7 Ответов
Мы должны стремиться к идеалу - любви ко всем людям (Мф.5:43-47; Рим.12:14-20). То, что мы бесконечно далеки от Бога, вовсе не значит, что мы не должны иметь Его примером. Что касается святых, то от их духовных чад приходилось слышать о том, что они умели любить всех приходящих к ним.
Мне знакомая рассказывала, как она брала благословение у владыки Сурожского Антония и её поразило его внимание, сосредоточенность на случайном человеке, несмотря на многолюдство.
1. Мы любим всех не в силу эмоциональной привязанности, сентиментальности, а в силу того, что каждый человек отображает в себе образ Божий, как бы низко не пало его подобие.
2. Мы все родственники, у нас общий Творец - Отец Небесный - и общие прародители - Адам и Ева.
Дмирий! Конечно, любовь должна относиться ко всем.
В практическом и мирском плане, умом трудно это принять, даже читая заповедь, что выше показал Journalist. Трудно логически соединить требование возлюбить Бога и близких - как это возможно?! Тем более, трудно воплотить в жизнь.
Однако, во Христе нет лжи, и Его закон о любви достижим для каждого, о чём говорят множественные примеры святых людей.
Дорога к этому начинается через познание Божиих заповедей и через усилия в их соблюдении. В какой-то момент начинаешь понимать, что заповеди очень мудры, и что человек не способен их придумать. Это поворачичает взор сердца к Богу, в какой-то момент приводит к возникновению настоящей искренней и тихой любви к Нему. Возникшая любовь к Богу переворачивает нутро, окружающий мир становится всё более понятным и интересным. И в другой момент приходишь к знанию о том, что мир великолепен и создан Богом только для человека, и что человек и есть центр материального мира вселенной. В свете любви к Богу это зажигает неподдельное чувство любви ко всем людям, особенно к тем, кто рядом.
Получается, чтоб возлюбить человека, действительно сначала нужно возлюбить Бога. Такое достигается молитвой, постом, соблюдением заповедей и несомненно, участием в Церкви и в Таинствах.
PS Святой человек не способен понять сущность Бога, это факт. Но познать Его действие в мире способен. И в этом смысле, святой человек может впустить внутрь себя Бога, соприкасаться с Его энергиями, и быть с Ним в очень близких личных отношениях. Тогда нельзя уже будет говорить, что он бесконечно далёк от Бога, о чём есть учение Церкви, изложенное святителем Григорием Паламой
"И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Лк.10:25-37).
Да, да, это он, тот самый вопрос: "И кто мой ближний"?
Притчу о милосердном самарянине Вам уже процитировали. Напомню также из Нагорной проповеди:
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф.5:44-48)
Ясно, что мы сами, без помощи Божией исполнить эту заповедь не можем. Потому-то и нужно умолять Бога о помощи в этом великом деле; каяться, если не грешим; укреплять свое естество в доброделании через божественную Евхаристию.