Иерей

Иере́й – свя­щен­но­слу­жи­тель Пра­во­слав­ной Церкви, посвя­щен­ный во вторую сте­пень свя­щен­ства — во пре­сви­тера. Иерей может быть совер­ши­те­лем всех Таинств Пра­во­слав­ной Церкви, за исклю­че­нием руко­по­ло­же­ния (хиро­то­нии). Сино­нимы: «свя­щен­ник»; «пре­сви­тер».

Эти­мо­ло­гия

Слово «иерей» пред­став­ляет собой кальку, полу­чен­ную в резуль­тате транс­кри­би­ро­ва­ния гре­че­ского слова «ἱερεύς» со зна­че­нием, ана­ло­гич­ным рус­скому «свя­щен­ник».

Исто­рия

Язы­че­ство

В антич­ной куль­туре словом «ἱερεύς» или, упо­треб­ляя рус­ский вари­ант этого слова, иере­ями назы­вали жрецов, при­но­ся­щих жертвы язы­че­ским богам. Такое сло­во­упо­треб­ле­ние встре­ча­ется у Гомера, Пла­тона и др. антич­ных авто­ров, писав­ших на древ­не­гре­че­ском языке.

Ветхий завет

При под­го­товке Сеп­ту­а­гинты — пере­вода текста Вет­хого завета на древ­не­гре­че­ский язык, выпол­нен­ного в Алек­сан­дрии, как счи­та­ется, в III–II вв. до н. э.,  слово «ἱερεύς» исполь­зо­ва­лось в каче­стве регу­ляр­ного экви­ва­лента для древ­не­ев­рей­ского «коген». Так в Ветхом Завете име­ну­ются лица  (потомки Аарона, брата Моисея (Исх.29:9)), совер­шав­шие регу­ляр­ные жерт­во­при­но­ше­ния сна­чала в скинии, а впо­след­ствии в Иеру­са­лим­ском храме. Вет­хо­за­вет­ное свя­щен­ство было сословно-наслед­ствен­ным. Глава этой вет­хо­за­вет­ной иерар­хии име­но­вался «вели­кий свя­щен­ник» («коген гаг­га­дол», греч.: «ὁ ἱερεὺς ὁ μέγας») — «пер­во­свя­щен­ник» в рус­ском пере­воде (кроме того, в гре­че­ском вари­анте упо­треб­ля­ется слово «ἀρχιερεὺς»).

До исхода из Египта, в эпоху вет­хо­за­вет­ных пат­ри­ар­хов (Авра­ама, Исаака, Иакова) при­не­се­ние Богу жертв совер­ша­лось, как пра­вило, главой семей­ства: в тексте Пяти­кни­жия мно­го­кратно упо­ми­на­ется при­не­се­ние жертв Богу самим Авра­амом, его сыном  Иса­а­ком и внуком Иако­вом. Один из наи­бо­лее извест­ных эпи­зо­дов, свя­зан­ных с жерт­во­при­но­ше­нием, каса­ется несо­сто­яв­ше­гося при­не­се­ния Авра­амом в жертву своего сына Исаака (Быт.22:1-13). Это собы­тие стало испы­та­нием веры Авра­ама. Согласно нар­ра­тиву книги Бытия, жерт­во­при­но­ше­ния истин­ному Богу совер­ша­лись не только в семей­стве Авра­ама, но и за его пре­де­лами: так жертвы при­но­сил пра­вед­ный Иов (Иов.1:5). В Книге Бытия сооб­ща­ется о  Мел­хи­се­деке, царе Салима и свя­щен­нике Бога Все­выш­него» (Быт.14:18-20). Помимо того, что этот царь и свя­щен­ник испол­нял, как царь и свя­щен­ник, свои обя­зан­но­сти, он служил про­об­ра­зом Мессии (Пс.109:4; Евр.5:6), Гос­пода Иисуса Христа, Пер­во­свя­щен­ника по чину Мел­хи­се­дека (Евр.5:10).

Регла­мен­та­ция про­цесса жерт­во­при­но­ше­ний (их регу­ляр­но­сти и порядка их совер­ше­ния), а также выде­ле­ние осо­бого класса свя­щен­ни­ков про­ис­хо­дит в Изра­иль­ском народе в период Исхода из Египта. Этот про­цесс был связан с появ­ле­нием Скинии Завета (или Скинии Собра­ния) — поход­ного храма, в кото­ром (при кото­ром) пер­во­на­чально должны были совер­шаться регу­ляр­ные жерт­во­при­но­ше­ния. В книге «Исход» дается подроб­ное опи­са­ние устрой­ства скинии (Исх.25-31). В 28 гл. книги «Исход» гово­рится о пове­ле­нии Бога посвя­тить Аарона, брата Моисея, на слу­же­ние свя­щен­ника и также уста­нав­ли­ва­ется наслед­ствен­ный харак­тер свя­щен­ства: свя­щен­ни­ками в Изра­иль­ском народе в даль­ней­шем могут быть только потомки Аарона. Также ска­зано об особых одеж­дах, кото­рые должны были носить свя­щен­ники и пер­во­свя­щен­ник и о тре­бо­ва­ниях к физи­че­скому здо­ро­вью и образу жизни свя­щен­ни­ков.

В книгах «Исход» и «Левит» также подробно опи­сы­ва­ется поря­док и регу­ляр­ность раз­лич­ных жерт­во­при­но­ше­ний. Этот поря­док в целом сохра­нялся и после того, как в Иеру­са­лиме был воз­двиг­нут вели­че­ствен­ный Храм (Соло­мона). Помимо совер­ше­ния жерт­во­при­но­ше­ний, вет­хо­за­вет­ные свя­щен­ники несли на себя ряд иных функ­ций:

  • учи­тель­ство, выра­жав­ше­еся, в част­но­сти, в чтении закона вслух «всему» Изра­илю, раз в семь лет (Втор.31:10-13).
  • огра­ни­чен­ное рели­ги­оз­ными вопро­сами право суда: к при­меру, свя­щен­ник мог отстра­нять или, напро­тив, допус­кать отстра­нен­ное ранее лицо от (пол­но­цен­ного) уча­стия в рели­ги­оз­ном культе.

В эпоху судей пер­во­свя­щен­ник также мог высту­пать в каче­стве поли­ти­че­ского лидера, как напр. пер­во­свя­щен­ник И́лий (1Цар.4:18), или нести слу­же­ние про­рока, хотя эти функ­ции фор­мально не вхо­дили в обя­зан­но­сти свя­щен­ни­ков. В отли­чие от свя­щен­ства, воз­мож­ность вступ­ле­ния в кото­рое обу­слов­ли­ва­лась про­ис­хож­де­нием, воз­мож­ность стать поли­ти­че­ским лиде­ром (в период судей) или про­ро­ком была обу­слов­лена дру­гими фак­то­рами, напри­мер, лич­ными каче­ствами.  Регу­ляр­ные жерт­во­при­но­ше­ния в Иеру­са­лим­ском храме про­дол­жа­лись до эпохи Вави­лон­ского пле­не­ния. Храм был раз­ру­шен в 586 г. до Р. Х. По воз­вра­ще­нии евреев из плена Храм был «вос­ста­нов­лен» (ок. 515 г. до Р. Х.), а во вре­мена прав­ле­ния Ирода Вели­кого была начата его «пере­стройка». В 70 г. по Р. Х. Храм был раз­ру­шен рим­ля­нами.

Новый завет

В древ­не­гре­че­ском тексте Нового завета словом «ἱερεύς» обо­зна­чают как язы­че­ских жрецов (Деян.14:13), так и свя­щен­ни­ков Иеру­са­лим­ского храма (Мф.12:4; Лк.1:5; 10:31; Евр.10:11). При пере­воде на цер­ков­но­сла­вян­ский язык, однако, «ἱερεύς» в тех слу­чаях, когда так обо­зна­чают языч­ни­ков, пере­да­ётся словом «жрец», а «иере­ями» име­нуют исклю­чи­тельно свя­щен­ники Иеру­са­лим­ского храма. Так, напри­мер, в ука­зан­ном выше фраг­менте книги Деяний апо­столь­ских в цер­ков­но­сла­вян­ском тексте ска­зано «Жрец же диев, сущаго пред градом их, при­веде юнцы и при­несе венцы пред врата, с народы хотяше жрети» (Деян.14:13).

Помимо свя­щен­ни­ков Иеру­са­лим­ского храма, в Посла­нии к Евреям гово­риться о том, что Иисус Хри­стос имеет свя­щен­ство по чину Мел­хи­се­дека (Евр 7:15-21; 8:4), поскольку Он при­но­сит в Жертву Богу Самого Себя (Евр.7:27). Тем самым под­чер­ки­ва­ется, что свя­щен­ни­че­ское досто­ин­ство Христа пре­вос­хо­дит досто­ин­ство вет­хо­за­вет­ного свя­щен­ства. Причем, если свя­щен­ники Иеру­са­лим­ского храма должны совер­шать жерт­во­при­но­ше­ния мно­го­кратно, и при этом, будучи сами греш­ными людьми, при­но­сить эти жертвы сна­чала о своих грехах, а потом о грехах народа, то Хри­стос, будучи без­греш­ным, Свою Жертву за грехи людей при­но­сит еди­но­жды.

После­ду­ю­щие хри­сти­ан­ские авторы вос­при­няли эту тра­ди­цию име­но­ва­ния Христа Свя­щен­ни­ком иили Пер­во­свя­щен­ни­ком: уже св. мч. Иустин Фило­соф име­нует Христа Пер­во­свя­щен­ни­ком в «Диа­логе с гри­фо­ном Иудеем». Мысль о том, что Хри­стос явля­ется одно­вре­менно и Тем, Кто при­но­сит Себя в Жертву, и Жерт­вой, и Тем, Кто (по Боже­скому есте­ству) при­ни­мает Жертву, вошла в бого­слу­жеб­ные тексты Пра­во­слав­ной Церкви: «Ты бо еси При­но­сяй и При­но­си­мый, При­ем­ляй и Раз­да­ва­е­мый, Христе Боже наш…» (Молитва ««Ник­тоже достоин» из чина Боже­ствен­ной Литур­гии).

В исто­рии Хри­сти­ан­ской Церкви

Боль­шин­ство совр. хри­стиан (напр. като­лики и пра­во­слав­ные) счи­тают, что свя­щен­ство носит хариз­ма­ти­че­ский харак­тер: для того, чтобы испол­нять функ­ции свя­щен­ника, необ­хо­димо, помимо избра­ния от хри­сти­ан­ской общины, полу­чить особое посвя­ще­ние — хиро­то­нию (букв. с греч.: руко­по­ло­же­ние), при совер­ше­нии кото­рой избран­ный к свя­щен­ству полу­чает особые благ­дат­ные Дары, поз­во­ля­ю­щие ему осу­ществ­лять это слу­же­ние. Руко­по­ло­же­ние осу­ществ­ля­ется в соот­вет­ствии с прин­ци­пом апо­столь­ского пре­ем­ства.

Совре­мен­ное сло­во­упо­треб­ле­ние

В совре­мен­ной прак­тике на рус­ском языке иере­ями в узком смысле назы­вают пре­сви­те­ров Пра­во­слав­ной Церкви. Несмотря на то, что пред­ста­ви­те­лей духо­вен­ства непра­во­слав­ных хри­сти­ан­ских общин, в кото­рых, как думают неко­то­рые, сохра­ни­лось апо­столь­ское пре­ем­ство, име­нуют свя­щен­ни­ками (в широ­ком смысле), или свя­щен­ни­ками наряду с диа­ко­нами или епи­ско­пами (в узком смысле), име­но­ва­ние «иереи» в совре­мен­ном сло­во­упо­треб­ле­нии для их обо­зна­че­ния исполь­зо­вать не при­нято. Кроме того, как ска­зано выше, свя­щен­ни­ками не при­нято име­но­вать лиде­ров про­те­стант­ских общин, не име­ю­щих апо­столь­ского пре­ем­ства, кото­рых чаще при­нято име­но­вать пас­то­рами.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки