Сме́ртность –
1) одно из следствий грехопадения прародителей, связанное с отчуждением человека от Бога и порчей человеческого естества, проявляющееся в неизбежности физической смерти;
2) подверженность смерти.
Первый человек был создан из праха земного (Быт.2:7) с потенциальной возможностью умереть. Согласно высказыванию свт. Феофила Антиохийского, «Бог сотворил человека средним, ни совершенно смертным, ни бессмертным, но способным к тому и другому». Стать смертным или бессмертным – зависело от того, будет ли человек пребывать в послушании Богу или не будет. По слову Божию первозданные люди могли питаться «от всякого дерева в саду» (Быт.2:16) за одним исключением: они были не вправе вкушать «от дерева познания добра и зла» (Быт.2:17).
Сохранять жизненные силы (настолько, чтобы не умирать) они могли, вкушая плоды древа жизни. Давая Адаму заповедь, запрещающую вкушать «от дерева познания добра и зла», Бог предупредил его о последствиях её возможного нарушения: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Между тем, первые люди, по научению диавола, всё же нарушили эту заповедь, в результате чего и сделались тленными, смертными: «Грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим.5:12).
Прп. Иоанн Дамаскин объясняет это таким образом: «Смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя. Ибо по природе все, что сложно, распадается, но поскольку Адам соединился с Богом через умозрение, он имел в себе жизнь, сверхъестественно животворившую смертную его природу. Когда же он отступил от единения с жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности в естественный распад сложного, который и есть смерть». Одним из следствий реакции Божьей на грехопадение явилось изгнание прародителей из Рая и лишение их возможности вкушать плоды древа жизни. Смертность человека явилась и следствием его наказания Богом, и мерой, способствовавшей ограничению распространения греха: если бы люди, склонные грешить, жили, не умирая, они бы, по мере непрестанно увеличивавшегося возраста, все больше и больше коснели во зле.
Ярким библейским образом человеческой смертности является метафорическое описание физиологических симптомов старения в последней главе книги Екклесиаста: «Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; – доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:1-7).
Господь Иисус Христос был зачат и рожден особым сверхъестественным образом, и, стало быть, не был подвержен скверне первородного греха[1]. Тем не менее, ради осуществления замысла Божия о Домостроительстве спасения, Он добровольно воспринял тленность и смертность. После же Воскресения Его плоть уже не подвержена тлению и смерти, Он «уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9).
Если Христос победил смерть через Воскресение, то почему люди не стали бессмертными и продолжают умирать?
То, что Сын Божий, умерев и воскреснув, победил смерть, – фундаментальная истина христианского учения о спасении. В этом не вправе сомневаться ни один христианин. Однако эта победа не означала сиюминутного, сверхъестественного устранения фактора смерти из области человеческого бытия: человек как был смертным, так и продолжает оставаться смертным до сих пор. Христос воскрес из мертвых, как «первенец из умерших» (1Кор.15:20). Одним из следствий Его Воскресения будет всеобщее воскресение мертвых: «как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:21). Но это произойдёт пред кончиной веков.
В чём же тогда состояло значение победы?
Во-первых, победа Христа над смертью проявилась в том, что с момента Его чудесного Воскресения смерть не имеет над Ним своей власти. Как известно, по Воскресении плоть Спасителя стала нетленной, прославленной.
Во-вторых, победа над смертью выразилась в победе над самим царством смерти – адом, из которого Господь, вывел души всех пребывавших там праведников (1Пет.3:18-20). С того времени ад перестал быть неминуемым посмертным пристанищем человеческих душ (1Кор.15:55). Со времени Искупления человека через Страдания и смерть Христа на Кресте, создания Церкви люди получили возможность избежать адовых мук и наследовать Царство Небесное.
Наконец, победа Христа над смертью выразилась в неминуемости всеобщего воскресения мертвых (1Кор.15:20-23). Это воскресение коснется как праведников, так и грешников, даже самых закостенелых злодеев: одни воскреснут в вечную блаженную жизнь, другие – на вечное мучение.
Были ли животные сотворены смертными существами?
Учение об отсутствии тленности и смерти среди животных до грехопадения прародителей поддерживалось рядом отцов Церкви. Одним из оснований для них, в данном случае, служило высказывание ап. Павла: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим.8:20-22). Однако мнение о том, что прежде грехопадения прародителей животные были нетленными, не является всеобщим.
Говоря о состоянии окружающего мира до грехопадения, святые отцы формально разделяются как бы на два лагеря. Одни говорили о нетленности первозданного мира фауны (свт. Феофил Антиохийский, свт. Иоанн Златоуст, прп. Максим Исповедник, прп. Григорий Синаит, свт. Игнатий Кавказский, свт. Феофан Затворник), другие говорили об изменяемости, смертности принадлежащих к видимому миру живых существ, за исключением человека (блж. Феодорит Кирский, блж. Августин, прп. Беда Достопочтенный, свт. Василий Великий, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама). При этом ни теми, ни другие не отрицали как таковой факт оскудения сил природы после грехопадения и проклятия Богом земли (Быт.3:17).
Цитаты о смертности
«Угодно было: всякому, кто говорит, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что независимо от того, согрешил бы он или нет, он умер бы телом, т. е. вышел бы из тела не в наказание за грех, но по необходимости природы, да будет анафема».
123-й канон Карфагенского собора
«Умерший, скажешь, гниет и тлеет и превращается в прах и пепел. Что же из этого, возлюбленный? Поэтому самому и надобно особенно радоваться. Тот, кто хочет перестроить развалившийся и ветхий дом, наперед выводит из него живущих, потом разрушает этот дом и снова воздвигает в лучшем виде. Выведенные не скорбят об этом, а еще радуются; потому что обращают внимание не на видимое разрушение, но воображают будущее, хотя еще и невидимое, здание. Так и Бог разрушает наше тело, намереваясь создать его (вновь), и сперва изводит живущую в нем душу, как бы из какого дома, дабы, потом воздвигнув его в лучшем виде, опять ввести в него душу с большей славой. Будем же обращать внимание не на разрушение, а на будущую славу».
свт. Иоанн Златоуст
«Во время настоящей смертности многие из наших умирают, то есть многие из наших вземлются от сего мира. Но эта смертность, служащая пагубой иудеям, язычникам и прочим врагам Христовым, для рабов Божиих есть спасительное исшествие из мира. Из того, что без всякого различия, вместе с людьми неправедными, умирают и праведные, никак не должно заключать, будто один конец и добрым и злым. Нет, праведные призываются к радости, а нечестивые к мучениям; рабам верным определяется скорая награда, а вероломным наказание».
свщмч. Киприан Карфагенский
Литература по теме
- Смертность Словарь библейских образов
- Речь к народу о смертности свт. Григорий Великий
- Книга о смертности свщмч. Киприан Карфагенский
- О падении первого человека, произведшем смертность блж. Августин
Примечание:
Комментировать