Пси­хо­ло­гия

См. раздел ПСИ­ХО­ЛО­ГИЯ И ДУХОВ­НАЯ ЖИЗНЬ

***

Слово психоло́гия имеет очень длин­ную предыс­то­рию. Дословно гре­че­ский термин «пси­хо­ло­гия» обо­зна­чает «учение о душе»: «псюхе» = душа, «логос» = слово, учение. Сло­во­со­че­та­ние «учение о душе» встре­ча­ется уже у Ори­гена († 254 г.) в его работе «О нача­лах» (Кн. 1. Гл. 5. § 2; Кн. 2. Гл. 8. § 1).Содер­жа­тельно хри­сти­ан­ское учение о душе всегда зани­мало важ­ней­шее место как в тео­ре­ти­че­ском бого­сло­вии, так и в цер­ков­ной прак­тике душе­по­пе­че­ния: биб­лио­гра­фия соот­вет­ству­ю­щих свя­то­оте­че­ских работ, пере­ве­дён­ных на рус­ский язык, состав­ляет несколько сотен наиме­но­ва­ний (вместе со свя­то­оте­че­скими антро­по­ло­ги­че­скими рабо­тами, поскольку хри­сти­ан­ское учение о чело­веке нераз­рывно с уче­нием о его душе). Таким обра­зом, как нам кажется, вполне обос­но­ванно мнение извест­ного доре­во­лю­ци­он­ного спе­ци­а­ли­ста: «Судя на осно­ва­нии дошед­ших до нас (хри­сти­ан­ских – Прим. Ред.) пси­хо­ло­ги­че­ских трак­та­тов, можно заклю­чить, что учение о душе суще­ство­вало еще в пат­ри­сти­че­ский период, как особая само­сто­я­тель­ная отрасль знания, и даже имело то самое тер­ми­но­ло­ги­че­ское опре­де­ле­ние в ряду других наук, какое ей при­да­ется и в насто­я­щее время» (Давы­денко. 1908, с. 48).

Но по мере секу­ля­ри­за­ции науки и про­ти­во­по­став­ле­нии её рели­гии, что осо­бенно отчет­ливо про­яви­лось в XX в., появи­лась совре­мен­ная, ате­и­сти­че­ская пси­хо­ло­гия, кото­рая отри­цает нали­чие души как духов­ной сущ­но­сти и есть «наука о зако­но­мер­но­сти раз­ви­тия и функ­ци­о­ни­ро­ва­ния пси­хики как особой формы жиз­не­де­я­тель­но­сти» (Крат­кий пси­хо­ло­ги­че­ский сло­варь. 1985, с. 274).

Таким обра­зом, спра­вед­ливо было под­ме­чено, что «пре­крас­ное обо­зна­че­ние «пси­хо­ло­гия» – учение о душе – было просто неза­конно похи­щено и исполь­зо­вано, как титул для совсем иной науч­ной обла­сти» (Франк. 1917, с. 423), т. е. совре­мен­ной, без­душ­ной пси­хо­ло­гии. И такое поло­же­ние дел сохра­ня­ется до сих пор, хотя, конечно же, есть пси­хо­логи, кото­рые при­зы­вают к реше­нию этой про­блемы.

Так, напри­мер, один из ста­рей­ших оте­че­ствен­ных пси­хо­ло­гов, Вла­ди­мир Пет­ро­вич Зин­ченко, писал в после­пе­ре­стро­еч­ное время: «Пси­хо­ло­гия, наде­юсь, станет наукой не об отсут­ствии, а о при­сут­ствии души» (Зин­ченко. 1994, с. 43).

Буду­щее пока­жет, воз­можно ли воз­вра­ще­ние совре­ме­ной пси­хо­ло­гии к своим хри­сти­ан­ским исто­кам, но уже сейчас суще­ствует мно­же­ство пси­хо­ло­гов, кото­рые пришли к хри­сти­ан­ству и кото­рые не под­дер­жи­вают име­ю­щи­еся в совре­мен­ной пси­хо­ло­гии ате­и­сти­че­ские, либо оккульт­ные тен­ден­ции. Поэтому вполне зако­но­мерно, что эти пси­хо­логи для раз­ме­же­ва­ния с ате­и­сти­че­ской и оккульт­ной пси­хо­ло­гией и для опре­де­ле­ния своей духовно-нрав­ствен­ной пози­ции исполь­зуют термин «хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия».

Обычно счи­тают, что этот термин в рус­ской куль­туре появился только что, когда совре­мен­ные пси­хо­логи заин­те­ре­со­ва­лись хри­сти­ан­ством и «изоб­рели» такое сло­во­со­че­та­ние. Но это не так.

В 1901 г. вышла бро­шюра «Ада­мово наслед­ство. Очерки хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии» (Св.-Серг. Тро­иц­кая лавра, 1901).

А в 1890 г. епи­скоп Феофан Затвор­ник, ныне при­чис­лен­ный Цер­ко­вью к лику святых, писал: «Самым при­год­ным посо­бием для начер­та­ния нра­во­уче­ния хри­сти­ан­ского могла бы слу­жить хри­сти­ан­ская Пси­хо­ло­гия» (Феофан Затвор­ник. 1890, с. 7). Инте­ресно, что свя­ти­тель напи­сал слово «пси­хо­ло­гия» с заглав­ной буквы, пока­зы­вая тем своё особое к ней отно­ше­ние.

Таким обра­зом, сло­во­со­че­та­ние «хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия» не есть какая-то необос­но­ван­ная выдумка насто­я­щего вре­мени, а явля­ется обыч­ным пра­во­слав­ным выра­же­нием, кото­рому к тому же уже больше ста лет!

Кстати, сло­во­со­че­та­ние «биб­лей­ская пси­хо­ло­гия», не менее тра­ди­ци­он­ное: в 1892 г. вышла книга про­то­и­е­рея Павла Яко­вле­вича Свет­лова, про­фес­сора Уни­вер­си­тета св. Вла­ди­мира, под назва­нием «Про­ро­че­ские и вещие сны. Апо­ло­ге­ти­че­ское иссле­до­ва­ние в обла­сти биб­лей­ской пси­хо­ло­гии» (Киев, 1892).

Кроме того, еще можно ука­зать мно­же­ство важных тем, в назва­нии кото­рых при­сут­ствует слово пси­хо­ло­гия и кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­лись оте­че­ствен­ными авто­рами до рево­лю­ции 1917-го года:

  • пси­хо­ло­гия веры: Вве­ден­ский А. И. «Пси­хо­ло­гия веры (Рели­ги­оз­ная вера как био­ге­не­ти­че­ский прин­цип в пси­хо­ло­гии)» (Сер­гиев Посад, 1899);
  • пси­хо­ло­гия молитвы: Пла­то­нов Вени­а­мин свящ. «Пси­хо­ло­гия молитвы» (СПб.: Свет, 1913);
  • пси­хо­ло­гия свя­то­сти: Мень­ши­ков М. «Пси­хо­ло­гия свя­то­сти» (Новое время. 1903, № 3);
  • пси­хо­ло­гия греха: Соко­лов Л. А. «Пси­хо­ло­гия греха и доб­ро­де­тели по учению св. подвиж­ни­ков древ­ней церкви в связи с усло­ви­ями пас­тыр­ского душе­по­пе­че­ния» (Вологда: Тип. К. А. Бара­не­ева, 1905);
  • пси­хо­ло­гия греш­ника: Нико­нов А. «Пси­хо­ло­гия каю­ще­гося греш­ника по Псал­тири» (Вера и разум. 1911, № 13, с. 21–34), Нико­нов А. «Пси­хо­ло­гия нерас­ка­ян­ного греш­ника по Псал­тири» (Вера и разум. 1911, № 12, с. 717–726);
  • пси­хо­ло­гия рас­кола: Роза­нов В. В. «Пси­хо­ло­гия рус­ского рас­кола» (Его же. Рели­гия и куль­тура. 2‑е изд. СПб., 1901, с. 23–54);
  • пси­хо­ло­гия экс­таза: Коно­ва­лов Д. Г. «Пси­хо­ло­гия сек­тант­ского экс­таза» (Сер­гиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сер­ги­е­вой лавры, 1908);
  • пси­хо­ло­гия фана­тизма: Чиж В. Ф. «Пси­хо­ло­гия фана­тизма» (Вопросы фило­со­фии и пси­хо­ло­гии. 1905, кн. 1(76), с. 1–36; кн. 2(77), с. 149–186);
  • кстати, также и пси­хо­ло­гия ате­изма: Вла­ди­мир­ский Ф. «Пси­хо­ло­гия ате­изма» (Его же. Пси­хо­ло­ги­че­ское дока­за­тель­ство бытия Божия. Почаев, 1904, с. 29–33).

Сло­во­со­че­та­ния «пра­во­слав­ная пси­хо­ло­гия» в этом списке нет по одной про­стой при­чине: в пра­во­слав­ной стране, како­вой Россия явля­лась в то время, когда гово­рили «хри­сти­ан­ская», прак­ти­че­ски всегда под­ра­зу­ме­вали «пра­во­слав­ная» (если же речь шла о като­ли­цизме или про­те­стан­тизме, то прямо так и писали).

Кроме того, сло­во­со­че­та­ние «пра­во­слав­ная пси­хо­ло­гия» было упо­треб­лено архим. Кипри­а­ном (Керном) уже в 1950 г. в извест­ней­шей его работе «Антро­по­ло­гия св. Гри­го­рия Паламы» – см. совре­мен­ное её пере­из­да­ние (Киприан (Керн). 1996, с. 360). Так что и этому выра­же­нию уже больше 60‑и лет – вполне, можно ска­зать, солид­ный и почтен­ный воз­раст, кото­рый необ­хо­димо ува­жать.

Хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия как учение о душе, осно­вы­ва­ется на хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии, на биб­лей­ском и свя­то­оте­че­ском учении о чело­веке.

В своей прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти совре­мен­ные хри­сти­ан­ские пси­хо­логи могут при­ме­нять всё лучшее, что смогла открыть пси­хо­ло­ги­че­ская наука за послед­ние века и что не про­ти­во­ре­чит хри­сти­ан­скому бого­сло­вию и свя­то­оте­че­скому учению о чело­веке.

Таким обра­зом, как нам кажется, при­ве­ден­ная инфор­ма­ция вполне обос­но­ванно пока­зы­вает и дока­зы­вает сле­ду­ю­щие важные мысли:

  • основ­ной вывод, кото­рый можно сде­лать из всего при­ве­ден­ного мате­ри­ала, прост как правда: и до рево­лю­ции сем­на­дца­того года пси­хо­ло­гия в России суще­ство­вала как пси­хо­ло­гия;
  • второй, менее опти­ми­стич­ный, вывод заклю­ча­ется в том, что та пси­хо­ло­гия зна­чи­тельно отли­ча­лась от совре­мен­ной; более того, именно ту пси­хо­ло­гию и можно назы­вать соб­ственно психо-логией, т. е. уче­нием о душе; кроме того, вполне спра­вед­ливо, что ту пси­хо­ло­гию вполне можно име­но­вать духов­ной пси­хо­ло­гией (Пси­хо­ло­ги­че­ская наука… 1997, с.37), в отли­чие от пси­хо­ло­гии совре­мен­ной – без­ду­хов­ной;
  • третий вывод: рас­цвет духов­ной пси­хо­ло­гии в России при­хо­дился на конец XIX – начало XX века (там же, с.37), и только «после победы Октябрь­ской рево­лю­ции духов­ная пси­хо­ло­гия в России пре­кра­щает офи­ци­ально свое суще­ство­ва­ние» (там же, с.45) – и то не сразу, и не без борьбы;
  • есть все осно­ва­ния пола­гать, что и в насто­я­щее время воз­можна пси­хо­ло­гия, как учение о душе; поскольку послед­нее ни в коей мере не отри­цает ни прак­ти­че­ский подход вообще, ни кон­крет­ные экс­пе­ри­мен­таль­ные методы изу­че­ние, постольку все кон­крет­ные, экс­пе­ри­мен­таль­ные резуль­таты эмпи­ри­че­ской пси­хо­ло­гии совет­ского вре­мени могут быть исполь­зо­ваны в душе­ве­де­нии (к совре­мен­ной запад­ной пси­хо­ло­гии это отно­сится в мень­шей сте­пени, поскольку в ней много оккульт­ных идей, несов­ме­сти­мых не только с хри­сти­ан­ством, но и с соб­ственно науч­ным под­хо­дом);
  • «хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия» и как термин, и как учение имеет долгую исто­рию и предыс­то­рию, кото­рую надо учи­ты­вать и изу­чать; утвер­жде­ние же о том, что хри­сти­ан­ская пси­хо­ло­гия есть изоб­ре­те­ние совре­мен­ных пси­хо­ло­гов не соот­вет­ствует фактам.

Биб­лио­гра­фия:

  1. Давы­денко В. Ф. Свя­то­оте­че­ское учение о душе чело­века. – Харь­ков, 1908.
  2. Зин­ченко В. П. Воз­можна ли поэ­ти­че­ская антро­по­ло­гия? – М.: Изд-во Рос. откры­того ун-та, 1994.
  3. Киприан (Керн) архим. Антро­по­ло­гия св. Гри­го­рия Паламы. – Париж, 1950 (пере­изд.: М.: Палом­ник, 1996).
  4. Крат­кий пси­хо­ло­ги­че­ский сло­варь. Под ред. А. В. Пет­ров­ского. – М., 1985.
  5. Ориген. О Нача­лах. – Самара, 1993.
  6. Пси­хо­ло­ги­че­ская наука в России ХХ сто­ле­тия: про­блемы теории и исто­рии. Сбор­ник. Под ред. А. В. Брушлин­ского. М.: Изд-во «Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН», 1997.
  7. Феофан Затвор­ник еп. Начер­та­ние хри­сти­ан­ского нра­во­уче­ния. 2‑е изд. – М., 1890.
  8. Франк С. Душа чело­века. Опыт вве­де­ния в фило­соф­скую пси­хо­ло­гию. – М., 1917 (пере­изд.: СПб.: Наука, 1995).
  9. Хри­сти­ан­ская антро­по­ло­гия и пси­хо­ло­гия в лицах. Основ­ные авторы и работы с древ­не­хри­сти­ан­ского пери­ода по насто­я­щее время. Биб­лио­гра­фи­че­ский спра­воч­ник. Сост. и ред. Ю. М. Зенько. 2‑е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2011.

***

См. сайты:

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки