Обзор истории праздника Пятидесятницы

С. Ваню­ков

Ори­ги­нал

Оглав­ле­ние

 

I. Исто­рия празд­ника в свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции

Пяти­де­сят­ница (греч. – Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής; лат. – Pentecoste) явля­ется одним из древ­ней­ших празд­ни­ков Хри­сти­ан­ской Церкви. Име­ю­щий свой про­об­раз в Ветхом Завете (Числ.34:22; Втор.16:10) и будучи уста­нов­лен там в память даро­ва­ния Синай­ского зако­но­да­тель­ства, с соше­ствием Свя­того Духа (Деян. 2) в этот день в Церкви Хри­сто­вой, в кото­рой нашла свое завер­ше­ние вет­хо­за­вет­ная исто­рия спа­се­ния, он полу­чил новое осмыс­ле­ние. Бла­жен­ный Авгу­стин (354–430) [Contra Faustum Manichaeum, lib. 32, cap. 12] пишет: «Мы празд­нуем Пяти­де­сят­ницу, то есть 50‑й день от стра­да­ния и вос­кре­се­ния Гос­подня, в кото­рый Он послал нам обе­щан­ного Свя­того Духа, Парак­лита, что было про­об­ра­зо­вано и иудей­ской пасхой, так как на 50‑й день после празд­но­ва­ния заклан­ного агнца Моисей полу­чил на горе напи­сан­ный пер­стом Божиим закон. Читайте Еван­ге­лие и обра­тите вни­ма­ние, что там Дух Святой назван пер­стом Божиим»1.

Первые упо­ми­на­ния о празд­но­ва­нии Пяти­де­сят­ницы в хри­сти­ан­ском, а не иудей­ском пони­ма­нии свя­ти­тель Епи­фа­ний Кипр­ский (около 315–403)2 и бла­жен­ный Авгу­стин3 видят в небес­спор­ных ука­за­ниях Деян.20:16 и 1Кор.16:8.

Досто­вер­ные же сви­де­тель­ства о литур­ги­че­ски оформ­лен­ном хри­сти­ан­ском празд­но­ва­нии соше­ствия Свя­того Духа отно­сятся лишь ко II–III векам, поскольку из-за сов­па­де­ния с вос­крес­ным днем он вос­при­ни­мался в нераз­рыв­ной связи с Пасхой как ее про­дол­же­ние. Тер­тул­лиан (около 155 – 20‑е гг. III века) гово­рит о Пяти­де­сят­нице не как о дне, а как о 50-днев­ном про­ме­жутке вре­мени, сле­до­вав­шем за Пасхой и счи­тав­шемся напол­нен­ным празд­нич­ными днями, кото­рые «мы про­во­дим во всяком лико­ва­нии»4. В трак­тате «Об идо­ло­слу­же­нии» он пишет: «Каждый язы­че­ский празд­ник имеет для себя один день в году, … собери все язы­че­ские празд­ники, рас­по­ложи их подряд, и они не в состо­я­нии будут напол­нить Пяти­де­сят­ницу»5. В сочи­не­нии «О Кре­ще­нии» Тер­тул­лиан, свя­зы­вая период Пяти­де­сят­ницы со Вторым При­ше­ствием Спа­си­теля, счи­тает наи­бо­лее бла­го­при­ят­ным вре­ме­нем для при­ня­тия кре­ще­ния пяти­де­ся­ти­днев­ный период после Пасхи, отра­жая тем самым древ­нюю тра­ди­цию при­уро­чи­вать кре­ще­ние к этим дням6. В одном из фраг­мен­тов сочи­не­ний свя­щен­но­му­че­ника Иринея Лион­ского (II век) Пяти­де­сят­ница, наряду с Пасхой и вос­кре­се­ньем, упо­ми­на­ется уже как день, в кото­рый запре­ща­ется пре­кло­нять колени7. А Тер­тул­лиан гово­рит о непоз­во­ли­тель­но­сти поста и коле­но­пре­кло­не­ний во весь период от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы8. Ориген (II–III век), рас­суж­дая о пре­вос­ход­стве хри­сти­ан­ских празд­ни­ков над язы­че­скими и иудей­скими и упо­ми­ная о Пяти­де­сят­нице вместе с пят­ни­цей, вос­кре­се­ньем и Пасхой, рас­смат­ри­вает первую не в каче­стве пери­ода года, а в каче­стве одно­днев­ного празд­ника9. Заве­ща­ние Гос­пода нашего Иисуса Христа (II, 28)10 назна­чает для Пяти­де­сят­ницы, подобно Пасхе, тор­же­ствен­ную Литур­гию с мис­та­го­гией11.

Евсе­вий Кеса­рий­ский (IV век) в «Житии Кон­стан­тина Вели­кого» (книга IV, глава 64) назы­вает Пяти­де­сят­ницу «вели­ким празд­ни­ком» и «празд­ни­ков празд­ни­ком»12. Святой Епи­фа­ний Кипр­ский, под­твер­ждая древ­нюю тра­ди­цию, сви­де­тель­ствует: «В пять­де­сят дней Пяти­де­сят­ницы и коле­но­пре­кло­не­ний не бывает, и пост не запо­ве­дан»13. Однако этот обычай, каса­ю­щийся пери­ода Пяти­де­сят­ницы, не был повсе­местно рас­про­стра­нен. Бла­жен­ный Авгу­стин гово­рит: «Не знаю, всюду ли соблю­да­ется то, чтобы молиться стоя в эти дни (Пяти­де­сят­ницы – С. В.) и во все вос­кре­се­нья»14. По словам пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана

Рим­ля­нина, в Египте «во все дни Пяти­де­сят­ницы никто вовсе не пре­кло­няет колен и не держит поста до 9 часа»; тем не менее, он сомне­ва­ется в соблю­де­нии этого обычая в сирий­ских мона­сты­рях, потому что даже в Египте отмена поста выра­жа­лась лишь в том, что пища вместо 9 часа при­ни­ма­лась в 6 часу, а коли­че­ство и каче­ство ее оста­ва­лось неиз­мен­ным15. Уже 20 пра­вило Никей­ского Собора пред­пи­сы­вает полное еди­но­об­ра­зие в данном вопросе: «Понеже суть неко­то­рые, пре­кло­ня­ю­щие колена в день Гос­по­день и во дни Пяти­де­сят­ницы: то дабы во всех епар­хиях все оди­на­ково соблю­да­емо было, угодно свя­тому собору, да стояще при­но­сят молитвы Богу»16. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий («О Святом Духе», глава 27) объ­яс­няет запрет на коле­но­пре­кло­не­ния в Пяти­де­сят­ницу тем, что этот период, как после­пас­халь­ный, есть напо­ми­на­ние вос­кре­се­ния, ожи­да­е­мого в буду­щем веке, в то время как пре­кло­не­ние колен изоб­ра­жает гре­хо­па­де­ние, от послед­ствий кото­рого мы избав­лены Вос­кре­се­нием Христа17. По словам Эгерии(конец IV века), испан­ской палом­ницы на Святую Землю, записки кото­рой зафик­си­ро­вали бого­слу­же­ние пале­стин­ской Церкви того вре­мени, «от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы совер­шенно никто не постится»18. А свя­тость этих дней в Визан­тии была закреп­лена уже зако­но­да­тельно импе­ра­то­ром Фео­до­сием II Млад­шим (398–450), запре­тив­шим пуб­лич­ные зре­лища и теат­раль­ные игры в Пасху и Пяти­де­сят­ницу, – пока носи­лись кре­щаль­ные одежды и чита­лись Деяния (Cod. Theod. lib. XV, tit. 5, De spectac. leg. 5) 19.

Апо­столь­ские Поста­нов­ле­ния (книга V, глава 20)20, ука­зы­вая празд­но­вать Пяти­де­сят­ницу целую сед­мицу, уже сви­де­тель­ствуют о суще­ство­ва­нии к IV веку пери­ода попраздн­ства и о зарож­де­нии апо­столь­ского поста, как вос­ста­нов­ле­ния после празд­ника обыч­ных для года постов: «Отпразд­но­вав Пяти­де­сят­ницу, празд­нуйте одну сед­мицу; а после нее одну сед­мицу пости­тесь»21; в VIII книге (33 глава) в Пяти­де­сят­ницу рабам запре­ща­ется рабо­тать, «потому что тогда пришел Дух Святый, даро­ван­ный уве­ро­вав­шим во Христа»22. Однако, по словам Эгерии, в Пале­стин­ской тра­ди­ции того вре­мени этот обычай не был рас­про­стра­нен, поскольку, начи­ная со сле­ду­ю­щего дня Пяти­де­сят­ницы, все пости­лись, как в тече­ние года, и вос­ста­нав­ли­ва­лось обыч­ное бого­слу­же­ние23.

Боль­шое коли­че­ство свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний, посвя­щен­ных празд­нику и свя­зан­ных, в основ­ном, с упо­треб­ле­нием в литур­ги­че­ском собра­нии (так назы­ва­е­мые Слова, Беседы и гимны), сви­де­тель­ствует об исклю­чи­тель­ном поло­же­нии Пяти­де­сят­ницы в бого­слу­жеб­ном году. Из сочи­не­ний запад­ных отцов доста­точно ука­зать Беседу и гимн на празд­ник, при­пи­сы­ва­е­мые свя­ти­телю Амвро­сию Медио­лан­скому (333–397) 24; четыр­на­дцать Слов на Пяти­де­сят­ницу бла­жен­ного Авгу­стина25; три Беседы на празд­ник26 свя­ти­теля Льва I Вели­кого (V век) и его же четыре Слова о посте Пяти­де­сят­ницы27. Рабану Мавру († 856)28 и свя­тому Гри­го­рию I Вели­кому (540–604)29 при­над­ле­жат по одной гомилии на неделю Пяти­де­сят­ницы, а Беде Досто­по­чтен­ному (†735) две гомилии, свя­зан­ные с этим пери­о­дом30. Кроме того, в Анти­фо­на­рии свя­того Гри­го­рия I (бого­слу­жеб­ной книге, вклю­ча­ю­щей в себя анти­фоны и респон­со­рии 31) содер­жатся тексты для празд­ника32, а като­ли­че­ская гим­но­гра­фия знает гимн на 50-ницу папы Инно­кен­тия III († 1216) 33. Из восточ­ных Отцов Церкви сочи­нили слова на Пяти­де­сят­ницу свя­ти­тели Гри­го­рий Нис­ский34; Гри­го­рий Бого­слов35; свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст – 2 гомилии36 и беседы37. Васи­лий Селев­кий­ский (V век)38 и Леон­тий Кон­стан­ти­но­поль­ский (V–VI века)39 соста­вили Слово на празд­ник, а послед­ний еще и гомилию40. Свя­ти­телю Васи­лию Вели­кому при­над­ле­жит целый бого­слов­ский трак­тат «О Святом Духе» (около 375 года), адре­со­ван­ный Амфи­ло­хию, епи­скопу Ико­ний­скому41. Кроме того, многие Писа­тели и Учи­тели Церкви повест­вуют о празд­нике в кон­тек­сте сочи­не­ний, прямо не отно­ся­щихся к Пяти­де­сят­нице.

Гим­но­гра­фи­че­ский фор­му­ляр празд­ника вклю­чает в себя тво­ре­ния вели­чай­ших пес­но­твор­цев Пра­во­слав­ной Церкви. Кондак и икос Пяти­де­сят­ницы явля­ются куку­лием и первым икосом кондака свя­того Романа Слад­ко­певца, состо­я­щего из про­и­ми­она (προοιμιον) и 18 икосов42.

Первый канон на празд­ник напи­сан святым Кось­мой Маюм­ским, а второй Иоан­ном Дамас­ки­ным (VIII век). Канон Свя­тому Духу на пове­че­рии в неделю вечера при­над­ле­жит Фео­фану, мит­ро­по­литу Никей­скому (IX век). Послед­няя сти­хира на Гос­поди, воз­звах «При­и­дите, людие, Трии­по­стас­ному Боже­ству покло­нимся», рас­кры­ва­ю­щая дог­ма­ти­че­ский

аспект учения Церкви о Пре­свя­той Троице, сочи­нена импе­ра­то­ром Львом VI (IX–X века)43. Коле­но­пре­клон­ные молитвы вечерни Пяти­де­сят­ницы, по Пре­да­нию, при­пи­сы­ва­ются автор­ству свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого44.

День Пяти­де­сят­ницы в свя­то­оте­че­ском пони­ма­нии счи­та­ется пре­иму­ще­ственно посвя­щен­ным Свя­тому Духу. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов в Слове на празд­ник (41) при­зы­вает почи­тать его, как день Духа45. Он же, под­твер­ждая древ­нюю тра­ди­цию, зафик­си­ро­ван­ную у Тер­тул­ли­ана, упо­ми­нает об обычае кре­ще­ния в этот день (Слово о Кре­ще­нии, 40)46. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст сооб­щает об обычае укра­шать в день Пяти­де­сят­ницы дома зеле­нью47.

II. Бого­слу­же­ние празд­ника в визан­тий­ской и сла­вян­ской тра­ди­ции

а) Иеру­са­лим­ская тра­ди­ция (IV–V века)

Первые подроб­ные све­де­ния о бого­слу­же­нии Пяти­де­сят­ницы дошли до нас в опи­са­нии службы в Иеру­са­лиме в конце IV века, состав­лен­ные акви­тан­ской палом­ни­цей Эге­рией. Пяти­де­сят­ница, согласно Палом­ни­че­ству Эгерии48, являла во всей пол­ноте ста­ци­о­наль­ный49 харак­тер иеру­са­лим­ского бого­слу­же­ния в IV–V веках и имела осо­бен­ное по срав­не­нию с дру­гими вели­кими празд­ни­ками бого­слу­же­ние, отли­ча­ясь, в том числе, про­дол­жи­тель­но­стью. Празд­ник откры­вался обыч­ной вос­крес­ной утре­ней (с чте­нием вос­крес­ного Еван­ге­лия) в храме Вос­кре­се­ния Хри­стова, начи­нав­шейся с пением пету­хов. С наступ­ле­нием утра в Мар­ти­ри­уме50 совер­ша­лась Литур­гия с про­по­ве­дью епи­скопа и пре­сви­те­ров, причем по при­чине пред­сто­я­щих лита­ний служба уско­ря­лась и завер­ша­лась отпу­стом до 3 часа (по нашему счету 9 часов утра). После отпу­ста шествие во главе с епи­ско­пом отправ­ля­лось на Сион, где в храме соше­ствия Свя­того Духа читался отры­вок из Деяний, повест­ву­ю­щий о празд­ну­е­мом собы­тии, и пре­сви­те­рами про­из­но­си­лась про­по­ведь, после чего совер­ша­лась Литур­гия. Далее народ отпус­кался на обед, а вече­ром (в 6 часу) на Еле­он­ской горе – месте Воз­не­се­ния (Имво­мон) – совер­ша­лась тор­же­ствен­ная вечерня, состо­я­щая из чтений, песен, анти­фо­нов, соот­вет­ству­ю­щих празд­нику, и вста­воч­ных молитв, по содер­жа­нию отно­ся­щихся к Соше­ствию Свя­того Духа; кроме того, чита­лось место из Еван­ге­лия, повест­ву­ю­щее о Воз­не­се­нии 51, и бла­го­слов­ля­лись огла­шен­ные и верные. В 9 часу (по нашему в 3 часа дня) оттуда начи­нался целый ряд лита­ний, состо­я­щих из пес­но­пе­ний и анти­фо­нов во время шествия, посвя­щен­ных празд­нику, а по при­бы­тии в храм – из молитв, песней и бла­го­сло­ве­ния огла­шен­ных и верных. Первая лития отправ­ля­лась в Еле­он­скую цер­ковь над пеще­рой, где Спа­си­тель учил апо­сто­лов. По при­бы­тии туда (после 10 часа)52 и совер­ше­ния там ука­зан­ного чино­по­сле­до­ва­ния все отправ­ля­лись в Мар­ти­риум. Шествие дви­га­лось доста­точно мед­ленно, чтобы народ не утом­лялся. При при­бли­же­нии к город­ским воро­там про­цес­сии выно­си­лись све­тиль­ники, поскольку насту­пала ночь, и путь до храма был про­дол­жи­тель­ным. Около 2‑го часа ночи (по нашему – 7 часов вечера) народ с епи­ско­пом боль­шими две­рями, выхо­дя­щими на пло­щадь, всту­пал с пением в Мар­ти­риум, где весь чин повто­рялся, а затем подоб­ные литии совер­ша­лись в храме Вос­кре­се­ния и в храме Креста. Завер­ша­лось все воз­вра­ще­нием в цер­ковь на Сионе, где после­до­ва­ние совер­ша­лось с мак­си­маль­ной тор­же­ствен­но­стью, поскольку вклю­чало в себя еще чтение Писа­ний. По отпу­сте все под­хо­дили к руке епи­скопа и воз­вра­ща­лись домой около полу­ночи. Таким обра­зом, бого­слу­же­ние на Пяти­де­сят­ницу в Иеру­са­лим­ской церкви в IV–V веках по струк­туре и про­дол­жи­тель­но­сти похо­дило на службы Страст­ной сед­мицы под Вели­кий Пяток53 и вклю­чало в себя, начи­ная с пения пету­хов в день празд­ника до сле­ду­ю­щей полу­ночи, бес­пре­рыв­ные службы и крест­ные ходы54: а) в Гробе Гос­под­нем бдение и Литур­гия; б) в Сионе – 3 час и Литур­гия; в) на Елеоне – 6 час; г) в пещере Елеона – вечерня; д) в Мар­ти­ри­уме, в Гробе и на Гол­гофе – бдение; е) в Сионе – бдение.

Из Слова бла­жен­ного Авгу­стина к ново­кре­щен­ным на Пяти­де­сят­ницу можно заклю­чить, что под празд­ник совер­ша­лось соеди­няв­ше­еся с Литур­гией ночное бдение, во время кото­рого и про­ис­хо­дило кре­ще­ние огла­шен­ных55.

Иеру­са­лим­ский Кано­нарь56 VII века в гру­зин­ском пере­воде57, отра­жа­ю­щий литур­ги­че­скую прак­тику, сло­жив­шу­юся в Святом Граде в V–VI веках, сохра­нил бого­слу­жеб­ные ука­за­ния, допол­ня­ю­щие Палом­ни­че­ство Эгерии: Во святое вос­кре­се­нье в день Пен­ти­ко­стии на вечерне тро­парь, глас 3: Виде­хом Свет истин­ный… (нынеш­ний сти­хов­ный само­гла­сен – С. В.), про­ки­мен, глас 5: Дух Твой благий наста­вит мя; стих: Услыши, Боже, молитву мою. На Литур­гии в день празд­ника тро­парь, глас 2: Родился еси, яко сам вос­хо­тел еси (нынеш­няя сти­ховна Воз­не­се­ния – С. В.); про­ки­мен, глас 3: Послеши Духа Твоего и сози­ждутся; стих: Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода, Гос­поди Боже. На Литур­гии сохра­ня­ются еще вет­хо­за­вет­ные чтения: 1 – Притч.14:27. 2 – 4 чтения из-за повре­жден­но­сти руко­писи неиз­вестны. 5 чтение – Павла: Духов­ных же братий (дается ссылка на 6 поне­дель­ник постов)58; Алли­луиа: Бла­го­во­лил еси, Гос­поди, землю Твою. Еван­ге­лие – Ин.14:15-20 (про­щаль­ная беседа: о даро­ва­нии Свя­того Духа-Уте­ши­теля). Тро­парь на умо­ве­ние рук 4 , глас 4: Воз­неслся еси во Цар­ствие Твое, Гос­поди. В 9 часу все под­ни­ма­ются на гору Еле­он­скую и входят в цер­ковь, где про­из­но­сится екте­ния и молитва, за кото­рой сле­дует про­ки­мен, глас 3: Не отвержи мене от лица Твоего, стих: Воз­даждь ми радость. После этого спус­ка­ются с места Воз­не­се­ния при пении псалма 135 Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, яко благ, яко в век милость Его со стихом: Виде­хом свет истин­ный и входят во святой Ана­ста­сис (храм Вос­кре­се­ния Хри­стова), где поют про­ки­мен, глас 8: Дух Твой благий, стих: Гос­поди, услыши молитву мою. Оттуда отправ­ля­ются в Сион с пением псалма 64: Тебе подо­бает песнь, Боже, в Сионе со стихом: Пение в Сионе, молитва в Иеру­са­лиме Тебе воз­дастся, Христе, где совер­шают вечерню, на кото­рой те же тро­парь и про­ки­мен, что на вечерне нака­нуне; Еван­ге­лие – Ин. 16:5-45 – об Уте­ши­теле. В поне­дель­ник, когда творят лита­нию, чтение Еф.5:6-12 – изме­нен­ный в объеме нынеш­ний апо­стол Поне­дель­ника Свя­того Духа; Еван­ге­лие – притча о сея­теле Мф.13:1-9.

б) Кон­стан­ти­но­поль­ская тра­ди­ция (IX век)

1. Соборно-кафед­раль­ное бого­слу­же­ние

Соборно-кафед­раль­ное бого­слу­же­ние Кон­стан­ти­но­поля в IX веке регу­ли­ро­ва­лось Типи­ко­ном Вели­кой Церкви59, или так назы­ва­е­мым Пес­нен­ным после­до­ва­нием (ασματικη ακολονθια)60. Бого­слу­же­ние Пяти­де­сят­ницы по Уставу храма св. Софии явля­лось одним из самых тор­же­ствен­ных и во многих чертах сов­па­дало с бого­слу­же­нием Пасхи и

Рож­де­ства Хри­стова. На вечерне нака­нуне празд­ника пелись псалмы 85 и 140 (Гос­поди, воз­звах), и после 3 анти­фона про­из­но­си­лась молитва с про­си­тель­ной екте­нией (αἰτήσεις; Δέησις; Πληρωτικά), после кото­рой пелся про­ки­мен, и чита­лись 3 нынеш­них пари­мии. Далее псалты на амвоне трижды пели со сти­хами 18 псалом нынеш­ний тро­парь празд­ника 8 гласа61, после чего диакон про­из­но­сил: Пре­муд­рость, и пола­га­лось чтение Апо­стола, про­дол­жав­ше­еся до «пан­ни­хис» (παννυχίς), совер­шав­шейся без осо­бен­но­стей по обыч­ному чину62. На празд­нич­ной утрене пола­га­лось пение Бла­го­сло­вен, и на 50 псалме испол­нялся тро­парь празд­ника, после чего назна­ча­лось чтение Слова на 50-ницу свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова. Затем пат­ри­арх исхо­дил в бап­ти­сте­рий и совер­шал тор­же­ствен­ное кре­ще­ние огла­шен­ных63. Когда он мазал их святым миром, сто­яв­ший непо­да­леку псалт пел на 7 глас 31 псалом, при испол­не­нии кото­рого ново­кре­щен­ных про­во­жали в цер­ковь, а при при­бли­же­нии к амвону чтец снимал фелонь64 и вос­хо­дил на амвон, где допе­вал псалом, и после сходил с амвона. Тотчас после этого начи­на­лось чтение из Деяний о кре­ще­нии апо­сто­лом Филип­пом ефи­оп­ского вель­можи (Деян.8:26-39). Чтение совер­ша­лось до нынеш­них празд­нич­ных литур­гий­ных анти­фо­нов, только к пер­вому (псалом 18) при­пе­ва­лось Молит­вами Бого­ро­дицы... и Молит­вами святых…, а ко вто­рому (псалом 19) – Спаси ны, Сыне Божий... с тро­па­рем Еди­но­род­ный Сыне на «Славу». При­пе­вом к тре­тьему анти­фону (псалом 20) служил празд­нич­ный тро­парь. Вместо Три­свя­того – Елицы во Христа...; про­ки­мен, Апо­стол, алли­лу­и­а­рий, Еван­ге­лие и при­ча­стен65 нынеш­ние.

Типи­кон Вели­кой Церкви не изла­гает чина вечерни вече­ром в день празд­ника и не имеет поми­но­ве­ния усоп­ших в суб­боту перед Пяти­де­сят­ни­цей, а также пери­ода попраздн­ства66.

2. Мона­стыр­ское бого­слу­же­ние

Воз­об­нов­ле­ние древ­него Сту­дий­ского мона­стыря Кон­стан­ти­но­поля в резуль­тате дея­тель­но­сти пре­по­доб­ного Фео­дора (VIII–IX века) стало фак­то­ром, сильно повли­яв­шим на раз­ви­тие визан­тий­ского и рус­ского (до XIV–XV веков) мона­ше­ского бого­слу­же­ния, кото­рое опре­де­ля­лось сту­дий­скими обы­ча­ями67.

2. 1. Сту­дий­ский Ипо­ти­по­сис (IX век)

Древ­ней­шей извест­ной запи­сью Сту­дий­ского Устава явля­ется «Ипо­ти­по­сис» (Ὑποτύπωσις καταστάσεως της μονης των Στουδίον – Начер­та­ние с Богом уста­нов­ле­ния свя­тей­шего Сту­дий­ского мона­стыря; IX век)68. О празд­нике Пяти­де­сят­ницы Ипо­ти­по­сис содер­жит пред­пи­са­ние об отмене в это вос­кре­се­нье пес­но­пе­ний Окто­иха и утрен­него вос­крес­ного Еван­ге­лия. На вечерне в день празд­ника впер­вые упо­ми­на­ются три коле­но­пре­кло­не­ния, кроме того, на ней и на утрене сле­ду­ю­щего дня не сти­хо­сло­вятся кафизмы: на вечерне после 103 псалма сразу Гос­поди, воз­звах, а на утрене после Бог Гос­подь с тро­па­рем – канон и два чтения. В сед­мицу после празд­ника отме­ня­ются часы. В суб­боту перед Пяти­де­сят­ни­цей ука­зы­ва­ется поми­но­ве­ние усоп­ших по чину Мясо­пуст­ной суб­боты (с исхож­де­нием к месту погре­бе­ния братии, где пением стихир дня закан­чи­ва­ется утреня)69. От Пасхи до Пяти­де­сят­ницы в случае отмены часов колена не пре­кло­ня­ются, но канон об усоп­ших по суб­бо­там может петься.

2. 2. Евер­ге­ти­дский Типи­кон (XI век)

Типи­кон мона­стыря Бого­ро­дицы Евер­ге­тиды (Бла­го­де­тель­ницы) XI века70 в пред­ме­стии Кон­стан­ти­но­поля, отно­ся­щийся к сту­дий­ской тра­ди­ции, но испы­тав­ший на себе силь­ное литур­ги­че­ское вли­я­ние пале­стин­ской мона­ше­ской прак­тики, ука­зы­вает, следуя сту­дий­скому ипо­ти­по­сису, в суб­боту перед Пяти­де­сят­ни­цей службу усоп­ших. В отли­чие от ука­за­ний совре­мен­ного Устава, на вечерне под суб­боту на Гос­поди, воз­звах и на сти­ховне не ука­зы­ва­ется слав­ник, и назна­ча­ется про­ки­мен дня вместо алли­луиа. На παννυχίς 71, совер­ша­е­мой «на гробах» (то есть в усы­паль­нице) поется, поло­жен­ный ныне на пове­че­рии, заупо­кой­ный канон 6 гласа, сопро­вож­да­е­мый седаль­ном и конда­ком с икосом по 3 и 6 песнях72. Закан­чи­ва­ется «пан­ни­хис» екте­нией с 40-крат­ным Гос­поди, поми­луй и отпу­стом. На утрени вместо Алли­луиа поется Бог Гос­подь с нынеш­ним тро­па­рем и бого­ро­дич­ном. Далее сти­хо­сло­вятся Непо­рочны с заупо­кой­ными тро­па­рями и испол­ня­ется нынеш­ний седа­лен Покой, Спасе наш… и чтение о усоп­ших Зла­то­уста. Канона два: днев­ного свя­того на 4 и нынеш­ний три­од­ный на 8. По 3 песни седа­лен – Воис­тину суета, по 6 – нынеш­ний кондак и икос. По 6 песни пара­екк­ли­си­арх отправ­ля­ется в усы­паль­ницу, зажи­гает там лам­пады и при­го­тав­ли­вает все необ­хо­ди­мое для службы, и при пении экса­по­сти­ла­рия Иже и мерт­выми и живыми все исхо­дят «на гробы», где и окан­чи­ва­ется утреня пением на 6 хва­лит­ных стихир (4 муче­нична гласа и 2 сти­хиры с Гос­поди, воз­звах), 3 сти­хо­вен и тро­паря Глу­би­ною муд­ро­сти. Литур­гия в суб­боту совер­ша­ется в храме, а другим иереем – в усы­паль­нице. Вместо Бла­женн 4 песнь канона триоди. Про­ки­мен и Алли­луиа нынеш­ние. Заупо­кой­ные чтения при­со­еди­ня­ются к днев­ным только в усы­паль­нице.

На вечерне под празд­ник на Гос­поди, воз­звах 8 стихир (1‑я дважды, осталь­ные по трижды) 6 гласа: нынеш­ние 1‑я и 2‑я сти­ховны и 5‑я с Гос­поди, воз­звах, на Слава, и ныне: первая73. Далее сле­дует вход и чтение пари­мий, тех же, что и сейчас. На сти­ховне ука­зы­ва­ются нынеш­ние 1–3 само­гласны с Гос­поди, воз­звах, на Слава, и ныне: «Царю Небес­ный». В конец вечерни – тро­парь празд­ника. На пани­хиде «уми­ли­тель­ный» канон 6 гласа на 6 и днев­ного свя­того на 4 с седаль­ном свя­того по 3 песни и конда­ком и икосом Бого­ро­дице Пред­ста­тель­ство хри­стиан непо­стыд­ное… по 6 песни. В каче­стве устав­ного чтения дочи­ты­ва­ются Деяния Апо­сто­лов. На утрене после трое­крат­ного испол­не­ния тро­паря сти­хо­сло­вятся на 7 глас празд­нич­ные псалмы: Испо­вемся Тебе, Гос­поди 74 и псалом 17: Воз­люблю Тя, Гос­поди..., после кото­рых – чтения празд­ника. Поли­е­лей отме­ня­ется75. Сте­пенна 4‑го гласа 1‑й анти­фон, и далее до канона ука­за­ния соот­вет­ствуют нынеш­нему Уставу76. Каноны поются: первый (7 глас) со ирмо­сами на 6, второй (4 глас) со ирмо­сами на 8, на ката­ва­сию ирмосы кано­нов оба лика вместе. Биб­лей­ские песни Гос­по­деви поем отме­ня­ются. По 3 песни после седальна назна­ча­ется чтение из Слова свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова на 50-ницу (41), ука­зан­ное ныне по поли­е­лее и в про­дол­же­ние по 3 песни канона. По 6 песни кондак и икос. По 9 песни экса­по­сти­ла­рием служит вос­крес­ный текст Свят Гос­подь Бог наш, поемый на 7 глас. На хва­ли­тех, в отли­чие от нынеш­него устава, на Слава, и ныне: само­гла­сен Воз­не­се­ния «Родился еси, яко Сам вос­хо­тел». По вели­ком сла­во­сло­вии тро­парь празд­ника и 1 час с чте­нием. 3 час (с меж­до­ча­сием) испол­ня­ется в свое время, причем на нем тор­же­ственно со сти­хами поются пост­ный тро­парь Гос­поди, Иже Пре­свя­таго Твоего Духа, име­ну­е­мый в уставе «про­ким­ном», и на Славу: тро­парь празд­ника. Ука­за­ния о Литур­гии соот­вет­ствуют пред­пи­са­ниям нынеш­него Устава. На вечерне, совер­ша­е­мой около 8 часа, на Гос­поди, воз­звах, кроме хва­лит­ных стихир празд­ника, испол­ня­е­мых одна­жды, добав­ля­ются в сле­ду­ю­щем порядке еще нынеш­ние 5‑й, 4‑й, 7‑й, а на Слава, и ныне: 6‑й само­гла­сен с Гос­поди, воз­звах вели­кой вечерни. Ко входу иерей обла­ча­ется в полное обла­че­ние. После входа нынеш­ний вели­кий про­ки­мен и чтение коле­но­пре­клон­ных молитв в соот­вет­ствии со струк­ту­рой этой вели­кой вечерни, опи­сан­ной нынеш­ним Уста­вом. Молитвы

свя­щен­ник читает «немного накло­нив голову». В третью группу молитв входит только 1‑я из нынеш­них и 2‑я до слов Твое бо, яко воис­тинну, осталь­ная часть этой молитвы чита­ется тайно во время про­си­тель­ной екте­нии, кото­рая про­из­но­сится дважды или трижды – до тех пор, пока иерей не закон­чит чтение молитвы. Сти­ховны (нынеш­ние), во время кото­рых диакон совер­шает каж­де­ние, поются двумя хорами мед­ленно: каждая сти­хира повто­ря­ется, поэтому к двум стихам совре­мен­ной Триоди добав­ля­ются еще Воз­даждь ми радость спа­се­ния… и Дух Твой Благий…, на Слава, и ныне: «Царю Небес­ный». В конец вечерни поется тро­парь празд­ника, далее сле­дует воз­глас Пре­муд­рость и отпуст. Пани­хида отме­ня­ется; только после вечер­ней тра­пезы совер­ша­ется про­стое пове­че­рие. На утрени в Поне­дель­ник Свя­того Духа (около 8 часа) отме­ня­ются кафизмы, поется 1‑й канон празд­ника (7 глас) на 4 и канон Свя­тому Духу, ныне поло­жен­ный на пове­че­рии, на 6 со сти­хами биб­лей­ских песен. По 3 песни седа­лен празд­ника (а не Свя­тому Духу) и чтение слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на Еван­ге­лие от Иоанна, поло­жен­ное ныне в празд­ник по кафиз­мах77. По 6 песни – кондак и икос, по 9 песни экса­по­сти­ла­рий празд­ника Свят Гос­подь Бог наш. Хва­ли­тен нет, а на сти­ховне сти­хира празд­ника (глас 4) Некниж­ныя уче­ники и 3 подобна ей со сти­хами Сердце чисто и Не отвержи; Слава, и ныне: Троицу Еди­но­сущ­ную. Отпу­сти­тель­ный тро­парь празд­ника. На Литур­гии, совер­ша­е­мой в храме, – празд­нич­ный анти­фон, Слава, и ныне: кондак; поется Три­свя­тое и далее по чину, соот­вет­ству­ю­щему нынеш­нему Типи­кону. Далее в Евер­ге­ти­дском Уставе изла­га­ются ука­за­ния для попраздн­ства, про­дол­жа­ю­ще­гося до суб­боты и име­ю­щего неко­то­рые отли­чия в бого­слу­же­нии от совре­мен­ной прак­тики78.

2. 3. Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский Типи­кон (XI век)

Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский Типи­кон79, сохра­нив­шийся только в сла­вян­ских пере­во­дах в руко­пи­сях XI–XV веков, был дан пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Алек­сием около 1034–43 года осно­ван­ному им близ сто­лицы мона­стырю Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Этот устав наи­бо­лее точно сле­дует прак­тике Сту­дий­ского мона­стыря, поскольку пат­ри­арх Алек­сий долгое время был постри­жен­ни­ком и игу­ме­ном этой оби­тели. Алек­си­ев­ская редак­ция Сту­дий­ского Устава была при­нята в XI веке пре­по­доб­ным Фео­до­сием Печер­ским в своем мона­стыре и была гос­под­ству­ю­щей на Руси до начала XV века80.

В опи­са­нии бого­слу­же­ния Пяти­де­сят­ницы Сту­дий­ско-Алек­си­ев­ский Устав (далее – САУ) имеет много общего с Евер­ге­ти­дским Типи­ко­ном. Нака­нуне в суб­боту назна­ча­ется поми­но­ве­ние усоп­ших по чину мясо­пуст­ной суб­боты. В отли­чие от Евер­ге­ти­дского Устава, на вечерне в пяток вечера вместо про­кимна ука­зы­ва­ется Алли­луиа, и по обыч­ной екте­нии не поется тро­парь в конец вечерни, а диакон про­из­но­сит Пре­муд­рость, и сле­дует отпуст. Пан­ни­хис после вечерни САУ не знает. На утрени вместо Бог Гос­подь поется Алли­луиа с тро­па­рем и по 17 кафизме седа­лен муче­ни­чен с поко­и­ном из Окто­иха. Вместо канона днев­ного свя­того, служба кото­рого по САУ отме­ня­ется, первым поется заупо­кой­ный канон Окто­иха 6 гласа81. Не упо­ми­на­ется о при­го­тов­ле­ниях пара­екк­ли­си­арха в усы­паль­нице после 6 песни, све­ти­лен поется нынеш­ний Память совер­ша­юще. На хва­ли­тех (в гроб­нице) 3 муче­нична Окто­иха и 3 подобна с Гос­поди, воз­звах, после чего с отдель­ными сти­хами поются еще другие сти­хиры Окто­иха; на сти­ховне к 1‑й и 3‑й сти­хи­рам Окто­иха и 2‑й – Триоди при­бав­ля­ются с отдель­ными сти­хами иные сти­хиры (к при­меру, нынеш­ний слав­ник сти­хо­вен вечерни). После отпу­сти­тель­ного тро­паря (Со свя­тыми упокой... или Воис­тинну суета... или Помяни, Гос­поди) диакон про­из­но­сит заупо­кой­ную екте­нию с 40-крат­ным Гос­поди, поми­луй 82, после чего сле­дует отпуст. На Литур­гии 4 песнь канона на Бла­жен­нах.

На празд­нич­ной вечерне в отли­чие от Евер­ге­ти­дского Типи­кона в САУ на Гос­поди, воз­звах 9 стихир (1‑я трижды), на сти­ховне нынеш­няя сти­хира попраздн­ства, глас 7: Парак­лита имуще, испол­ня­е­мая трижды с нынеш­ними сти­хами; пани­хида отсут­ствует; на утрени одна кафизма с седаль­ном и чте­нием Слова на 50-ницу свя­ти­теля Гри­го­рия Бого­слова; в кано­нах ирмосы и тро­пари по дважды. На хва­ли­тех, в отли­чие от нынеш­него Устава, на Славу, и ныне: повто­ря­ется 3‑я сти­хира. На сти­ховне (вели­кого сла­во­сло­вия нет) поются нынеш­ние 1–3 само­гласны с Гос­поди, воз­звах, на Слава, и ныне: 1‑й. О часах не упо­ми­на­ется. На Литур­гии ко 2 анти­фону припев: Спаси ны, Сыне Божий, Уте­ши­телю Благий, поющия Ти: Алли­луиа. Вход­ный стих: Велия слава Его спа­се­нием Твоим, славу и веле­ле­пие воз­ло­жиши на Него. На вечерне в день празд­ника на Гос­поди, воз­звах 3 сти­хиры Некниж­ныя уче­ники по дважды, на Слава, и ныне: то же. О коле­но­пре­клон­ных молит­вах заме­ча­ние: «чтет из алтаря на слух всем». Прочее как в Евер­ге­ти­дском Уставе, за исклю­че­нием ука­за­ния о повто­ре­нии сти­хо­вен и о каж­де­нии на них. Пове­че­рие не упо­ми­на­ется. На утрени все соот­вет­ствует пред­пи­са­ниям Евер­ге­ти­дского Типи­кона, только на хва­ли­тех поются 3 хва­лит­ные сти­хиры празд­ника (на Слава, и ныне: повто­ря­ется 1‑я), а на сти­ховне нынеш­ние 1–3 с Гос­поди, воз­звах (на Слава, и ныне: повто­ря­ется 1‑я). Пред­пи­са­ния о попраздн­стве в САУ имеют много общего с ука­за­ни­ями Евер­ге­ти­дского Устава.

2. 4. Афоно-Сту­дий­ский Типи­кон

Доста­точно рано сту­дий­ская тра­ди­ция была пере­не­сена на Афон. Пре­по­доб­ный Афа­на­сий Афон­ский опи­рался на нее при созда­нии Вели­кой лавры (963 год)83. Это видно из Ипо­ти­по­сиса пре­по­доб­ного Афа­на­сия Афон­ского (после 963), явля­ю­ще­гося пере­ра­бот­кой сту­дий­ского ипо­ти­по­сиса и повест­ву­ю­щего о строе бого­слу­же­ния и мона­стыр­ском быте на Афоне во 2‑ой поло­вине X века. В ука­за­ниях о Пяти­де­сят­нице он сов­па­дает с ипо­ти­по­си­сом сту­дий­ского мона­стыря, за исклю­че­нием кате­го­рич­ного запрета часов, коле­но­пре­кло­не­ний и суб­бот­них заупо­кой­ных кано­нов в период Пяти­де­сят­ницы84.

Глав­ным источ­ни­ком по исто­рии свя­то­гор­ского бого­слу­же­ния XI века явля­ется Синак­сарь (Типи­кон) Геор­гия Мтац­мин­дели85. Состав­лен­ный в 1038–1045 годах игу­ме­ном Ивер­ского мона­стыря Афона и нахо­дясь под вли­я­нием Типи­кона Вели­кой Церкви, он осно­вы­ва­ется на сту­дий­ской тра­ди­ции и вклю­чает в себя афон­ские бого­слу­жеб­ные осо­бен­но­сти86. Отно­си­тельно празд­ника Пяти­де­сят­ницы даются сле­ду­ю­щие ука­за­ния 5: в суб­боту заупо­кой­ная служба, на утрени Алли­луиа, глас 8 с тро­па­рем Глу­би­ною муд­ро­сти и канон, глас 8. На вечерне под празд­ник на Гос­поди, воз­звах сти­хиры 6 гласа, а на сти­ховне 3‑й припев: Воз­даждь ми радость.… На пове­че­рии – канон вос­крес­ный Манием Твоим и тро­парь Пяти­де­сят­ницы. К утрени звон в 5 часу ночи и вместо обыч­ной кафизмы – анти­фоны (глас 8) – псалмы 134, 137, 148; ипакои Пяти­де­сят­ницы; после Еван­ге­лия поется Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше; канон 7 гласа (тро­пари по четы­ре­жды), све­ти­лен: Коль велик и стра­шен. На Литур­гии нынеш­ние все­днев­ные анти­фоны (псалмы 91, 92 и 94), но к 1‑му припев: Молит­вами святой Бого­ро­дицы..., а ко 2‑му – Спаси ны, Уте­ши­телю Душе благий…. На вечерне между молит­вами анти­фоны (стихи из псал­мов 114, 115, 116), как на вечерне, опи­сан­ной в южно-ита­льян­ских типи­ко­нах. С миром изыдем. На утрени вто­рого дня кафизм нет, канон празд­ника и Свя­того Духа, на Литур­гии обыч­ные анти­фоны. В период попраздн­ства по выбору можно читать два Еван­ге­лия: Вся, елика хощете (Мф) и Аще любите мя (Ин).

2. 5. Южно-ита­льян­ские типи­коны

Бла­го­даря тесным связям афон­ских мона­сты­рей с Южной Ита­лией на основе Афоно-сту­дий­ского типи­кона во 2 поло­вине X века там были созданы раз­лич­ные группы (калабро-сици­ли­ан­ская, отрант­скаяи грот­та­фер­рат­ская) уста­вов, свя­зан­ных со Сту­дий­ским синак­са­рем и опо­сре­до­ванно явля­ю­щихся его редак­цией87.

Типи­кон мона­стыря Спа­си­теля в Мес­сине 88, отно­ся­щийся к калабро-сици­ли­ан­ской группе южно-ита­льян­ских уста­вов сту­дий­ского типа и состав­лен­ный в начале 30‑х годов XII века, и Типи­кон мона­стыря свя­ти­теля Нико­лая в Казоле (XII век)89, сто­я­щий во главе отрант­ской группы, по многим пока­за­те­лям бого­слу­же­ния Пяти­де­сят­ницы вос­хо­дят еще к Сту­дий­скому Ипо­ти­по­сису. Напри­мер, они также пред­пи­сы­вают отмену сти­хо­сло­вия Псал­тири на утрени вто­рого дня празд­ника90. Но в то же время мно­же­ствен­ные ука­за­ния в южно-ита­льян­ских типи­ках сви­де­тель­ствуют о боль­шом вли­я­нии иных тра­ди­ций, напри­мер, Типи­кон мона­стыря Пати­рион91 ука­зы­вает на утрене празд­нич­ные анти­фоны92.

Южно-ита­льян­ские типи­коны калабро-сици­ли­ан­ской группы (руко­пись Вати­кан­ской билио­теки 1292 года No 1877 и Грот­та­фер­рат­ский 1300 года) содер­жат особый поря­док тро­иц­кой вечерни с коле­но­пре­клон­ными молит­вами93, кото­рая начи­на­ется в начале 7 часа литур­гий­ным воз­гла­сом Бла­го­сло­венно Цар­ство. После вели­кой екте­нии сле­дует пес­нен­ное (доме­сти­ком и хором) испол­не­ние 85 (на 5 глас), 18 (на 6 глас) и 140 псал­мов с при­пе­вами. Между 1‑м и 2‑м анти­фо­нами – малая екте­ния. На словах 140 псалма Яко к Тебе, Гос­поди, совер­ша­ется вход, после кото­рого на Славу повто­ря­ется припев. Далее нынеш­ний про­ки­мен, сугу­бая екте­ния и первая группа молитв, после кото­рой начи­на­ется анти­фон­ное пение стихов 114, 115 и 116 псал­мов, пере­ме­жа­е­мое двумя осталь­ными молит­вами (3‑я до слов Твое бо, яко воис­тину). На Слава, и ныне: после 115 псалма поются 1 и 2 сти­ховны (по дважды). При­пе­вом к 116 псалму явля­ется Три­свя­тое, на Слава, и ныне: 3‑я сти­ховна. Про­си­тель­ная екте­ния с встав­кой 1–3 и двух послед­них про­ше­ний вели­кой екте­нии, во время кото­рой свя­щен­ник закан­чи­вает тайное чтение молитв. Далее – пари­мии (Ис., Иер., Дан.), тро­парь, Слава, и ныне: «При­и­дите, людие, Трии­по­стас­ному Боже­ству покло­нимся», молитва гла­во­пре­кло­не­ния, Пре­муд­рость, Сый бла­го­сло­вен, после чего все в один голос читают Небес­ный Царю, затем сле­дует огла­ше­ние и отпуст от пред­сто­я­теля.

2. 6. Иеру­са­лим­ский Типи­кон

Иеру­са­лим­ский Устав, дей­ству­ю­щий ныне в боль­шин­стве Пра­во­слав­ных Церк­вей и извест­ный по назва­нию «Устав лавры свя­того Саввы Освя­щен­ного», вос­хо­дит к тому же тексту, что и Евер­ге­ти­дский Типи­кон, и явля­ется редак­цией Сту­дий­ского синак­саря и его адап­та­цией к обы­чаям пале­стин­ских мона­сты­рей, поскольку обла­дает кон­стан­ти­но­поль­скими, а не пале­стин­скими бого­слу­жеб­ными пара­мет­рами (меся­це­слов, система литур­гий­ных чтений и евхо­ло­ги­че­ские тексты)94.

О службе Пяти­де­сят­ницы руко­писи Иеру­са­лим­ского Устава имеют от нынеш­него Типи­кона сле­ду­ю­щие отли­чия: на утрене ирмосы канона по дважды, тро­пари на 4; на вечерне нет заме­ча­ния о чтении молитв «на люди» и ука­зано, что их 6 или 7, и про­из­но­сятся они по две или в конце три (в 3‑й группе при­сут­ство­вала еще молитва пат­ри­арха Фило­фея Царю Небес­ный, Уте­ши­телю Вла­дыко). О пове­че­рии не гово­рится, а на утрени Поне­дель­ника Свя­того Духа поется канон Свя­тому Духу (с нынеш­него пове­че­рия)95.

Ста­ро­пе­чат­ные сла­вян­ские уставы имеют сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти в бого­слу­же­нии празд­ника в срав­не­нии с нынеш­ним Типи­ко­ном. «Око цер­ков­ное» 1610 года на малой вечерне под празд­ник гово­рит о первом пении всем наро­дом Царю Небес­ный: «Бла­го­сло­вившу иерею, и мы гла­го­лем «Аминь. Царю Небес­ный» и прочее»96. На Гос­поди, воз­звах малой вечерни сти­хиры, ныне поемые в поне­дель­ник попраздн­ства вече­ром, на Слава, и ныне: «Уте­ши­теля имущее» (сейчас в среду вечера). На сти­ховне малой вечерни поются нынеш­ние сти­ховны утрени втор­ника (3‑я на Слава, и ныне, а после второй Да страшно чудо ужасит). На вели­кой вечерне на Гос­поди, воз­звах 2‑я сти­хира дважды; а во второй группе все сти­хиры еди­но­жды, и Виде­хом Свет истин­ный постав­лена второй. На литии поются нынеш­ние хва­литны (слав­ник оста­ется литий­ный). На утрени цело­ва­ние Еван­ге­лия ука­зано по обычаю,

на исхож­де­нии в при­твор перед 1 часом – сти­хира Еван­гель­ская и огла­ше­ние Сту­ди­тово. На Литур­гии ука­зы­ва­ется второй при­ча­стен (8 глас): Духа Твоего Свя­таго не отыми от нас, молим Тя, Чело­ве­ко­любче97. Уста­вом 1641 года ука­зы­ва­ются неко­то­рые допол­не­ния: в суб­боту

вечера под празд­ник на аналой кла­дется икона соше­ствия Свя­того Духа, а перед вечер­ней в неделю вечера образ Троицы Живо­на­чаль­ной. Ко входу вечерни с молит­вами игумен обла­ча­ется во все свя­щен­ные одежды. На про­ше­ние Паки и паки, пре­клонше колена «Гос­поди, поми­луй» поется трижды или еди­но­жды. Первую молитву (воз­можно, и осталь­ные) насто­я­тель или иерей читает «от олтаря к пре­столу лицем». К тре­тьей группе молитв добав­лена молитва Свя­тому Духу пат­ри­арха Фило­фея. В каноне Свя­тому Духу на пове­че­рии ирмосы еди­но­жды98. Кроме того, на празд­нич­ной утрене нынеш­ний седа­лен по 1 кафизме пере­не­сен на 3 песнь канона, а на его месте – нынеш­ний со 2‑й кафизмы. По 2 кафизме – глас 5: Духов­ная бла­го­дать. В мирной екте­нии на вечерне с молит­вами есть про­ше­ния, отли­ча­ю­щи­еся от совре­мен­ной редак­ции99.

Типи­кон свя­того Саввы в Греции сего­дня соблю­да­ется в мона­сты­рях, а в собор­ных и при­ход­ских храмах упо­треб­ля­ется его кано­ни­че­ски сокра­щен­ная редак­ция, издан­ная про­то­псал­том Геор­гием Вио­ла­ки­сом в конце XIX века100. Бого­слу­же­ние Пяти­де­сят­ницы по этому Типи­кону под­чи­ня­ется общим для всех празд­ни­ков осо­бен­но­стям. Совер­ше­ние бдения не поло­жено, на вечерне кафизмы нет, а лития совер­ша­ется на утрени по 50‑м псалме, после чего Три­свя­тое, тро­парь и канон (не ука­зано, на сколько). Задо­стой­ник – Не тления иску­ше­нием, вместо Виде­хом Свет истин­ный – тро­парь. По отпу­сте литур­гии пат­ри­арх наде­вает епи­тра­хиль и омофор и бла­го­слов­ляет вечерню, про­ки­мен на вечерне поется одна­жды иереем, и по разу ликами, в конце вечерни – тро­парь трижды. Утреня вто­рого дня празд­ника после воз­гласа впер­вые начи­на­ется с Царю Небес­ный, далее Три­свя­тое, При­и­дите, покло­нимся, 50 псалом, тро­парь и отпуст. Затем Бла­го­сло­вен Бог, Три­свя­тое, шесто­псал­мие и далее по чину. На Литур­гии Духова дня анти­фоны празд­ника, поется Елицы во Христа, задо­стой­ник Радуйся, Царице, и впер­вые Виде­хом Свет истин­ный. На отда­ние Литур­гия совер­ша­ется, как в Поне­дель­ник Свя­таго Духа.

Нынеш­нее афон­ское бого­слу­же­ние на празд­ник Пяти­де­сят­ницы имеет неко­то­рые осо­бен­но­сти. Празд­нич­ные иконы в проски­ни­та­рии101 кла­дутся, как пред­пи­сы­вает сла­вян­ский Устав 1641 года. Воз­зваш­ные псалмы на вечерне с молит­вами кроме стихов, при­пе­ва­е­мых к сти­хи­рам, опус­ка­ются. Моле­бен Пре­свя­той Бого­ро­дице (после Ныне отпу­ща­еши)102 отме­ня­ется. На хва­лит­ных сти­хи­рах в Поне­дель­ник Свя­того Духа хорос, цели­ком возо­жжен­ный на 9 песни канона, рас­ка­чи­ва­ется103. То же про­ис­хо­дит и на Литур­гии перед Херу­вим­ской. Вече­ром в проски­ни­та­рии снова пола­га­ется икона соше­ствия Свя­того Духа и оста­ется там до отда­ния104.

III. Заклю­че­ние

По содер­жа­нию и своей струк­туре бого­слу­же­ние Пяти­де­сят­ницы явля­ется про­стран­ным и глу­бо­ким свя­то­оте­че­ским тол­ко­ва­нием собы­тия Соше­ствия Свя­того Духа и осмыс­ле­нием цер­ков­ным созна­нием Тро­ич­ного дог­мата и дей­ствия Всех Лиц Пре­свя­той Троицы в домо­стро­и­тель­стве Спа­се­ния. В целом же, исто­ри­че­ское раз­ви­тие бого­слу­же­ния празд­ника рас­кры­вает в мно­го­об­ра­зии форм и тра­ди­ций богат­ство литур­ги­че­ской жизни Церкви, осу­ществ­ля­е­мой дей­ствием Свя­того Духа, и при­зы­вает к более пол­ному и все­сто­рон­нему изу­че­нию литур­ги­че­ского аспекта пра­во­слав­ных празд­ни­ков.


При­ме­ча­ния:

1 Contra Faustum Manichaeum, lib. 32. cap. 14// PL 42. Col. 503–504.

2 Против ересей, кн. III // Holl K. Epiphanius. Ancoratus und Panarion [Die griechischen christlichen Schriftsteller 37. Leipzig: Hinrichs, 1933]. Vol. 3. P. 338.

3 De civitate Dei, liber XVIII, cap. 54 // PL 41. Col. 618–620.

4 Tertullianus. De jejuniis. Caput XIV // PL 1. Col. 973a.

5 Tertullianus. De idololatria liber. Caput XIV // PL 1. Col. 682b–683a.

6 Tertullianus. De baptismo. Caput XIX // PL 1. Col. 1222a–222b.

7 Harvey W.W. Sancti Irenaei episcopi Lugdunensis libri quinque adversus haereses. Vol. 2. Cambridge, 1857. P. 470–511. Рус­ский пере­вод: Свя­щен­ник П. Пре­об­ра­жен­ский. Сочи­не­ния свя­щен­но­му­че­ника Иринея, епи­скопа Лион­скаго в рус. пер. М., 1871. С. 695.

8 Tertullianus. De corona militis. Caput III // PL 1. Col. 78c–80a.

9 Ориген. Против Цельса. VIII, 22 // Borret M. Origène. Contre Celse, 4 vols. [Sources Chrétiennes 132, 136, 147, 150. Paris, 1967–1969].

10 Памят­ник, свя­зан­ный по содер­жа­нию с так назы­ва­е­мой Дидас­ка­лией и кано­нами Иппо­лита, время напи­са­ния кото­рого спорно и опре­де­ля­ется раз­лич­ными иссле­до­ва­те­лями по-раз­ному – в рамках II–V веков. (См. Rahmani I. E. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi. Mainz, 1899; Nau F. La version syriaque de l’Octateuque de Clément. Paris, 1913; Funk F. Das Testament unseres Herrn und die verwandten Schriften. Mainz, 1901; Пет­ров­ский А. Завет Гос­пода нашего Иисуса Христа // «Хри­стан­ско­еЧте­ние», No7, 1900. С. 159–165).

11 Тай­но­вод­ствен­ное поуче­ние, рас­кры­ва­ю­щее важ­ней­шие истины веро­уче­ния: о двух при­ро­дах во Христе, о тайне Вопло­ще­ния и Искуп­ле­ния и так далее. См. Ска­бал­ла­но­вич М. Тол­ко­вый Типи­кон. М., 1995. С. 121.

12 Winkelmann F. Eusebius Werke, Band 1.1: über das Leben des Kaisers Konstantin [Die griechischen christlichen Schriftsteller. Berlin, 1975]. S. 3–151.

13 De fide, 22 // Holl K. Op.cit. Vol. 3. P. 523.

14 Ad Inquisitiones Januarii Liber Secundus, Seu Epistola LV. Cap. XVII// PL 33. Col. 220.

15 Joannes Cassianus Collationes XXI, 11 // PL 49. Col. 1185a; XXI, 23 // PL 49. Col. 1199

16 Lauchert F. Die Kanones der wichtigsten Altkirchlichen Concilien nebst den apostolischen Kanones. Freiburg i. B. and Leipzig, 1896. Книга правил. М., 1893.СПб., 1993. Л. 39; Пра­вила Пра­во­слав­ной Церкви с тол­ко­ва­ни­ями Нико­дима, епи­скопа Дал­ма­тин­ско-Истрий­ского. Пер. с серб. Т. 1. СПб., 1911. М., 1996. С. 236.

17 De spiritu sancto // Pruche B. Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit, 2 nd edn. [Sources chrétiennes 17 bis] Paris, 1968. P. 250–530.

18 Ска­бал­ла­но­вич М. Цит. изд. С. 294.

19 Mommsen T., Meyer D. M. Theodosiani Libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes. Berlin, 1954.

20 Памят­ник ком­пи­ля­тив­ного харак­тера и раз­но­род­ного содер­жа­ния, при­пи­сы­ва­е­мый свя­тому Кли­менту Рим­скому. Состав­ле­ние его дати­ру­ется IV веком. Книги I–VI Апо­столь­ских поста­нов­ле­ний, соот­вет­ствует так назы­ва­е­мой Дидас­ка­лии, памят­нику III века.

21 Metzger M. Les constitutions apostoliques, 2 vol. [Sources chrétiennes 329] Paris, 1986. P. 116–394. Поста­нов­ле­ния Апо­столь­ские. Казань, 1864. СПб., 2002. С. 118.

22 Metzger M. Les constitutions apostoliques, 3 vol. [Sources chrétiennes 336] Paris, 1987. P. 18–310. Поста­нов­ле­ния Апо­столь­ские. Казань, 1864. СПб., 2002. С. 199.

23 Ска­бал­ла­но­вич М. Цит. изд. С. 296.

24 Sermo XXXVI. In die sancto Pentecostes // PL 17. Col. 675b–676c; Hymnus de die Pentecostes. // PL 17. Col. 1193–1194.

25 Sermo CCLXVI In vigiliis Pentecostes// PL 38. Col. 1225–1229; Sermones CCLXVII–CCLXXI In die Pentecostes, I–V// PL 38. Col. 1229–1246; Sermo CCCLXXVIII In die Pentecostes// PL 39. Col. 1673–1674; Sermo CCLXXII In die Pentecostes postremus. Ad Infantes, de Sacramento// PL 38. Col. 1246–1248; Sermones CLXXXII–CLXXXVII In Pentecoste, I–VI // PL 39. Col. 2087-2096.

26 Sermo LXXV–LXXVII [Al. LXXIII–LXXV]. De Pentecoste I–III. // PL 54. Col. 400–415

27 Sermones LXXVIII–LXXXI [Al. LXXVI–LXXIX] De Jejunio Pentecostes I–IV// PL 54. Col. 415–422.

28 Homilia LVII. Dominica in Pentecoste// PL 110. Col. 255b–256c.

29 Homilia XXX. Habita ad populum in basilica sancti Petri apostoli, die sancto Pentecostes. // PL 76. Col. 1220a–1227c.

30 Homilia XI in vigilia Pentecostes// PL 94. Col. 189d – 197b; Homilia XII in octava Pentecostes // PL 94. Col. 197c-202d.

31 Стих (пре­иму­ще­ственно из псалма), пение кото­рого пред­ва­ряло и окан­чи­вало чтение Свя­щен­ного Писа­ния в Запад­ной Церкви. Ср. с про­ким­ном.

32 PL 48. Col. 846с.

33 Ска­бал­ла­но­вич М. Цит. изд. С. 463.

34 De spiritu sancto sive In pentecosten // PG 46. Col. 696–701.

35 In pentecosten (orat. 41) // PG 36. Col. 428-452.

36 De sancta pentecoste (homiliae 1–2), // PG 50 Col. 453–470.

37 In pentecosten (sermo 1, 2) // PG 52. Col. 803–809.

38 Homilia in pentecosten // PG 52. Col. 809–812.

39 In pentecosten (homilia 11) // Datema C. and Allen P. Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae [Corpus Christianorum. Series Graeca 17] Turnhout: Brepols, 1987. P. 347–365.

40 In pentecosten (homilia 13) (olim sub nomine Joannis Chrysostomi) // C. Datema and P. Allen, Op. cit. P. 397–406.

41 Pruche B. Op. cit. P. 250–530.

42 J. Grosdidier de Matons Romanos le Mélode. Hymnes, vol. 5 [Sources chrétiennes 283] Paris, 1981. P. 180–206.

43 Про­то­и­е­рей Г. С. Деболь­ский. Дни бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви. Т. 2. М., 1996 р . С. 256.

44 Архи­епи­скоп Фила­рет (Гуме­лев­ский). Исто­ри­че­ский обзор пес­но­пев­цев и пес­но­пе­ния Гре­че­ской Церкви. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 1995 р. С. 107.

45 In pentecosten (orat. 41) // PG 36. Col. 441.

46 In sanctum baptisma (orat. 40) // PG 36. Col. 392

47 De sancta pentecoste (homiliae 2) // PG 50. Col. 467.

48 Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]. «Палом­ни­че­ство по святым местам», изд. Помя­лов­ский И. // Пра­во­слав­ный Пале­стин­ский Сбор­ник 1889, 7, 2. С. 164–166.

49 Ста­ци­о­наль­ным (от лат. statio – «оста­новка») при­нято назы­вать род бого­слу­же­ния, при кото­ром разные чино­по­сле­до­ва­ния совер­ша­лись в опре­де­лен­ных местах города, а пере­ход от одной «стации» до другой совер­шался в виде бого­слу­жеб­ных шествий (лита­ний). Город, таким обра­зом, вос­при­ни­мался как единое бого­слу­жеб­ное про­стран­ство. Остат­ком этого типа бого­слу­же­ния явля­ются нынеш­ние «крест­ные ходы». Бого­слу­же­ние в Иеру­са­лиме (храм Гроба Гос­подня) и в Кон­стан­ти­но­поле (храм святой Софии) отно­сится к дан­ному типу. О раз­ви­тии этого вида бого­слу­же­ния в Кон­стан­ти­но­поле см. Тафт Р. Ф. Визан­тий­ский цер­ков­ный обряд. СПб., 2000; в Иеру­са­лиме – Крас­но­сель­цев Н. Бого­слу­же­ние иеру­са­лим­ской церкви в конце IV века // Пра­во­слав­ный Собе­сед­ник 1888, 11.

50 Цер­ковь, нахо­див­ша­яся на месте «муче­ния», рас­пя­тия Христа. Наряду с двумя дру­гими – храмом Вос­кре­се­ния (Гроба Гос­подня) и цер­ко­вью у Креста (на месте обре­те­ния Креста Спа­си­теля на Гол­гофе) – явля­лась основ­ным храмом для совер­ше­ния все­днев­ного и празд­нич­ного бого­слу­же­ния, важным эле­мен­том кото­рого были так назы­ва­е­мые «лита­нии» – шествия из одного храма в другой.

51 М. Ска­бал­ла­но­вич видит в этом след еще неуко­ре­нив­ше­гося обычая отдель­ного празд­но­ва­ния Воз­не­се­ния и счи­тает веро­ят­ным сов­мест­ное его чество­ва­ние в то время вместе с Пяти­де­сят­ни­цей. (См. Ска­бал­ла­но­вич М. Цит. изд. С. 295). Напри­мер, Эль­вир­ский собор (503) поста­но­вил празд­но­вать Пяти­де­сят­ницу на осно­ва­нии Писа­ния не в 40‑й, а в 50‑й день после Пасхи.

52 По нынеш­нему счету вре­мени – 4 часа вечера.

53 Ска­бал­ла­но­вич М. Цит. изд. С. 294–296.

54 Арранц М. «Око цер­ков­ное». М., 1999. С. 23.

55 Бла­жен­ный Авгу­стин Sermo CCLXXII. In die Pentecostes postremus. Ad Infantes, de Sacramento // PL 38. Col. 1246–1248.

56 Про­то­и­е­рей К. Кеке­лидзе. Иеру­са­лим­ский Кано­нарь VII века (гру­зин­ская версия). Тифлис, 1912. С. 108–110.

57 В Грузии до XI века сохра­ня­лась прак­тика, осно­ван­ная не на визан­тий­ском, а на древ­нем иеру­са­лим­ском бого­слу­же­нии. В начале XI века про­ис­хо­дит вытес­не­ние иеру­са­лим­ской литур­гии апо­стола Иакова кон­стан­ти­но­поль­скими – свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого и Иоанна Зла­то­уста, а в резуль­тате литур­ги­че­ской дея­тель­но­сти гру­зин­ских мона­хов Ивер­ского афон­ского мона­стыря пре­по­доб­ных Евфи­мия и Геор­гия († 1065) про­ис­хо­дит реформа по замене старых гру­зин­ских бого­слу­жеб­ных книг, вос­хо­див­ших к древ­ней иеру­са­лим­ской тра­ди­ции, на корпус книг кон­стан­ти­но­поль­ской тра­ди­ции. Основ­ным бого­слу­жеб­ным Типи­ко­ном в Грузии стал Устав, состав­лен­ный пре­по­доб­ным Геор­гием на осно­ва­нии Сту­дий­ского синак­саря, Устава Вели­кой Церкви и бого­слу­жеб­ных осо­бен­но­стей Афон­ских мона­сты­рей.

58 Там ука­зано только вет­хо­за­вет­ное чтение.

59 Mateos J. Le Typicon de la Grande Église. T. 1. Roma, 1962. Дмит­ри­ев­ский А. А. Опи­са­ние литур­ги­че­ских руко­пи­сей. Киев, 1895. Т. 1. С. 147–151.

60 Глав­ная черта Пес­нен­ного после­до­ва­ния про­яв­ля­лась в том, что наи­бо­лее важная роль в бого­слу­же­нии отво­ди­лась екте­ниям и свя­щен­ни­че­ским молит­вам; тор­же­ствен­ное анти­фон­ное псал­мо­пе­ние было вто­ро­сте­пен­ным. При этом для дан­ного типа бого­слу­же­ния харак­терно было прак­ти­че­ски полное отсут­ствие гим­но­гра­фии, за исклю­че­нием тро­паря и пол­ного кондака. Пес­нен­ное после­до­ва­ние пере­стает дей­ство­вать в сто­лице Визан­тии после взятия города фран­ками и вене­ци­ан­цами (1204 год). По воз­вра­ще­нии импе­ра­тора и пат­ри­арха в 1261 году, бого­слу­же­ние начи­нает отправ­ляться по новому Иеру­са­лимо-Сав­ва­ит­скому Типи­кону, кото­рый с тех пор явля­ется един­ствен­ным Типи­ко­ном почти всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. Пре­кра­тив­ше­еся в Кон­стан­ти­но­поле, Пес­нен­ное после­до­ва­ние с неко­то­рыми изме­не­ни­ями сохра­нится в Фес­са­ло­ни­ках до 1430 года, и его опишет в «Диа­логе» святой Симеон Солун­ский. См. Арранц М. Цит. изд. С. 37.

61 Нуме­ра­ция гласов в статье при­во­дится в соот­вет­ствии с тра­ди­цией Рус­ской Церкви; гре­че­ские же бого­слу­жеб­ные книги при­дер­жи­ва­ются древ­него визан­тий­ского деле­ния гласов на прямые a/, b/, g/, d/ (наши 1–4 гласы) и побоч­ные ??? (тяже­лый), pl. d/ (5, 6, 7 и 8 соот­вет­ственно).

62 Тер­ми­ном παννυχίς назы­ва­лось очень тор­же­ствен­ное бдение нака­нуне вели­ких празд­ни­ков, совер­шав­ше­еся после празд­нич­ной вечерни, и во время святой Четы­ре­де­сят­ницы, совер­шав­ше­еся после еже­днев­ной Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. В X веке пани­хида слу­жи­лась около 30 раз в год и состо­яла из псалма 90 (вход­ного), 3 анти­фо­нов (псалмы 119, 120, 121) с 5 молит­вами и заклю­чи­тель­ного 50 псалма. После пани­хиды тор­же­ственно пелся полный кондак (со всеми ико­сами).

63 Кре­ще­ние в X‑XI веках в святой Софии совер­ша­лось пат­ри­ар­хом 5 раз в год: 3 раза в малом бап­ти­сте­рии (видимо, мла­ден­цев), в том числе в Пяти­де­сят­ницу, и 2 раза в боль­шом (взрос­лых). См. Арранц М. Евха­ри­стия Востока и Запада. М., 1999. С. 37.

64 Корот­кий фелонь (купо­ло­об­раз­ный плащ) являлся древним обла­че­нием чтеца и певца, обя­за­тельно упо­треб­ляв­шемся на бого­слу­же­нии в Греции до XIV века, а на Руси – до XVI века. Впо­след­ствии он стал наде­ваться только при хиро­те­сии во чтеца. См.: Чинов­ник архи­ерей­ского свя­щен­но­слу­же­ния. Ч. 1. М., 1982. С. 203.

65 Поется на 8 глас.

66 В поне­дель­ник – вос­по­ми­на­ние избав­ле­ния от зем­ле­тря­се­ния, во втор­ник – память архан­ге­лов Миха­ила и Гав­ри­ила, в суб­боту – память Бого­ро­дицы и Ее роди­те­лей.

67 Сту­дий­ская тра­ди­ция харак­те­ри­зу­ется раз­ви­тием обиль­ной миней­ной и три­од­ной гим­но­гра­фии (стихир, кано­нов), не свой­ствен­ной кафед­раль­ному бого­слу­же­нию, а типич­ной для мона­стыр­ской прак­тики.

68 Сохра­нился в двух редак­циях: ранней (X–XIII века) и позд­ней (сере­дина XIII века). См. Пент­ков­ский А. М. Типи­кон пат­ри­арха Алек­сия Сту­дита в Визан­тии и на Руси. М., 2001. С. 124.

69 Дмит­ри­ев­ский А. А. Опи­са­ние литур­ги­че­ских руко­пи­сей. Киев, 1895. Т. 1. С. 250. Пент­ков­ский А. М. Цит. изд. С. 128.

70 Сохра­нился в руко­писи XII века. Дмит­ри­ев­ский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 593–600.

71 Состав­ная часть бдения, на кото­рой испол­ня­ется канон.

72 Седа­лен и кондак с икосом сов­па­дают с нынеш­ними.

73 По мнению М. Ска­бал­ла­но­вича, нынеш­няя сти­хира на И ныне: «При­и­дите, людие, Трии­по­стас­ному Боже­ству покло­нимся», как и все прочие пес­но­пе­ния, посвя­щен­ные не соше­ствию Свя­того Духа, а про­слав­ле­нию Святой Троицы, не пелись в этот день по при­чине того, что празд­но­ва­ние Дня Пре­свя­той Троицы совер­ша­лось не на Пяти­де­сят­ницу, а отдельно. (См. Ска­бал­ла­но­вич М. Пяти­де­сят­ница. Киев, 1916. С. 166). Сейчас, напри­мер, это имеет место в Запад­ной Церкви, где День Святой Троицы празд­ну­ется в 1‑е вос­кре­се­нье после Пяти­де­сят­ницы. По Евер­ге­ти­дскому Уставу сти­хира При­и­дите, людие назна­ча­ется во втор­ник попраздн­ства Пяти­де­сят­ницы.

74 Номер псалма не ука­зы­ва­ется: судя по первым словам, это может быть псалом 9, 110 и 137.

75 По мнению М. Ска­бал­ла­но­вича, отмена поли­е­лея, являв­ше­гося по этому уставу обя­за­тель­ным эле­мен­том бого­слу­же­ния боль­шин­ства вос­крес­ных дней зим­него пери­ода и вели­ких празд­ни­ков, бывает «для сбе­ре­же­ния сил на вечерню сле­ду­ю­щего дня». Ска­бал­ла­но­вич М. Пяти­де­сят­ница. С. 167.

76 С уточ­не­нием, что Еван­ге­лие чита­ется 9‑е вос­крес­ное и отсут­ствием ука­за­ний о текстах и сти­хире по 50‑м псалме.

77 OMILIA NA ??? // PG 59. Col. 283–288.

78 Дмит­ри­ев­ский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 597–600.

79 Пент­ков­ский А. М. Типи­кон пат­ри­арха Алек­сия Сту­дита… С. 234–235, 272–276.

80 Пент­ков­ский А. М Сту­дий­ский устав и уставы сту­дий­ской тра­ди­ции // ЖМП. М., 2001. No5. С. 69–80.

81 Коли­че­ство тро­па­рей каж­дого канона не ука­зы­ва­ется.

82 Ср. окон­ча­ние пан­ни­хис в Евер­ге­ти­дском Уставе.

83 Пент­ков­ский А. М. Сту­дий­ский устав… С. 69–80.

84 Дмит­ри­ев­ский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 248.

85 Про­то­и­е­рей К. Кеке­лидзе. Литур­ги­че­ские гру­зин­ские памят­ники в оте­че­ствен­ных кни­го­хра­ни­ли­щах и их науч­ное зна­че­ние. Тифлис, 1908. С. 228–313.

86 Пент­ков­ский А. М. Сту­дий­ский устав… С. 69–80.

87 Пент­ков­ский А. М. Сту­дий­ский устав… С. 69–80.

88 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969.

89 Этот гре­че­ский мона­стырь был осно­ван мона­хом Иоси­фом в конце XI века около Отранто и полу­чил типи­кон от тре­тьего своего игу­мена Нико­лая (2‑я поло­вина XII века).

90 Arranz M. Le Typicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine. Codex Messinensis gr. 115. Roma, 1969. Р. 283. Пент­ков­ский А. М. Типи­кон пат­ри­арха Алек­сия Сту­дита… С. 128–129.

91 Осно­ван Вар­фо­ло­меем Симе­рий­ским, воз­об­но­вив­шем Мес­син­ский мона­стырь, в Калаб­рии в начале XII века.

92 Пент­ков­ский А. М. Типи­кон пат­ри­арха Алек­сия Сту­дита… С. 129.

93 Дмит­ри­ев­ский А. А. Цит. изд. Т. 1. С. 889–892, 912.

94 Пент­ков­ский А. М Сту­дий­ский устав… С. 69–80.

95 Ска­бал­ла­но­вич М. Пяти­де­сят­ница. Киев, 1916. С. 168–169.

96 Устав М., 1610. Л. 185 об.

97 Устав М., 1610. Л. 185 об.–192.

98 Устав. М., 1641. Л. 88 об.–92 об.

99 Ска­бал­ла­но­вич М. Пяти­де­сят­ница. С. 169–170.

100 Τυπικὸν τῆς τοῦ Χριστοῦ Μεγάλης ᾿Εκκλησίας ομοῖον καθή ὅλα. [б. г.].

101 Проски­ни­та­рием назы­ва­ется особо устро­ен­ное для празд­нич­ной иконы место в храме. (Ср. с ана­лоем).

102 Афон­ская осо­бен­ность бого­слу­же­ния. Почти за каждой вечер­ней поется молеб­ный канон Бого­ро­дице.

103 На Афоне в храмах име­ется мно­же­ство све­тиль­ни­ков, и суще­ствует слож­ная система воз­жже­ния свечей на них во время бого­слу­же­ния. Хорос – метал­ли­че­ский обруч диа­мет­ром чуть меньше купола храма, на кото­рый ста­вятся свечи раз­ного раз­мера. В опре­де­лен­ные моменты службы хорос для при­да­ния тор­же­ствен­но­сти бого­слу­же­нию рас­ка­чи­ва­ется.

104 ???, 1997. Пер.: Свя­то­гор­ский Устав. Свято-Тро­иц­кая Сер­ги­ева Лавра, 2002 р. С. 183, 184.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки