Обще­ние свойств в Иисусе Христе

Под обще́нием сво́йств (греч. αντιμεθίστασις των ιδιωμάτων, лат. communicatio idiomatum) в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе пони­ма­ется вза­им­ное обще­ние (про­ник­но­ве­ние) свойств Нетвар­ной Боже­ствен­ной и твар­ной чело­ве­че­ской при­роды (есте­ства), отра­жа­ю­щее нераз­дель­ное и нес­ли­ян­ное един­ство чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной при­роды в единой Боже­ствен­ной Ипо­стаси (едином Лице) Иисуса Христа.

Вза­им­ное про­ник­но­ве­ние чело­ве­че­ских и Боже­ствен­ных свойств в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе не ведет к их сме­ше­нию, но также не ведет к их раз­де­ле­нию. Поэтому в при­ло­же­нии к Бого­че­ло­веку Иисусу Христу допу­стима вза­и­мо­за­мена или вза­и­мо­пе­ре­ме­ще­ние имен (греч., бук­вально озна­ча­ю­щее постав­ле­ние одних имен на место других). Боже­ствен­ные пре­ди­каты могут соот­но­ситься с Чело­ве­ком Иису­сом Хри­стом, а чело­ве­че­ские – с Сыном Божьим, Лого­сом, Второй Ипо­ста­сью Святой Троицы.

Так, свт. Игна­тий Антио­хий­ский гово­рит о «стра­да­нии Бога моего», пишет, что Гос­подь, будучи «без­вре­мен­ным» и «незри­мым» ради нас сде­лался «зримым». Свт. Кирилл Алек­сан­дрий­ский гово­рит: «Непри­кос­но­вен­ный стал ося­за­е­мым, Неви­ди­мый – види­мым, ибо не было чуждо Ему соеди­нен­ное с Ним тело, кото­рое назы­ваем ося­за­е­мым и види­мым». Св. Гри­го­рий Нис­ский учит: «По при­чине совер­шен­ного еди­не­ния вос­при­ня­той плоти и вос­при­ем­лю­щего Боже­ства имена вза­имно заме­ня­ются, так что и чело­ве­че­ское назы­ва­ется боже­ским, и боже­ское чело­ве­че­ским (именем). Посему и Рас­пя­тый у Павла назы­ва­ется Гос­по­дом славы (1Кор. 2:8) и Покло­ня­е­мый от всей твари небес­ных, земных и пре­ис­под­них име­ну­ется Иису­сом (Флп. 2:10)». Воз­мож­ность вза­и­мо­за­ме­ще­ния имен имеет своим осно­ва­нием един­ство Ипо­стаси Сына Божьего.

Св. Иоанн Дамас­кин гово­рит: «Хри­стос – имя, озна­ча­ю­щее то и другое есте­ство в сово­куп­но­сти, – назы­ва­ется и Богом и чело­ве­ком, и сотво­рен­ным и несо­тво­рен­ным, и под­вер­жен­ным стра­да­нию и непод­вер­жен­ным. Так же, когда Он по одному из состав­ля­ю­щих Его естеств (т. е. Боже­скому) име­ну­ется Сыном Божиим и Богом, тогда при­ни­мает свой­ства сопри­су­щего есте­ства, то есть плоти. Так, Он назы­ва­ется Богом – страж­ду­щим и Гос­по­дом славы – рас­пя­тым, – не поскольку Он – Бог, но поскольку Он же Сам есть и чело­век. Равным обра­зом, когда Хри­стос назы­ва­ется чело­ве­ком и Сыном Чело­ве­че­ским, Он при­ни­мает свой­ства и отли­чия Боже­ского есте­ства и (име­ну­ется) пред­веч­ным Мла­ден­цем, без­на­чаль­ным чело­ве­ком, – не поскольку Он – Мла­де­нец и Чело­век, но поскольку, будучи пред­веч­ным Богом, стал напо­сле­док Мла­ден­цем. И таков способ вза­им­ного сооб­ще­ния (свойств), когда каждое из обоих естеств пере­дает дру­гому свои свой­ства по при­чине тож­де­ства ипо­стаси и вза­им­ного про­ник­но­ве­ния естеств. Поэтому мы можем гово­рить о Христе: Сей Бог наш на земли явися и с чело­веки поживе (Вар. 3:36,38); а также: чело­век этот не создан, не под­вер­жен стра­да­нию и неопи­суем».

Обще­ние свойств в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе оправ­ды­вает вза­им­ное пере­ме­ще­ние имен, одним из вари­ан­тов кото­рого явля­ются тео­пас­хист­ские выра­же­ния. Обще­ние свойств в Бого­че­ло­веке Иисусе Христе также назы­ва­ется пери­хо­ре­зис.

Источ­ник: Обще­ние свойств (communicatio idiomatum) Боже­ских и чело­ве­че­ских в Лице Бого­че­ло­века. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие.
доктор бого­сло­вия, про­фес­сор про­то­и­е­рей Ливе­рий Воро­нов

***

См. ХРИ­СТО­ЛО­ГИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки