Свя­щен­но­на­ча­лие

Священнонача́лие ((греч. ἱεραρχία (иерар­хиа), от ἱερός (иерос) — свя­щен­ный, святой, и ἀρχή (архи) — начало, началь­ство — свя­щен­но­на­ча­лие) – 1) духо­вен­ство, свя­щен­но­слу­жи­тели всех трёх сте­пе­ней свя­щен­ства: епи­скопа, пре­сви­тера и диа­кона; 2) пред­ста­ви­тели выс­шего духо­вен­ства.

Все три сте­пени сооб­ща­ются через бла­го­дат­ное таин­ство свя­щен­ства или хиро­то­нию.

«Цер­ковь изна­чально имеет свя­щен­ную иерар­хию с ее тремя сте­пе­нями: диа­кон­ской, пре­сви­тер­ской и епи­скоп­ской. Эти сте­пени апо­столь­ского про­ис­хож­де­ния, и они пре­бу­дут до скон­ча­ния века. Цер­ковь не властна отме­нить ни одну из них; не может она и умно­жить число свя­щен­ных сте­пе­ней» (Про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин. Цер­ков­ное право). При этом свя­щен­ную иерар­хию Церкви необ­хо­димо отли­чать от пра­ви­тель­ствен­ной иерар­хии: «Все сте­пени пра­ви­тель­ствен­ной иерар­хии, в отли­чие от свя­щен­ных сте­пе­ней, исто­ри­че­ского про­ис­хож­де­ния. Они уста­нав­ли­ва­ются и упразд­ня­ются самой Цер­ко­вью, кото­рая то уве­ли­чи­вает, то умень­шает их число» (Про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин. Цер­ков­ное право). В отли­чие от свя­щен­ных сте­пе­ней, сте­пени пра­ви­тель­ствен­ной иерар­хии при­сва­и­ва­ются либо по чину хиро­те­сии, либо просто путем назна­че­ния, награж­де­ния, про­из­вод­ства в ту или иную сте­пень закон­ной цер­ков­ной вла­стью.


Сте­пень

свя­щен­ства

«Чёрное» духо­вен­ство
«Белое» духо­вен­ство
Офи­ци­аль­ное

обра­ще­ние

Неофиц.

обра­ще­ние

Диакон
Иеро­ди­а­кон
Диакон
Ваше пре­по­до­бие
Отец диакон
 
Про­то­ди­а­кон
Про­то­ди­а­кон
Ваше пре­по­до­бие
 
 
Архи­ди­а­кон (редко)
Нет
Ваше пре­по­до­бие
 
Свя­щен­ник
Иеро­мо­нах
Свя­щен­ник=

Иерей

Ваше пре­по­до­бие
Батюшка, отец (имя)
 
Игумен
Про­то­и­е­рей
Ваше высо­ко­пре­по­до­бие
 
 
Архи­манд­рит
Про­то­пре­сви­тер
Ваше высо­ко­пре­по­до­бие
 
Епи­скоп
Епи­скоп=

Архи­ерей

Нет
Ваше прео­свя­щен­ство
Вла­дыко
 
Архи­епи­скоп
Нет
Ваше высоко-прео­свя­щен­ство
 
 
Мит­ро­по­лит
Нет
Ваше высоко-

прео­свя­щен­ство

 
 
Пат­ри­арх
Нет
Ваше свя­тей­ше­ство
 

«Иерар­хи­че­ское свя­щен­ство – бого­уста­нов­лен­ный инсти­тут. От начала Цер­ковь знает три сте­пени иерар­хи­че­ского слу­же­ния: епи­скоп­скую, пре­сви­тер­скую и диа­кон­скую.

Епи­скопы – пре­ем­ники апо­сто­лов, име­ю­щие чрез чреду руко­по­ло­же­нии бла­го­дат­ную связь с ними. Это архи­пас­тыри, пер­во­свя­щен­ники и высшие учи­тели своих Церк­вей. По учению св. Иоанна Дамас­кина, им вру­чена Цер­ковь.

Пре­сви­тер по своему пол­но­мо­чию, полу­чен­ному от епи­скопа, совер­шает все свя­щен­но­дей­ствия, кроме хиро­то­нии, хиро­те­сии, освя­ще­ния анти­минса и освя­ще­ния мира. Он учит народ дог­ма­там веры и бла­го­че­стия, пас­тыр­ски окорм­ляет вве­рен­ных его попе­че­нию хри­стиан.

Диакон помо­гает епи­скопу и пре­сви­теру в испол­не­нии их слу­же­ния, участ­вуя в совер­ше­нии свя­щен­но­дей­ствий в алтаре.

Согласно 39 Апо­столь­скому пра­вилу, «пре­сви­теры и диа­коны без воли епи­скопа ничего да не совер­шают, ибо ему вве­рены людие Гос­подни, и он воз­даст ответ о душах их».

Высшие кли­рики, свя­щен­но­слу­жи­тели, полу­чают бла­го­дать свя­щен­ства чрез хиро­то­нию в алтаре».
про­то­и­е­рей Вла­ди­слав Цыпин. Цер­ков­ное право.

«Осно­ва­тель и Глава Церкви дал все духов­ные пол­но­мо­чия в ней Своим Апо­сто­лам (Ин. 20:21), кото­рые были ее пер­выми пра­ви­те­лями. Когда она начала рас­ши­ряться, Апо­столы учре­дили в помощь своему слу­же­нию долж­но­сти сперва диа­ко­нов (δίάκονος – слу­жи­тель), потом пре­сви­те­ров (πρεσβύτερος – ста­рей­шина). Первым было вве­рено слу­же­ние мате­ри­аль­ным нуждам хри­сти­ан­ской общины – рас­по­ря­же­ние ее бла­го­тво­ри­тель­ной кассой и раз­дача посо­бий бедным; пору­чено было также слу­же­ние при совер­ше­нии таинств. Вторые полу­чили пас­тыр­скую духов­ную власть, – должны были забо­титься об удо­вле­тво­ре­нии духов­ных потреб­но­стей хри­стиан уче­нием, нрав­ствен­ным руко­вод­ством и свя­щен­но­дей­стви­ями.

Но так как Цер­ковь должна, по обе­ща­нию Хри­стову, пре­бы­вать до скон­ча­ния века, то и пол­нота пра­ви­тель­ствен­ной власти, даро­ван­ная от Христа Апо­сто­лам, должна была не окон­читься с их смер­тью, а оста­ваться в Церкви вечно. Поэтому, Апо­столы пере­дали избран­ным пре­ем­ни­кам свои пол­но­мо­чия с тем, чтобы они про­дол­жа­лись в Церкви пре­ем­ственно и неиз­менно. Этим лицам, полу­чив­шим назва­ние епи­ско­пов (επίσκοπος- блю­сти­тель), Апо­столы пору­чили высший надзор и управ­ле­ние (архи­пас­тыр­ство) в осно­ван­ных хри­сти­ан­ских общи­нах, – то, что Апо­столы не могли всегда остав­лять за собой лично, будучи обя­зан­ными рас­про­стра­нять хри­сти­ан­ство во всем мире. В апо­столь­ские вре­мена звания епи­скопа и пре­сви­тера не были строго раз­гра­ни­чены, – и пре­сви­теры, как обя­зан­ные над­зи­рать за хри­сти­ан­ским обще­ством, иногда назы­ва­лись епи­ско­пами (См. Деян. 20:17–28).

Так обра­зо­ва­лась в первой Церкви иерар­хия (свя­щен­но­на­ча­лие). При­зван­ные в нее лица состав­ляли особый разряд членов Церкви, назван­ный впо­след­ствии клиром (κληρος — жребий, достав­шийся по жребию удел или доля. Назва­ние цер­ков­ного слу­же­ния жре­бием мы нахо­дим в св. Писа­нии (Деян. 1:17–25). Прочие члены Церкви назы­ва­лись бра­тией, потом – миря­нами (λαίκοι – при­над­ле­жа­щий к народу). При учре­жде­нии в Церкви других низших долж­но­стей (чтецов, при­двер­ни­ков и пр.), они также были при­чис­лены к клиру и состав­ляли его низший разряд».
про­то­и­е­рей В. Г. Певцов. Лекции по цер­ков­ному праву.

***

См. ХИРО­ТО­НИЯ, КЛИР, СВЯ­ЩЕН­НО­СЛУ­ЖИ­ТЕЛИ, ИЕРАР­ХИЯ, АПО­СТОЛЬ­СКОЕ ПРЕ­ЕМ­СТВО, ДИАКОН, ПРЕ­СВИ­ТЕР, ЕПИ­СКОП, ПРА­ВИ­ТЕЛЬ­СТВЕН­НЫЕ СТЕ­ПЕНИ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки