Тест: Прп. авва Дорофей – «Душеполезные поучения»

  • 1. Опре­де­ли­те пери­од зем­ной жиз­ни прп. Аввы Дорофея.



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!

  • 2. Уче­ни­ком како­го настав­ни­ка был, соглас­но пре­да­нию, прп. авва Дорофей?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    До опре­де­лён­но­го вре­ме­ни прп. Авва Доро­фей пре­бы­вал в послу­ша­нии у Иоан­на Про­ро­ка и был его учеником.


  • 3. Какие виды гор­до­сти рас­крыл в сво­ём тво­ре­нии прп. авва Дорофей?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Под пер­вой гор­до­стью пре­по­доб­ный отец под­ра­зу­ме­вал ту, в соот­вет­ствии с кото­рой чело­век пре­воз­но­сит­ся над ближ­ни­ми, а под вто­рой – ту, кото­рая выра­жа­ет­ся в осо­бом гор­де­ли­вом отно­ше­нии к Богу, в част­но­сти, в при­пи­сы­ва­нии себе заслуг совер­ше­ния подви­гов, при­об­ре­те­ния доб­ро­де­те­лей (что в дей­стви­тель­но­сти про­ис­хо­дит по воле и при содей­ствии Божьем).


  • 4. Выбе­ри­те сре­ди вари­ан­тов при­ме­ров те, кото­рые, соглас­но клас­си­фи­ка­ции прп. аввы Доро­фея, отно­сят­ся к мир­ской гордости.





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мона­ше­ская гор­дость про­яв­ля­ет­ся в том, что монах гор­дит­ся испол­не­ни­ем тех или иных мона­ше­ских дела­ний (резуль­та­та­ми этих дела­ний). Пре­воз­но­ше­ние мона­ха вели­чи­ем сво­е­го мона­сты­ря или сво­им голо­сом (уме­ни­ем хоро­шо петь) – это при­зна­ки не изжи­той мир­ской гордости.


  • 5. По отно­ше­нию к кому или чему, соглас­но настав­ле­нию прп. аввы Доро­фея, дол­жен хра­нить совесть христианин?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «В отно­ше­нии к Богу хра­нит совесть тот, кто не пре­не­бре­га­ет Его запо­ве­дя­ми и даже в том, чего не видят люди и чего никто не тре­бу­ет от нас, он хра­нит совесть свою к Богу в тайне… А хра­не­ние сове­сти в отно­ше­нии к ближ­не­му тре­бу­ет, что­бы не делать отнюдь ниче­го тако­го, что, как мы зна­ем, оскорб­ля­ет или соблаз­ня­ет ближ­не­го делом, или сло­вом, или видом, или взо­ром… Коро­че ска­зать: чело­век не дол­жен делать ниче­го тако­го, о чём зна­ет, что он дела­ет это с наме­ре­ни­ем оскор­бить ближ­не­го… А хра­не­ние сове­сти в отно­ше­нии к вещам состо­ит в том, что­бы не обра­щать­ся небреж­но с какою-либо вещию, не допус­кать ей пор­тить­ся и не бро­сать её как-нибудь, а если уви­дим что-либо бро­шен­ное, то не долж­но пре­не­бре­гать сим, хотя бы оно было и ничтож­но, но под­нять и поло­жить на своё место. Не долж­но так­же обхо­дить­ся нерас­смот­ри­тель­но с сво­ею одеж­дою…» (и пр.)


  • 6. Рас­по­ло­жи­те кате­го­рии веру­ю­щих по сте­пе­ням их духов­но­го совер­шен­ства, от низ­ших к выс­шим, в соот­вет­ствии с тем, как это осмыс­ли­вал прп. авва Дорофей.
    • Исполняющие волю Божию из-за страха наказаний
    • Исполняющие волю Божию из-за желания угодить Богу
    • Имеющие в себе совершенный страх (Божий)
    • 3
    • 2
    • 1
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    …Кто испол­ня­ет волю Божию по стра­ху мук, как мы ска­за­ли, ещё ново­на­чаль­ный: ибо он не дела­ет добра для само­го добра, но по стра­ху нака­за­ния. Дру­гой же испол­ня­ет волю Божию из люб­ви к Богу, любя Его соб­ствен­но для того, что­бы бла­го­уго­дить Ему: сей зна­ет, в чём состо­ит суще­ствен­ное доб­ро, он познал, что зна­чит быть с Богом. Сей-то име­ет истин­ную любовь, кото­рую Свя­той назы­ва­ет совер­шен­ною. И эта любовь при­во­дит его в совер­шен­ный страх, ибо тако­вый боит­ся Бога и испол­ня­ет волю Божию уже не по стра­ху нака­за­ния, уже не для того что­бы избег­нуть муче­ний, но пото­му, что он, как мы ска­за­ли, вку­сив самой сла­до­сти пре­бы­ва­ния с Богом, боит­ся отпасть, боит­ся лишить­ся её. И сей совер­шен­ный страх, рож­да­ю­щий­ся от этой люб­ви, изго­ня­ет пер­во­на­чаль­ный страх: посе­му-то Апо­стол и гово­рит: «совер­шен­на любы вон изго­ня­ет страх».


  • 7. Завер­ши­те фра­зу из про­из­ве­де­ния аввы Доро­фея, выбрав пра­виль­ный вари­ант отве­та: но невоз­мож­но достиг­нуть совер­шен­но­го стра­ха, если кто прежде ….




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Но невоз­мож­но (как мы уже ска­за­ли выше) достиг­нуть совер­шен­но­го стра­ха, если кто преж­де не при­об­ре­та­ет первоначального».


  • 8. Уста­но­ви­те соот­вет­ствие меж­ду назва­ни­я­ми стра­стей, пред­став­лен­ных в левом столб­це, и запо­ве­дя­ми, испол­не­ние кото­рых, по утвер­жде­нию прп. Доро­фея, спо­соб­ству­ет иско­ре­не­нию этих страстей.
    • Тщеславие
    • Сластолюбие
    • Сребролюбие
    • Заповеди о смиренномудрии
    • Заповеди о воздержании
    • Заповеди о милостыне
    Вопрос на сопоставление: упорядочьте правый столбец так, чтобы понятия в нём соответствовали левому. Это делается мышкой или, на смартфонах, - пальцем.
    Пра­виль­ный ответ: null
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Врач душ есть Хри­стос, Кото­рый всё зна­ет и про­тив каж­дой стра­сти пода­ёт при­лич­ное вра­чев­ство: так про­тив тще­сла­вия дал Он запо­ве­ди о сми­рен­но­муд­рии, про­тив сла­сто­лю­бия – запо­ве­ди о воз­дер­жа­нии, про­тив среб­ро­лю­бия – запо­ве­ди о милостыне».


  • 9. Вос­пол­ни­те мысль прп. аввы Доро­фея, заме­нив мно­го­то­чие на выбран­ные из вари­ан­тов отве­та сло­ва: чем более мы дела­ем доб­ро­го, тем боль­ший при­об­ре­та­ем навык в доб­ро­де­те­ли, т. е. воз­вра­ща­ем себе своё … свойство.




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Грех про­ти­во­есте­стве­нен для чело­ве­ка, про­ти­во­ре­чит зако­нам, обу­слов­ли­ва­ю­щим его при­ро­ду (сущ­ность, есте­ство). Хотя чело­век и был создан спо­соб­ным ко гре­ху, одна­ко не для того, что­бы гре­шить, но для под­лин­но­го сча­стья и блаженства.


  • 10. Соглас­но настав­ле­нию аввы Доро­фея, стра­сти … нам по есте­ству. Вос­пол­ни­те это настав­ле­ние, исполь­зуя один из вари­ан­тов ответа.



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Стра­сти же не при­над­ле­жат нам по есте­ству, ибо они даже не име­ют ника­кой сущ­но­сти или соста­ва 54 , но, как тьма по суще­ству сво­е­му не име­ет соста­ва, а есть состо­я­ние воз­ду­ха, как гово­рит свя­той Васи­лий, быва­ю­щее от оску­де­ния све­та, так и стра­сти не есте­ствен­ны нам: но душа, по сла­сто­лю­бию укло­нив­шись от доб­ро­де­те­лей, водво­ря­ет в себе стра­сти и укреп­ля­ет их про­тив себя».


  • 11. Из вари­ан­тов отве­та выбе­ри­те тот, кото­рый соот­вет­ству­ет поуче­нию прп. аввы Дорофея.



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Не тре­буй люб­ви от ближ­не­го, ибо тре­бу­ю­щий её сму­ща­ет­ся, если её не встре­тит; но луч­ше ты сам пока­жи любовь к ближ­не­му, и успо­ко­ишь­ся, и таким обра­зом при­ве­дёшь и ближ­не­го к любви».


  • 12. Из переч­ня вари­ан­тов отве­тов выбе­ри­те те, кото­рые соот­вет­ству­ют мыс­ли прп. Доро­фея, и вос­пол­ни­те его мысль: «невоз­мож­но кому-либо раз­гне­вать­ся на ближ­не­го, если … ».




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Невоз­мож­но кому-либо раз­гне­вать­ся на ближ­не­го, если серд­це его спер­ва не воз­не­сёт­ся над ним, если он не уни­чи­жит его, и не сочтёт себя выс­шим его».


  • 13. Вос­пол­ни­те настав­ле­ние аввы Доро­фея, заме­нив мно­го­то­чие сло­ва­ми из выбран­но­го вари­ан­та отве­та: при бес­чув­ствии души полез­но … Боже­ствен­но­го Писа­ния и уми­ли­тель­ных слов Бого­нос­ных Отцов.




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «При бес­чув­ствии души, брат, полез­но частое чте­ние Боже­ствен­но­го Писа­ния и уми­ли­тель­ных слов Бого­нос­ных Отцов, памя­то­ва­ние о Страш­ном Суде Божи­ем, об исхо­де души из тела и об име­ю­щих её встре­тить страш­ных силах, с соуча­сти­ем кото­рых она дела­ла зло в сей мало­вре­мен­ной и бед­ствен­ной жизни».


  • 14. Отли­ча­ет­ся ли поня­тие «пори­ца­ние» от поня­тие «осуж­де­ние»? Что об этом ска­за­но в Душе­по­лез­ных поуче­ни­ях пре­по­доб­но­го аввы Дорофея?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Пори­цать – зна­чит ска­зать о ком-нибудь: такой-то солгал, или раз­гне­вал­ся, или впал в блуд, или сде­лал что-либо подоб­ное. Вот такой зло­сло­вил бра­та, т. е. ска­зал при­страст­но о его согре­ше­нии. А осуж­дать – зна­чит ска­зать: такой-то лгун, гнев­лив, блуд­ник. Вот сей осу­дил самое рас­по­ло­же­ние души его, про­из­нёс при­го­вор о всей его жиз­ни, гово­ря, что он таков-то, и осу­дил его, как тако­го – а это тяж­кий грех. Ибо иное ска­зать: «он раз­гне­вал­ся», и иное ска­зать: «он гнев­лив» и, как я ска­зал, про­из­не­сти таким обра­зом при­го­вор о всей его жизни».


  • 15. За что или ради чего, по суж­де­нию прп. аввы Доро­фея, могут стра­дать святые?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Свя­тые если и стра­да­ют, то стра­да­ют за имя Божие или для того, что­бы обна­ру­жи­лись доб­ро­де­те­ли их на поль­зу мно­гим, или для того, что­бы умно­жи­лись вен­цы и награ­да их от Бога».


  • 16. Как зва­ли уче­ни­ка и соста­ви­те­ля жития прп. Аввы Дорофея?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Уче­ни­ком и соста­ви­те­лем жития пре­по­доб­но­го аввы Доро­фея был пре­по­доб­ный Доси­фей Палестинский.


  • 17. Где жил прп. Авва Дорофей?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пре­по­доб­но­го авву Доро­фея так­же назы­ва­ют Доро­фе­ем Пале­стин­ским и аввой Газ­ским, так как он являл­ся осно­ва­те­лем и игу­ме­ном мона­сты­ря, рас­по­ла­гав­ше­го­ся неда­ле­ко от г. Газы, одно­го из важ­ней­ших мона­ше­ских цен­тров в Палестине.


  • 18. Заня­тие, кото­ро­му прп. авва Доро­фей посвя­тил свою молодость.




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В моло­до­сти он усерд­но изу­чал нау­ки. «Когда учил­ся я внеш­не­му уче­нию, – писал авва, – то вна­ча­ле весь­ма тяго­тил­ся я уче­ни­ем, так что, когда при­хо­дил брать кни­гу, то шел как бы к зве­рю. Но когда стал я при­нуж­дать себя, то Бог помог мне, и я так при­вык, что не знал, что ел, что пил, как спал, от теп­ло­ты, ощу­ща­е­мой при чте­нии. Нико­гда не мог­ли завлечь меня за тра­пе­зу к кому-либо из дру­зей моих, даже не ходил к ним и для бесе­ды во вре­мя чте­ния, хотя любил я обще­ство и любил това­ри­щей моих. Когда отпус­кал нас фило­соф… я отхо­дил туда, где жил, не зная, что буду есть, ибо не хотел тра­тить вре­ме­ни для рас­по­ря­же­ния насчет пищи». Так впи­ты­вал пре­по­доб­ный авва Доро­фей книж­ную премудрость.


  • 19. Одно из пер­вых мона­стыр­ских послу­ша­ний прп. Дорофея.




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одним из пер­вых послу­ша­ний пре­по­доб­но­го Доро­фея было встре­чать и устра­и­вать при­хо­див­ших в оби­тель бого­моль­цев. Ему при­хо­ди­лось бесе­до­вать с людь­ми раз­но­го поло­же­ния, нес­ши­ми все­воз­мож­ные тяго­ты и испы­та­ния, бори­мы­ми раз­но­об­раз­ны­ми иску­ше­ни­я­ми. На сред­ства одно­го бра­та пре­по­доб­ный Доро­фей выстро­ил боль­ни­цу, в кото­рой сам при­слу­жи­вал. Сам свя­той авва так опи­сы­вал свое послу­ша­ние: «В то вре­мя я толь­ко что встал от болез­ни тяж­кой. И вот при­хо­дят стран­ни­ки вече­ром, – я про­во­дил с ними вечер, а там погон­щи­ки вер­блю­дов, – и им при­го­тов­лял я нуж­ное; мно­го раз слу­ча­лось, что когда отхо­дил я спать, встре­ча­лась дру­гая нуж­да, и меня буди­ли, – а затем при­бли­жал­ся час бде­ния». Что­бы бороть­ся со сном, пре­по­доб­ный Доро­фей упро­сил одно­го бра­та будить его к служ­бе, а дру­го­го не поз­во­лять дре­мать во вре­мя бде­ния. «И поверь­те мне, – гово­рил свя­той авва, – я так ува­жал их, слов­но от них зави­се­ло мое спасение».


  • 20. Что сде­лал авва Доро­фей после кон­чи­ны сво­е­го духов­но­го наставника?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    После кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка, когда авва Вар­са­ну­фий при­нял на себя совер­шен­ное мол­ча­ние, пре­по­доб­ный Доро­фей оста­вил мона­стырь аввы Сери­да и осно­вал дру­гую оби­тель, ино­ков кото­рой окорм­лял до самой кончины.


  • 21. Прп. авве Доро­фею при­над­ле­жит кни­га душе­по­лез­ных поуче­ний и ответов… 




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Аввой Доро­фе­ем была состав­ле­на кни­га душе­по­лез­ных поуче­ний и отве­тов его духов­ных настав­ни­ков – пре­по­доб­ных Вар­со­ну­фия Вели­ко­го и Иоан­на Пророка.


  • 22. Какой помысл бес­по­ко­ил авву Доро­фея боль­ше остальных?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В тече­ние деся­ти лет авва Доро­фей был келей­ни­ком у пре­по­доб­но­го Иоан­на Про­ро­ка. Он цели­ком пре­дал себя в волю стар­ца и откры­вал ему все помыс­лы. В част­но­сти, его очень бес­по­ко­и­ло неис­пол­не­ние им запо­ве­ди Спа­си­те­ля о том, что мно­ги­ми скор­бя­ми подо­ба­ет вой­ти в Цар­ство Небес­ное. Когда авва Доро­фей открыл этот помысл стар­цу, пре­по­доб­ный Иоанн отве­тил: «Не скор­би, тебе не о чем бес­по­ко­ить­ся, кто нахо­дит­ся в послу­ша­нии у отцов, тот насла­жда­ет­ся без­за­бот­но­стью и покоем».


  • 23. Рус­ский свя­той, соб­ствен­но­руч­но пере­пи­сав­ший поуче­ния аввы Доро­фея вме­сте с «Лестви­цей» пре­по­доб­но­го Иоанна.




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пре­по­доб­ный Кирилл Бело­зер­ский (†1427) чрез­вы­чай­но почи­тал авву Доро­фея и соб­ствен­но­руч­но пере­пи­сал его поуче­ния вме­сте с «Лестви­цей» пре­по­доб­но­го Иоанна.


  • 24. Нау­ка, изу­че­ни­ем кото­рой по бла­го­сло­ве­нию стар­цев зани­мал­ся прп. авва Доро­фей, будучи монахом.




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Помыс­лы аввы Доро­фея об отшель­ни­че­стве (Отв. 311) или пере­мене послу­ша­ния (Отв. 283) стар­цы при­зна­ли несвое­вре­мен­ны­ми: Сам Гос­подь поста­вил его на послу­ша­ние в лечеб­ни­це, кото­рое прп. Вар­со­ну­фий (Вар­со­но­фий) не мог отме­нить (Отв. 327). Напро­тив, стар­цы сове­то­ва­ли авве Доро­фею изу­чать меди­ци­ну, но пом­нить, что в конеч­ном сче­те исце­ля­ет болезнь Бог: «Итак, кто посвя­ща­ет себя вра­чеб­но­му искус­ству, тот дол­жен пре­да­вать себя име­ни Божию, и Бог подаст ему помощь» (Отв. 324).


  • 25. Когда совер­ша­ет­ся день памя­ти прп. Аввы Дорофея?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    День памя­ти пре­по­доб­но­го Аввы Доро­фея совер­ша­ет­ся 18 июня (н. ст.).


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 63%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки