4 Ответа
Для Вашего случая здесь собраны некоторые общие рекомендации.
В целом окаменение сердца, как мне кажется, обусловлено проблемами в молитве. Например, привыканием к ней, когда слова произносятся механически, или желанием вычитать все правило ради исполнения своей «религиозной обязанности».
Во-вторых, таким образом сказывается неправильный первоначальный вектор духовной жизни: представление, что задача христианина - это победа над тяжкими грехами. Вот Вы перестали их совершать, значит цель достигнута? Но Вы сами понимаете, что жизнь еще не закончилась. В действительно цель жизни христианина - приобрести чистое сердце, всегда видящее Бога. Такое сердце должно привести к богомыслию и живой, горячей молитве; к постоянному стремлению ума к Богу.
Хотя для воцерковленного человека зачастую трудно читать книги (он ведь уже «все знает»!), рискну дать три рекомендации.
О молитве - брошюру «Четыре слова о молитве» свт. Феофана Затворника.
О духовном совершенстве - сочинение «О жизни Моисея законодателя» свт. Григория Нисского.
Наконец, для размышления о себе и своем месте в жизни, а также о внутренней молитве советую почитать «Письма к разным лицам» того же свт. Феофана Затворника.
Что касается якобы «профанации» исповеди. Этот вопрос свидетельствует именно о нечувствии души, непонимании силы таинства. Наоборот, надо стремиться на исповеди каяться в так называемых повседневных грехах, которые-то и мешают Вам быть ближе к Богу, загрязняют сердце житейской суетой: невнимательную молитву, «небольшие» нарушения поста и ссоры, осуждение в душе, празднословие, рассеянность ума, злословие, любопытство и проч. Вы ведь понимаете, что один десятитонный валун может весить меньше, чем гора песка. Перенесите это на грехи и оцените значение «малых» грехов для Бога.
Считаю разумным следовать совету, предложенному прп. Никодимом Святогорцем:
Хочешь ли ты, христианин, очиститься и от тех мельчайших прегрешений, которые ты, как человек, допускаешь или глазами, или ушами своими? Тогда приступай к Таинству со страхом и сокрушенным сердцем - и очистишься, и будешь прощен. В этом удостоверяет святой Анастасий Антиохийский: «Если мы совершаем некие малые, человеческие и прощаемые провинности, будучи скрадываемы или языком, или слухом, или глазами, или тщеславием, или печалью, или гневом, или чем-нибудь подобным, то, укоряя себя и исповедуясь Богу, да причащаемся таким образом Святых Тайн, веруя, что Причащение совершается во очищение всего этого» - однако не от тяжелых или злых и нечистых грехов, которые мы совершили.
Святейший Патриарх Алексий II о предназначении Таинства Покаяния:
Человеку, пришедшему на исповедь, внушают, что он должен вспомнить и рассказать каждый грех до мельчайших подробностей. И не только грех, но даже и помысел. Результат бывает плачевным: человек, отходя от исповеди, чувствует себя неисцеленным, а то и приходит в полное отчаяние, осознавая невозможность вспомнить абсолютно все. Таким духовникам надлежало бы вспомнить первоначальное предназначение Таинства Покаяния. Здесь не требуется большой премудрости - надо только открыть Требник и посмотреть вопросы, задаваемые кающемуся в последовании исповеди. Изначально к этому Таинству прибегали в тех случаях, когда человек совершал смертный грех, через который отпадал от Церкви.
Что же касается грехов пожеланий, совершенных в мыслях (борьбы помыслов), то они открывались обычно на исповедании помыслов, совершаемом прежде в монастырях. Но исповедание помыслов не было связано с Таинством Покаяния - его принимал старец, порой не имеющий сана. При этом он давал наставления и конечно же не читал разрешительной молитвы, поскольку это была беседа.
Есть слова наших святых отцов на этот предмет, например, по ссылке. Смысл частой исповеди как раз заключается в том, чтобы успешно бороться со своими греховными наклонностями - страстями, которых у всех хватает. Только Один Бог безгрешен. Вот, что пишет свт. Игнатий Брянчанинов:
Исповедыванием грехов расторгается дружба с грехами. Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, – решимости вести жизнь добродетельную.
Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу.
Кто постоянно предает друзей своих, тому друзья делаются врагами, удаляются от него, как от предателя, ищущего их верной погибели: кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора.
Если ежедневно читать Новый Завет, как то и положено православному христианину, то легко увидеть, что далеко не все заповеди Христовы легко даются. Некоторые кажутся непосильными. Особенно те, которые зовут к совершенству:
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5:39-44).
Для того и дана нам Господом исповедь, чтобы мы исповедовали своё несовершенство и каялись в нём. Так постепенно грех уменьшает силу, а добродетель набирает. Только те грехи прощены Господом, которые названы на исповеди. А не те, которые мы сами себе прощаем по снисходительности к себе. Как же потом с ворохом «мелких» грехов «пролезть» на мытарствах к Богу? Прп. Серафим сравнивал тяжёлые грехи с большим камнем, а мелкие - с кучей щебня. И спрашивал, что быстрее и легче передвинуть? Большой камень можно поддеть ломом и перекатить. А щебень придётся грести и грести.
Надо бояться духовной спячки и самоуспокоенности, помня слова Господа:
Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся (Откр.3:15-19).
Чтобы этого не произошло советую почитать «Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни» святителя Феофана Затворника. Найти его можно по ссылке.
«Опыт уже не раз подтверждал, что когда кто мало обращает внимания и заботы об отражении от сердца малых страстных пожеланий, после того как преодолел уже великие, то такой подвергается внезапным и неожиданным нападениям врагов, и таким сильным, что не устаивает в борьбе и падает еще горше прежних падений», -пишет прп. Никодим Святогорец: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/1_15#:~:text=,.