Религиозная психология

***

Религио́зная психоло́гия — 1) наука, иссле­ду­ю­щая на основе рели­ги­оз­ных пред­став­ле­ний о чело­веке его пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти, а также осо­бен­но­сти его пси­хо­ло­ги­че­ской дея­тель­но­сти; 2) наука, иссле­ду­ю­щая чело­века в каче­стве субъ­екта и объ­екта рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти (субъ­екта и объ­екта вза­и­мо­дей­ствия с рели­ги­оз­ной средой).

***

В чём состоят прин­ци­пи­аль­ные отли­чия Пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии от свет­ской?

Первое, что сле­дует отме­тить в данной связи, Пра­во­слав­ная Пси­хо­ло­гия осно­вы­ва­ется на твёр­дой убеж­ден­но­сти в том, что:

  • чело­век создан Богом как венец тво­ре­ния види­мого мира (Быт.1:26);
  • душа чело­века несёт в себе черты образа Божьего (Быт.1:27); она не явля­ется про­дук­том дея­тель­но­сти тела; но напро­тив, сама его живо­тво­рит и сама управ­ляет им как своим ору­дием;
  • душа чело­века — бес­смертна; бытие чело­века не огра­ни­чи­ва­ется пре­де­лами его земной жизни (Лк.16:22–25).

Эти поло­же­ния при­ни­ма­ются Пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гией как бес­спор­ные, чего не ска­жешь о свет­ской пси­хо­ло­гии, не рас­смат­ри­ва­ю­щей или даже реши­тельно исклю­ча­ю­щей факт тво­ре­ния чело­века Богом; суб­стан­ци­о­наль­ность, бого­по­до­бие и бес­смер­тие чело­ве­че­ской души. Душа опре­де­ля­ется этой наукой не более чем как про­дукт функ­ци­о­ни­ро­ва­ния цен­траль­ной нерв­ной системы (моз­го­вой дея­тель­но­сти).

Кроме того, Пра­во­слав­ная пси­хо­ло­гия опи­ра­ется на такие раз­делы Пра­во­слав­ного Дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия как учение о гре­хо­па­де­нии и учение о Спа­се­нии чело­века. Многое из харак­тер­ного для людей, оце­ни­ва­е­мого в рамках Пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии как гре­хов­ные, а значит и про­ти­во­есте­ствен­ные  стра­сти и пороки, в рамках свет­ской пси­хо­ло­гии может интер­пре­ти­ро­ваться в смысле есте­ствен­ного для чело­века стрем­ле­ния к удо­вле­тво­ре­нию есте­ствен­ных нужд (в фор­мате Пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии есте­ствен­ным, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии, при­зна­ётся стрем­ле­ние к доб­ро­де­тель­ной жизни, к рас­кры­тию черт образа Божьего, стрем­ле­ние к духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ству, к Богу).

Глав­ная цель Пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии: спо­соб­ство­вать упо­доб­ле­нию чело­века Богу и еди­не­нию с Ним. В этом отно­ше­нии данная наука сбли­жа­ется с пра­во­славно-бого­слов­скими дис­ци­пли­нами (напри­мер, с Дог­ма­ти­че­ским, Нрав­ствен­ным Бого­сло­вием). Понятно, что такой цели в перечне целей свет­ской пси­хо­ло­гии попро­сту нет.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки