С. Ванюков
Обзор истории праздника Пятидесятницы

Оригинал

I. История праздника в святоотеческой традиции

Пятидесятница (греч. – Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής; лат. – Pentecoste) является одним из древнейших праздников Христианской Церкви. Имеющий свой прообраз в Ветхом Завете (Числ.34:22; Втор.16:10) и будучи установлен там в память дарования Синайского законодательства, с сошествием Святого Духа (Деян. 2) в этот день в Церкви Христовой, в которой нашла свое завершение ветхозаветная история спасения, он получил новое осмысление. Блаженный Августин (354–430) [Contra Faustum Manichaeum, lib. 32, cap. 12] пишет: «Мы празднуем Пятидесятницу, то есть 50‑й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал нам обещанного Святого Духа, Параклита, что было прообразовано и иудейской пасхой, так как на 50‑й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон. Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Святой назван перстом Божиим»1.

Первые упоминания о праздновании Пятидесятницы в христианском, а не иудейском понимании святитель Епифаний Кипрский (около 315–403)2 и блаженный Августин3 видят в небесспорных указаниях Деян.20:16 и 1Кор.16:8.

Достоверные же свидетельства о литургически оформленном христианском праздновании сошествия Святого Духа относятся лишь ко II–III векам, поскольку из-за совпадения с воскресным днем он воспринимался в неразрывной связи с Пасхой как ее продолжение. Тертуллиан (около 155 – 20‑е гг. III века) говорит о Пятидесятнице не как о дне, а как о 50-дневном промежутке времени, следовавшем за Пасхой и считавшемся наполненным праздничными днями, которые «мы проводим во всяком ликовании»4. В трактате «Об идолослужении» он пишет: «Каждый языческий праздник имеет для себя один день в году, … собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу»5. В сочинении «О Крещении» Тертуллиан, связывая период Пятидесятницы со Вторым Пришествием Спасителя, считает наиболее благоприятным временем для принятия крещения пятидесятидневный период после Пасхи, отражая тем самым древнюю традицию приурочивать крещение к этим дням6. В одном из фрагментов сочинений священномученика Иринея Лионского (II век) Пятидесятница, наряду с Пасхой и воскресеньем, упоминается уже как день, в который запрещается преклонять колени7. А Тертуллиан говорит о непозволительности поста и коленопреклонений во весь период от Пасхи до Пятидесятницы8. Ориген (II–III век), рассуждая о превосходстве христианских праздников над языческими и иудейскими и упоминая о Пятидесятнице вместе с пятницей, воскресеньем и Пасхой, рассматривает первую не в качестве периода года, а в качестве однодневного праздника9. Завещание Господа нашего Иисуса Христа (II, 28)10 назначает для Пятидесятницы, подобно Пасхе, торжественную Литургию с мистагогией11.

Евсевий Кесарийский (IV век) в «Житии Константина Великого» (книга IV, глава 64) называет Пятидесятницу «великим праздником» и «праздников праздником»12. Святой Епифаний Кипрский, подтверждая древнюю традицию, свидетельствует: «В пятьдесят дней Пятидесятницы и коленопреклонений не бывает, и пост не заповедан»13. Однако этот обычай, касающийся периода Пятидесятницы, не был повсеместно распространен. Блаженный Августин говорит: «Не знаю, всюду ли соблюдается то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пятидесятницы – С. В.) и во все воскресенья»14. По словам преподобного Иоанна Кассиана

Римлянина, в Египте «во все дни Пятидесятницы никто вовсе не преклоняет колен и не держит поста до 9 часа»; тем не менее, он сомневается в соблюдении этого обычая в сирийских монастырях, потому что даже в Египте отмена поста выражалась лишь в том, что пища вместо 9 часа принималась в 6 часу, а количество и качество ее оставалось неизменным15. Уже 20 правило Никейского Собора предписывает полное единообразие в данном вопросе: «Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу»16. Святитель Василий Великий («О Святом Духе», глава 27) объясняет запрет на коленопреклонения в Пятидесятницу тем, что этот период, как послепасхальный, есть напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке, в то время как преклонение колен изображает грехопадение, от последствий которого мы избавлены Воскресением Христа17. По словам Эгерии(конец IV века), испанской паломницы на Святую Землю, записки которой зафиксировали богослужение палестинской Церкви того времени, «от Пасхи до Пятидесятницы совершенно никто не постится»18. А святость этих дней в Византии была закреплена уже законодательно императором Феодосием II Младшим (398–450), запретившим публичные зрелища и театральные игры в Пасху и Пятидесятницу, – пока носились крещальные одежды и читались Деяния (Cod. Theod. lib. XV, tit. 5, De spectac. leg. 5) 19.

Апостольские Постановления (книга V, глава 20)20, указывая праздновать Пятидесятницу целую седмицу, уже свидетельствуют о существовании к IV веку периода попразднства и о зарождении апостольского поста, как восстановления после праздника обычных для года постов: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу; а после нее одну седмицу поститесь»21; в VIII книге (33 глава) в Пятидесятницу рабам запрещается работать, «потому что тогда пришел Дух Святый, дарованный уверовавшим во Христа»22. Однако, по словам Эгерии, в Палестинской традиции того времени этот обычай не был распространен, поскольку, начиная со следующего дня Пятидесятницы, все постились, как в течение года, и восстанавливалось обычное богослужение23.

Большое количество святоотеческих творений, посвященных празднику и связанных, в основном, с употреблением в литургическом собрании (так называемые Слова, Беседы и гимны), свидетельствует об исключительном положении Пятидесятницы в богослужебном году. Из сочинений западных отцов достаточно указать Беседу и гимн на праздник, приписываемые святителю Амвросию Медиоланскому (333–397) 24; четырнадцать Слов на Пятидесятницу блаженного Августина25; три Беседы на праздник26 святителя Льва I Великого (V век) и его же четыре Слова о посте Пятидесятницы27. Рабану Мавру († 856)28 и святому Григорию I Великому (540–604)29 принадлежат по одной гомилии на неделю Пятидесятницы, а Беде Достопочтенному (†735) две гомилии, связанные с этим периодом30. Кроме того, в Антифонарии святого Григория I (богослужебной книге, включающей в себя антифоны и респонсории 31) содержатся тексты для праздника32, а католическая гимнография знает гимн на 50-ницу папы Иннокентия III († 1216) 33. Из восточных Отцов Церкви сочинили слова на Пятидесятницу святители Григорий Нисский34; Григорий Богослов35; святитель Иоанн Златоуст – 2 гомилии36 и беседы37. Василий Селевкийский (V век)38 и Леонтий Константинопольский (V–VI века)39 составили Слово на праздник, а последний еще и гомилию40. Святителю Василию Великому принадлежит целый богословский трактат «О Святом Духе» (около 375 года), адресованный Амфилохию, епископу Иконийскому41. Кроме того, многие Писатели и Учители Церкви повествуют о празднике в контексте сочинений, прямо не относящихся к Пятидесятнице.

Гимнографический формуляр праздника включает в себя творения величайших песнотворцев Православной Церкви. Кондак и икос Пятидесятницы являются кукулием и первым икосом кондака святого Романа Сладкопевца, состоящего из проимиона (προοιμιον) и 18 икосов42.

Первый канон на праздник написан святым Косьмой Маюмским, а второй Иоанном Дамаскиным (VIII век). Канон Святому Духу на повечерии в неделю вечера принадлежит Феофану, митрополиту Никейскому (IX век). Последняя стихира на Господи, воззвах «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», раскрывающая догматический

аспект учения Церкви о Пресвятой Троице, сочинена императором Львом VI (IX–X века)43. Коленопреклонные молитвы вечерни Пятидесятницы, по Преданию, приписываются авторству святителя Василия Великого44.

День Пятидесятницы в святоотеческом понимании считается преимущественно посвященным Святому Духу. Святитель Григорий Богослов в Слове на праздник (41) призывает почитать его, как день Духа45. Он же, подтверждая древнюю традицию, зафиксированную у Тертуллиана, упоминает об обычае крещения в этот день (Слово о Крещении, 40)46. Святитель Иоанн Златоуст сообщает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью47.

II. Богослужение праздника в византийской и славянской традиции

а) Иерусалимская традиция (IV–V века)

Первые подробные сведения о богослужении Пятидесятницы дошли до нас в описании службы в Иерусалиме в конце IV века, составленные аквитанской паломницей Эгерией. Пятидесятница, согласно Паломничеству Эгерии48, являла во всей полноте стациональный49 характер иерусалимского богослужения в IV–V веках и имела особенное по сравнению с другими великими праздниками богослужение, отличаясь, в том числе, продолжительностью. Праздник открывался обычной воскресной утреней (с чтением воскресного Евангелия) в храме Воскресения Христова, начинавшейся с пением петухов. С наступлением утра в Мартириуме50 совершалась Литургия с проповедью епископа и пресвитеров, причем по причине предстоящих литаний служба ускорялась и завершалась отпустом до 3 часа (по нашему счету 9 часов утра). После отпуста шествие во главе с епископом отправлялось на Сион, где в храме сошествия Святого Духа читался отрывок из Деяний, повествующий о празднуемом событии, и пресвитерами произносилась проповедь, после чего совершалась Литургия. Далее народ отпускался на обед, а вечером (в 6 часу) на Елеонской горе – месте Вознесения (Имвомон) – совершалась торжественная вечерня, состоящая из чтений, песен, антифонов, соответствующих празднику, и вставочных молитв, по содержанию относящихся к Сошествию Святого Духа; кроме того, читалось место из Евангелия, повествующее о Вознесении 51, и благословлялись оглашенные и верные. В 9 часу (по нашему в 3 часа дня) оттуда начинался целый ряд литаний, состоящих из песнопений и антифонов во время шествия, посвященных празднику, а по прибытии в храм – из молитв, песней и благословения оглашенных и верных. Первая лития отправлялась в Елеонскую церковь над пещерой, где Спаситель учил апостолов. По прибытии туда (после 10 часа)52 и совершения там указанного чинопоследования все отправлялись в Мартириум. Шествие двигалось достаточно медленно, чтобы народ не утомлялся. При приближении к городским воротам процессии выносились светильники, поскольку наступала ночь, и путь до храма был продолжительным. Около 2‑го часа ночи (по нашему – 7 часов вечера) народ с епископом большими дверями, выходящими на площадь, вступал с пением в Мартириум, где весь чин повторялся, а затем подобные литии совершались в храме Воскресения и в храме Креста. Завершалось все возвращением в церковь на Сионе, где последование совершалось с максимальной торжественностью, поскольку включало в себя еще чтение Писаний. По отпусте все подходили к руке епископа и возвращались домой около полуночи. Таким образом, богослужение на Пятидесятницу в Иерусалимской церкви в IV–V веках по структуре и продолжительности походило на службы Страстной седмицы под Великий Пяток53 и включало в себя, начиная с пения петухов в день праздника до следующей полуночи, беспрерывные службы и крестные ходы54: а) в Гробе Господнем бдение и Литургия; б) в Сионе – 3 час и Литургия; в) на Елеоне – 6 час; г) в пещере Елеона – вечерня; д) в Мартириуме, в Гробе и на Голгофе – бдение; е) в Сионе – бдение.

Из Слова блаженного Августина к новокрещенным на Пятидесятницу можно заключить, что под праздник совершалось соединявшееся с Литургией ночное бдение, во время которого и происходило крещение оглашенных55.

Иерусалимский Канонарь56 VII века в грузинском переводе57, отражающий литургическую практику, сложившуюся в Святом Граде в V–VI веках, сохранил богослужебные указания, дополняющие Паломничество Эгерии: Во святое воскресенье в день Пентикостии на вечерне тропарь, глас 3: Видехом Свет истинный… (нынешний стиховный самогласен – С. В.), прокимен, глас 5: Дух Твой благий наставит мя; стих: Услыши, Боже, молитву мою. На Литургии в день праздника тропарь, глас 2: Родился еси, яко сам восхотел еси (нынешняя стиховна Вознесения – С. В.); прокимен, глас 3: Послеши Духа Твоего и созиждутся; стих: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже. На Литургии сохраняются еще ветхозаветные чтения: 1 – Притч.14:27. 2 – 4 чтения из-за поврежденности рукописи неизвестны. 5 чтение – Павла: Духовных же братий (дается ссылка на 6 понедельник постов)58; Аллилуиа: Благоволил еси, Господи, землю Твою. Евангелие – Ин.14:15-20 (прощальная беседа: о даровании Святого Духа-Утешителя). Тропарь на умовение рук 4 , глас 4: Вознеслся еси во Царствие Твое, Господи. В 9 часу все поднимаются на гору Елеонскую и входят в церковь, где произносится ектения и молитва, за которой следует прокимен, глас 3: Не отвержи мене от лица Твоего, стих: Воздаждь ми радость. После этого спускаются с места Вознесения при пении псалма 135 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его со стихом: Видехом свет истинный и входят во святой Анастасис (храм Воскресения Христова), где поют прокимен, глас 8: Дух Твой благий, стих: Господи, услыши молитву мою. Оттуда отправляются в Сион с пением псалма 64: Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе со стихом: Пение в Сионе, молитва в Иерусалиме Тебе воздастся, Христе, где совершают вечерню, на которой те же тропарь и прокимен, что на вечерне накануне; Евангелие – Ин.16:5-45 – об Утешителе. В понедельник, когда творят литанию, чтение Еф.5:6-12 – измененный в объеме нынешний апостол Понедельника Святого Духа; Евангелие – притча о сеятеле Мф.13:1-9.

б) Константинопольская традиция (IX век)

1. Соборно-кафедральное богослужение

Соборно-кафедральное богослужение Константинополя в IX веке регулировалось Типиконом Великой Церкви59, или так называемым Песненным последованием (ασματικη ακολονθια)60. Богослужение Пятидесятницы по Уставу храма св. Софии являлось одним из самых торжественных и во многих чертах совпадало с богослужением Пасхи и

Рождества Христова. На вечерне накануне праздника пелись псалмы 85 и 140 (Господи, воззвах), и после 3 антифона произносилась молитва с просительной ектенией (αἰτήσεις; Δέησις; Πληρωτικά), после которой пелся прокимен, и читались 3 нынешних паримии. Далее псалты на амвоне трижды пели со стихами 18 псалом нынешний тропарь праздника 8 гласа61, после чего диакон произносил: Премудрость, и полагалось чтение Апостола, продолжавшееся до «паннихис» (παννυχίς), совершавшейся без особенностей по обычному чину62. На праздничной утрене полагалось пение Благословен, и на 50 псалме исполнялся тропарь праздника, после чего назначалось чтение Слова на 50-ницу святителя Григория Богослова. Затем патриарх исходил в баптистерий и совершал торжественное крещение оглашенных63. Когда он мазал их святым миром, стоявший неподалеку псалт пел на 7 глас 31 псалом, при исполнении которого новокрещенных провожали в церковь, а при приближении к амвону чтец снимал фелонь64 и восходил на амвон, где допевал псалом, и после сходил с амвона. Тотчас после этого начиналось чтение из Деяний о крещении апостолом Филиппом ефиопского вельможи (Деян.8:26-39). Чтение совершалось до нынешних праздничных литургийных антифонов, только к первому (псалом 18) припевалось Молитвами Богородицы... и Молитвами святых…, а ко второму (псалом 19) – Спаси ны, Сыне Божий... с тропарем Единородный Сыне на «Славу». Припевом к третьему антифону (псалом 20) служил праздничный тропарь. Вместо Трисвятого – Елицы во Христа...; прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен65 нынешние.

Типикон Великой Церкви не излагает чина вечерни вечером в день праздника и не имеет поминовения усопших в субботу перед Пятидесятницей, а также периода попразднства66.

2. Монастырское богослужение

Возобновление древнего Студийского монастыря Константинополя в результате деятельности преподобного Феодора (VIII–IX века) стало фактором, сильно повлиявшим на развитие византийского и русского (до XIV–XV веков) монашеского богослужения, которое определялось студийскими обычаями67.

2. 1. Студийский Ипотипосис (IX век)

Древнейшей известной записью Студийского Устава является «Ипотипосис» (Ὑποτύπωσις καταστάσεως της μονης των Στουδίον – Начертание с Богом установления святейшего Студийского монастыря; IX век)68. О празднике Пятидесятницы Ипотипосис содержит предписание об отмене в это воскресенье песнопений Октоиха и утреннего воскресного Евангелия. На вечерне в день праздника впервые упоминаются три коленопреклонения, кроме того, на ней и на утрене следующего дня не стихословятся кафизмы: на вечерне после 103 псалма сразу Господи, воззвах, а на утрене после Бог Господь с тропарем – канон и два чтения. В седмицу после праздника отменяются часы. В субботу перед Пятидесятницей указывается поминовение усопших по чину Мясопустной субботы (с исхождением к месту погребения братии, где пением стихир дня заканчивается утреня)69. От Пасхи до Пятидесятницы в случае отмены часов колена не преклоняются, но канон об усопших по субботам может петься.

2. 2. Евергетидский Типикон (XI век)

Типикон монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) XI века70 в предместии Константинополя, относящийся к студийской традиции, но испытавший на себе сильное литургическое влияние палестинской монашеской практики, указывает, следуя студийскому ипотипосису, в субботу перед Пятидесятницей службу усопших. В отличие от указаний современного Устава, на вечерне под субботу на Господи, воззвах и на стиховне не указывается славник, и назначается прокимен дня вместо аллилуиа. На παννυχίς 71, совершаемой «на гробах» (то есть в усыпальнице) поется, положенный ныне на повечерии, заупокойный канон 6 гласа, сопровождаемый седальном и кондаком с икосом по 3 и 6 песнях72. Заканчивается «паннихис» ектенией с 40-кратным Господи, помилуй и отпустом. На утрени вместо Аллилуиа поется Бог Господь с нынешним тропарем и богородичном. Далее стихословятся Непорочны с заупокойными тропарями и исполняется нынешний седален Покой, Спасе наш… и чтение о усопших Златоуста. Канона два: дневного святого на 4 и нынешний триодный на 8. По 3 песни седален – Воистину суета, по 6 – нынешний кондак и икос. По 6 песни параекклисиарх отправляется в усыпальницу, зажигает там лампады и приготавливает все необходимое для службы, и при пении эксапостилария Иже и мертвыми и живыми все исходят «на гробы», где и оканчивается утреня пением на 6 хвалитных стихир (4 мученична гласа и 2 стихиры с Господи, воззвах), 3 стиховен и тропаря Глубиною мудрости. Литургия в субботу совершается в храме, а другим иереем – в усыпальнице. Вместо Блаженн 4 песнь канона триоди. Прокимен и Аллилуиа нынешние. Заупокойные чтения присоединяются к дневным только в усыпальнице.

На вечерне под праздник на Господи, воззвах 8 стихир (1‑я дважды, остальные по трижды) 6 гласа: нынешние 1‑я и 2‑я стиховны и 5‑я с Господи, воззвах, на Слава, и ныне: первая73. Далее следует вход и чтение паримий, тех же, что и сейчас. На стиховне указываются нынешние 1–3 самогласны с Господи, воззвах, на Слава, и ныне: «Царю Небесный». В конец вечерни – тропарь праздника. На панихиде «умилительный» канон 6 гласа на 6 и дневного святого на 4 с седальном святого по 3 песни и кондаком и икосом Богородице Предстательство христиан непостыдное… по 6 песни. В качестве уставного чтения дочитываются Деяния Апостолов. На утрене после троекратного исполнения тропаря стихословятся на 7 глас праздничные псалмы: Исповемся Тебе, Господи 74 и псалом 17: Возлюблю Тя, Господи..., после которых – чтения праздника. Полиелей отменяется75. Степенна 4‑го гласа 1‑й антифон, и далее до канона указания соответствуют нынешнему Уставу76. Каноны поются: первый (7 глас) со ирмосами на 6, второй (4 глас) со ирмосами на 8, на катавасию ирмосы канонов оба лика вместе. Библейские песни Господеви поем отменяются. По 3 песни после седальна назначается чтение из Слова святителя Григория Богослова на 50-ницу (41), указанное ныне по полиелее и в продолжение по 3 песни канона. По 6 песни кондак и икос. По 9 песни эксапостиларием служит воскресный текст Свят Господь Бог наш, поемый на 7 глас. На хвалитех, в отличие от нынешнего устава, на Слава, и ныне: самогласен Вознесения «Родился еси, яко Сам восхотел». По великом славословии тропарь праздника и 1 час с чтением. 3 час (с междочасием) исполняется в свое время, причем на нем торжественно со стихами поются постный тропарь Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, именуемый в уставе «прокимном», и на Славу: тропарь праздника. Указания о Литургии соответствуют предписаниям нынешнего Устава. На вечерне, совершаемой около 8 часа, на Господи, воззвах, кроме хвалитных стихир праздника, исполняемых однажды, добавляются в следующем порядке еще нынешние 5‑й, 4‑й, 7‑й, а на Слава, и ныне: 6‑й самогласен с Господи, воззвах великой вечерни. Ко входу иерей облачается в полное облачение. После входа нынешний великий прокимен и чтение коленопреклонных молитв в соответствии со структурой этой великой вечерни, описанной нынешним Уставом. Молитвы

священник читает «немного наклонив голову». В третью группу молитв входит только 1‑я из нынешних и 2‑я до слов Твое бо, яко воистинну, остальная часть этой молитвы читается тайно во время просительной ектении, которая произносится дважды или трижды – до тех пор, пока иерей не закончит чтение молитвы. Стиховны (нынешние), во время которых диакон совершает каждение, поются двумя хорами медленно: каждая стихира повторяется, поэтому к двум стихам современной Триоди добавляются еще Воздаждь ми радость спасения… и Дух Твой Благий…, на Слава, и ныне: «Царю Небесный». В конец вечерни поется тропарь праздника, далее следует возглас Премудрость и отпуст. Панихида отменяется; только после вечерней трапезы совершается простое повечерие. На утрени в Понедельник Святого Духа (около 8 часа) отменяются кафизмы, поется 1‑й канон праздника (7 глас) на 4 и канон Святому Духу, ныне положенный на повечерии, на 6 со стихами библейских песен. По 3 песни седален праздника (а не Святому Духу) и чтение слова святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна, положенное ныне в праздник по кафизмах77. По 6 песни – кондак и икос, по 9 песни эксапостиларий праздника Свят Господь Бог наш. Хвалитен нет, а на стиховне стихира праздника (глас 4) Некнижныя ученики и 3 подобна ей со стихами Сердце чисто и Не отвержи; Слава, и ныне: Троицу Единосущную. Отпустительный тропарь праздника. На Литургии, совершаемой в храме, – праздничный антифон, Слава, и ныне: кондак; поется Трисвятое и далее по чину, соответствующему нынешнему Типикону. Далее в Евергетидском Уставе излагаются указания для попразднства, продолжающегося до субботы и имеющего некоторые отличия в богослужении от современной практики78.

2. 3. Студийско-Алексиевский Типикон (XI век)

Студийско-Алексиевский Типикон79, сохранившийся только в славянских переводах в рукописях XI–XV веков, был дан патриархом Константинопольским Алексием около 1034–43 года основанному им близ столицы монастырю Успения Пресвятой Богородицы. Этот устав наиболее точно следует практике Студийского монастыря, поскольку патриарх Алексий долгое время был постриженником и игуменом этой обители. Алексиевская редакция Студийского Устава была принята в XI веке преподобным Феодосием Печерским в своем монастыре и была господствующей на Руси до начала XV века80.

В описании богослужения Пятидесятницы Студийско-Алексиевский Устав (далее – САУ) имеет много общего с Евергетидским Типиконом. Накануне в субботу назначается поминовение усопших по чину мясопустной субботы. В отличие от Евергетидского Устава, на вечерне в пяток вечера вместо прокимна указывается Аллилуиа, и по обычной ектении не поется тропарь в конец вечерни, а диакон произносит Премудрость, и следует отпуст. Паннихис после вечерни САУ не знает. На утрени вместо Бог Господь поется Аллилуиа с тропарем и по 17 кафизме седален мученичен с покоином из Октоиха. Вместо канона дневного святого, служба которого по САУ отменяется, первым поется заупокойный канон Октоиха 6 гласа81. Не упоминается о приготовлениях параекклисиарха в усыпальнице после 6 песни, светилен поется нынешний Память совершающе. На хвалитех (в гробнице) 3 мученична Октоиха и 3 подобна с Господи, воззвах, после чего с отдельными стихами поются еще другие стихиры Октоиха; на стиховне к 1‑й и 3‑й стихирам Октоиха и 2‑й – Триоди прибавляются с отдельными стихами иные стихиры (к примеру, нынешний славник стиховен вечерни). После отпустительного тропаря (Со святыми упокой... или Воистинну суета... или Помяни, Господи) диакон произносит заупокойную ектению с 40-кратным Господи, помилуй 82, после чего следует отпуст. На Литургии 4 песнь канона на Блаженнах.

На праздничной вечерне в отличие от Евергетидского Типикона в САУ на Господи, воззвах 9 стихир (1‑я трижды), на стиховне нынешняя стихира попразднства, глас 7: Параклита имуще, исполняемая трижды с нынешними стихами; панихида отсутствует; на утрени одна кафизма с седальном и чтением Слова на 50-ницу святителя Григория Богослова; в канонах ирмосы и тропари по дважды. На хвалитех, в отличие от нынешнего Устава, на Славу, и ныне: повторяется 3‑я стихира. На стиховне (великого славословия нет) поются нынешние 1–3 самогласны с Господи, воззвах, на Слава, и ныне: 1‑й. О часах не упоминается. На Литургии ко 2 антифону припев: Спаси ны, Сыне Божий, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа. Входный стих: Велия слава Его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши на Него. На вечерне в день праздника на Господи, воззвах 3 стихиры Некнижныя ученики по дважды, на Слава, и ныне: то же. О коленопреклонных молитвах замечание: «чтет из алтаря на слух всем». Прочее как в Евергетидском Уставе, за исключением указания о повторении стиховен и о каждении на них. Повечерие не упоминается. На утрени все соответствует предписаниям Евергетидского Типикона, только на хвалитех поются 3 хвалитные стихиры праздника (на Слава, и ныне: повторяется 1‑я), а на стиховне нынешние 1–3 с Господи, воззвах (на Слава, и ныне: повторяется 1‑я). Предписания о попразднстве в САУ имеют много общего с указаниями Евергетидского Устава.

2. 4. Афоно-Студийский Типикон

Достаточно рано студийская традиция была перенесена на Афон. Преподобный Афанасий Афонский опирался на нее при создании Великой лавры (963 год)83. Это видно из Ипотипосиса преподобного Афанасия Афонского (после 963), являющегося переработкой студийского ипотипосиса и повествующего о строе богослужения и монастырском быте на Афоне во 2‑ой половине X века. В указаниях о Пятидесятнице он совпадает с ипотипосисом студийского монастыря, за исключением категоричного запрета часов, коленопреклонений и субботних заупокойных канонов в период Пятидесятницы84.

Главным источником по истории святогорского богослужения XI века является Синаксарь (Типикон) Георгия Мтацминдели85. Составленный в 1038–1045 годах игуменом Иверского монастыря Афона и находясь под влиянием Типикона Великой Церкви, он основывается на студийской традиции и включает в себя афонские богослужебные особенности86. Относительно праздника Пятидесятницы даются следующие указания 5: в субботу заупокойная служба, на утрени Аллилуиа, глас 8 с тропарем Глубиною мудрости и канон, глас 8. На вечерне под праздник на Господи, воззвах стихиры 6 гласа, а на стиховне 3‑й припев: Воздаждь ми радость.… На повечерии – канон воскресный Манием Твоим и тропарь Пятидесятницы. К утрени звон в 5 часу ночи и вместо обычной кафизмы – антифоны (глас 8) – псалмы 134, 137, 148; ипакои Пятидесятницы; после Евангелия поется Воскресение Христово видевше; канон 7 гласа (тропари по четырежды), светилен: Коль велик и страшен. На Литургии нынешние вседневные антифоны (псалмы 91, 92 и 94), но к 1‑му припев: Молитвами святой Богородицы..., а ко 2‑му – Спаси ны, Утешителю Душе благий…. На вечерне между молитвами антифоны (стихи из псалмов 114, 115, 116), как на вечерне, описанной в южно-итальянских типиконах. С миром изыдем. На утрени второго дня кафизм нет, канон праздника и Святого Духа, на Литургии обычные антифоны. В период попразднства по выбору можно читать два Евангелия: Вся, елика хощете (Мф) и Аще любите мя (Ин).

2. 5. Южно-итальянские типиконы

Благодаря тесным связям афонских монастырей с Южной Италией на основе Афоно-студийского типикона во 2 половине X века там были созданы различные группы (калабро-сицилианская, отрантскаяи гроттаферратская) уставов, связанных со Студийским синаксарем и опосредованно являющихся его редакцией87.

Типикон монастыря Спасителя в Мессине 88, относящийся к калабро-сицилианской группе южно-итальянских уставов студийского типа и составленный в начале 30‑х годов XII века, и Типикон монастыря святителя Николая в Казоле (XII век)89, стоящий во главе отрантской группы, по многим показателям богослужения Пятидесятницы восходят еще к Студийскому Ипотипосису. Например, они также предписывают отмену стихословия Псалтири на утрени второго дня праздника90. Но в то же время множественные указания в южно-итальянских типиках свидетельствуют о большом влиянии иных традиций, например, Типикон монастыря Патирион91 указывает на утрене праздничные антифоны92.

Южно-итальянские типиконы калабро-сицилианской группы (рукопись Ватиканской билиотеки 1292 года No 1877 и Гроттаферратский 1300 года) содержат особый порядок троицкой вечерни с коленопреклонными молитвами93, которая начинается в начале 7 часа литургийным возгласом Благословенно Царство. После великой ектении следует песненное (доместиком и хором) исполнение 85 (на 5 глас), 18 (на 6 глас) и 140 псалмов с припевами. Между 1‑м и 2‑м антифонами – малая ектения. На словах 140 псалма Яко к Тебе, Господи, совершается вход, после которого на Славу повторяется припев. Далее нынешний прокимен, сугубая ектения и первая группа молитв, после которой начинается антифонное пение стихов 114, 115 и 116 псалмов, перемежаемое двумя остальными молитвами (3‑я до слов Твое бо, яко воистину). На Слава, и ныне: после 115 псалма поются 1 и 2 стиховны (по дважды). Припевом к 116 псалму является Трисвятое, на Слава, и ныне: 3‑я стиховна. Просительная ектения с вставкой 1–3 и двух последних прошений великой ектении, во время которой священник заканчивает тайное чтение молитв. Далее – паримии (Ис., Иер., Дан.), тропарь, Слава, и ныне: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», молитва главопреклонения, Премудрость, Сый благословен, после чего все в один голос читают Небесный Царю, затем следует оглашение и отпуст от предстоятеля.

2. 6. Иерусалимский Типикон

Иерусалимский Устав, действующий ныне в большинстве Православных Церквей и известный по названию «Устав лавры святого Саввы Освященного», восходит к тому же тексту, что и Евергетидский Типикон, и является редакцией Студийского синаксаря и его адаптацией к обычаям палестинских монастырей, поскольку обладает константинопольскими, а не палестинскими богослужебными параметрами (месяцеслов, система литургийных чтений и евхологические тексты)94.

О службе Пятидесятницы рукописи Иерусалимского Устава имеют от нынешнего Типикона следующие отличия: на утрене ирмосы канона по дважды, тропари на 4; на вечерне нет замечания о чтении молитв «на люди» и указано, что их 6 или 7, и произносятся они по две или в конце три (в 3‑й группе присутствовала еще молитва патриарха Филофея Царю Небесный, Утешителю Владыко). О повечерии не говорится, а на утрени Понедельника Святого Духа поется канон Святому Духу (с нынешнего повечерия)95.

Старопечатные славянские уставы имеют следующие особенности в богослужении праздника в сравнении с нынешним Типиконом. «Око церковное» 1610 года на малой вечерне под праздник говорит о первом пении всем народом Царю Небесный: «Благословившу иерею, и мы глаголем «Аминь. Царю Небесный» и прочее»96. На Господи, воззвах малой вечерни стихиры, ныне поемые в понедельник попразднства вечером, на Слава, и ныне: «Утешителя имущее» (сейчас в среду вечера). На стиховне малой вечерни поются нынешние стиховны утрени вторника (3‑я на Слава, и ныне, а после второй Да страшно чудо ужасит). На великой вечерне на Господи, воззвах 2‑я стихира дважды; а во второй группе все стихиры единожды, и Видехом Свет истинный поставлена второй. На литии поются нынешние хвалитны (славник остается литийный). На утрени целование Евангелия указано по обычаю,

на исхождении в притвор перед 1 часом – стихира Евангельская и оглашение Студитово. На Литургии указывается второй причастен (8 глас): Духа Твоего Святаго не отыми от нас, молим Тя, Человеколюбче97. Уставом 1641 года указываются некоторые дополнения: в субботу

вечера под праздник на аналой кладется икона сошествия Святого Духа, а перед вечерней в неделю вечера образ Троицы Живоначальной. Ко входу вечерни с молитвами игумен облачается во все священные одежды. На прошение Паки и паки, преклонше колена «Господи, помилуй» поется трижды или единожды. Первую молитву (возможно, и остальные) настоятель или иерей читает «от олтаря к престолу лицем». К третьей группе молитв добавлена молитва Святому Духу патриарха Филофея. В каноне Святому Духу на повечерии ирмосы единожды98. Кроме того, на праздничной утрене нынешний седален по 1 кафизме перенесен на 3 песнь канона, а на его месте – нынешний со 2‑й кафизмы. По 2 кафизме – глас 5: Духовная благодать. В мирной ектении на вечерне с молитвами есть прошения, отличающиеся от современной редакции99.

Типикон святого Саввы в Греции сегодня соблюдается в монастырях, а в соборных и приходских храмах употребляется его канонически сокращенная редакция, изданная протопсалтом Георгием Виолакисом в конце XIX века100. Богослужение Пятидесятницы по этому Типикону подчиняется общим для всех праздников особенностям. Совершение бдения не положено, на вечерне кафизмы нет, а лития совершается на утрени по 50‑м псалме, после чего Трисвятое, тропарь и канон (не указано, на сколько). Задостойник – Не тления искушением, вместо Видехом Свет истинный – тропарь. По отпусте литургии патриарх надевает епитрахиль и омофор и благословляет вечерню, прокимен на вечерне поется однажды иереем, и по разу ликами, в конце вечерни – тропарь трижды. Утреня второго дня праздника после возгласа впервые начинается с Царю Небесный, далее Трисвятое, Приидите, поклонимся, 50 псалом, тропарь и отпуст. Затем Благословен Бог, Трисвятое, шестопсалмие и далее по чину. На Литургии Духова дня антифоны праздника, поется Елицы во Христа, задостойник Радуйся, Царице, и впервые Видехом Свет истинный. На отдание Литургия совершается, как в Понедельник Святаго Духа.

Нынешнее афонское богослужение на праздник Пятидесятницы имеет некоторые особенности. Праздничные иконы в проскинитарии101 кладутся, как предписывает славянский Устав 1641 года. Воззвашные псалмы на вечерне с молитвами кроме стихов, припеваемых к стихирам, опускаются. Молебен Пресвятой Богородице (после Ныне отпущаеши)102 отменяется. На хвалитных стихирах в Понедельник Святого Духа хорос, целиком возожженный на 9 песни канона, раскачивается103. То же происходит и на Литургии перед Херувимской. Вечером в проскинитарии снова полагается икона сошествия Святого Духа и остается там до отдания104.

III. Заключение

По содержанию и своей структуре богослужение Пятидесятницы является пространным и глубоким святоотеческим толкованием события Сошествия Святого Духа и осмыслением церковным сознанием Троичного догмата и действия Всех Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве Спасения. В целом же, историческое развитие богослужения праздника раскрывает в многообразии форм и традиций богатство литургической жизни Церкви, осуществляемой действием Святого Духа, и призывает к более полному и всестороннему изучению литургического аспекта православных праздников.


Примечания:

1 Contra Faustum Manichaeum, lib. 32. cap. 14// PL 42. Col. 503–504.

2 Против ересей, кн. III // Holl K. Epiphanius. Ancoratus und Panarion [Die griechischen christlichen Schriftsteller 37. Leipzig: Hinrichs, 1933]. Vol. 3. P. 338.

3 De civitate Dei, liber XVIII, cap. 54 // PL 41. Col. 618–620.

4 Tertullianus. De jejuniis. Caput XIV // PL 1. Col. 973a.

5 Tertullianus. De idololatria liber. Caput XIV // PL 1. Col. 682b–683a.

6 Tertullianus. De baptismo. Caput XIX // PL 1. Col. 1222a–222b.

7 Harvey W.W. Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses. Vol. 2. Cambridge, 1857. P. 470–511. Русский перевод: Священник П. Преображенский. Сочинения священномученика Иринея, епископа Лионскаго в рус. пер. М., 1871. С. 695.

8 Tertullianus. De corona militis. Caput III // PL 1. Col. 78c–80a.

9 Ориген. Против Цельса. VIII, 22 // Borret M. Origène. Contre Celse, 4 vols. [Sources Chrétiennes 132, 136, 147, 150. Paris, 1967–1969].

10 Памятник, связанный по содержанию с так называемой Дидаскалией и канонами Ипполита, время написания которого спорно и определяется различными исследователями по-разному – в рамках II–V веков. (См. Rahmani I. E. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Mainz, 1899; Nau F. La version syriaque de l’Octateuque de Clément. Paris, 1913; Funk F. Das Testament unseres Herrn und die verwandten Schriften. Mainz, 1901; Петровский А. Завет Господа нашего Иисуса Христа // «ХристанскоеЧтение», No7, 1900. С. 159–165).

11 Тайноводственное поучение, раскрывающее важнейшие истины вероучения: о двух природах во Христе, о тайне Воплощения и Искупления и так далее. См. Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 1995. С. 121.

12 Winkelmann F. Eusebius Werke, Band 1.1: über das Leben des Kaisers Konstantin [Die griechischen christlichen Schriftsteller. Berlin, 1975]. S. 3–151.

13 De fide, 22 // Holl K. Op.cit. Vol. 3. P. 523.

14 Ad Inquisitiones Januarii Liber Secundus, Seu Epistola LV. Cap. XVII// PL 33. Col. 220.

15 Joannes Cassianus Collationes XXI, 11 // PL 49. Col. 1185a; XXI, 23 // PL 49. Col. 1199

16 Lauchert F. Die Kanones der wichtigsten Altkirchlichen Concilien nebst den apostolischen Kanones. Freiburg i. B. and Leipzig, 1896. Книга правил. М., 1893.СПб., 1993. Л. 39; Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Пер. с серб. Т. 1. СПб., 1911. М., 1996. С. 236.

17 De spiritu sancto // Pruche B. Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit, 2 nd edn. [Sources chrétiennes 17 bis] Paris, 1968. P. 250–530.

18 Скабалланович М. Цит. изд. С. 294.

19 Mommsen T., Meyer D. M. Theodosiani Libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes. Berlin, 1954.

20 Памятник компилятивного характера и разнородного содержания, приписываемый святому Клименту Римскому. Составление его датируется IV веком. Книги I–VI Апостольских постановлений, соответствует так называемой Дидаскалии, памятнику III века.

21 Metzger M. Les constitutions apostoliques, 2 vol. [Sources chrétiennes 329] Paris, 1986. P. 116–394. Постановления Апостольские. Казань, 1864. СПб., 2002. С. 118.

22 Metzger M. Les constitutions apostoliques, 3 vol. [Sources chrétiennes 336] Paris, 1987. P. 18–310. Постановления Апостольские. Казань, 1864. СПб., 2002. С. 199.

23 Скабалланович М. Цит. изд. С. 296.

24 Sermo XXXVI. In die sancto Pentecostes // PL 17. Col. 675b–676c; Hymnus de die Pentecostes. // PL 17. Col. 1193–1194.

25 Sermo CCLXVI In vigiliis Pentecostes// PL 38. Col. 1225–1229; Sermones CCLXVII–CCLXXI In die Pentecostes, I–V// PL 38. Col. 1229–1246; Sermo CCCLXXVIII In die Pentecostes// PL 39. Col. 1673–1674; Sermo CCLXXII In die Pentecostes postremus. Ad Infantes, de Sacramento// PL 38. Col. 1246–1248; Sermones CLXXXII–CLXXXVII In Pentecoste, I–VI // PL 39. Col. 2087–2096.

26 Sermo LXXV–LXXVII [Al. LXXIII–LXXV]. De Pentecoste I–III. // PL 54. Col. 400–415

27 Sermones LXXVIII–LXXXI [Al. LXXVI–LXXIX] De Jejunio Pentecostes I–IV// PL 54. Col. 415–422.

28 Homilia LVII. Dominica in Pentecoste// PL 110. Col. 255b–256c.

29 Homilia XXX. Habita ad populum in basilica sancti Petri apostoli, die sancto Pentecostes. // PL 76. Col. 1220a–1227c.

30 Homilia XI in vigilia Pentecostes// PL 94. Col. 189d – 197b; Homilia XII in octava Pentecostes // PL 94. Col. 197c-202d.

31 Стих (преимущественно из псалма), пение которого предваряло и оканчивало чтение Священного Писания в Западной Церкви. Ср. с прокимном.

32 PL 48. Col. 846с.

33 Скабалланович М. Цит. изд. С. 463.

34 De spiritu sancto sive In pentecosten // PG 46. Col. 696–701.

35 In pentecosten (orat. 41) // PG 36. Col. 428–452.

36 De sancta pentecoste (homiliae 1–2), // PG 50 Col. 453–470.

37 In pentecosten (sermo 1, 2) // PG 52. Col. 803–809.

38 Homilia in pentecosten // PG 52. Col. 809–812.

39 In pentecosten (homilia 11) // Datema C. and Allen P. Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae [Corpus Christianorum. Series Graeca 17] Turnhout: Brepols, 1987. P. 347–365.

40 In pentecosten (homilia 13) (olim sub nomine Joannis Chrysostomi) // C. Datema and P. Allen, Op. cit. P. 397–406.

41 Pruche B. Op. cit. P. 250–530.

42 J. Grosdidier de Matons Romanos le Mélode. Hymnes, vol. 5 [Sources chrétiennes 283] Paris, 1981. P. 180–206.

43 Протоиерей Г. С. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. Т. 2. М., 1996 р . С. 256.

44 Архиепископ Филарет (Гумелевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 р. С. 107.

45 In pentecosten (orat. 41) // PG 36. Col. 441.

46 In sanctum baptisma (orat. 40) // PG 36. Col. 392

47 De sancta pentecoste (homiliae 2) // PG 50. Col. 467.

48 Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]. «Паломничество по святым местам», изд. Помяловский И. // Православный Палестинский Сборник 1889, 7, 2. С. 164–166.

49 Стациональным (от лат. statio – «остановка») принято называть род богослужения, при котором разные чинопоследования совершались в определенных местах города, а переход от одной «стации» до другой совершался в виде богослужебных шествий (литаний). Город, таким образом, воспринимался как единое богослужебное пространство. Остатком этого типа богослужения являются нынешние «крестные ходы». Богослужение в Иерусалиме (храм Гроба Господня) и в Константинополе (храм святой Софии) относится к данному типу. О развитии этого вида богослужения в Константинополе см. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб., 2000; в Иерусалиме – Красносельцев Н. Богослужение иерусалимской церкви в конце IV века // Православный Собеседник 1888, 11.

50 Церковь, находившаяся на месте «мучения», распятия Христа. Наряду с двумя другими – храмом Воскресения (Гроба Господня) и церковью у Креста (на месте обретения Креста Спасителя на Голгофе) – являлась основным храмом для совершения вседневного и праздничного богослужения, важным элементом которого были так называемые «литании» – шествия из одного храма в другой.

51 М. Скабалланович видит в этом след еще неукоренившегося обычая отдельного празднования Вознесения и считает вероятным совместное его чествование в то время вместе с Пятидесятницей. (См. Скабалланович М. Цит. изд. С. 295). Например, Эльвирский собор (503) постановил праздновать Пятидесятницу на основании Писания не в 40‑й, а в 50‑й день после Пасхи.

52 По нынешнему счету времени – 4 часа вечера.

53 Скабалланович М. Цит. изд. С. 294–296.

54 Арранц М. «Око церковное». М., 1999. С. 23.

55 Блаженный Августин Sermo CCLXXII. In die Pentecostes postremus. Ad Infantes, de Sacramento // PL 38. Col. 1246–1248.

56 Протоиерей К. Кекелидзе. Иерусалимский Канонарь VII века (грузинская версия). Тифлис, 1912. С. 108–110.

57 В Грузии до XI века сохранялась практика, основанная не на византийском, а на древнем иерусалимском богослужении. В начале XI века происходит вытеснение иерусалимской литургии апостола Иакова константинопольскими – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, а в результате литургической деятельности грузинских монахов Иверского афонского монастыря преподобных Евфимия и Георгия († 1065) происходит реформа по замене старых грузинских богослужебных книг, восходивших к древней иерусалимской традиции, на корпус книг константинопольской традиции. Основным богослужебным Типиконом в Грузии стал Устав, составленный преподобным Георгием на основании Студийского синаксаря, Устава Великой Церкви и богослужебных особенностей Афонских монастырей.

58 Там указано только ветхозаветное чтение.

59 Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. T. 1. Roma, 1962. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей. Киев, 1895. Т. 1. С. 147–151.

60 Главная черта Песненного последования проявлялась в том, что наиболее важная роль в богослужении отводилась ектениям и священническим молитвам; торжественное антифонное псалмопение было второстепенным. При этом для данного типа богослужения характерно было практически полное отсутствие гимнографии, за исключением тропаря и полного кондака. Песненное последование перестает действовать в столице Византии после взятия города франками и венецианцами (1204 год). По возвращении императора и патриарха в 1261 году, богослужение начинает отправляться по новому Иерусалимо-Савваитскому Типикону, который с тех пор является единственным Типиконом почти всех Поместных Православных Церквей. Прекратившееся в Константинополе, Песненное последование с некоторыми изменениями сохранится в Фессалониках до 1430 года, и его опишет в «Диалоге» святой Симеон Солунский. См. Арранц М. Цит. изд. С. 37.

61 Нумерация гласов в статье приводится в соответствии с традицией Русской Церкви; греческие же богослужебные книги придерживаются древнего византийского деления гласов на прямые a/, b/, g/, d/ (наши 1–4 гласы) и побочные ??? (тяжелый), pl. d/ (5, 6, 7 и 8 соответственно).

62 Термином παννυχίς называлось очень торжественное бдение накануне великих праздников, совершавшееся после праздничной вечерни, и во время святой Четыредесятницы, совершавшееся после ежедневной Литургии Преждеосвященных Даров. В X веке панихида служилась около 30 раз в год и состояла из псалма 90 (входного), 3 антифонов (псалмы 119, 120, 121) с 5 молитвами и заключительного 50 псалма. После панихиды торжественно пелся полный кондак (со всеми икосами).

63 Крещение в X‑XI веках в святой Софии совершалось патриархом 5 раз в год: 3 раза в малом баптистерии (видимо, младенцев), в том числе в Пятидесятницу, и 2 раза в большом (взрослых). См. Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. М., 1999. С. 37.

64 Короткий фелонь (куполообразный плащ) являлся древним облачением чтеца и певца, обязательно употреблявшемся на богослужении в Греции до XIV века, а на Руси – до XVI века. Впоследствии он стал надеваться только при хиротесии во чтеца. См.: Чиновник архиерейского священнослужения. Ч. 1. М., 1982. С. 203.

65 Поется на 8 глас.

66 В понедельник – воспоминание избавления от землетрясения, во вторник – память архангелов Михаила и Гавриила, в субботу – память Богородицы и Ее родителей.

67 Студийская традиция характеризуется развитием обильной минейной и триодной гимнографии (стихир, канонов), не свойственной кафедральному богослужению, а типичной для монастырской практики.

68 Сохранился в двух редакциях: ранней (X–XIII века) и поздней (середина XIII века). См. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 124.

69 Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей. Киев, 1895. Т. 1. С. 250. Пентковский А. М. Цит. изд. С. 128.

70 Сохранился в рукописи XII века. Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 593–600.

71 Составная часть бдения, на которой исполняется канон.

72 Седален и кондак с икосом совпадают с нынешними.

73 По мнению М. Скабаллановича, нынешняя стихира на И ныне: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», как и все прочие песнопения, посвященные не сошествию Святого Духа, а прославлению Святой Троицы, не пелись в этот день по причине того, что празднование Дня Пресвятой Троицы совершалось не на Пятидесятницу, а отдельно. (См. Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 166). Сейчас, например, это имеет место в Западной Церкви, где День Святой Троицы празднуется в 1‑е воскресенье после Пятидесятницы. По Евергетидскому Уставу стихира Приидите, людие назначается во вторник попразднства Пятидесятницы.

74 Номер псалма не указывается: судя по первым словам, это может быть псалом 9, 110 и 137.

75 По мнению М. Скабаллановича, отмена полиелея, являвшегося по этому уставу обязательным элементом богослужения большинства воскресных дней зимнего периода и великих праздников, бывает «для сбережения сил на вечерню следующего дня». Скабалланович М. Пятидесятница. С. 167.

76 С уточнением, что Евангелие читается 9‑е воскресное и отсутствием указаний о текстах и стихире по 50‑м псалме.

77 OMILIA NA ??? // PG 59. Col. 283–288.

78 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 597–600.

79 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 234–235, 272–276.

80 Пентковский А. М Студийский устав и уставы студийской традиции // ЖМП. М., 2001. No5. С. 69–80.

81 Количество тропарей каждого канона не указывается.

82 Ср. окончание паннихис в Евергетидском Уставе.

83 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80.

84 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 248.

85 Протоиерей К. Кекелидзе. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис, 1908. С. 228–313.

86 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80.

87 Пентковский А. М. Студийский устав… С. 69–80.

88 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969.

89 Этот греческий монастырь был основан монахом Иосифом в конце XI века около Отранто и получил типикон от третьего своего игумена Николая (2‑я половина XII века).

90 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. Р. 283. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 128–129.

91 Основан Варфоломеем Симерийским, возобновившем Мессинский монастырь, в Калабрии в начале XII века.

92 Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита… С. 129.

93 Дмитриевский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 889–892, 912.

94 Пентковский А. М Студийский устав… С. 69–80.

95 Скабалланович М. Пятидесятница. Киев, 1916. С. 168–169.

96 Устав М., 1610. Л. 185 об.

97 Устав М., 1610. Л. 185 об.–192.

98 Устав. М., 1641. Л. 88 об.–92 об.

99 Скабалланович М. Пятидесятница. С. 169–170.

100 Τυπικὸν τῆς τοῦ Χριστοῦ Μεγάλης ᾿Εκκλησίας ομοῖον καθή ὅλα. [б. г.].

101 Проскинитарием называется особо устроенное для праздничной иконы место в храме. (Ср. с аналоем).

102 Афонская особенность богослужения. Почти за каждой вечерней поется молебный канон Богородице.

103 На Афоне в храмах имеется множество светильников, и существует сложная система возжжения свечей на них во время богослужения. Хорос – металлический обруч диаметром чуть меньше купола храма, на который ставятся свечи разного размера. В определенные моменты службы хорос для придания торжественности богослужению раскачивается.

104 ???, 1997. Пер.: Святогорский Устав. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002 р. С. 183, 184.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки