Добрый день ! Прошу ответить! Допускаются ли земные поклоны перед Чашей со Святыми Дарами от Пасхи до Троицы. Нашла два ответа : и "Да" и "Нет". Есть видео на ю-туб, где священник Димитрий Беженарь отвечает на вопрос : запись ТВ Союз-"Как написано в Типиконе, преклонение ниц до земли, это проявление особой любви, особого благоговения к Богу. И тем не менее церковный Устав не только не запрещает, а даже предписывает и в великие праздники (и на Пасху, и от Пасхи до Троицы) на Божественной литургии совершать земной поклон во время пресуществления Святых Даров, когда после Символа веры совершается Евхаристический канон, поются особые песнопения. В этот момент на святом престоле хлеб и вино благодатью Духа Святого претворяются в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа – и все молящиеся становятся на колени и преклоняются своим челом до земли. Также во время произнесения священником слов «Святая святым», во время того, когда священник выходит из алтаря с Чашей и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», молящиеся, желающие причащаться, делают земной поклон." ссылка: https://tv-soyuz.ru/qna/mozhno-li-sovershat-ot-pashi-do-troitsy-zemnye-poklony
6 Ответов
Ирина, правильный ответ: не допускаются.
В Православной Церкви существует иерархия авторитетов: соборное решение выше индивидуального мнения. Исключения бывали редко и это не тот случай. По данному вопросу есть решение Вселенских соборов.
Не положены земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы.
Также см. в Типиконе: «[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]».
Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25.
Подробнее: О поклонах.
"Так как некоторые в день воскресный и во дни пятидесятницы: преклоняют колена, то, для соблюдения во всех округах согласия во всем, святой собор определил – стоя возносить (в сии дни) молитвы Богу".
(20 правило 1 Вселенского собора).
Ни один священник не может отменить правило 1 Всел. собора. Поэтому, поклоны земные совершать не стоит.
Поклоны в Православной Церкви имеют, в том числе, символическое значение, поэтому в периоды когда Церковь за (и самим) богослужением говорит о "сыновстве" и нашем спасении земные поклоны оставляются, когда мы скорбим и молимся о грехах они возвращаются.
20 правило Первого Вселенского собора прямо предписывает не совершать земные поклоны в пасхальный период (ему вторит и Трулльский собор), поэтому от них следует воздерживаться даже при великом моменте Преложения Святых Таин на Литургии, тем более при остальных молитвах богослужения. Земной поклон на "Святая святым" также нововведение последних десятилетий, он не положен по церковному Уставу даже в обычные и постные дни.
Вместе с тем, по моему мнению, не стоит придавать принципиальное значение этим правилам, и порицать тех молящихся или, тем более священников, кто их не придерживается. Лучше придерживаться их самому, а если нас спросят "дать ответ с кротостью и благоговением" (1Пет.3:15).
Существует ряд церковных правил, говорящих, что не следует делать коленопреклонения в воскресные дни, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы и от Рождества Христова до Богоявления. Так, например, 20-е правило Первого Вселенского Собора гласит: «Поскольку есть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».
Однако здесь не все так однозначно, так как буквально речь идет не о земных поклонах, а о коленопреклонении при молитве, т.е. стоянии на коленях во время чтения ектений и молитв, что было распространено в Церкви в первом тысячелетии. Именно этого не одобряет Собор, предписывая стоя произносить молитвы в указанные дни.
Следовательно, нельзя уравнивать практику коленопреклонных молитв и земных поклонов перед той или иной святыней (так, св. патриарх Константинопольский Никифор (IX в.) специальным правилом (10) определил, что перед святыми иконами кланяются до земли и в воскресные дни) или перед Пресвятыми Тайнами Тела и Крови Христовых, в частности, в момент преложения (во время пения «Тебе поем») и при выносе Святой Чаши к народу. Во многих храмах такие поклоны делаются всегда, а не только по будням, а в других не делают — в зависимости от местной традиции.
Так что на сегодняшний день это фактически определяется традициями той или иной местности или даже конкретного храма, а не общецерковными нормами.
Приведу из "Пидалиона" толкование прп. Никодима Святогорца на 20-е правило Первого Вселенского Собора.
Толкование
Обычаи, переданные апостолами и святыми отцами, должны соблюдаться все и всеми Церквами, а не только некоторые и некоторыми Церквами. Поэтому настоящее правило и определяет: поскольку некоторые христиане преклоняют колена и в день воскресный, и во дни от Пасхи до Пятидесятницы, что против правил и неуместно – впредь, ради того чтобы во всех православных Церквах вселенной соблюдались все апостольские и отеческие предания (одно из которых – не преклонять колен в воскресенье и в течение всей Пятидесятницы), этот святой Собор счел уместным, чтобы все христиане в эти дни возносили свои молитвы Богу не коленопреклоненно, но стоя прямо.
Согласование
Правило VI Всел. 90, говоря о том же, определяет еще и время, когда следует прекращать коленопреклонения, а именно: после входа иереев в алтарь на вечерне в субботу; а также время, когда их следует возобновлять, – после входа иереев, который бывает во время светильничной молитвы на воскресной вечерне65, или, иначе говоря, от одного вечера до другого. 15-е правило Петра Александр. также говорит: «В день воскресный мы по преданию не преклоняем колена». А Василий Великий в 27-й гл. «О Святом Духе», которая есть 91-е его правило, не только говорит, что мы не должны преклонять колен в день Господень и Пятидесятницу, но и указывает основание и причины, по которым мы этого не делаем: «В воскресенье мы молимся стоя[66] не только потому, что в этот день мы совоскресли со Христом и должны искать горних и небесных, но и потому, что день Господень – это образ и знак грядущего века, того самого, в который все обрящутся воскресшими. Поэтому он, будучи началом дней, назван Моисеем не первым, но единым; он же есть и восьмой. Этот день изображает тот воистину восьмой день, который наступит после завершения сего седмеричного века. А во время всей Пятидесятницы – потому что и она есть воспоминание чаемого в грядущем веке воскресения, – мы также молимся стоя, чтобы через прямое положение тела переносить ум наш от настоящего века к грядущему».
Согласно с Василием Великим говорит и божественный Иустин в ответе на 115-й вопрос: «То, что мы в день Господень не преклоняем колена, есть символ воскресения, через которое мы Христовою благодатью были освобождены от греха и смерти. А в Пятидесятницу мы не преклоняем колен, поскольку она равносильна дню Господню – и это тоже воспоминание воскресения. Такой обычай, – говорит Иустин, – берет начало от времен апостольских, как утверждает блж. Ириней, мученик и епископ Лугдуна, в слове о Пасхе»67.
Вместе с тем, по общепринятому обычаю, не ради покаяния, но из благоговения перед таинством принято совершать земной поклон после освящения даров даже и в первый день Пасхи. Так поступают, например, в Троице-Сергиевой лавре и в Московской духовной академии. Однако миряне, увы, так не делают и в обычные дни - видимо, по незнанию.

Вопрос сложный исторически, т.к. в указанных правилах, по-видимому, запрещались долгие коленопреклонные молитвы, как пример из современности - молитвы на вечерне Пятидесятницы.
Пожалуй, хорошо бы приложить эти каноны и к кратким земным поклонам, однако на практике видел только ограничение на Пасху и Светлую седмицу, а чаще - всегда совершают земной поклон перед Святыми Дарами. Так что смотрите по традиции своего прихода.
Возможно для мирян соборные установления выше местечковых традиций, пусть даже в столь исторически прославленных местах.