Библейские музыкальные инструменты

Вступ­ле­ние * Духо­вые * Струн­ные * Удар­ные

Cводная таблица упоминаний музыкальных инструментов в Библии

Назва­ние на иврите Соот­вет­ствия в цер­ков­но­сла­вян­ском, синодальном
(или обо­их), греческом
Сти­хи Биб­лии
Духо­вые
шофар שׁוֹפָר тру­ба, рог, тру­ба рóжана σάλπιγγος, κερατίνας, σωθερ Исх.19:16, 19, 20:18, Лев.23:24, 25:9, Нав.6:3–5, 7–8, 12, 15, 19, Суд.3:27, 6:34, 7:8, 16, 18–20, 22, 1Цар.13:3, 2Цар.2:28, 6:15, 15:10, 18:16, 20:1, 22, 3Цар.1:34, 39, 41, 4Цар.9:13, 1Пар.15:28, 2Пар.15:14, Неем.4:18, 20, Иов.39:24–25, Пс.46:6, 97:6, 150:3, Ис.18:3, 27:13, 58:1, Иер.4:5, 19, 21, 6:1, 17, 42:14, 51:27, Иез.7:14, 33:3–6, Ос.5:8, 8:1, Иоил 2:1, 15, Ам.2:2, 3:6, Соф.1:16, Зах.9:14.
йобел י­וֹבְל
(шофар) йобел
שׁוֹפְרוֹת הַיוֹבְלִים
тру­ба, (тру­бы) ро­жаны, свя­щен­ные, юбилейные σάλπιγγος
(σάλπιγγας) ἱερὰς
Исх.19:13,

Нав.6:3, 5, 7.

керен ב­ְקֶרֶן тру­ба, рог σάλπιγγος Нав.6:4.
кар­на קַרְנָא тру­ба σάλπιγγος Дан.3:5, 7, 10, 15.
(дере­вян­ные)
хацоц­ра חֲצֹצְרָה тру­ба, тру­ба кова­ная, рог σάλπιγγος Чис.10:2–5, 8–10, 31:6, 4Цар.11:14, 12:13, 1Пар.13:8, 15:24, 28, 16:42, 2Пар.5:12–13, 7:6, 13:12, 14, 15:14, 20:28, 23:13, 29:26–28, 1Ездр.3:10, Неем.12:35, 41, Пс.97:6, Ос.5:8.
халил חָלִיל цев­ни­ца, сви­рель, сопель αὐλὸς 1Цар.10:5, 3Цар.1:40, Ис.5:12, 30:29, Иер.48:36.
угаб עֻגָבִי пев­ни­ца, песнь, оргáн, свирель ψαλτήριον, ψαλμός, ὀργάνον Быт.4:21, Иов.21:12, 30:31, Пс.150:4.
маш­ро­ки­та מַשְׁרוֹקִיתָא сви­рель σύριγγός Дан.3:5, 7, 10, 15.
Струн­ные
кин­нор כִנוֹר гус­ли, ким­вал, кифа­ра, псал­тирь, оргá­ны (Пс.136:2), пев­ни­ца, цит­ра, арфы (Пс.136:2) κινύρα, κιθάρᾳ, ψαλτηρίον, ὄργανα (Пс.136:2) Быт.4:21, 31:27, 1Цар.10:5, 16:16, 23, 2Цар.6:5, 3Цар.10:12, 1Пар.13:8, 15:16, 21, 28, 16:5, 25:1, 3, 6, 2Пар.5:12, 9:11, 20:28, 29:25, Неем.12:27, Иов.21:12, 30:31, Пс.32:2, 42:4, 48:5, 56:9, 70:22, 80:3, 91:4, 97:5, 136:2, 146:7, 149:3, 150:3, Ис.5:12, 16:11, 23:16, 24:8, 30:32, Иез.26:13.
небел נָבֶל псал­тирь, сопель, сви­рель, гус­ли (1Пар.15:28), весе­лие (шум) (Ис.14:11), ор­гáн (Ам.5:23) νάβλα (∇), ψαλτηρίον, ὀργάνον 1Цар.10:5, 2Цар.6:5, 3Цар.10:12, 1Пар.13:8, 15:16, 20, 28, 16:5, 25:1, 6, 2Пар.5:12, 9:11, 20:28, 29:25, Неем.12:27, Пс.32:2, 56:9, 70:22, 80:3, 91:4, 150:3, Ис.5:12, 14:11, Ам.5:23, 6:5.
асор עָשׂוֹר псал­тирь ψαλτηρίον Пс.32:2, 91:4, 143:9.
кий­та­рос קִיתָרוֹס

(катрос קַתְרוֹס)

гус­ли, цитра κιθάρας Дан.3:5, 7, 10, 15.
сабб­ха סַבְכָא сам­ви­ки, цевница σαμβύκησ Дан.3:5, 7, 10, 15.
псан­те­рин פְסַנְתֵרִין псал­тирь, гусли ψαλτηρίων Дан.3:5, 7, 10, 15.
Удар­ные
тоф תֹף тим­пан, псалтирь τυμπάνον, αὐλὸς, ψαλτηρίον Быт.31:27, Исх.15:20, Суд.11:34, 1Цар.10:5, 18:6, 2Цар.6:5, 1Пар.13:8, Иов.21:12, Пс.67:26, 80:3, 149:3, 150:4, Ис.5:12, 24:8, 30:32, Иер.31:4.
меци­л­тайм מְצִלְתַיִם ким­ва­лы κυμβάλοις 1Пар.13:8, 15:16, 19, 28, 16:5, 42, 25:1, 6, 2Пар.5:12–13, 29:25, 1Ездр.3:10, Неем.12:27.
цел­це­лим צֶלְצֶלִים ким­ва­лы κυμβάλοις 2Цар.6:5, Пс.150:5.
мена­а­ним מְנַעַנְעִים цев­ни­цы, сист­ры, струны αὐλοῖς, χορδαῖς 2Цар.6:5,
Пс.150:4.
шали­шим שָׁלִשִׁים гус­ли, кимвалы κυμβάλοις 1Цар.18:6.
паа­мон פַעֲמֹן зво­нец, позвонок κώδων Исх.28:33–34, 39:25–26.
мцил­лот מְצִלוֹת узда, убор, tintin­nabula (бубен­чик) χαλινὸν Зах.14:20.

Музы­каль­ный инстру­мен­та­рий, бога­то пред­став­лен­ный в Биб­лии и свидетель­ствующий о высо­ком уровне музы­каль­ной куль­ту­ры Древ­не­го Восто­ка, в наши дни вызы­ва­ет у чита­ю­щих Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­знач­ные, под­час невер­ные ассо­ци­а­ции, а пере­вод­чи­ка ста­вят порой перед нераз­ре­ши­мой зада­чей пере­дать совре­мен­ной тер­ми­но­ло­ги­ей древ­ние поня­тия о музы­каль­ных инструментах.

В силу мно­гих исто­ри­че­ских, куль­ту­ро­ло­ги­че­ских, линг­ви­сти­че­ских при­чин (глав­ные из них — ори­ен­та­ция на Сеп­ту­а­гин­ту и отсут­ствие в оте­че­ствен­ной биб­ле­и­сти­ке изу­че­ния музы­каль­но­го аспек­та Биб­лии) и в цер­ков­но­сла­вян­ской, и в рус­ской тра­ди­ции пере­во­дов назва­ний музы­каль­ных инстру­мен­тов, упо­ми­на­е­мых в Свя­щен­ном Писа­нии, нако­пи­лось зна­чи­тель­ное чис­ло неточ­но­стей, а то и про­сто тер­ми­но­ло­ги­че­ских и типо­ло­ги­че­ских оши­бок1), в ряде слу­ча­ев иска­жа­ю­щих смысл биб­лей­ско­го тек­ста2). Так, вряд ли кто-либо осо­зна­ет, что в при­ве­ден­ных выше извест­ных сти­хах псал­ма, пред­став­ля­ю­щих собой свое­об­раз­ный свод древ­не­ев­рей­ско­го инстру­мен­та­рия, три из пере­чис­лен­ных наиме­но­ва­ний пере­ве­де­ны невер­но. Подоб­ных при­ме­ров мож­но при­ве­сти немало.

В запад­ной музы­каль­ной нау­ке про­бле­ма биб­лей­ско­го инстру­мен­та­рия дав­но зани­ма­ет умы уче­ных3), одна­ко, до сих пор точ­ки зре­ния отно­си­тель­но иден­ти­фи­ка­ции инстру­мен­тов, даже, каза­лось бы, столь извест­ных, как кин­нор и небел, очень раз­но­ре­чи­вы4). В оте­че­ствен­ном музы­ко­зна­нии эта область и по сей день обра­зу­ет лаку­ну5). Бла­го­да­ря новым архео­ло­ги­че­ским дан­ным, полу­чен­ным в резуль­та­те серии рас­ко­пок, про­во­див­ших­ся уче­ны­ми на всем гео­гра­фи­че­ском про­стран­стве биб­лей­ских посе­ле­ний6), а так­же бле­стя­щим откры­ти­ям в обла­сти язы­ко­зна­ния7), мы име­ем воз­мож­ность вне­сти в опре­де­ле­ние музы­каль­ных инстру­мен­тов ряд уточ­не­ний, хотя и сего­дня еще рано гово­рить об окон­ча­тель­ных резуль­та­тах исследований.

Из фигу­ри­ру­ю­щих в Вет­хом Заве­те8) 29 наиме­но­ва­ний, свя­зан­ных со сфе­рой музы­каль­но­го инстру­мен­та­рия, 21 типо­ло­ги­че­ски атри­бу­ти­ро­ва­но с боль­шей или мень­шей сте­пе­нью точ­но­сти. Это:

а) духо­вые инстру­мен­ты, куда вхо­дят рога (шофар, керен, йобел, кар­на), тру­бы (хацоц­ра) и дере­вян­ные духо­вые (халил, угаб, машрокита);

б) струн­ные щип­ко­вые, вклю­ча­ю­щие лиры (кин­нор, катрос), арфы (небел, сабб­ха), цит­ры (асор), а так­же струн­ные удар­ные, к кото­рым отно­сит­ся тип цим­бал (псан­те­рин);

в) удар­ные, состо­я­щие из мем­бран­ных (тоф) и само­зву­ча­щих шумо­вых (мена­а­ним, шали­шим, целцелим/мецилтайм, мцил­лот и паамоним).

Иден­ти­фи­ка­ция осталь­ных вось­ми назва­ний (сумпониа/сипониа, махол, шеми­нит, ала­мот, неги­нот, нехил­лот, гит­тит, шушан) весь­ма спор­на. Посколь­ку рас­смот­ре­ние спор­ных тер­ми­нов тре­бу­ет длин­ных рас­суж­де­ний, мы огра­ни­чим­ся обзо­ром толь­ко основ­но­го кор­пу­са биб­лей­ских инстру­мен­тов, но преж­де при­ве­дем свод­ную таб­ли­цу их упо­ми­на­ний9).


 

1) См. по дан­но­му вопро­су: Коля­да Е. Древ­ние музы­каль­ные инстру­мен­ты в церковно­сла­вянских и рус­ских пере­во­дах Свя­щен­но­го Писа­ния Гим­но­ло­гия. Вып. 1. Мате­ри­а­лы меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции памя­ти про­то­и­е­рея Димит­рия Раз­умов­ско­го. Уче­ные запис­ки каби­не­та рус­ской цер­ков­ной музы­ки Мос­ков­ской госу­дар­ствен­ной кон­сер­ва­то­рии (в печати).

2) Тот факт, что подоб­ные неточ­но­сти и ошиб­ки име­ют­ся прак­ти­че­ски во всех пере­во­дах Биб­лии, начи­ная с само­го ран­не­го (Сеп­ту­а­гин­та, кон. III — нач. II в. до Р. Х.) и кон­чая совре­мен­ны­ми (вплоть до послед­них изда­ний 90‑х гг., под­го­тов­лен­ных вид­ны­ми уче­ны­ми под эги­дой Меж­ду­на­род­но­го Биб­лей­ско­го Обще­ства: NIV, TEV, СРП — спи­сок сокра­ще­ний см. в кон­це ста­тьи), вряд ли может быть уте­ше­ни­ем для переводчиков.

3) Рабо­ты по биб­лей­ско­му инстру­мен­та­рию нача­ли появ­лять­ся во вто­рой поло­вине XVIII в. и за два сто­ле­тия обра­зо­ва­ли серьез­ный иссле­до­ва­тель­ский фонд, осно­ву кото­ро­го соста­ви­ли тру­ды О. Каль­ме, А. Ф. Пфайф­фе­ра, П. Й. Шнай­де­ра, К. Энге­ля, Й. Л. Заал­щ­ю­ца, Й. Вай­са, Х. Гресс­ма­на, С. Кра­у­са, К. Зак­са, А. Сендри.

4) К при­ме­ру, одни уче­ные счи­та­ли, что древ­не­ев­рей­ский небел был арфой (Х. Шнай­дер, Й. Л. Заал­щ­юц, Й. Вайс, Ф. Ю. Делич), дру­гие — лирой (А. Ф. Пфайф­фер, Й. Н. Фор­кель, Й. Ян, К. Х. Кор­нил), тре­тьи отно­си­ли его к типу лют­ни (К. Энгель), чет­вер­тые — к цим­ба­лам (А. В. Амброс).

5) В шести­том­ном изда­нии Музы­каль­ной Энцик­ло­пе­дии есть лишь неболь­шая отдель­ная ста­тья о шофа­ре. Еще несколь­ко назва­ний фигу­ри­ру­ют в ста­тье «Еврей­ская музыка».

6) За послед­нее пол­то­ра сто­ле­тия выда­ю­щи­ми­ся архео­ло­га­ми Л. Вул­ли, М. Пар­ке­ром, М. фон Оппен­гей­мом, В. Ф. Олбрай­том, Ж. Пер­ро, М. Ростов­це­вым, Г. Кар­те­ром, И. Яди­ном и мно­ги­ми дру­ги­ми были про­ве­де­ны рас­коп­ки на тер­ри­то­рии совре­мен­ных Изра­и­ля, Ира­на, Ира­ка, Егип­та, Сирии, Тур­ции, обна­ру­жив­шие как огром­ный пик­то­гра­фи­че­ский, скульп­тур­ный мате­ри­ал, так и сами образ­цы инстру­мен­тов Древ­не­го Восто­ка, что зна­чи­тель­но про­дви­ну­ло впе­ред музы­каль­ную библеистику.

7) Рас­шиф­ров­ка асси­рий­ской, хетт­ской, вави­лон­ской и еги­пет­ской кли­но­пи­си, над кото­рой вот уже более века тру­дят­ся уче­ные раз­ных стран, поз­во­ли­ла уста­но­вить язы­ко­вые исто­ки и заим­ство­ва­ния в музы­каль­но-инстру­мен­таль­ной терминологии.

8) Древ­не­ев­рей­ские инстру­мен­ты фигу­ри­ру­ют в 25 из 30 книг еврей­ско­го кано­на, преж­де все­го в исто­ри­че­ской его части (четы­ре кни­ги Царств и две кни­ги Пара­ли­по­ме­нон), а так­же в Псал­ти­ри. Встре­ча­ют­ся они и во вто­ро­ка­но­ни­че­ских текстах, в част­но­сти, в 1Мак. Отдель­ные упо­ми­на­ния име­ют­ся в Новом Заве­те (Мф.; 1Кор.; 1Сол.; Откр.).

9) При рабо­те с ори­ги­наль­ной тер­ми­но­ло­ги­ей инстру­мен­та­рия автор опи­рал­ся на послед­нее штутт­гарт­ское изда­ние Еврей­ской Биб­лии (Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed. 4. 1990), в кото­ром учте­ны основ­ные масо­рет­ские кодек­сы, дошед­шие до наших дней (упо­ми­на­ния, не вошед­шие в Сино­даль­ное изда­ние, при­во­дят­ся в квад­рат­ных скоб­ках). Цита­ты на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке при­во­дят­ся по Ели­за­ве­тин­ской Биб­лии 1751 г., на рус­ском — по Сино­даль­но­му изда­нию 1876 г. Выдерж­ки из иных источ­ни­ков ого­ва­ри­ва­ют­ся особо.


Коля­да Еле­на Ива­нов­на. Биб­лей­ские музы­каль­ные инстру­мен­ты (к про­бле­ме иден­ти­фи­ка­ции и пере­во­да). – «Аль­фа и оме­га», №4 (18) 1998.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки