Нечистота

( Нечистота 3 голоса: 5 из 5 )

Нечистота́ — 1) ритуальная нечистота — состояние человека или предмета, обусловливающее невозможность его участия в храмовом богослужении, исполнения некоторых норм религиозно-обрядового закона, подразумевающее необходимость обязательного ритуального очищения (омовения); 2) условно обозначенное свойство ряда (видов) животных, запрещенных как к употреблению в пищу, так и в качестве жертв; условно обозначенное свойство пищи, запрещенной к употреблению религиозно-обрядовыми требованиями; 3) религиозно-нравственное состояние язычников (с точки зрения иудея); 4) духовно-нравственная нечистота — греховная скверна, греховность.

В Ветхом Завете под ритуальной нечистотой понималось состояние человека или предметов, которое обуславливает возможность участия в храмовом культе и соблюдении предписаний религиозного законодательства.  Предписания о религиозной нечистоте изложены в основном в Пятикнижии (Лев. 11–17; Чис. 19, 31; Втор. 14:3–21, 23:10–15, 24:8, 26:14).

В Новом Завете акцент переносится с ритуальной на нравственную и духовную нечистоту, в Апостоле нечистота три раза упоминается сразу за блудом (Гал. 5:19; Еф. 5:3; Колос. 3:5).

Архиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Почему во времена Ветхого Завета животные делились на чистых и нечистых?

Деление животных на чистых и нечистых существовало ещё до времени всемирного потопа (Быт.7:2).

Закон, данный сынам Израиля по выходе из Египта, утвердил для них чёткое деление животных на чистых и нечистых, обстоятельно перечисленных в специальном перечне (Лев.11:2-30).

Разумеется, факт причисления некоторых видов животных к нечистым нельзя интерпретировать в том смысле, что они осквернены от создания или что сами себя осквернили, преступив через Божий закон. У животных нет нравственного чувства, и поэтому о них нельзя говорить как об осквернивших себя личным грехом (особое место в этом перечне занимают змеи; змей был проклят Создателем, так как именно его устами диавол искусил Еву (Быт.3:14) (см.: Грехопадение)).

Деление животных на чистых и нечистых было инициировано с целью утверждения еврейского народа в истинной вере, предохранения его от уклонения в язычество.Так, с одной стороны, отнесение некоторых видов животных к нечистым, ограждало евреев от соблазна обоготворения этих животных и поклонения им, как идолам, по аналогии с практикой, распространенной среди представителей языческого мира.

Определение других видов животных, как чистых, служило той же цели. Ведь чистые животные предназначались не только для пищи, но и для установленных обрядовым законом жертвоприношений. Поскольку их позволялось использовать в качестве жертв, посвященных Единому Богу, постольку само это использование служило свидетельством, что этих животных нельзя отождествлять с божеством.

Примером того, как евреи могли вознести животное до уровня идола, служит золотой телец, изготовленный ими по заключении Завета с Богом и скреплении его жертвенной кровью (Исх.32:4).

С заключением Нового Завета ветхозаветный обрядовый закон утратил силу и значение закона. Что касается нечистоты нечистых животных, однажды Бог, чудесным образом представил некоторых из них апостолу Петру, а затем повелел ему их заколоть и употребить в пищу. На возражение смущённого апостола, что, мол, он никогда не ел ничего скверного и нечистого, Бог ответил, чтобы тот не почитал нечистым то, что уже очищено Богом (Деян.10:11-15). 

См. ОСКВЕРНЕНИЕ

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru