Под обще́нием сво́йств (греч. αντιμεθίστασις των ιδιωμάτων, лат. communicatio idiomatum) в Богочеловеке Иисусе Христе понимается взаимное общение (проникновение) свойств Нетварной Божественной и тварной человеческой природы (естества), отражающее нераздельное и неслиянное единство человеческой и Божественной природы в единой Божественной Ипостаси (едином Лице) Иисуса Христа.
Взаимное проникновение человеческих и Божественных свойств в Богочеловеке Иисусе Христе не ведет к их смешению, но также не ведет к их разделению. Поэтому в приложении к Богочеловеку Иисусу Христу допустима взаимозамена или взаимоперемещение имен (греч., буквально означающее поставление одних имен на место других). Божественные предикаты могут соотноситься с Человеком Иисусом Христом, а человеческие – с Сыном Божьим, Логосом, Второй Ипостасью Святой Троицы.
Так, свт. Игнатий Антиохийский говорит о «страдании Бога моего», пишет, что Господь, будучи «безвременным» и «незримым» ради нас сделался «зримым». Свт. Кирилл Александрийский говорит: «Неприкосновенный стал осязаемым, Невидимый – видимым, ибо не было чуждо Ему соединенное с Ним тело, которое называем осязаемым и видимым». Св. Григорий Нисский учит: «По причине совершенного единения воспринятой плоти и восприемлющего Божества имена взаимно заменяются, так что и человеческое называется божеским, и божеское человеческим (именем). Посему и Распятый у Павла называется Господом славы (1Кор.2:8) и Поклоняемый от всей твари небесных, земных и преисподних именуется Иисусом (Флп.2:10)». Возможность взаимозамещения имен имеет своим основанием единство Ипостаси Сына Божьего.
Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Христос – имя, означающее то и другое естество в совокупности, – называется и Богом и человеком, и сотворенным и несотворенным, и подверженным страданию и неподверженным. Так же, когда Он по одному из составляющих Его естеств (т. е. Божескому) именуется Сыном Божиим и Богом, тогда принимает свойства соприсущего естества, то есть плоти. Так, Он называется Богом – страждущим и Господом славы – распятым, – не поскольку Он – Бог, но поскольку Он же Сам есть и человек. Равным образом, когда Христос называется человеком и Сыном Человеческим, Он принимает свойства и отличия Божеского естества и (именуется) предвечным Младенцем, безначальным человеком, – не поскольку Он – Младенец и Человек, но поскольку, будучи предвечным Богом, стал напоследок Младенцем. И таков способ взаимного сообщения (свойств), когда каждое из обоих естеств передает другому свои свойства по причине тождества ипостаси и взаимного проникновения естеств. Поэтому мы можем говорить о Христе: Сей Бог наш на земли явися и с человеки поживе (Вар.3:36,38); а также: человек этот не создан, не подвержен страданию и неописуем».
Общение свойств в Богочеловеке Иисусе Христе оправдывает взаимное перемещение имен, одним из вариантов которого являются теопасхистские выражения. Общение свойств в Богочеловеке Иисусе Христе также называется перихорезис.
прот. Ливерий Воронов. «Догматическое богословие».
Комментировать