Тест: Русские святые

  • 1. Из ука­зан­ных ликов свя­то­сти выбе­ри­те те, к кото­рым при­над­ле­жат так­же про­слав­лен­ные рус­ские святые.






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4,5,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Из при­ве­дён­ных ликов свя­то­сти рус­ских свя­тых не было сре­ди апо­сто­лов (так как вре­мя их слу­же­ния огра­ни­че­но вре­ме­нем зем­но­го слу­же­ния Гос­по­да Иису­са Хри­ста) и про­ро­ков (так как к ним отно­сят­ся в основ­ном свя­тые, жив­шие в вет­хо­за­вет­ные времена).


  • 2. Кто был пер­вым по вре­ме­ни жиз­ни из извест­ных рус­ских святых?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Рав­ноап­о­столь­ная кня­ги­ня Оль­га жила рань­ше всех извест­ных рус­ских свя­тых (она скон­ча­лась в 969 г.).


  • 3. Ука­жи­те день цер­ков­но­го празд­но­ва­ния памя­ти всех рус­ских святых.




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В пер­вое вос­кре­се­нье Пет­ро­ва поста (в Неде­лю вто­рую по Пяти­де­сят­ни­це) совер­ша­ет­ся цер­ков­ное празд­но­ва­ние памя­ти всех рус­ских святых.


  • 4. Какое зна­че­ние для почи­та­ния рус­ских свя­тых име­ли Мос­ков­ские Собо­ры 1547 и 1549 годов?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мос­ков­ские Собо­ры 1547 и 1549 годов уста­но­ви­ли обще­рос­сий­ское празд­но­ва­ние мно­гим свя­тым, почи­та­е­мым всей Рус­ской Цер­ко­вью, празд­но­ва­ния кото­рым совер­ша­лись до это­го мест­но, а не во все­рос­сий­ском мас­шта­бе. (См. напр.: Мака­рий (Бул­га­ков), митр. Исто­рия Рус­ской Церк­ви. Т. 4.


  • 5. Без чего не был про­слав­лен ни один рус­ский святой?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Про­слав­ле­ние свя­тых в Рус­ской Церк­ви рас­смат­ри­ва­ет­ся как упо­ря­до­че­ние их почи­та­ния (как при­жиз­нен­но­го, так и посмерт­но­го). Осталь­ные из пере­чис­лен­ных фак­то­ров не явля­ют­ся суще­ствен­но необ­хо­ди­мы­ми для про­слав­ле­ния. (См., напр.: Нику­ли­на Е.Н. Агио­ло­гия: Курс лек­ций. М.: ПСТГУ, 2009.


  • 6. Как назы­ва­ют­ся кни­ги, в кото­рых содер­жит­ся наи­боль­шая часть све­де­ний о рус­ских свя­тых, при­чём эти све­де­ния рас­по­ла­га­ют­ся по дням месяцев?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Све­де­ния о рус­ских свя­тых соби­ра­лись в основ­ном в мине­ях — кни­гах, в кото­рых эти све­де­ния рас­по­ла­га­ют­ся по дням меся­цев (сло­во «минея» про­ис­хо­дит от сло­ва «месяц»).


  • 7. Назо­ви­те извест­но­го соста­ви­те­ля само­го ран­не­го пол­но­го сво­да све­де­ний о рус­ских святых.



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свт. Мака­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский в пер­вой поло­вине XVI века, будучи ещё архи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, собрал самый пол­ный на тот момент свод све­де­ний о рус­ских свя­тых и про­из­ве­де­ний древ­не­рус­ской лите­ра­ту­ры – Вели­кие Минеи-Четьи.


  • 8. На каком цер­ков­ном Собо­ре про­слав­ле­но столь мно­го рус­ских свя­тых, сколь­ко не про­слав­ля­лось ни на одном дру­гом Собо­ре ни до того, ни после?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На Юби­лей­ном Архи­ерей­ском Собо­ре 2000 года были про­слав­ле­ны (кро­ме дру­гих свя­тых) ново­му­че­ни­ки и испо­вед­ни­ки Рос­сий­ские чис­лом более тыся­чи. Такое боль­шое коли­че­ство свя­тых в Рус­ской Церк­ви не про­слав­ля­лось ни на одном дру­гом Собо­ре. (См., напр.: Нику­ли­на Е.Н. Агио­ло­гия: Курс лек­ций. М.: ПСТГУ, 2009; Федо­тов А., свящ. Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь в 1943–2000 гг.: внут­ри­цер­ков­ная жизнь, вза­и­мо­от­но­ше­ния с госу­дар­ством и обще­ством.)


