Священноначалие

AAA

Священнонача́лие ((греч. ἱεραρχία (иерархиа), от ἱερός (иерос) — священный, святой, и ἀρχή (архи) — начало, начальство — священноначалие) – 1) духовенство, священнослужители всех трёх степеней священства: епископа, пресвитера и диакона; 2) представители высшего духовенства.

Все три степени сообщаются через благодатное таинство священства или хиротонию.

«Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней» (Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право). При этом священную иерархию Церкви необходимо отличать от правительственной иерархии: «Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число» (Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право). В отличие от священных степеней, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путем назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью.

 

Степень
священства
«Чёрное» духовенство
«Белое» духовенство
Официальное
обращение
Неофиц.
обращение
Диакон
Иеродиакон
Диакон
Ваше преподобие
Отец диакон
 
Протодиакон
Протодиакон
Ваше преподобие
 
 
Архидиакон (редко)
Нет
Ваше преподобие
 
Священник
Иеромонах
Священник=
Иерей
Ваше преподобие
Батюшка, отец (имя)
 
Игумен
Протоиерей
Ваше высокопреподобие
 
 
Архимандрит
Протопресвитер
Ваше высокопреподобие
 
Епископ
Епископ=
Архиерей
Нет
Ваше преосвященство
Владыко
 
Архиепископ
Нет
Ваше высоко-преосвященство
 
 
Митрополит
Нет
Ваше высоко-
преосвященство
 
 
Патриарх
Нет
Ваше святейшество
 

«Иерархическое священство – богоустановленный институт. От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую.

Епископы – преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположении благодатную связь с ними. Это архипастыри, первосвященники и высшие учители своих Церквей. По учению св. Иоанна Дамаскина, им вручена Церковь.

Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира. Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.

Диакон помогает епископу и пресвитеру в исполнении их служения, участвуя в совершении священнодействий в алтаре.

Согласно 39 Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Высшие клирики, священнослужители, получают благодать священства чрез хиротонию в алтаре».
Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.

«Основатель и Глава Церкви дал все духовные полномочия в ней Своим Апостолам (Иоанна 20:21), которые были ее первыми правителями. Когда она начала расширяться, Апостолы учредили в помощь своему служению должности сперва диаконов (δίάκονος – служитель), потом пресвитеров (πρεσβύτερος – старейшина). Первым было вверено служение материальным нуждам христианской общины – распоряжение ее благотворительной кассой и раздача пособий бедным; поручено было также служение при совершении таинств. Вторые получили пастырскую духовную власть, – должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан учением, нравственным руководством и священнодействиями.

Но так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (επίσκοπος- блюститель), Апостолы поручили высший надзор и управление (архипастырство) в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире. В апостольские времена звания епископа и пресвитера не были строго разграничены, – и пресвитеры, как обязанные надзирать за христианским обществом, иногда назывались епископами (См. Деян. 20:17-28).

Так образовалась в первой Церкви иерархия (священноначалие). Призванные в нее лица составляли особый разряд членов Церкви, названный впоследствии клиром (κληρος- жребий, доставшийся по жребию удел или доля. Название церковного служения жребием мы находим в св. Писании (Деян. 1:17-25). Прочие члены Церкви назывались братией, потом – мирянами (λαίκοι – принадлежащий к народу). При учреждении в Церкви других низших должностей (чтецов, придверников и пр.), они также были причислены к клиру и составляли его низший разряд».
Протоиерей В. Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

См. ХИРОТОНИЯ, КЛИР, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, ИЕРАРХИЯ, АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО, ДИАКОН, ПРЕСВИТЕР, ЕПИСКОП, ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СТЕПЕНИ.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс