Иерей

Литература по теме

Иере́й – священнослужитель Православной Церкви, посвященный во вторую степень священства — во пресвитера. Иерей может быть совершителем всех Таинств Православной Церкви, за исключением рукоположения (хиротонии). Синонимы: «священник»; «пресвитер».

Этимология

Слово «иерей» представляет собой кальку, полученную в результате транскрибирования греческого слова «ἱερεύς» со значением, аналогичным русскому «священник».

История

Язычество

В античной культуре словом «ἱερεύς» или, употребляя русский вариант этого слова, иереями называли жрецов, приносящих жертвы языческим богам. Такое словоупотребление встречается у Гомера, Платона и др. античных авторов, писавших на древнегреческом языке.

Ветхий завет

При подготовке Септуагинты — перевода текста Ветхого завета на древнегреческий язык, выполненного в Александрии, как считается, в III–II вв. до н. э.,  слово «ἱερεύς» использовалось в качестве регулярного эквивалента для древнееврейского «коген». Так в Ветхом Завете именуются лица  (потомки Аарона, брата Моисея (Исх.29:9)), совершавшие регулярные жертвоприношения сначала в скинии, а впоследствии в Иерусалимском храме. Ветхозаветное священство было сословно-наследственным. Глава этой ветхозаветной иерархии именовался «великий священник» («коген гаггадол», греч.: «ὁ ἱερεὺς ὁ μέγας») — «первосвященник» в русском переводе (кроме того, в греческом варианте употребляется слово «ἀρχιερεὺς»).

До исхода из Египта, в эпоху ветхозаветных патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) принесение Богу жертв совершалось, как правило, главой семейства: в тексте Пятикнижия многократно упоминается принесение жертв Богу самим Авраамом, его сыном  Исааком и внуком Иаковом. Один из наиболее известных эпизодов, связанных с жертвоприношением, касается несостоявшегося принесения Авраамом в жертву своего сына Исаака (Быт.22:1-13). Это событие стало испытанием веры Авраама. Согласно нарративу книги Бытия, жертвоприношения истинному Богу совершались не только в семействе Авраама, но и за его пределами: так жертвы приносил праведный Иов (Иов.1:5). В Книге Бытия сообщается о  Мелхиседеке, царе Салима и священнике Бога Всевышнего» (Быт.14:18-20). Помимо того, что этот царь и священник исполнял, как царь и священник, свои обязанности, он служил прообразом Мессии (Пс.109:4; Евр.5:6), Господа Иисуса Христа, Первосвященника по чину Мелхиседека (Евр.5:10).

Регламентация процесса жертвоприношений (их регулярности и порядка их совершения), а также выделение особого класса священников происходит в Израильском народе в период Исхода из Египта. Этот процесс был связан с появлением Скинии Завета (или Скинии Собрания) — походного храма, в котором (при котором) первоначально должны были совершаться регулярные жертвоприношения. В книге «Исход» дается подробное описание устройства скинии (Исх.25-31). В 28 гл. книги «Исход» говорится о повелении Бога посвятить Аарона, брата Моисея, на служение священника и также устанавливается наследственный характер священства: священниками в Израильском народе в дальнейшем могут быть только потомки Аарона. Также сказано об особых одеждах, которые должны были носить священники и первосвященник и о требованиях к физическому здоровью и образу жизни священников.

В книгах «Исход» и «Левит» также подробно описывается порядок и регулярность различных жертвоприношений. Этот порядок в целом сохранялся и после того, как в Иерусалиме был воздвигнут величественный Храм (Соломона). Помимо совершения жертвоприношений, ветхозаветные священники несли на себя ряд иных функций:

  • учительство, выражавшееся, в частности, в чтении закона вслух «всему» Израилю, раз в семь лет (Втор.31:10-13).
  • ограниченное религиозными вопросами право суда: к примеру, священник мог отстранять или, напротив, допускать отстраненное ранее лицо от (полноценного) участия в религиозном культе.

В эпоху судей первосвященник также мог выступать в качестве политического лидера, как напр. первосвященник И́лий (1Цар.4:18), или нести служение пророка, хотя эти функции формально не входили в обязанности священников. В отличие от священства, возможность вступления в которое обусловливалась происхождением, возможность стать политическим лидером (в период судей) или пророком была обусловлена другими факторами, например, личными качествами.  Регулярные жертвоприношения в Иерусалимском храме продолжались до эпохи Вавилонского пленения. Храм был разрушен в 586 г. до Р. Х. По возвращении евреев из плена Храм был «восстановлен» (ок. 515 г. до Р. Х.), а во времена правления Ирода Великого была начата его «перестройка». В 70 г. по Р. Х. Храм был разрушен римлянами.

Новый завет

В древнегреческом тексте Нового завета словом «ἱερεύς» обозначают как языческих жрецов (Деян.14:13), так и священников Иерусалимского храма (Мф.12:4; Лк.1:5; 10:31; Евр.10:11). При переводе на церковнославянский язык, однако, «ἱερεύς» в тех случаях, когда так обозначают язычников, передаётся словом «жрец», а «иереями» именуют исключительно священники Иерусалимского храма. Так, например, в указанном выше фрагменте книги Деяний апостольских в церковнославянском тексте сказано «Жрец же диев, сущаго пред градом их, приведе юнцы и принесе венцы пред врата, с народы хотяше жрети» (Деян.14:13).

Помимо священников Иерусалимского храма, в Послании к Евреям говориться о том, что Иисус Христос имеет священство по чину Мелхиседека (Евр 7:15-21; 8:4), поскольку Он приносит в Жертву Богу Самого Себя (Евр.7:27). Тем самым подчеркивается, что священническое достоинство Христа превосходит достоинство ветхозаветного священства. Причем, если священники Иерусалимского храма должны совершать жертвоприношения многократно, и при этом, будучи сами грешными людьми, приносить эти жертвы сначала о своих грехах, а потом о грехах народа, то Христос, будучи безгрешным, Свою Жертву за грехи людей приносит единожды.

Последующие христианские авторы восприняли эту традицию именования Христа Священником иили Первосвященником: уже св. мч. Иустин Философ именует Христа Первосвященником в «Диалоге с грифоном Иудеем». Мысль о том, что Христос является одновременно и Тем, Кто приносит Себя в Жертву, и Жертвой, и Тем, Кто (по Божескому естеству) принимает Жертву, вошла в богослужебные тексты Православной Церкви: «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, Приемляй и Раздаваемый, Христе Боже наш…» (Молитва ««Никтоже достоин» из чина Божественной Литургии).

В истории Христианской Церкви

Большинство совр. христиан (напр. католики и православные) считают, что священство носит харизматический характер: для того, чтобы исполнять функции священника, необходимо, помимо избрания от христианской общины, получить особое посвящение — хиротонию (букв. с греч.: рукоположение), при совершении которой избранный к священству получает особые благодатные Дары, позволяющие ему осуществлять это служение. Рукоположение осуществляется в соответствии с принципом апостольского преемства.

Современное словоупотребление

В современной практике на русском языке иереями в узком смысле называют пресвитеров Православной Церкви. Несмотря на то, что представителей духовенства неправославных христианских общин, в которых, как думают некоторые, сохранилось апостольское преемство, именуют священниками (в широком смысле), или священниками наряду с диаконами или епископами (в узком смысле), именование «иереи» в современном словоупотреблении для их обозначения использовать не принято. Кроме того, как сказано выше, священниками не принято именовать лидеров протестантских общин, не имеющих апостольского преемства, которых чаще принято именовать пасторами.

Комментировать

*

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka
Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки