Спорт

Литература по теме

Спорт

1) составляющая физической культуры, имеющая целью развитие определенных физических, психологических, интеллектуальных навыков, качеств; укрепление и развитие организма;
2) соревнования в различных областях физической культуры.

Игры и соревнования в быстроте, силе и ловкости между людьми существовали на протяжении всей истории человечества. Кроме наиболее известных европейцам и возрождённых к началу XX века Олимпийских игр, можно вспомнить и другие подобные состязания, проводившиеся в Античности, имевшие большую популярность в Византии скачки на ипподроме, соревнования в различных военных дисциплинах у самых разных народов, ярмарочные и цирковые состязания.
Однако спорт как относительно массовое и упорядоченное явление возник только во второй половине XIX века, преимущественно в Англии, где появились первые письменные правила и регламенты соревнований. Неслучайно само слово «спорт» заимствовано во многие другие языки из английского, в иных языках слов с подобным смысловым полем ранее не существовало.
До тех пор людьми проводились отдельные состязания и игры, но не была выделена отдельная область общечеловеческого досуга, посвящённая физическим упражнениям, не существовало специально разработанной системы организации и проведения соревнований. Ведь в течение долгих столетий бо́льшая часть человечества много трудилась физически, и у людей не возникало необходимости в спорте как средстве поддержания физической формы. А когда появилось больше свободного времени, и труд перестал требовать значительного напряжения физических сил, тогда и возникло место для такой «разгрузки после работы», «забавы» как спорт. Именно так один из исследователей трактует первоначальное значение слова desporte, впоследствии изменившегося в «спорт».

Насколько спорт совместим с верой?

Занятия спортом как таковые для верующего не запрещены, равно как и вера для спортсмена.
Как христианское делание, так и спорт дисциплинирует человека, приучает к труду, самоограничению, послушанию, способствует внимательному, ответственному отношению к себе, преодолению трудностей, в том числе в области повседневных дел: в учебе, в работе, в духовном развитии. И благодаря христианскому деланию, и благодаря спорту у человека закаляется воля, а умение твердо и правильно проявлять свою волю необходимо и христианину, и спортсмену.

Занятия спортом развивают у человека умение ставить перед собой цели и задачи и стремиться к их выполнению. Такое умение необходимо и христианину. Стремление к спортивным победам предполагает хороший психологический настрой: унывающий спортсмен никогда не победит.

Заметим также, что физическое здоровье, которым обладает спортсмен, может способствовать выполнению таких форм христианского делания, которые при плохом состоянии здоровья были бы трудно выполнимы или невыполнимы. Опять же, благодаря физической закалке верующему легче стоять на длительных богослужениях, делать поклоны и т. п.

Какие опасности таит в себе спорт?

Спорт высоких достижений не лишен проблем. Это допинг, коррупция, разрушение человеком своего здоровья ради достижения результата. Есть более глубокие, но не менее острые проблемы: тщеславие, которым искушаются спортсмены, политизация спорта.
Одна из наибольших опасностей при занятии верующего спортом может состоять в том, что мысли человека о спорте, о спортивных достижениях и победах вытеснят на задний план мысли о Боге, о церковной жизни, о спасении.

Как христианин должен относиться к спорту?

Отношение христианина к спорту должно быть не страстно-азартное, но соответствующее званию христианина. Ряд пастырей рекомендуют своим пасомым избегать занятий экстремальными видами спорта, обосновывая это тем, что рисковать жизнью ради забавы – не только глупость, но и грех. Например, прыжки с высотных зданий и тому подобные рискованные увлечения. Подобный спорт часто привлекает людей с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, и может привести к несчастному случаю. Православный христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона. Наше отношение к спорту должно быть рассудительным и основанным на этих словах апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12). Мы не должны гробить своё здоровье, дарованное нам Богом, чтобы достичь нечеловеческих результатов. Мы не должны делать ни из одного вида спорта золотого тельца, которому некоторые спортсмены приносят всю свою жизнь, забывая о Боге. Но с другой стороны – спортом мы можем прославлять Бога, показывать привлекательность здорового образа жизни. Здесь очень тонкая грань, на которой можно балансировать, посвящая всю свою деятельность без остатка Единому Богу.

Почему святые первых веков христианства отрицательно относились к спорту?

Святые Древней Церкви осуждали античный и римский спорт, потому что спортивные игры в то время были частью языческого культа конкретных богов (например, Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские игры). Первый и последний дни соревнований сопровождались жертвоприношениями. Спортсмены умилостивляли идолов и благодарили их за победу.

Что сказано на тему спорта в Священном Писании?

Почти ничего. Однако заметим, что апостол Павел использует несколько выражений и образов из спортивной жизни. Наставляя адресатов своего послания в Христовом учении, он обращается к примерам спортивных состязаний, упоминая, в частности, бег и спортивные бои: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1Кор.9:26). В другом месте он также пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение (путь) совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7-8). Греческое слово «агон», переведенное здесь как «подвиг», означает «состязание на арене». Апостол Павел пишет, что он хорошо провел состязание, благополучно провел свой бой, т. е. сделал все, что мог, для проповеди христианства. Выражение «течение совершил» в греческой речи использовалось для обозначения завершения бега на какую-либо дистанцию. Павел смело утверждает, что он завершил свой бег. «Венец правды» – тоже образ из мира спорта.
Как известно, главным призом в спортивных Олимпийских играх был лавровый венок. Им короновали победителя. Носить лавровый венок – это было величайшей честью, которой мог удостоиться спортсмен. Но Павел подчеркивает, что такой венец готовится не только ему, «но и всем, возлюбившим явление Его». Как это понять? «Явление Его» – это Второе Пришествие Христово. «Возлюбившие явление Его» – все те верующие, кто деятельно ждет Второго Пришествия, упражняясь в исполнении заповедей Божиих.

Что говорится о спорте в официальных церковных документах?

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится следующее: «Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность. Однако не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий».

Как понять выражение: В здоровом теле здоровый дух?

Выражение часто трактуют ошибочно: будто бы здоровье тела само по себе ведёт к душевному здоровью. Это цитата из одной из сатир Ювенала, первоначальный смысл которой заключался в обращении к богам с просьбой ниспослать здоровому телу здоровый дух. Подробнее см. Цитаты, п.28.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka