Иногда приходится слышать, что, на самом деле, никакого вероучительного единства между поместными Церквями нет. Аргументируют это тем, что последний Вселенский Собор был аж в VIII веке, а участия в недавнем Критском Соборе некоторые Церкви ( в т.ч. РПЦ) не принимали. Как можно ответить на это?
Храни Бог!
3 Ответа
Какое-то нелепое мнение. Какая связь между Вселенскими Соборами и единством веры? Соборы не формировали новую веру и не свидетельствовали о ее появлении, но лишь безупречно формулировали ту веру, которую мы приняли от апостолов. Единство Церкви и веры заключается в общении в таинствах, которых мы не имеем совместно, например, с римо-католиками.
В этом отношении нынешний раскол с Константинополем гораздо существеннее, чем названные Вами причины. Но и он носит дисциплинарный характер, а не вероучительный. В Константинопольской Церкви сейчас идет процесс формирования новой ереси (об общецерковном статусе их патриарха), но процесс еще не завершен и не получил обличения на всеправославном уровне. Поэтому, повторюсь, в вере мы пока едины.
С момента последнего Вселенского собора не было ни одного собора, который бы вносил какие-то правки в вероучительные основы православной веры. Этого не происходило ни на одном Поместном соборе, не было и на соборе, проходившем не столь давно на Крите. Вопросы канонического или дисциплинарного характера не являются основополагающими в вопросах веры. Догматы не изменялись. Таким образом никаких разногласий в единстве православной веры между Поместными Церквами нет.
Уместно будет процитировать в качестве ответа слова известного богослова митр. Макария (Булгакова):
Да, Церковь Православная, действительно, неподвижно, непоколебимо утверждается на седми вселенских Соборах, как на семи столпах, на коих премудрость Божия создала себе дом (Прич. 9:1); Церковь православная, в продолжение веков, не исказила и не отвергла ни одного догмата, утвержденного на вселенских Соборах, и не приняла ни одного нового, какого не знала Церковь древневселенская, и потому-то называется православной.
Но в тоже время она всегда имела и имеет и живой орган для выражения своего непогрешимого учительства: это голос всех ее пастырей, это их соборы; в тоже время она никогда не переставала, во всем последуя семи вселенским Соборам и древним святым Отцам, подробнее и обстоятельнее раскрывать, по случаю вновь возникавших ересей и заблуждений, свои неизменные догматы, в руководство православным, как поступила она против заблуждений церкви Римской и потом заблуждений протестантских. Следовательно, Православно-восточная Церковь и доселе живет и действует точно так же, как жила и действовала и древняя Церковь Вселенская до отпадения от нее Римского патриархата.
О том, какие вероучительные тексты вся Церковь приняла во втором тысячелетии, см. Символические тексты.