Здравствуйте! Я недавно воцерковляюсь, поэтому ношу часто длинные исповеди с тем, что мне периодически вспоминается и новыми грехами естественно. Многие ситуации я не могу запихнуть в одно слово, да и не знаю часто в какое, поэтому максимально кратко стараюсь говорить суть проблемы, которую увидела. Проблема в том, что уже трое батюшек мне сказали, что так подробно исповедоваться не надо, стоит под общее название греха, а уж что и как Бог сам знает. Но пытаясь так сделать я либо не находила слов для греха либо вообще порой начала упускать, не зная как сказать, а это ещё хуже, да, и самой мне привычнее простыми словами сказать что я сделала, кому (семье, например, другу или учителю, я считаю это важными уточнениями, то что это не просто знакомые). Если не раскрываю суть ситуации мне потом часто приходится переисроведовать, потому что чувствую, что слишком обще сказала, не совсем то имелось ввиду или не раскрыла тяжесть. Ловлю себя на мысли, что так может я и перед Богом грешу, тем, что не слушаюсь батюшек. Мне тоже жаль, что им приходится выслушивать такую длину, но и по другому не знаю как, объясняла им, но мы как-то не поняли друг друга. Они выслушивают, конечно, но все равно часто говорят, что я некоторые вещи можно короче. Не знаю, что теперь делать, ведь, например, те же помыслы порой надо открыть, если я сразу его не отогнала и это сложно, какие-то ситуации связаны с вредом другим людям и я не могу умолчать об этом, сказав, что просто обманула, хотя человек от этого чем-то серьёзным пострадал, а не просто «повседневная» ложь. Или реально не надо уточнять про все эти последствия, осознанность греха и прочее? Священникам это не надо, а Бог сам знает.
4 Ответа
Если не раскрываю суть ситуации мне потом часто приходится переисроведовать, потому что чувствую, что слишком обще сказала, не совсем то имелось ввиду или не раскрыла тяжесть.
В этом принципиальная ошибка, которая лежит в корне Вашей проблемы. Ничего переисповедовать не надо. Господь и без Ваших подробных рассказов знает, что Вы натворили. Полагая, что нужна новая исповедь, Вы умаляете само Таинство покаяния, сводите его на нет, сомневаясь в том, что оно совершено. Скорее всего Вам просто хочется высказаться, но Вы должны понимать, что исповедь - это не прием у психолога, а покаяние перед Всеведущим Богом, которому ничего не надо рассказывать. Поэтому Вам определенно стоит прислушаться к батюшкам и не устраивать каждый раз чтение «Войны и мира» вместо исповеди. Поверьте, у них достаточный опыт и если нужно будет, то они попросят рассказать подробней.
Прежде всего, надо пояснить, зачем вообще мы называем вслух грехи на исповеди перед священником и уточняем что-то. Конечно, Бог и так все знает, однако чтобы священник мог назначить епитимию в соответствии со степенью тяжести греха, а также дать более подходящий совет. Подробные рассказы действительно излишни, а могут быть и вредны.
Что именно нужно называть на исповеди? Все смертные грехи с момента последней исповеди в соответствии с их видом (например, блуд, прелюбодеяние, пьянство, зависть). Нужно уточнять, при необходимости, те моменты, которые усугубляют тяжесть греха. Это, прежде всего, приблизительная частота их повторения за этот период (например, однократно или несколько раз), против кого они направлены (например, оскорбить близкого человека хуже, чем постороннего; унизить калеку хуже, чем здорового человека), место совершения (например, блуд, совершенный в храме хуже, чем вне храма), количество (украсть крупную сумму денег хуже, чем небольшую), соучастие в чужих грехах.
например, те же помыслы порой надо открыть, если я сразу его не отогнала и это сложно, какие-то ситуации связаны с вредом другим людям и я не могу умолчать об этом, сказав, что просто обманула, хотя человек от этого чем-то серьёзным пострадал, а не просто «повседневная» ложь.
Все это можно сформулировать кратко: согрешила принятием помыслов такого-то характера, солгала, из-за чего человек пострадал. Все! Если священник посчитает нужным уточнить здесь что-то еще, он попросит об этом сам.
«Надобно исповедывать, в чем согрешили и как согрешили, – вот и всё. Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь и прочитать самому перед духовником. Будет и ему понятно и незатруднительно, исповедывающемуся – легко и отрадно»
Преподобный Амвросий Оптинский
«На вопрос твой: исповедовать ли особо тот грех, который прежде уже исповедовала, – отвечаю: если его еще не делала, то о том уже не нужно говорить духовнику, но чувствовать свою греховность надо»
Преподобный Макарий Оптинский
Многословие еще не есть покаяние, а возможность выговориться не означает внутренней ненависти ко греху.
Думаю, Вам полезно будет ознакомиться с пособиями по исповеди. Только не с перечнем грехов, а именно с пособием, в котором объясняются принципы построения собственной исповеди. Например, с этим. Почитайте также и эти знаменитые беседы об исповеди.
Спасибо за ответ, я изменю подход