их, того же типа, что и заве­ща­ние, напи­сать кото­рое Мухам­меду не доз­во­лили; пони­ма­нием, по какому-то сте­че­нию обсто­я­тельств про­пу­щен­ным зейдо-осма­нов­ской цен­зу­рой?


При­ме­ча­ния:

1. См. напр. Кли­мо­вич Л.И. Суще­ство­вал ли Мохам­мед? // Воин­ству­ю­щий атеизм № 2–3 1931.
2. фон Грю­не­баум Г. Э. Клас­си­че­ский ислам.. М., 1988. – С. 28.
3. Пио­тров­ский М. Б. Кора­ни­че­ские ска­за­ния. М., 1992. – С. 44.
4. ал-Баг­дади Абд ал-Кахир б. Тахир. Основы рели­гии в бого­сло­вии. / Хре­сто­ма­тия по исламу. М., 1994. – С. 123.
5. ал-Бухари имам Исмаил. Изре­че­ния и деяния (хадисы) про­рока Мухам­меда. М., 1998. – С. 21.
6. ал-Бухари Абу Абдал­лах Мухам­мад. Сунна про­рока Мухам­меда. Майкоп, 1995. – С. 6.
7. ал-Бухари. Указ. соч. – С. 7.
8. Осма­нов М.-Н.О. Ком­мен­та­рии к Корану. / Коран. пер. М.-Н. О. Осма­нова. – С. 413.
9. Нур­бахи Джавад. Иисус гла­зами суфиев. М., 1999. – С. 17.
10. Журав­ский А.В. Иисус в Коране. // Мир Библии № 4 1997 – С. 94.
11. Журав­ский А.В. Указ. соч. – С. 92.
12. Мец Адам. Мусуль­ман­ский ренес­санс. М., 1996. – С. 271.
13. Журав­ский А.В. Указ. соч. – С. 90.
14. Крач­ков­ский И.Ю. Ком­мен­та­рии к Корану. / Коран. пер. И.Ю. Крач­ков­ского. М., 1990. – С. 573.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки