Главная » Алфавитный раздел » О » Осквернение

Осквернение

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (4 голос: 4,00 из 5)

Оскверне́ние — 1) внешнее действие, направленное на поругание над святыней или святым; 2) нарушение религиозной или нравственной чистоты; 3) умаление собственного достоинства нарушением Заповедей Божьих; 4) нарушение особых ритуальных требований и норм, связанных с положениями о ритуальной чистоте, прописанных в законе Моисея.

Закон Моисеев выделял 4 вида осквернения грехом:
— кровосмешение (разные виды блуда);
— убийство; 
— идолопоклонство (здесь же волшебство и сознательное осквернение святынь Господних);
— осквернение от  соприкосновение со смертью, болезнью, нечистотой.  
Если было узнано и доказано судом, что человек повинен в кровосмешении, убийстве или идолопоклонстве, в Ветхозаветном Израиле его ждала смерть.

***

Согласно церковным канонам, осквернением признается истечение семени мужчины во сне, причём только то, которое имело греховные причины (блудные и плотские помыслы, осуждение, высокоумие и гордость, чревоугодие) (1-е правило святителя Афанасия Великого).
О возможности Причащения после ночного осквернения повествует 28-я глава («К») «Алфавитной синтагмы» Матфея Властаря. Если причины истечения были греховные, то следует прочитать молитву святителя Василия Великого от осквернения или «Правило от осквернения», а затем исповедать этот грех в Таинстве Покаяния.

***

Исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека. (Мф.15:18-20).

***

Почему если человек оскверняется от общения с дурными людьми, то Бог не оскверняется даже и через общение с диаволом?

Несмотря на слова псалмопевца, предостерегающие человека от общения с нечестивцами (Пс.1:1), общение с грешником не осуждается Богом априори. Многое зависит от того, какова цель подобного общения и что человек может вынести из него.

Сам Господь Иисус Христос общался и с фарисеями (Мф.9:11-12), и с блудницами (Ин.8:10), и с мытарями (Лк.19:5), и с разбойником (Лк.23:43). Апостолы, имея перед глазами пример Искупителя и руководствуясь Его распоряжением, вступали в общение с грешниками, даже с закоренелыми злодеями (Мф.28:19). Дело в том, что благодаря такому общению Христос и апостолы стремились привить людям веру, приобщить их к Божественной жизни. То есть это общение осуществлялось из соображений нравственной пользы.

Но бывает ведь и другое общение, вредное для участников диалога (пира, дружбы, сожительства и пр.). Далеко не всякий человек, общаясь с нечестивцами, способен устоять против тех их влияний, тех соблазнов, которые, в результате, приведут его к печальному концу. И именно в этом контексте следует понимать слова псалмопевца. Так, общаясь с еретиками, а особенно если это подкованные, изворотливые еретики, легко соскользнуть в заблуждение и самому сделаться еретиком (См. Что такое лжестарчество?). Общаясь с безнравственными людьми, легко увлечься их образом поведения и сделаться безнравственным. В этом и состоит опасность такого общения, опасность осквернения.

Но когда Бог обращается к беззаконнику, даже и к диаволу, это никак не влияет на внутреннее состояние Бога, неизменяемого, всемогущего, всеблагого, премудрого, всесовершенного. Более того, любое общение Бога и грешника может благотворно сказаться и на самом грешнике, даже если он не готов тут же встать и идти исполнять Божественное повеление. Даже и уничтожение грешников водами потопа сказалось на них не иначе как благотворно, ведь это остановило усиливавшееся в них злое расположение духа; в противном случае мера их личной ответственности, личной вины перед Богом была бы значительно выше, что непременно сказалось бы на Страшном Суде.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru