ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О БОГОСЛОВИИ ДЕЯТЕЛЬНОМ

Приступая к обозрению и начертанию богословия деятельного, нужно предварительно раскрыть определение его, указать причину, или источник, подлежащее, предмет, цель, начало историческое и изменения в разные времена, начало познавательное, образ наставления в нем, его состав и пользу.

Определение богословия деятельного

Богословие деятельное есть деятельная божественная наука, которая учит тому, как восстанавливать в человеке образ Божий, или возращать «сокровенного сердца человека» (1Пет. 3:4) «в мужа совершенного, в меру возраста Христова» (Еф. 4:13).

Эта наука является деятельной не потому только, что она рассматривает истины деятельные, но и потому, что эти истины в человеке, который принимает их, должны быть живы, деятельны, плодотворны1. Эта наука божественна, потому что всецело происходит от Бога. Он есть и Образец для нашей деятельности2, и Творец истины, или Св. Писания, из которого заимствуется вся эта наука; Он есть источник всех наших сил3 и Виновник всех добрых действий4. Образ Божий, или «сокровенный сердца человек», рассматривается этой наукой постольку, поскольку св. писатели говорят о том, что в нем пребывает семя Божие5, сила Божия, или Христова (2Кор. 13:4; 2Кор. 12:9), что он имеет «начаток Духа» (Рим. 8:23) и Дух Божий, или Христов6, что в нем – Христос7, то есть рассматривается, каким образом этот «сокровенный сердца человек» должен родиться, действовать и постепенно возрастать, усовершенствуясь в божественной деятельности.

Творец

Первый и единственный Творец и Источник богословия деятельного есть Бог, а именно Бог Отец, Который всех научает и от Которого все научаются8, Бог Сын, «Который сделался для нас премудростью от Бога» (1Кор.1:30; Мф. 23:8), Бог Дух Святой, наставляющий «на всякую истину» (Ин. 16:13–15).

Подлежащее

Это столь сокровенное учение с точностью постигают и с успехом преподают люди духовные; душевный же человек ни принять, ни уразуметь его не может9. Средний между ними – тот, кто из душевного, или рабского состояния истинно и желает, и старается перейти в состояние свободы духовной. По мере желания и усилия и этот последний при содействии Духа Божия может приобретать и постепенно приобретает способность разуметь духовные истины и уразумение их доказывает действиями, составляющими жизнь в Боге.

Предмет

Существенный предмет богословия деятельного состоит в том, чтобы показать, как «сокровенный сердца человек» должен родиться и приходить «в возраст мужа совершенного», т.е. как соделать христианина способным к произведению всех добрых действий по духу и по телу.

Цель

Единственная и конечная цель всей христианской деятельности, равно как и Творец ее, есть Бог. Иисус Христос молил Отца Своего, чтобы этой цели достигли все верующие10, а сколь она высока и совершенна, открыли и изведали собственным опытом пророки11 и апостолы12. Посредствующая же цель, ведущая к достижению этого бесконечного конца, есть совершенство, в которое Божий, или «сокровенный сердца человек» должен приходить постепенно13.

Начало историческое

Божественная деятельность по древности своей современна человеческому роду. Ибо она есть тот живой образ Божий, которым облечен был первый человек. Но когда он отпадением от Бога повредил в себе Божественное начертание божественного, или совершенного человека, тогда очертания его стали передаваться различными образами и в различных видах.

Судьба богословия деятельного в разные времена

Во времена патриархальные

Патриархам черты сего образа сообщаемы были посредством устного предания, но большей частью непосредственно Самим Богом, и заключались в словах: «ходи пред Богом» (Быт. 5:24, 17:1).

Во времена подзаконные

Когда употребление письменности сделалось необходимым, тогда изображение совершенного человека, написанное рукой его Первообраза на двух каменных скрижалях и заключенное в десяти заповедях, объяснено было Моисеем и разнообразно представлено последующими священными писателями. Во псалмах оно описано возвышенным, но удобопонятным образом; в книге Екклесиаста – в виде образов и сравнений; в Притчах и книге Сына Сирахова – в виде кратких и назидательных изречений; в Песни Песней – в образе таинственном; в жизнеописаниях пророков – в виде подвижничества или созерцания.

Во времена апостольские

Всесовершенный образец совершенного человека явился, наконец, в Сыне Божием, Который прошел все возможные для человека искушения, изменения и возрасты, освятил их примером Своим и показал, как должно проходить их сынам человеческим. Черты этого общего для всех образца, с присовокуплением некоторых частных подробностей, в соответствии с различными понятиями и состояниями человеческими, раскрыли в своих посланиях апостолы.

Во времена отеческие

Примеру апостолов последовали мужи апостольские и Отцы Церкви. Деятельное учение излагалось у них большею частью совокупно с догматами веры, как-то: в посланиях св. Климента Римского, свв. Игнатия и Поликарпа; в творениях святого Иустина; в «Наставнике» и «Строматах»14 св. Климента Александрийского. Впрочем, некоторые из них, а именно Тертуллиан, Ориген, Лактанций, свт. Киприан и свт. Кирилл Иерусалимский излагали его и отдельно от учения созерцательного. Главная истина, положенная ими в основание деятельной христианской жизни, состоит в следующем: стой за Христа даже до уз и смерти. Святые Отцы с IV века до исхода VII-го более всего старались побудить к умерщвлению плоти для Христа. Сюда относятся «Правила для подвижников» свт. Василия Великого, жизнеописание Моисея, написанное свт. Григорием Нисским, многие из стихотворений свт. Григория Назианзена и особенно главы прп. Антония Великого, беседы и слова прп. Макария Египетского, поучения прп. Ефрема Сирина. Другие же из Отцов IV века, а именно: сввт. Афанасий, Иоанн Златоуст, Амвросий и блж. Августин учили применительно к различным состояниям и обязанностям тот или иной класс людей. С V века до разделения Церкви на Восточную и Западную мы уже находим меньше наставников в правилах чистой нравственности. Из них достойны замечания: прп. Исидор Пелусиот, свв. Григорий Великий, Исидор Испалийский. К ним можно причислить прпп. Марка Пустынника, Кассиана, Нила, Исаака Сирина, Диадоха, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника и некоторых других. Число Отцов Восточных после X века восполняют: прп. Симеон Новый Богослов, свт. Григорий Палама.

Развитие сего учения в Западной Церкви

С X века до времен схоластических15 нравственное учение разнообразно изменялось у номиналистов и реалистов16. Народ же и некоторые из людей знатнейших считали, что главная христианская обязанность – посещать святые места и потом вооружаться под крестом для освобождения Святой земли от врагов Христовых. Во времена схоластические оно облекалось в различные виды у схоластиков, моралистов, казуистов17 и мистиков. Употребление индульгенций в те времена ввело странное обыкновение, положенное в основание их деятельности: искупать грехи деньгами, вкладами и т.д. После преобразования Западной Церкви нравственное учение стали излагать отдельно от догматов веры. Георгий Каликст первым вступил на это поприще. Ему последовали Буддей, Гоорнбек и другие. Но в то же время оно являлось в форме аскетической, мистической, теософской, философской, канонической, в форме собеседований, состязаний и др. Главным и достаточным для спасения правилом жизни в эти времена паписты считали дела, другие же и почти все, отделившиеся от них общества, – веру.

Развитие богословия деятельного в Церкви Российской

В нашей Церкви учение о христианской деятельности и особенно учение аскетическое распространялось в прошедшие века посредством переводов Восточных Отцов, которые собраны в книге, названной «Добротолюбие». В сочинениях блж. Августина, переведенных в ближайшие к нам времена, содержится богословие таинственное и многие предметы нравственности; в нынешних же переводах богословия Шуберта, творений Еккартсгаузена, Штиллинга и других находим не совсем чистое учение. Сочинения отечественных писателей – прп. Нила Сорского, аскета и мистика XV века, свт. Димитрия Ростовского, писателя в некоторых местах таинственного, и свт. Тихона Воронежского, – имеют на себе печать древней простоты. В училищах преподавание богословия деятельного отдельно от созерцательного началось весьма недавно, и именно в наши времена. Первые опыты сего рода находим в «Деятельном богословии» Феофилакта и в книге «О должностях священников приходских».

Начало познавательное

Все истины, познаваемые в этой жизни, мы заимствуем или из собственной природы – внутренней и внешней, или из природы существ и вещей, находящихся вне нас, или из природы Божественной. Истины, которые мы приобретаем, созерцая собственную природу и природу существ, находящихся вне нас, весьма мало способствуют обретению истинных и надежных правил жизни, как то показывают и история философии, и собственные ежедневные опыты; и потому они могут служить лишь началом отрицательным, т.е. могут также показывать нам потребность высшего начала деятельности и побуждать к исканию его. Поэтому существенным основанием и верховным правилом, которым человек должен руководствоваться в своих поступках, должна быть Божественная истина, которая или открыта всему человеческому роду через пророков и апостолов18, или сообщается через избранных Божиих – истинную Церковь Христову19, или непосредственно открывается некоторым людям20. Начало же богословия деятельного как науки может быть выражено словами Иисуса Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Образ наставления в богословии деятельном

Образы наставления в богословии деятельном, основанном на этом неподвижном начале, в зависимости от степени просвещения и состояния наставляемых могут быть различны. Для тех, кто наставляется в нем во спасение не только свое, но и других, и особенно в такое время, когда нужно сокрушить владычество кичливого ума, необходимо систематическое наставление, в котором все истины учения, как члены одного тела, движимые одной силой и направляемые к одной известной цели, находятся между собой в непрерывной взаимной связи.

Состав богословия деятельного

Все нравственные, или деятельные истины относятся либо к лицу, наставляемому в деятельной жизни (субъект); либо к разным действиям, из которых она составляется (предмет деятельности); либо к различным обстоятельствам, с которыми действующий и его действия должны сообразоваться (образ деятельности). Таким образом, в состав богословия деятельного входят три части:

1. Христианское нравоучение, которое показывает образ зачатия, рождения и возрастания внутреннего, или «сокровенного сердца человека».

2. Божественное правоведение, показывающее действия, к исполнению которых «сокровенный сердца человек» обязывается законом Божественным.

3. Христианское благоразумие, которое показывает, как «сокровенный сердца человек» при известных обстоятельствах должен действовать, чтобы известнейшим путем и самому прийти, и других привести «в меру возраста исполнения Христова».

Польза

Христианская деятельность плодотворна, и плоды ее, конечно, не противоречат тому намерению, с которым Дух Святой через пастырей и учителей передал Церкви Свое учение. Это намерение состоит в совершении христиан в их взаимном служении и в созидании тела Христова21.

Итак, богословие деятельное преимущественно нужно тем, кого Церковь Божия носит и питает в лоне своем. Ибо для них необходимо и служение общее, и служение божественное, первое – как христианам, второе – как пастырям.

* * *

1

«Любовь ко всем святым, которая пребывает у вас, приносит плод и возрастает между вами с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Посему мы не перестаем молиться о вас и просить, чтобы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол.1,4–10). «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3,17–18).

2

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

3

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17,24–25).

4

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2, 12–13).

5

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3, 9).

6

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8, 9).

7

«Святым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1, 26–27).

8

«У пророков написано: «И будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне"" (Ин. 6, 45).

9

«Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2,12–15).

10

«Молю... и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, … да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им;…да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин.17, 20–23).

11

«Что для меня на небе? И без Тебя чего желать мне на земле» (Пс.72, 25).

12

«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп.3, 8).

13

«Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим. 3, 17). «Все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4,12).

14

«Строматы (греч. – узорчатые ковры) – сочинения, в которых мысли языческих поэтов и философов сопоставляются с христианским учением и показывается превосходство христианства.

15

«Схоластика (от греч. – школьный ученый) – тип религиозной философии, распространенный в Западной Европе в IX-XV вв. Логические формы Аристотеля и античную литературу она употребляла для утверждения христианских истин; чуждая учения Св. Отцов, она способствовала раскрытию католических догматов.

16

«Номиналисты – в противоположность реалистам утверждали, что общие понятия существуют не в действительности, а только в именах и представлениях.

17

«Казуистика – рассмотрение отдельных случаев в их связи с общими принципами (права, морали и т. д.). В католицизме – учение о пределах и мерах греха в различных ситуациях.

18

«Священные писания могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим. 3, 15–16). «Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет. 1,19). «Я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга» (Рим. 15,14).

19

«Сие пишу тебе, чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 14–15).

20

«Иисус сказал ему: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня"" (Ин. 14, 6).

21

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями на дело служения, для созидания Тела Христова... составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, для созидания самого себя в любви» (Еф.4,11–12,16).

Комментарии для сайта Cackle