  • 9. Ука­жи­те осо­бен­ность подви­га, харак­тер­ную для лика свя­то­сти, в кото­ром про­слав­ле­ны такие рус­ские свя­тые, как князь Вла­ди­мир Свя­той, свт. Инно­кен­тий Мос­ков­ский, свт. Нико­лай (Касат­кин).



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Общей харак­тер­ной чер­той подви­га рав­ноап­о­столь­ных свя­тых, к кото­рым отно­сят­ся назван­ные рус­ские свя­тые, явля­ет­ся мис­си­о­нер­ство. (См., напр.: Широ­ков С., свящ. Био­гра­фи­че­ский сло­варь мис­си­о­не­ров Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.)


  • 10. Сре­ди рус­ских свя­тых есть муче­ни­ки, при­няв­шие смерть за веру во Хри­ста от рук… (выбе­ри­те окончание/окончания фразы)




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ико­но­бор­че­ские гоне­ния про­ис­хо­ди­ли в VIII-IX веках в Визан­тии. Из рус­ских же свя­тых от мон­го­лов постра­да­ли, напри­мер, кня­зья Миха­ил Чер­ни­гов­ский, Василь­ко Ростов­ский; от языч­ни­ков, жив­ших на тер­ри­то­рии Руси, – напри­мер, свя­щен­но­му­че­ни­ки Гера­сим и Пити­рим Вели­ко­перм­ские; от татар­ских мусуль­ман – Пётр и Сте­фан Казан­ские. (См., напр.: Цер­ков­ный кален­дарь.)


  • 11. Что из пере­чис­лен­но­го было отли­чи­тель­ной чер­той дис­кре­ди­та­ции подви­га ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских и не име­ло места в подви­ге муче­ни­ков пер­вых веков христианства?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Одной из осо­бен­но­стей подви­га ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских было то, что они тер­пе­ли гоне­ния от ате­и­стов, тогда как в пер­вые века хри­сти­ан­ства гони­те­ли были веру­ю­щи­ми иуде­я­ми и языч­ни­ка­ми. Обви­не­ние же в про­тив­ле­нии обще­ствен­но­му строю и тре­бо­ва­ние отре­че­ния от Хри­ста было харак­тер­но и для муче­ни­че­ства пер­вых веков хри­сти­ан­ства. (См., напр.: Нику­ли­на Е.Н. Агио­ло­гия: Курс лек­ций. М.: ПСТГУ, 2009.)


  • 12. Помест­ный Собор Рос­сий­ской Церк­ви 1917–1918 гг. уста­но­вил 25 января/7 фев­ра­ля (или бли­жай­шее после этой даты вос­кре­се­нье) днём памя­ти всех постра­дав­ших за веру от начав­ших­ся гоне­ний. Какое собы­тие 25 янва­ря 1918 года ста­ло осно­ва­ни­ем для это­го постановления?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: 25 янва­ря 1918 года при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну пер­вый уби­ен­ный от без­бож­ни­ков архи­ерей – сщмч. Вла­ди­мир (Бого­яв­лен­ский). Это собы­тие ста­ло осно­ва­ни­ем для уста­нов­ле­ния на Помест­ном Собо­ре 1917–1918 гг. дня памя­ти всех постра­дав­ших от гоне­ний за веру.
    Ком­мен­та­рий:

    Об уста­нов­ле­нии дня памя­ти всех постра­дав­ших от гоне­ний за веру см. напр.: Нику­ли­на Е.Н. Агио­ло­гия: Курс лек­ций. М.: ПСТГУ, 2009.



  • 13. К ново­му­че­ни­кам и испо­вед­ни­кам Рос­сий­ским относятся…


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В лике ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских про­слав­ле­ны все свя­тые, постра­дав­шие за Хри­ста во вре­мя гоне­ний, как поиме­но­ван­ные, так и неиме­ну­е­мые. (См., напр.: Нику­ли­на Е.Н. Агио­ло­гия: Курс лек­ций. М.: ПСТГУ, 2009.)


  • 14. Неко­то­рые хри­сти­ан­ские свя­тые име­ну­ют­ся бла­жен­ны­ми; но когда речь идёт о рус­ских свя­тых, смысл в это наиме­но­ва­ние вкла­ды­ва­ет­ся несколь­ко иной, чем когда гово­рят о свя­тых Запад­ной Церк­ви. Ука­жи­те зна­че­ние это­го сло­ва, отно­ся­ще­е­ся к рус­ским святым.


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На Руси бла­жен­ны­ми часто име­но­ва­ли свя­тых, подвиг кото­рых вклю­чал отвер­же­ние муд­ро­сти века сего (напри­мер, Васи­лий Бла­жен­ный). В Запад­ной Церк­ви бла­жен­ны­ми назы­ва­ют свя­тых, в отно­ше­нии кото­рых совер­шён пер­вый этап на пути к кано­ни­за­ции, име­ю­щий обыч­но мест­ное зна­че­ние; а так­же – свя­тых, допус­кав­ших откло­не­ния от чисто­ты цер­ков­ных догматов.


  • 15. На иконе Собо­ра ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских, если она состо­ит трёх частей – сред­ни­ка, Деи­си­са и клейм, – по древним образ­цам пишут­ся толь­ко две из этих частей. Какая часть по необ­хо­ди­мо­сти пред­став­ля­ет новые композиции?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    На иконе Собо­ра ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских клей­ма не могут быть напи­са­ны по древним образ­цам, так как на них изоб­ра­жа­ют­ся момен­ты при­ня­тия ново­му­че­ни­ка­ми стра­да­ний, а фор­мы этих стра­да­ний в XX веке были новыми.


  • 16. Из при­ве­дён­ных имён выбе­ри­те те, кото­рые носи­ли рус­ские свя­тые, про­слав­лен­ные в лике страстотерпцев.








    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4,5,6,7
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Все при­ве­дён­ные име­на, кро­ме име­ни «Тихон», носи­ли рус­ские свя­тые, про­слав­лен­ные в лике страстотерпцев.


  • 17. С како­го вре­ме­ни на Руси появи­лись мона­хи (соста­вив­шие впо­след­ствии зна­чи­тель­ную часть рус­ских святых)?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мона­ше­ству­ю­щие появи­лись на Руси с само­го нача­ла при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства, ими были как мона­хи, при­быв­шие из дру­гих стран, так и мона­хи из рус­ских людей. (См., напр.: Голу­бин­ский Е.Е. Исто­рия Рус­ской Церк­ви. Т. 1. Ч. 2.)


  • 18. Кем были в зем­ной жиз­ни те ново­му­че­ни­ки Рос­сий­ские, кото­рым назна­ча­ет­ся общая служ­ба с таки­ми сло­ва­ми: «ты жерт­ву без­кров­ную пер­вее бла­го­го­вейне совер­шая, послеж­де, яко все­пло­дие, себе сама­го в жерт­ву живую при­несл еси»?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Сло­ва «ты жерт­ву без­кров­ную… совер­шая» ука­зы­ва­ют на архи­ерей­ское или иерей­ское слу­же­ние тех ново­му­че­ни­ков, кото­рым назна­ча­ет­ся общая служ­ба, содер­жа­щая эти слова.


  • 19. Как назы­ва­ет­ся осо­бое слу­же­ние мно­гих из рус­ских свя­тых, свя­зан­ное с окорм­ле­ни­ем ими сво­их духов­ных чад (назва­ние это­го слу­же­ния отра­же­но, напри­мер, в наиме­но­ва­нии Собо­ра 14 пре­по­доб­ных, под­ви­зав­ших­ся в Опти­ной пустыни)?
    Вопрос без спис­ка отве­тов, с самопроверкой  После уст­но­го отве­та на вопрос, нажми­те кноп­ку “Пра­виль­ный ответ” и оце­ни­те само­сто­я­тель­но, пра­виль­но ли вы отве­ти­ли, нажав кноп­ку “Отве­тил пра­виль­но” или “Отве­тил неправильно”. 
    Пра­виль­ный ответ: Старчество
    Ком­мен­та­рий:

    Осо­бое слу­же­ние, свя­зан­ное с окорм­ле­ни­ем духов­ных чад, в кото­ром под­ви­за­лись мно­гие из рус­ских свя­тых, назы­ва­ет­ся стар­че­ством. Это назва­ние встре­ча­ет­ся, напри­мер, в наиме­но­ва­нии Собо­ра пре­по­доб­ных Оптин­ских старцев.



  • 20. Из при­ве­дён­ных пате­ри­ков выбе­ри­те толь­ко те, кото­рые посвя­ще­ны рус­ским святым.





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Из при­ве­дён­ных пате­ри­ков опи­са­ни­ям подви­гов и изре­че­ни­ям рус­ских свя­тых посвя­ще­ны Тро­иц­кий (о подвиж­ни­ках Тро­и­це-Сер­ги­е­вой и свя­зан­ных с нею оби­те­лей) и Печер­ский (о Кие­во-Печер­ских отцах). Осталь­ные пате­ри­ки посвя­ще­ны древним хри­сти­ан­ским подвиж­ни­кам. (См., в част­но­сти: Жития свя­тых.)


  • 21. Кто из при­ве­дён­ных рус­ских свя­тых под­ви­зал­ся на Свя­той Горе Афон?






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,5,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Из при­ве­дён­ных свя­тых пре­по­доб­ные Анто­ний и Нил пред­при­ни­ма­ли путе­ше­ствия из рус­ской зем­ли на Афон, про­во­ди­ли там неко­то­рое вре­мя в мона­ше­ских подви­гах, а вер­нув­шись, ста­но­ви­лись устро­и­те­ля­ми мона­ше­ской жиз­ни на Руси, а Мак­сим Грек, афон­ский монах, был при­гла­шён на Русь для учё­ных тру­дов и здесь закон­чил свою жизнь.


  • 22. Какой подвиг свя­тых, про­си­яв­ших в кон­це XIV-XVI веках на рус­ском Севе­ре, вдох­но­вил лите­ра­то­ров назы­вать эти места Рус­ской Фиваидой?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    По ана­ло­гии с Фива­и­дой Еги­пет­ской духов­ные писа­те­ли назы­ва­ли север­ные рус­ские леса Рус­ской Фива­и­дой, т.к. селив­ши­е­ся в них в кон­це XIV-XVI веках мона­хи повто­ря­ли аске­ти­че­ские подви­ги еги­пет­ских пустынников.


  • 23. Извест­ны ли сре­ди рус­ских свя­тых пре­по­доб­ные, под­ви­зав­ши­е­ся в совет­ское время?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В совет­ское вре­мя под­ви­за­лись, в част­но­сти, прп. Сера­фим Выриц­кий, прп. Лав­рен­тий Чер­ни­гов­ский, прп. Кук­ша Одес­ский. (См., напр.: Жития свя­тых)


  • 24. Что из пере­чис­лен­но­го явля­лось наи­бо­лее харак­тер­ной осо­бен­но­стью учи­тель­но­го слу­же­ния рус­ских свя­ти­те­лей в Древ­ней Руси?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Наи­бо­лее харак­тер­ной осо­бен­но­стью учи­тель­но­го слу­же­ния рус­ских свя­ти­те­лей в Древ­ней Руси была про­по­ведь хри­сти­ан­ства языч­ни­кам, во мно­же­стве насе­ляв­шим рус­ские тер­ри­то­рии. Напро­тив того, ере­си до кон­ца XIV века на Руси не были рас­про­стра­не­ны; дог­ма­ты на Руси так­же не фор­му­ли­ро­ва­лись. (См., напр.: Нику­ли­на Е.Н. Агио­ло­гия: Курс лек­ций. М.: ПСТГУ, 2009.)


  • 25. Сло­во из древ­не­рус­ско­го лек­си­ко­на «печа­ло­ва­ние» озна­ча­ло в част­но­сти осо­бое пра­во неко­то­рых рус­ских свя­тых. В чём заклю­ча­лось это право?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Неко­то­рые осо­бо почи­та­е­мые рус­ские свя­тые мог­ли печа­ло­вать­ся перед госу­да­рем за осуж­дён­ных; это было их осо­бым пра­вом, а у свя­ти­те­лей и непи­са­ной обя­зан­но­стью. (См., напр.: Пол­ный пра­во­слав­ный бого­слов­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Том II.)


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 73%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Свет­ла­на, 19.09.2021

    Инте­рес­но! Широ­ко! Спа­си Гос­подь за труды!

    Ответить »
  • Вире­нея, 21.02.2021

    Сла­ва Богу!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки