Благодарность

AAA
(10 голосов5.0 из 5)

 

Благодарность — 1) чувство признательности за совершённое добро, оказанное благодеяние, внимание, услугу; 2) положительная оценка деятельности; 3) вознаграждение.

Следует ли в ответ за каждое доброе дело ждать благодарности от Бога?

Вопрос, вознаграждает ли Бог человека за добрые дела, в той или иной форме поднимался в богословской литературе неоднократно. Нередко он возникал в связи с другим богословским вопросом: почему страдают праведники и благоденствуют грешники?

Ведь, казалось бы, Бог силен отблагодарить первых и покарать последних, и это соответствует представлению о справедливости. Тем не менее, достаточно часто праведники испытывают в земной жизни лишения и скорбь, холод, голод, поношения, унижения, притеснения, тогда как злодеи имеют «все радости мира».

Бывает, что на Бога досадуют даже те верующие, которые стремятся, в меру своего понимания и своих сил, жить по Божьему закону, причём, именно это служит для них камнем соблазна; мол, они молятся, участвуют в храмовых богослужениях, стараются не грешить, но жизнь их не складывается так, как им бы хотелось (например, нет хорошей работы, нет здоровья, не удаётся создать крепкую православную семью и т. п.). Тут-то и возникает недоумение: неужели Бог не может их вознаградить и избавить от житейских неурядиц и бед?

В действительности Бог желает счастья каждому человеку, вне зависимости от степени его греховности. Другое дело, что сами люди не всегда правильно осознают, что для них вредно, а что полезно, что ведёт к истинному счастью, а что препятствует стать подлинно счастливым. Положим, небогатому человеку может казаться, что для счастья ему необходимо материальное благополучие. Допустим, он молит Бога, прося о содействии в преодолении земных нужд, но Бог почему-то «не содействует». В подобной ситуации человек может начать роптать на Господа или вовсе отвернуться от Него.

А зря. Во-первых, Богу, как Премудрому и Всеведущему, лучше известно, что служит человеку к большей пользе: богатство или бедность, здоровье или болезнь. Обретя временное «счастье», тот может лишить себя вечной радости и блаженства; но может быть, именно в бедности он достигнет (достиг бы) больших духовных успехов (вспомним слова Христа, обращенные к богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21)). Во-вторых, даже если человек желает угодить Богу, он не в силах реализовать все Его заповеди сполна, например требование о совершенстве «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). В этом отношении по какой бы высокой правде он ни жил, ему уместнее молить Бога о прощении и милосердии, а не требовать благодарности, о чём, собственно и напоминают слова молитвы Господней: «и прости нам долги наши…» (Мф.6:12).

Заметим, что всё, чего ждет от человека Вседержитель, нужно не Ему, ведь Он — Всеблажен, а самому человеку. И, стало быть, не Бог человека, но человек Бога должен благодарить за все Его благодеяния и милости, в том числе связанные с попущением Божием земных страданий и скорбей.

О благодарности

архимандрит Рафаил (Карелин)

Чувство благодарности это одно из естественных и, в то же время, благородных чувств, свойственных человеку. Благодарность это память о полученном добре, которая хранится в сердце, как бы написанная на камне, выражается в желании ответить добром за добро. Можно сказать по-другому: благодарность это теплое чувство, которое создает особое эмоциональное поле между людьми. Благодарность – удел смиренных; гордый не может быть благодарным, так как ему кажется, что он заслуживает только восхищение за свои личные достоинства. Благодарность духовно сближает людей, устраняет недоверие и подозрительность, и даже врагов делает друзьями. Однако здесь могут возникнуть неправильности и ошибки, о которых следует помнить.

Основа христианства – любовь. Деятельное выражение любви – жертва. Милостыня — это вид повседневной жертвы, в которой сгорает, как в огне, человеческий эгоизм. Господь сказал: «Лучше давать, не­жели брать». Любовь ничего не считает своим. В христианстве дар и милостыня имеют не только нравственное, но и мистическое значение: дать ради Христа или сделать ради Христа — это дать Самому Христу через чело­века. Слово «милость», прежде всего, это не поступок, а душевное расположение. Милость — это сострадание, сопереживание; милость — это одно из свойств духовной любви, это чувство единства человеческого рода. Для милостивого каждый чело­век — это его близкий.

Виды и формы милости разнообразны, но основа их одна — уметь видеть себя в другом, заменять другого собой. Поэтому ми­лость расширяет человеческое сознание и бытие, а эгоизм и себялюбие сужает и обедняет жизнь. Милостыня — неразлучная спутница любви, а в любви — великая свобода, покой и «простор» сердца.

Слово «дар» означает «даром», «безвозмездно»; дар это то, что не подлежит расчету и даже мирским понятиям о справедливости. Дар — это посильное для человека подражание Богу, Который все дает чел веку даром. Дар и милостыня, как свободное действие человеческого духа, не должны рассчитывать на ответ и отдачу, иначе они превращаются в расчет, взаимообмен, взаимную помощь, услугу и плату за нее. Тогда слова «дар» и «милостыня» перестают отвечать своим названиям и должны быть заменены другими словами: торговля и купля, а иногда выгодное предприятие, от которого ждут отдачу с процентами и лихвой.

Самый худший вид этого ложного дара — когда за него покупается свобода человека, и раб должен работать для своего нового господина. Поэтому тот, кто дает, не должен ничего ждать в ответ от человека. Если он делает действительно ради Христа, то получит от Христа больше, чем даже ожидает. Если это он сделал ради любви, то получит награду в самой любви: иметь в сердце любовь — великое счастье. Если он сделал с тайным желанием выгоды, то благо для него, если он ничего не получит и его хитрость будет посрамлена.

Часто можно слышать слова: я делаю человеку добро, а получаю от него неблагодарность. Странное противоре­чие: ведь то, что сделано в ожидании благодарности уже не добро, а ко­рысть. Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает». Человек должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти, как письмена, написанные на воде. Этим он положит свое сокровище в надежный тайник.

Обычно люди не могут успокоиться, переживают и рассказывают о том, сколько они сделали добра и не получили ничего в ответ, как будто их обманули. Схожую ошибку совершают те люди, которые принимают дар не как знак христианской любви, а считают себя обязанными от­платить или отработать за него, как бы закабаленные чужим добром. Они напряженно думают, что сделать или по­дарить взамен, боясь показаться неблагодарными и этим унизить себя. Они начинают оказывать своему благодетелю особые знаки внимания, ищут случая, чтобы предложить свои услуги, то есть поскорее расплатиться с ним. Нередко они принуждают себя подделываться, притворяться и кривить совестью, то есть расплачиваться своей душой, как разменной монетой. Тогда вместо любви у человека возникает внутренняя рабская зависимость, которая может вызвать тайное, глухое раздражение к тому, кто оказал по­мощь и милостыню: ведь должник не может любить своего заимодавца. При этом иногда происходит психологический парадокс: чтобы освободиться от зависимости, которую навязал себе сам человек, он идет на конфликт с тем, кто сделал ему добро. Поэтому в мире существует такое странное явление: за добро отплачивают злом, как будто мстят за него. А виновата в этом лож­ная установка, ложное чувство благодарности, как долга, который надо отработать, чтобы снять цепь с шеи.

Дар и милостыня не должны стеснять свободы человека, тогда у него будет ис­тинная благодарность и истинная любовь не ради дара, а ради самой любви. Лю­бовь, как чувство, отдавая себя, не уменьшается, а увеличивается еще больше. Обычно те, кто хотят перевести благодарность в мелочный счет и расчет, сами в милости небескорыстны. Наша испорченность и ложь спекулируют самыми святыми словами и понятиями, поэтому мы должны следить за тем, чтобы, давая дар и совершая дела милосердия — не покупать, а принимая дар и помощь — не продаваться.

Надо прежде всего и больше всего быть благодарным Богу, без Которого не совершается ничего, а затем человеку – как Его орудию, и этим сохранять внутреннюю свободу, данную Христом.

Рейтинг@Mail.ru