Антифон

Антифо́н — (от греч. ἀντίφωνος — отве­ча­ю­щий звуком на звук, про­ти­во­гла­сие) – пес­но­пе­ние, осу­ществ­ля­е­мое попе­ре­менно двумя, рас­по­ло­жен­ными друг против друга хорами (ликами). Исто­ри­че­ски анти­фон — это прежде всего испол­ни­тель­ский приём и только потом — гим­но­гра­фи­че­ский жанр.
Кроме этого зна­че­ния, как спо­соба пения, слово анти­фон исполь­зу­ется в литур­гике и для обо­зна­че­ния отдель­ных пес­но­пе­ний или частей песен­ного мате­ри­ала.

antifon - Антифон

В хри­сти­ан­ском бого­слу­же­нии анти­фон­ное пение появ­ля­ется уже в начале II века: по сооб­ще­нию исто­рика Сократа Схо­ла­стика, такой прин­цип пения ввел свя­щен­но­му­че­ник Игна­тий Бого­но­сец в Антио­хии и уже отсюда оно рас­про­стра­ни­лось по всему Востоку; есть много сви­де­тельств, что уже в IV веке анти­фон­ное пение прак­ти­ко­вали в разных Помест­ных Церк­вах.

Наряду с древ­ней­шим зна­че­нием спо­соба пения, слово «анти­фон» при­мерно с VII–VIII вв. начи­нает упо­треб­ляться для обо­зна­че­ния жанра пес­но­пе­ний. Сна­чала в Визан­тии термин «анти­фон» обо­зна­чал рефрен к стихам псалма, кото­рый явля­ется внеш­ним, ино­род­ным по отно­ше­нию к самому псалму (в этом смысле анти­фон про­ти­во­по­став­лялся про­кимену, в кото­ром при­пе­вом являлся стих того же псалма). Впо­след­ствии термин анти­фон стал обо­зна­чать всю ком­по­зи­цию. В кон­стан­ти­но­поль­ском кафед­раль­ном бого­слу­же­нии в составе так назы­ва­е­мого пес­нен­ного после­до­ва­ния анти­фоны были одним из основ­ных струк­тур­ных эле­мен­тов; в после­до­ва­ние вечерни и утрени вхо­дило боль­шое коли­че­ство (более 10 для каждой службы) разных анти­фо­нов. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью анти­фо­нов было пение «Слава» и «И ныне» с при­пе­вом в конце псалма; эта осо­бен­ность сохра­ни­лась в боль­шин­стве совре­мен­ных анти­фо­нов. В мона­стыр­ском бого­слу­же­нии Кон­стан­ти­но­поля анти­фоны исполь­зо­ва­лись не столь широко, именно это мона­стыр­ское бого­слу­же­ние стало основ­ной совре­мен­ного.

В насто­я­щее время анти­фоны можно клас­си­фи­ци­ро­вать по их упо­треб­ле­нию в обще­ствен­ных служ­бах, то есть выде­лить анти­фоны вечерни, утрени и литур­гии.

1. Анти­фоны литур­гии исполь­зу­ются чаще всего, эти пес­но­пе­ния в первую оче­редь ассо­ци­и­ру­ются с поня­тием «анти­фон». Анти­фоны литур­гии бывают празд­нич­ные, все­днев­ные и изоб­ра­зи­тель­ные; при этом первые два типа анти­фо­нов вос­при­няты нами из кафед­раль­ного бого­слу­же­ния Кон­стан­ти­но­поля.

Празд­нич­ные анти­фоны. Празд­нич­ные анти­фоны поются на литур­гии в дву­на­де­ся­тые Гос­под­ские празд­ники. Они состав­лены из стихов разных псал­мов, соот­вет­ственно содер­жа­нию празд­ника. Эти стихи псал­мов чере­ду­ются с осо­быми при­пе­вами: к каж­дому стиху 1‑го анти­фона поется «Мо­литвами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», припев 2‑го анти­фона особый у каж­дого празд­ника («Спаси ны, Сыне Божий… <изме­ня­е­мая часть в зави­си­мо­сти от празд­ника> поющия Ти: Алли­луиа»1). Для 3‑го анти­фона при­пе­вом служит тро­парь дан­ного празд­ника. Нахо­дятся празд­нич­ные анти­фоны в Апо­столе и после­до­ва­ниях служб соот­вет­ству­ю­щих празд­ни­ков в Минее и Триоди.

Все­днев­ные анти­фоны очень похожи по своей струк­туре на празд­нич­ные, что зако­но­мерно, так как анти­фоны такого типа исполь­зо­ва­лись в кафед­раль­ном бого­слу­же­нии Кон­стан­ти­но­поля и они в полной мере соот­вет­ствуют древ­ней­шему жанру анти­фона.  Все­днев­ные анти­фоны — псалмы 91, 92, 94 с при­пе­вами (соот­вет­ственно «Мо­литвами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», «Мо­литвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый, поющия Ти: Алли­луия»). В Кон­стан­ти­но­поле они пелись регу­лярно, у нас же они поются редко (только в сед­мич­ные дни в случае святых без знака). Эти анти­фоны нахо­дятся в Ирмо­ло­гии и Апо­столе.

Изоб­ра­зи­тель­ные анти­фоны – в насто­я­щее время основ­ной (самый частый) тип анти­фо­нов на литур­гии. Это Псалмы 102, 145 и Запо­веди бла­жен­ства. Они не явля­ются анти­фо­нами в клас­си­че­ском смысле, так как поются без рефрена. Эти анти­фоны пере­шли к нам из чина изоб­ра­зи­тель­ных, кото­рый исполь­зо­вался в мона­стыр­ском бого­слу­же­нии Кон­стан­ти­но­поля.

2. Анти­фоны вечерни. В первую оче­редь этот термин при­ме­ня­ется к 1‑й кафисме, кото­рая поется цели­ком в вос­крес­ные дни и в фор­мате только 1‑го анти­фона (то есть первой «Славы») на празд­нич­ных бого­слу­же­ниях в сед­мич­ные дни. «Блажен муж…» в полной мере соот­вет­ствует древ­нему кон­стан­ти­но­поль­скому анти­фону, так как имеет все необ­хо­ди­мые атри­буты: поется с при­пе­вом «Алли­луиа», имеет «Слава» и «И ныне» в конце. Также анти­фо­нами име­нуют части кафисмы, чита­е­мой на литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров (хотя эта кафисма не поется).

3. Анти­фоны утрени — сте­пен­ные анти­фоны. Эти анти­фоны явля­ются частью тор­же­ствен­ной поли­е­лей­ной утрени и пред­став­ляют собой подо­бие сте­пен­ных псал­мов (то есть Пс.119–133), или «песней сте­пе­ней». Сте­пен­ных анти­фо­нов всего 8 (по числу гласов), и текст их нахо­дится в Окто­ихе. Каждый анти­фон любого гласа состоит из трех частей, кроме 8‑го, где име­ются четыре части. Эти анти­фоны не имеют рефрена, то есть отли­ча­ются от анти­фо­нов в пер­во­на­чаль­ном смысле этого слова. Эти пес­но­пе­ния аске­ти­че­ского содер­жа­ния, в них гово­рится об очи­ще­нии и исправ­ле­нии души от стра­стей и греха. Поются они на особый напев. К каж­дому сте­пен­ному анти­фону при­со­еди­нено в конце про­слав­ле­ние Свя­таго Духа.

Кроме пере­чис­лен­ных регу­лярно исполь­зу­е­мых анти­фо­нов в годич­ном круге встре­ча­ются отдель­ные пес­но­пе­ния, кото­рые также назы­ва­ются анти­фо­нами, но имеют свое­об­раз­ную струк­туру. В част­но­сти, на утрени Вели­кой Пят­ницы поется 15 анти­фо­нов, однако эти анти­фоны больше похоже на седальны или сти­хиры.


При­ме­ча­ние:

1 Исклю­че­нием явля­ется празд­ник Пяти­де­сят­ницы, когда пола­га­ется иной припев: «Спаси ны, Уте­ши­телю Благий, поющия Ти: Алли­луиа».

Цитаты об анти­фоне

«Анти­фоны состав­ляли пер­во­на­чально своего рода отдель­ную службу, совер­шав­шу­юся до Евха­ри­стии и, вна­чале, вне храма. Она при­над­ле­жала к типу литии (про­цес­сии по городу), чрез­вы­чайно попу­ляр­ной в Визан­тии, а в тепе­реш­нем бого­слу­же­нии сохра­нив­шейся как лития на Все­нощ­ном Бдении и «крест­ные ходы». В даль­ней­шем, по той логике раз­ви­тия бого­слу­же­ния, в кото­рой дей­ствует свое­об­раз­ный закон пре­вра­ще­ния «осо­бен­но­стей» в «общее пра­вило», служба эта стала мыс­литься как уже неотъ­ем­ле­мая часть Евха­ри­стии, как литур­ги­че­ское выра­же­ние «собра­ния в Цер­ковь». Однако и тут она все еще вос­при­ни­ма­лась как отдель­ная, ввод­ная часть: Пат­ри­арх, напри­мер, входил в храм только после пения анти­фо­нов. Это же до сего дня видно в нашей архи­ерей­ской Литур­гии, в кото­рой архи­ерей фак­ти­че­ски не участ­вует до «малого входа», так что и началь­ное «бла­го­сло­ве­ние Цар­ства» и все воз­гласы дела­ются свя­щен­ни­ками».
про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки