ДОБРОТОЛЮБИЕ
Том четвертый

Добротолюбие (Филокалия) на греческом языке. Том 4

Предисловие Очерк жизни св. Феодора Студита

Св. преподобный Феодор Студит

ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ МОНАХАМ НАСТАВЛЕНИЯ

1. Сколь высоко служение иноческое... 2. Не мудрствовать о себе высокая... 3. Бодрствуйте: ибо враг не дремлет, – в утешение и пастырю... 4. Помните смерть и отчет и ревнуйте об обетах... 5. Соревновать друг другу в добром, но не в худом... 6. Против похоти; ибо этим огнем огонь вечный возжигается; и смерть может застать на деле... 7. Высоко звание; благодарить хранением обетов... 8. Не ослабевайте: труд мал; воздаяние безмерно... 9. Поле души очищать, засевать, орошать, чтоб плоды духовные приносила... 10. Господь сшествует, – терпите; – и чем подкрепляться... 11. Враг воздымает страсти; но противьтесь и одолеете; Господь помощник... 12. Идем отсюда... т.е. из области страстей, чрез воздержание чрева, очей, языка, слуха, рук и ног... 13. Вставание; утреня; первый час; работы... 14. К Богу устремитесь, и все другое ни во что вмените... 15. Убежали от мiра; но не убежали от волнений страстных, врагами воздымаемых: внимать надо и противостоять... 16. Видя преуспевание ваше, радуюсь; но боясь, не остановились бы, молю, не пресекайте течения, уклоняясь от всего неподобного, и ревнуя о всем должном... 17. За чем вышли из мiра? Чтоб очиститься; и блажен, кто живет в духе сей жизни, особенно в вере настоятелю... 18. Прехвально общежитие; и блажен кто живет в духе его... 19. Паче и паче преуспевай каждый в своей добродетели; послушливый в послушании; смиренный в смирении; трудолюбивый в трудах... 20. Радуют меня ваши успехи... в ком смирение, в ком... (перечисляет иноческие добродетели)... 21. Будьте в добром, – и врага не пускайте к себе, чтоб он завопил: все злы стали... 22. Все от Бога; однако же требуется и наше усилие, чтоб хранить и подвигаться вперед... 23. Противьтесь врагу, страсти воздвигающему... 24. Против распаления страстей слово Божие, блюдение чувств, паче зрения, недавание покоя плоти: блюдись; пал ты после крещения, не пади и после обетов схимы... 25. Побеждающим страсти – венцы, поддающимся им – муки; если вы в первом ряду, – добре, если во втором, поспешите исправиться... 26. С высоты иноческого жития воззрев на мiр, видите море суеты волнующееся; радуйтесь же, что избавились от сего... 27. Много трудов и терпения требуют дневные службы церковные, скудость в содержании, исполнение правил общежития, штрафы и епитимии; но как это ко спасению, и за это венцы; то мужайтесь... 28. Вы, как добрая земля, кто такой, кто другой добродетели плод приносите... 29. Мало-мало, и исход отселе; но да будет он у нас с добрым напутием... 30. Во избежание переменчивости подчиняться уставу общежития, исключающему всякую отособленность в братиях, ровно всех держащему в деланиях, и тем обезопашивающему от падений... 31. Что ни потерпим здесь, там будет воздаяние неописанное; будем же тещи не леностно трудным путем нашим, в след святых, прошедших им, кои такие же были люди, как и мы... 32. Путь царский – все делать по уставу; отступающий уклоняется или в излишество, или в умаление; позволительно и отступление, но с ведома игумена, без чего оно не кончается добром... 33. При ведении из слова Божия, как жить, надо воспоминать жития святых, кои делом то исполнили, – начиная страхом Божиим и кончая глубоким смирением... 34. Для предупреждения возмущений против порядков, надо давать знать настоятелю, как только заметит кто замыслы и стачки... 35. Проявления действий в нас духа Божия, и духа лестча, указываемые с тем, чтоб зная то, о первых ревновали, а от вторых отвращались... 36. Подвиги необходимы; но как за всякий есть свое воздаяние, то они не удерживают мудрых от преуспеяния... 37. При вере и любви ко мне будьте работящи; распорядители работ распоряжайтесь разумно и подчиненные исполняйте то верно... 38. Образ жизни в послушничестве выше всех: его и Господь избрал... 39. Предзрите Господа пред собою, да не подвигнетесь ни на что худое; нудьте себя на добро, поминая об исходе, и паче о страшном суде и его решении... 40. Страх Божий отвращает мечи врага нашего... 41. Относясь к эконому, как к самостоятельной власти, вы вводите двоевластие и разделение; а при разделении власти царство не станет... 42. Четыредесятница требует воздержания не телесного только, но и душевного... 43. Ублажаются общежительные труженики: радуйтесь! 44. Страх за себя по поводу настоятельства... 45. Бесы увлекают чрез возбуждение страстей, и губят: бороться надо... 46. Призваны мы к высокой жизни: но так ли живем, как вознамерились сами, и как другие ожидают? 47. Будь тверд в воспринятой жизни, и сам себя не лишай радостей, предлежащих тебе... 48. Вот-вот смерть: готовьтесь, очищая себя от страстей... 49. Картина страданий ради нас спасителя: слава и благодарение Ему! 50. Урок при виде умершего: не о теле, а о небе пещись... 51. Все в обители трудятся, привнося свою жертву в общее; почему делаемое от монастыря всякому присвояется... 52. Братолюбие да пребывает; спаситесь все, очищая себя; бегайте многоречия и смехов; больно мне слышать, когда что неисправно у вас... 53. Отлучаюсь, но душу оставляю с вами; будьте и без меня, как были при мне... 54. Благоугождайте Богу; друг о друге пекитесь, не себе угождая; не будьте мудры о себе; единодушны будьте... 55. Выражает свое благоволение к ревностным труженикам и просит ревновать и о духовных деланиях, и о монастырских послушаниях... 56. Новоначальным сильны искушения, по причине остатка грешных пристрастий и привычек... 57. В войне состоим: я, как военачальник, речью возбуждаю вас: стойте... 58. Поминаю смерть и все бывающее тогда, и молюсь, чтоб дано было мне очиститься и не испытать огня, вы же радуйтесь, взирая на воздаяние, хотя настоящее ваше и скорбно... 59. Побыв среди суеты мiрской, возблагодарил я Бога, что мы с вами убежали оттуда... 60. Встаньте и взыщите исцеления у всеврача Господа... 61. Преполовение Великого поста; потрудились, видим плоды: милость Божия; возблагодарив устремимся далее... 62. Положение ваше благоустроено: блюдите его... 63. Отпраздновав, пасху, пойдем далее в духе четыредесятничного времени, чтоб не растратить стяженного, в продолжении его, а умножить... 64. Высокого сподобились мы звания; будем радоваться, благодарить, и действовать, всякой труд ради его подъемля, и все претерпевая... 65. Помышляя, что претерпели Пророки, Апостолы и другие Святые Царствия ради Небесного, возревнуем... 66. Богом поручены вы мне; почему ревную учить вас... 67. Любя вас, радуюсь, когда преуспеваете, и скорблю, когда вижу какое настроение... 68. Мiр в суетах ничтожных; наши же цели высоки, и труды многоплодны... 69. Надо терпеть все, что приходится встретить неприятного; и будем достойны стать в сонме страстотерпцев... 70. Чего требует от вас Бог? Отречения от своей воли и покорности единой воле настоятеля; потому не дерзайте особиться от других ни в чем, даже добром... 71. Причины греха – гордость и непослушание; и от них всякое горе: напротив от смирения и послушания – всякое благо... 72. Как спасительны епитимии, и другие меры исправления? Они путь в рай... 73. Тяжек и прискорбен путь; но за то ожидают утешения безмерные: потерпим... 74. Когда царь зовет на вечерю, все спешат. Нас позвал Царь небесный; как не спешить, все перенося: не будем же малодушествовать, а бодро бороться со всем... 75. Видя плоды доброго, по нашему чину, жития, строже держитесь его: и сделаетесь селением бога триипостасного... 76. Кто свято живет, у того всегда праздник. Хотите ли сего? Будьте ревностны о богоугождении, и все терпите за него... 77. Многоволненна жизнь; но во 1-х молитесь, чтобы кормчий ваш был бодрен и мудр; потом веселите себя упованием достигнуть благого конца... 78. Как при приближении арабов всячески заботимся, как бы не попасть им в руки так будем блюстись от мысленных врагов, облекшись в оружия духовные... 79. Время бежит: надо внимать, как вы и делаете, особенно заботясь о смирении и кротости, Христу подражая... 80. Хвалю послушливость вашу: и пребудьте таковы; и раздаятели потреб и послушаний, – и получатели их действуйте богобоязненно... 81. Страшнее меча восстание страсти будем внимать, ограждая себя заповедями и вооружаясь отвращением... ко греху... 82. Брат ушел. Отчего? Себе не внимал и помыслам прельстительным поддался; если б внимал себе, псаломские внушения вразумили бы его; и воля не тверда была... 83. Ничто да не отлучает нас от любви Божией; но пребудем в подвигах и добродетелях, пока достигнем в меру Христову... 84. Кто не тако нечестивии? Все, дурно живущие; особенно же недовольные скудным содержанием монастырским, в противность обетам... 85. Горько, что еще двое ушли... 86. Утешаюсь твердостью вашей и постоянством; преуспевайте и еще, нудя себя, – и благословение Божие будет на вас; те же, кои не таковы – не Божии... 87. Отрекшись от мiра, и опять к нему воззревая, – и неразумно и пагубно поступаете вы: отрезвитесь же, прошу... 88. Радуюсь, что вы благоустроились; но это не мое дело, а дар Божий; радуюсь же я, потому что мы едино с вами: Господь да хранит вас, и да поможет вам преуспевать... 89. Вняв званию Божию, подобно Аврааму, оставили вы все: не тужите же, но надеждою воодушевляясь, переносите все: впереди венцы... 90. Как на мне долг – всегда воодушевлять вас на брань: так на вас – всегда стоять во всеоружии духовном и бороться... 91. Весна настала: блюдитесь, советую воздерживаться от вина, не есть досыта, и в город ходя быть осторожными, и оттуда не заносить в обитель мiрских речей... 92. Отсечение своей воли наша первейшая добродетель... 93. В добре подвизаетесь во всем; велик труд, но воздаяние больше; преуспевайте же паче и паче... 94. Зачем пришли мы в обитель, знаете: не допускайте же ничего противного тому... 95. Мы – воинство Христово: смотрите, наготове ли всеоружия ваши; ибо враг не дремлет, – и боритесь... 96. Будем поминать, что были мы прежде, как позваны и каковы теперь; – и благодарить Бога и словом, паче же исправностью жития... 97. Вы несомненно наследуете блаженство вечное за ваше от мiра отречение, мученическое послушание и борьбу со страстями и врагами невидимыми: стойте же... 98. Мы бедны; но Бог питает нас; благодарение Ему; но и нам не следует лежать; но да работает каждый по своему послушанию: тогда и Бог умножит малое наше... 99. Поучения не бесполезны: они пробуждают спящих, а бодрствующих укрепляют и руководят... 100. Тяжело управлять; но ради Господа, ради нас пострадавшего до смерти крестной, терплю; терпите и вы... 101. Призваны мы трудами, лишениями и прискорбностями очиститься от грехов... 102. Ублажаю вас за ваше искреннее и успешное пребывание в подвигах общежития... 103. Мысли и чувства, слова и дела в мiре, совсем иные от тех, кои у нас: мы все это держим так, как бы находились в раю... 104. На мне долг говорить, на вас – слушать... 105. Время теперь льстивое (весна); держите тело в руках... 106. Будем все терпеть в надежде блаженства вечного, по слову и примеру св.Павла... 107. Ныне четыредесятница: благоустройся же каждый, как она требует... 108. Не допустим разленения помня, что Богу работаем, который и воздаст по усердию и ревности... 109. Ревностно и всесильно ищите не земного: Бог благословит... 110. По общению вашему добро каждого переходит на всех, и добро всех на каждого... 111. Поучения говорятся, чтоб вы, слушая их, исправлялись, а вы все такими же остаетесь: перестаньте же быть так мало внимательны, и деятельны... 112. Духовный у нас бег: кто зрители? На что должно быть обращено внимание бегущих? Кто образцово бежит? 113. Доброе положили вы намерение; но это не избавляет вас от искушений врага, кои и испытываете... 114. Будем возделывать души свои, делая в духовном смысле все, что делает земледелец, возделывая поле свое... 115. Отвергши все похотное и гневное, прилепимся к Господу, работая Ему не ложно в делах нашего послушнического звания... 116. По случаю убежания неких: стойте и совершенствуйтесь, всячески опасаясь действовать по своей воле, даже и в добром... 117. Опять убежавшие. – Как избежать такого падения? 118. Подвиги кратки, но блага за них вечны; сласти греховные мимолетны, но муки за них бесконечны: их не миновать нерадивым... 119. Вышли мы из мiра: что дивного, если страждем в мiре? Но это не вред для нас, а способствование... 120. В жизни нашей духовной будем отображать черты жизни Господа на земле во плоти... 121. Никто ни особься, и веры к отцу своему не теряй; врага же, искусного изобретателя зла, не слушайте... 122. Путники, смотря на конец пути, охотно переносят все трудности, встречаемые на пути: как и нам надо все терпеть царствия ради небесного... 123. О чем друг пред другом ревновать должно, чем друг друга превосходить, и в чем друг с другом согласоваться... 124. Будьте во всем исправны, и внутреннем и внешнем... 125. Держитесь заповедей Божиих и порядков наших, подражая древним, – все как один человек... 126. Оставив земное, устремляйтесь к небесному, борясь особенно против гнева и похоти... 127. Радуюсь, что опять собрались вы от рассеяния и благоустроились, как должно... 128. Вы живете добре; и да не будет среди вас ни одного худонравного... 129. Всех приглашает Бога благодарить, что изведен из темницы... 130. За тем оставили мы все, чтоб благоугождать Богу... 131. На пути в обитель молитв о себе просить, и им помощи Божией желает в трудах их: ибо жатва... 132. Софронию внушает – смотреть за исполнением отеческих уставов: ибо от этого всякое добро, а от противного всякое зло... 133. Труды наши не велики, а награды безмерны... 134. Будьте во всем исправны, чтоб послужить доброю закваской для имеющих поступить в обитель после вас; имейте Бога пред очами, смерть и решение Суда Божия: отыдите, или придите... 135. Подвизайтесь, помня об исходе и суде: причем указываются благопотребные деяния и особенно, что потребно для борьбы с похотью плотской... 136. Вопросами о том, в каком положении у них достодолжное, и не уклоняется ли кто на недолжное, приводить на память весь строй обязательной жизни... 137. Наставления, как, во время жатвы, службы совершать, подкреплять себя пищей и отдыхать, как ночь проводить и как вообще вести себя... 138. Услышав добрые о братиях вести, радуется, и внушает паче преуспевать, изображая, как должны действовать начальствующие; и каковы быть все братия... 139. Страх Божий и любовь возжигают ревность и держат на добром пути; не имеющие же; их предаются нерадению и падают... 140. Скорбит о нарушающих обеты и оставляющих обитель, и всячески убеждает их возвратиться на добрый путь и пребывать твердыми в иночествовании... 141. Убеждает оставить свое мудрование и свою волю, и с верою предаться руководству, для прочного преуспеяния в должной жизни... 142. Приглашает радоваться, что проходят жизнь нищенскую, полную лишений и скорбей, при подвижнических трудах, с оставлением всего мiрского; потому что это верный путь к наследию Царства Небесного... 143. Сравнивает подвижничкскую жизнь с бегом на ристалищах, и подробные дает наставления, как успешно кончить сей бег и награду получить... 144. Возревнуем о всякой добродетели, от всего же недоброго будем блюстись, особенно такого, какое кажется добрым... 145. Жизнь терпеливая в общежительном послушничестве; есть настоящее мученичество... 146. По случаю землетрясения напоминаете о потрясении неба и земли в последний день и дает соответственное тому наставление... 147. Паче и паче преуспевать будем, во всякой добродетели, ревнуя и всего недоброго избегая, и подвигами Ангельского общежительства украшаясь, по примеру св... отцов и в чаянии великих обетований... 148. Доброе трудно прививается к нам, а худое удобоприемлемее... 149. Обличает уступающих внушениям врага и падающих, и убеждает противостоять им, обнадеживая помощью Господа... 150. Определив, что мы, зачем мы, где мы и куда отойдем, изображает решение страшного суда и участь десных и шуих, и выводит назидательный урок... 151. Из того, как приготовляются к состязаниям на мiрских зрелищах выводить наставления и для подвизающихся в духовной невидимой брани... 152. Примером земледельца, пловца, купца, путешественника возбуждает ревновать о стяжании благ духовных... 153. Указывает, как блаженно работать Господу; и помянув, что и братия для этого вступили в обитель, оставив все, воодушевляет их словом Господа: ищите и обрящете... 154. Помянув, как тяготит его бремя настоятельства, особенно при мысли об ответе за каждого, просит помочь ему. Чем? Преуспеянием в жизни иноческой... 155. Как гражданин доблестный, будучи позван царем для получения награды, радуется: так радуется и брат наш Харитон, позванный отселе Господом, вкушая теперь неописанные блага небесные за понесенные им подвиги и труды обительские... 156. В Далматскую обитель избрали нового настоятеля, не за что другое, а за одно смирение... 157. Пришел пост; и упорядочил и внешнее и внутреннее... 158. Ублажив иноков, что чрез отречение от мiра, отстали они от наслаждений и утех, подобных мясопустным и призваны служить Богу в преподобии и правде, в чем истинное веселие и непрестающий праздник... 159. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас... 160. Радуясь благочинию братий и тому, что у них все идет по уставу и все довольны монастырским содержанием, – прибавляет; но это не первое; главное – так жить, чтоб по смерти внити в покой Божий: к чему и направлять надо все... 161. Поем мы: «чашу спасения приму». Сия чаша есть приятие мученичества, которое для нас состоит в мучительной борьбе со страстями... 162. Описав вид усопшего и помянув о том, что видится в усыпальнице; и поместив краткий очерк доброй жизни почившего, – выводит урок о хранении чистоты тела и души, чтоб сделаться достойной Христа невестою... 163. Наша брань к духам злобы с вождем их дьяволом... 164. Описание внешнего вида человека Божия, истинного инока... 165. Приведши слово Апостола: «се ныне время благоприятно», сказывает, что сим Апостол возбуждает ревность нашу о содевании спасения... 166. Будьте тверды в жизни и все терпите: ибо за то вечное блаженство, которого когда сподобитесь, еще пожалеете, что не потерпели больше... 167. Брань наша с духами злыми... 168. Теча путем своим не будем смотреть на земное и скоропреходящее; но на небесном и вечном утвердим взор свой: ибо то расслабляет, а это исполняет мужеством... 169. Вы воины Христовы; и вам непрестанно надо быть во всеоружии – вот каком... 170. Сравнивает с уходом за виноградом уход за душой... 171. Внимать надобно, чтоб не соступить с пути заповедей, с которого столкнуть нас всячески старается враг; для успеха же в сем будем блюсти чувства... 172. Нашим брашном должно быть творить волю Отца небесного, живя по правилам подвижничества и порядкам послушания обительского... 173. Возделание души не требует особого времени и сборов, как возделание земли: оно во всякое время удобно, и сборы все здесь состоят в желании и решимости все недоброе подавлять, а всему доброму благоприятствовать... 174. Получив, ради оставления мiра и вступления в обитель с обетами, силу на Богоугодное жительство, возблагодарите призвавшего на сие вас Господа, не словом, а делом избранной вами жизни: в сем победа над мiром... 175. Отлучаясь на время, просит начальствующих и подчиненных действовать и жить по уставу, указывая и как именно... 176. Стойте доблестно, взирая горе, и Божественными созерцаниями, как стрелами, отражая врагов спасения... 177. Многие нападают на нас страсти по действию врага. Бороться надо, держа себя облеченными во всеоружие духовное... 178. Добре совершили вы ныне св.Четыредесятницу и обогатились плодами духовными... Храните же их, строго внимая себе... 179. Не будем внимать внушениям врага: праотец наш внял, и изгнан из рая... 180. Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно и телесно; если же только телесно, то он неугоден Ему... 181. Трудитесь в исполнении заповедей Божиих и обетов общежительных, и будете обрадованы от Господа радованием неописанным... 182. Ни моих поучений, ни наставлений отеческих, ни слова Божия не слушаете, и остаетесь неисправными: чему причиной ваше плоти угодие и нерадение о спасении... 183. Многие из вас таковы, как следует быть: от чего же не все? 184. Образ подвижничества в общежительном послушничестве выше всякого другого: он Христоподражателен... 185. Сравнением подвизающихся с виноградными лозами доброплодными, возбуждает ревность к плодоношению добродетели... 186. Помня, зачем вышли мы из мiра, и вступили в обитель, будем ревновать достигнуть того, избегая преткновений опытом указанных... 187. Все вместе стройно будем тещи, преуспевая всякой в своей добродетели, не ища однако же своего, и не отказываясь ни от каких трудов, в уверенности, что за сие несомненно получим царствие небесное... 188. Как праотца нашего прельстил враг: так и нас прельщает, обманно представляя благом, что зло... 189. Если опыты худых последствий от удовлетворения пожеланий самоугодия не научают нас воздержанию от сего... 190. Трудно нам: враг всюду строит козни на прельщение нас; но зная сие будем внимать себе и противодействовать... 191. Терпением победим врага и сподобимся неизреченных благ ради коих мученики предавали себя на муки, а преподобные на всякие строгости самоумерщвления... 192. Воззовем и Господь избавит нас от рабства греху и врагам... 193. Помня, чем кончится жизнь наша, будем ревновать об угождении Богу, подражая отцам нашим... 194. Вы как сад добрый, произращаете разные плоды добродетелей: смотрите же, не дайте себе завянуть... 195. Именоваться вам должно по имени духовных отцов ваших, и жить в едином духе иноческом по установленным правилам... 196. Поучения говорят о главнейшем деле, – спасении души; потому слушать их должно со всем вниманием и желанием... 197. Во время войны воины покоя не имеют, воюя; и успокаиваются, когда уже домой воротятся... 198. Мы на ристалищном состязании: надо усиливаться; иначе ничего не получим... 199. В изречениях указываются добродетели и подвиги иноческие с внушением преуспевать в них... 200. Ублажив братий за строгую иноческую жизнь и указав в этом черты мученичества, убеждает продолжать так, обнадеживая, что в будущем станут вместе с мучениками... 201. Изобразив братий совершенными во всех иноческих подвигах, прибавляет: будем на всегда таковы, делая каждый свое дело в свое ему время... 202. Отсечением своей воли в жертву себя приносите Богу: будьте всегда таковы и во всем, и милость Божия выну будет с вами... 203. Хвалю вас, что все оставив, охотно течете тесным путем... 204. Удаляйтесь от всего, что может раздражать нечистую похоть, и терпите все неприятное: за что воздаяние велико... 205. В Мясопуст надо не невоздержанию предаваться, а углубляться в чтенное Евангелие, и соответственное тому полагать намерение жить святее, да наследуем царствие небесное... 206. Хоть у нас всегда пост; однако же всякой да приложит что-либо и еще в наступающий пост... 207. Один одно, другой другое прилагает, по уставу, обще же всем да будет: ничего не делать по своей воле, и внимать себе, чтоб чрез помыслы не дать входа в себя врагу, и беспрепятственно преуспевать во всем добром... 208. Постнические труды облегчаются навыком, при терпении и постоянстве; наипаче же богомыслием коего и предметы указуются... 209. Прежде всего благодарить Бога надо – за бытие, за всыновление через св... крещение, за монашество, за исповедничество пред иконоборцами... 210. Воодушевлением к подъятию тяготы поста да служат: благотворность его, – при хранении впрочем мирного и любительного настроения; и великие обетования несущим труды его... 211. Наставление о мире и согласии; о любви к Богу горячей; о ретивом труде в содевании спасения; и вообще о подобающем иноческом житии... 212. Говорю поучения по долгу; но чтобы плод был, помогите мне вашим преуспеванием при содействии поучений... 213. Смерть близ: надо готовиться. Как? Все во славу Божию творить... 214. Помня о Боге, помни и о смерти... 215. Мир дал нам Господь, обязующий нас внешне со всеми быть в мiре, а внутренне мирствовать в себе от страстей и угрызений совести... 216. Слушать надо поучения, и, поверив им, исполнять то, что они внушают... 217. Освободившись от уз житейских, мiрских и греховных не допустим себе опять возвратиться к ним... 218. Внимательно надо слушать слово Божие: ибо отсюда всякие духовные расположения... 219. Будем поминовения совершать, не внешне только, но и духовно; – поминая при сем, что и мы отойдем; и – воодушевляясь тем готовиться к отходу... 220. Конец четыредесятницы поставляет нас пред лице Пасхи; но и вся жизнь наша стоит пред лицом Пасхи, не временной, а вечной, неизмеримо лучшей... 221. Как после зимы раcцветает и плоды дает царство растительное: так душа, после лишений, скорбей и притрудностей духовно раcцветает и приносит плоды духовные, коими услаждается и питается Господь... 222. Перечислив подвижнические добродетели, в коих кто особенно преуспевал в пост, – прилагает: пребудьте таковыми на всегда не изменяясь с переменой времени... 223. Напоминает о каком-то событии, яко искушении для всех, добре всеми пережитом... 224. Не перестанем воспоминать о страстях и воскресении Господа, чтоб не быть уловленными от страстей... 225. Пасха прошла, и страстная прошла; но радование пасхальное и память о страстях Господа должны быть живы в нас; чтоб, живя, мы не себе жили, но умершему за нас и воскресшему Господу... 226. Будем держать себя, в мiре бывая, так, чтоб заграждать уста тех, кои охочи хулить наш образ жизни... 227. Постом собрали вы духовных благ; теперь постарайтесь хранить их... 228. Не предавайтесь беспечности: ибо смерть всегда близка; а по смерти суд и воздаяние... 229. Вся тварь празднует Воскресение Христово, покрываясь цветами и распространяя благоухание: и нам надлежит праздновать сей праздников праздник, распространяя от себя духовное благоухание, уготовав его в себе сочетанием всяких добродетелей... 230. Помышляя, до чего возвышено естество наше вознесшимся Господом не допустим и помрачить его недостойной жизнью... 231. В вознесении Господа вознесено естество наше: почтим величие дара, и будем благоукрашаться всякими добродетелями... 232. Обетовал Господь послать иного утешителя: что и исполнилось в Пятдесятницу; велико сие... 233. Праздник всех Святых. – Кто они? Все мученики: одни мученики крови, а другие – подвигов самоумерщвления... 234. В воскресенье поучением для нас да служит воспоминание о благах, кои стяжал нам Господь своим воскресением... 235. Помянув, как некто, умирая, воззвал: «врасплох застигнут я», и испустил дух, не успев докончить речи своей, – выводит урок: так жить, чтоб всегда готову быть к смерти... 236. Будем в бодренности, оживляя ее словом Божиим, и ожиданием внезапного пришествия Господа, когда бодренные восхищены будут в сретение его... 237. Рассеяны. Внушает радоваться о сем... 238. Теперь время жатвы. Похожа на нее и наша жатва духовная... 239. Жатва. Все трудятся, не зная утомления: так и нам надо, – всякому в своем деле трудиться... 240. Мiряне, умирая, оставляют завещание; и от иноков бывает завещание; какое? 241. Терпение – величайшая добродетель; она – путь святых; будем и мы преуспевать в ней... 242. Преображение – образ будущего века... К такой светлости и красоте мы предназначены, как и созданы первоначально... 243. Преставился блаженный Михаил, Митрополит Синадский: почтим память его, ибо это и еще молитвенник о нас... 244. Возвратившись с похорон Святителя Халкидонского Иоанна, хвалит братий, что нашел их в обычном добром порядке, и желает, чтоб они всегда были таковыми... 245. Празднество обычное, – и духовное; купля обычная и духовная... 246. Бог Сына Своего единородного послал в мiр целителем всех недугов наших духовных и телесных и подателем всех благ: что и когда был на земле, делал Он, и теперь делает, как всякий по себе знает... 247. Ныне время собрания винограда: от сего и урок нам, ибо и мы виноград... 248. Получив дар освящения, будем хранить его, бегая наипаче похоти плотской: ибо она противна состоянию во благодати; низвергает в рабство; исполняет страшливостью... 249. Смотря на то, как засевают поля, возьмем урок засевать себя семенами духовных расположений... 250. Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе – обновление жизни... 251. От болезни своей – переходит к мысли о смерти и от страданий в болезни – к мукам вечным... 252. Богоявление приводит на ум величие благ от пришествия Господня на землю во плоти... 253. Странствующему в пустыне Израилю был обещан покой; но не все вошли в него... 254. Девство выше брачной жизни... 255. Сколько у нас скончалось братий в изгнании за иконопочитание и от мук? Это свидетели истины православия... 256. Праздновать праздники в духовных утешениях должно... 257. Подражать надо св... отцам; но подражай тем, кои одного с тобою рода жизни: иначе вред выйдет... 258. Указав, что есть монах, – изображает, в чем нынешние монахи отстали от прежних... 259. Помня, что даровано нам воплощенным домостроительством, – будем жить в обновлении жизни, по духу его, – бегая ветхости... 260. Указав, как обозрение житий святых отцов оживляет в нас все доброе, и отревает от всего недоброго, – приглашает подражать им всякого, по роду послушания своего... 261. Все желаемое по духу мiра непрочно; одна добродетель вечно блаженна... 262. Много благодеяний от Господа было нам при перехода из пустыни сюда: благодарить должны не словами только, но и делом... 263. Всякий исполняй свое послушание, всеусердно, как пред Богом... 264. Подрались: обличает... 265. Еще обличает подравшихся; и – приглашает всех к миру, заимствуя побуждение к тому из св.Причащения... 266. Ревностный не от дел только худых воздерживается, но и от помыслов: чрез что стяжает мир Божий, в коем упоевается божественными созерцаниями... 267. Послушания связаны одно с другим; почему надо друг другу помогать, и всегда, не отрицаясь и не медля, слушаться распорядителей послушаниями... 268. На маслянице разгул чувственных удовольствий противен духу Христианства... 269. Гонение при дверях: встретим его благодушно, уповая на помощь Божию и воодушевляясь обетованиями за претерпение гонений – за веру... 270. Опять укор разгулу масличному, и вообще мiрской жизни, и благодарение, что Бог избавил от сего иночествующих... 271. Четыредесятница пресекла шум и молву, и мiрян призвала к порядку благочестному... 272. Дом души созидать должно с большим рачением, чем житейский... 273. Неделя поста прошла. Смирив плоть, душе придали мы добротности, да благоугодна будет Жениху Христу... 274. Был натиск от иконоборцев. Устояли... 275. Не надо общиться с еретиками... 276. Передает сказание, как в Болгарии верные христиане скорее согласились смерть претерпеть, чем во св... четыредесятницу есть мясо... 277. Благовещение начало воплощенного домостроительства обязывает нас духовно его праздновать... 278. В день благовещения восхваляет девство... 279. Вожделенна пасха – праздник; но пасха духовная – очищение от грехов и страстей вожделеннее... 280. Блаженно спострадать Христу, воодушевимся же и уготовимся на страдания... 281. Обозрев страдания Господа, возбудимся на спострадание... 282. Предивно, что Господь – таковой, так страждет? 283. Радуюсь о ваших преуспеяниях в добром... 284. Получив рану, я прибегнул к врачевству, и – се беседую с вами... 285. Приглашает благодарить Бога, что и на чужой стороне ущедряет их всяким довольством... 286. Внешние искушения человеческие суть, и легки... 287. Естество наше сонливо и лениво. Слово об обетованиях возбуждает его... 288. Нынешнее гонение слабее; но все же терпеть надо; и нынешний род имеет похвалу в сем... 289. Гонение – дар: надо жить в гонении достойно сего дара; указывается, как именно... 290. Отошел виденный мной умирающим, и с нами то же будет; что ж лелеем плоть? 291. Спасение содевать надо непрерывно и с охотным рвением... 292. Всем заповедую ревновать о спасении неопустительно... 293. Будем внимать и бодренно воевать: ибо врагов много, и неусыпных... 294. Скорби и гонения посылает Бог для испытания; по испытании же пресекает их... 295. Как ни будь кто грешен, покаяться может: примеры – Давид разбойник, Мария Египетская и другие... 296. Житейские много терпят ради ничтожных благ: нам ли не терпеть ради благ вечных... 297. Путешественники все терпят в надежде на покой: будем и мы все терпеть в надежде на покой вечный, да прославляется нами Бог... 298. Сколько ни толкую, у неких из вас все прорывается немирность... 299. Св.Феодор не принял, что прислано было в обитель теми кои покаялись в еретичестве иконоборном, а потом опять отпали... 300. Будем претерпевать все скорбное, и во вне и внутри, пользуясь обычными нам к тому средствами, наипаче молитвою с несомненной верою... 301. Враги окружают нас, и нападают всегда и везде нечаянно: охранять себя надо... 302. Чтоб ум не осуечался и не влаялся в греховных помыслах, надо держать его в богомыслии – созерцании свойств и дел Божиих, Ангельских чинов, обителей святых и сего видимого мiра: сим хранится красота души... 303. Помянув об удалившихся из обители, потом впадших в ересь и развратившихся... 304. Будем бодрствовать особенно по причине гонения: ибо тут враг налегает сильнее... 305. Указав заповеди закона и Евангелия, с различием их, и сказав, что не исполняющие ни тех ни других царствия Божия наследити не могут... 306. Похвалив послушание, как подвиг многоплоднейший и укорив живущих не в послушании... 307. Помянув о доброплодности поучений, приглашает всех взаимно – содейственно созидаться в жилище Божие... 308. Жизнь наша похожа на плавание по морю... 309. Пришел вчера посланный от царя; и мы все всполошились, зная, что царь не благоволит к нам... 310. Вперед – вперед – по пути добродетели... 311. Скончался некто с похвалами: дается урок подражать ему... 312. Радоваться могут только одни истинные монахи, по причине беспопечения о житейском, и попечения об одном угождении Богу, и за хранение девства... 313. Изменчива жизнь земная, сделавшись такой от первого преслушания... 314. Брат почил внезапно: отсюда воодушевленное увещание быть готовыми к исходу, и всегда помышляя о нем пребывать в делах Богоугодных... 315. Храня веру, преуспевать надо и в доброй жизни; особенно в целомудрии, против коего паче всего воюет среди нас враг... 316. Величает монахов, называя их родом избранным, и воинством Христовым... 317. Один брат умер, другой при смерти. Мы же разве бессмертны? – Будем же помнить час сей... 318. При слухе о готовящихся новых притеснениях за веру, выражает воодушевленную готовность все перетерпеть... 319. В Вифинии явились два леопарда, и похищают людей. Это дает мне повод напомнить вам о невидимых зверях, всюду рыщущих, чтоб поглощать нас... 320. Житейские своими делами занимаются; а мы – своим, которое выше всех... 321. Приближается последний час: не будем нерадеть... 322. Время бежит, смерть подходит: что всуе мятемся? 323. Скончался старец высокой жизни. Похвалив его за подвижничество и терпение мук от иконоборцев... – дает братиям урок – памятью о смерти отклонять себя от всего мiрского и возбуждать ревность к стяжанию всех добродетелей... 324. При нападении невидимых врагов, прибегнем к Могущему спасти нас; и Он защитит... 325. Подобно обычным путешественникам, и нам, странникам на земле, в небесное отечество стремящимся, не должно ни к чему здешнему привязываться, ничем себя не обременять, и стремиться прямо к намеренному, воодушевляясь неописанностью тамошних благ, и ужасами, какие ожидают нас, если не туда попадем... 326. Где убежище от уловлений вражеских? В удалении от всего грешного, от помыслов и влечений порочных... 327. Убеждает к беспрекословному послушанию: примерами доказывая, коль благотворно послушание, и как пагубно непослушание... 328. По воплощенному домостроительству смерть христианам радостна, если они готовыми себя имеют к сретению ее... 329. Отсечение своей воли – самый великий подвиг, Христоподражательный и Апостольский, хотя ныне не все видят высоту его... 330. В духовной невидимой брани, с упованием небоязненное и воодушевленное противоборство врагу всегда одерживает победу: от таковых убегают враги... 331. Прочие дела свое имеют время; дело же спасения всегда должно быть содаваемо... 332. Указывая, что цели и занятия монашества выше всех других состояний и званий, и – что оно привлекает к себе всех, не смотря на прискорбности, – приглашает радоваться и благодарить Господа сподобившихся его, и стараться быть настоящими монахами... 333. Учащающие умирания утверждают память о смерти, память о смерти и ее соприкосновенностях водворяет страх Божий; страх Божий очищает сердце от страстей... 334. Укоряет, что перестали открывать помыслы... 335. Сказав, что любит братию, и уверен, что и они любят его, приглашает благодарить Бога за такой союз, и потерпеть, когда случится ему строго укорить их...

Предисловие

Четвертый том Добротолюбия нашего весь состоит из одних наставлений инокам святого Феодора Студита. Сначала имелось в виду сделать извлечение иноческих уроков сего святого отца только из известного дотоле его малого Катехизиса. Но прежде чем приступлено было к сему делу, старцам русского на Афоне Пантелеймонова монастыря дал Бог найти и большой его Катехизис на острове Патмосе в тамошней обители святого Иоанна Богослова, в трех томах, и списать его. – Тогда пришла мысль сделать извлечение наставлений св. Феодора инокам не из малого только; но и из большего Катехизиса. Что и исполнено. Количество сих уроков иноческих заставило отрядить для них целый том нашего Добротолюбия: что не в ущерб нашему сборнику. Ибо этим заполнится большой пробел в уроках об иноческой жизни, именно – недостаток указаний на то, как обычный видимый строй иноческой жизни обращать в содействователя главной цели иночества. Все аскетические Писания и предыдущих трех томов и последнего пятого имеют в виду жизнь внутреннюю, – и она раскрыта в них всесторонне. Но монастырский строй в его отношении к целям иночества никем не был взят во внимание, кроме святого Феодора Студита. Уроки о внутренней жизни тут же идут и у него, но только как руководительные начала. Главное же у него всегда что-нибудь монастырское, и именно с той стороны, какой стоять должно к главной цели иночества. Всякое самое последнее послушание представляется им не менее ценным пред Богом, как и самое высокое, если оно совершается в должном духе. И он всех постоянно воодушевляет уверением, что всякой труд их есть шаг в царствие небесное, к венцу мученическому. Для монастырских братий это неоцененная книга. Но и для мiрян найдется здесь не мало полезного. У святого Феодора редкое поучение проходит без того, чтоб он как-нибудь не коснулся смерти, суда, ада и царствия небесного. Для внимательно читающего их картина сих событий неизгладимо напечатлеется в уме, – и для всякого послужит источником побуждения к покаянию и воодушевления к исправной жизни. – Вот почему тогда как Греческое Добротолюбие ничего не взяло из святого Феодора, мы сочли себя обязанными дать его наставления в назидание иночествующему братству. Счет извлечений идет валовой от начала до конца, а не по томам. Из какого тома поучение, и какое оно по числу тамошнему значится в конце оглавления извлекаемого наставления. При сем поучения малого Катехизиса стоят под именем четвертого тома. Поучения святого Феодора имеют не всегда один предмет, но многие, и касаются иногда сторонних вещей, судя по текущим потребностям иноческой жизни. Между тем оглавления поучений в рукописях указывают один какой, более выдающейся предмет: от чего содержание поучений не все видно в оглавлениях. Это заставило составить новые более подробные оглавления, которые и предлагаются. Не излишним считаем приложить малую заметку о рукописях поучений св. Феодора, находящихся в библиотеке русского на Афоне монастыря св. Пантелеймона, и тех отчасти, кои есть у нас в России. В обители св. Пантелеймона на Афоне:

1. Большой Катехизис недавно списанный, простым письмом и на простой бумаге, в трех томах, из коих в первом 87 поучений, во втором-124, в третьем-60. Всего 271 поучение. В сем числе и несохранившиеся. Рукопись, с коей список сделан 11 века на пергамене. Потрудился в деле списывания бывший Пелусиотский митрополит Амфилохий, пребывающий на покое.

2. Малый Катехизис в одном томе в рукописи 11 века на пергамене. В нем 134 поучения. Примечание

3. В библиотеке С.П.Б. Духовной Академии есть рукопись малого Катехизиса на пергамене, раньше 11 века, может быть даже – 9 в. – Это дар обители св. Саввы, что близ Иерусалима, руками блаженной памяти тамошнего настоятеля, Архимандрита Иоасафа.

4. В Московской Синодальной библиотеке, есть три древние пергаменные рукописи поучений св. Феодора 10, 11 и 12 вв. В первой 126 поучений; во 2 – 123; в 3 – 76. Как видно из оглавления их, обязательно сообщенного достопочтеннейшим Синодальным Ризничим о. Архимандритом Владимиром, они взяты из входящих в состав малого Катехизиса. Из сих Катехизисов, – издавна сделаны были выборники поучений для церковного употребления в обителях. Таковых в употреблении есть два, имеющиеся в обители св. Пантелеймона:

5. Один в 105 поучений, заимствованных исключительно из малого Катехизиса.

6. Другой в 95 поучений, заимствованных из 1 и 2 том. большего Катехизиса и из малого, почти в равном количестве. Только сии последние имеются у нас в переводе, сделанном и изданном Оптинской пустынею. Они только и у Греков имеются в печатном издании. В западных изданиях св. Отцов, прежних и недавнем Аббата Migne, имеются только малый Катехизис, и при том только в Латинском переводе. Может родиться вопрос: чего ради извлечения из поучений предлагаются, а не полные поучения? – Отвечаем, что у нас цель не книжная, т.е. не книгу дать, а то, что в ней есть назидательного. Сей же цели лучше удовлетворяет извлечение. Впрочем и извлечения сии, как не трудно заметить, суть почти полные поучения, с небольшими сокращениями, иногда в начале, иногда в конце, а инде и в средине. Но все, что предлагается, суть собственные слова святого отца. Сверх того, некоторые поучения не вполне сохранились, некоторые совсем не сохранились, иных содержание непонятно. Все такие опущены. – Потому подождать надо, пока где-нибудь найдутся цельные рукописи. Тогда уж все за раз и перевести поучения в полном их составе. Примечание редактора HTML-версии (2006)

 Основной текст второго-пятого томов Добротолюбия был отредактирован, чтобы приблизить его к современному русскому написанию и произношению. Цитаты из Св.Писания оставлены без изменений. Содержание их при необходимости можно уточнять по новорусской редакции Ветхого и Нового Завета. Оставлено без изменений также различие в написании слов «мiр» (социум, иногда – тварная вселенная в целом), «мир» (покой, лад, согласие, гармония) и «мνро» (благовонный состав для священного помазания).

Комментарии для сайта Cackle