Я порой ловлю себя на мысли за молитвой, что в таком случае я прошу Бога от Себя отречься, мол: "Я, конечно, грешу, но Ты меня помилуй. Я слышал, Ты караешь грех и за него будет воздаяние, но меня не наказывай". Мне теперь впринципе сложно Богу молиться из за этого неразрешенного вопроса, я не понимаю, чего у Него тогда прошу.
У меня есть отдельные догадки, что сама возможность человеку покаяться уже есть проявление высшей милости Божией, но что бы продолжать молитвенную жизнь, я думаю, что нуждаюсь в более чётком и объёмном представлении в этом вопросе
5 Ответов
Это словосочетание не только просьба о прощении. Слово "помилуй" имеет греческое происхождение - ἐλέησον, елеосон, в основе происходит от слова "масло", отсюда и слова "елей", "елеосвящение", "полиелей".
То есть мы просим выражением Господи помилуй, Ки́рие эле́йсон, Κύριε ἐλέησον не только простить, проявить милость, мягость, но просим Врача смягчить изцелить нас, оздоровить, умаслить наши сердца и души.
Примечательно, что из-за глубины выражения, Римскся церковь не стала переводить это на латынь, но использовала в богослужениях всегда в греческой транскрипции Kyrie eleison
Бог это Совершенство, и в первую очередь это Совершенство Любви. Его Справедливость наступит после для тех, кто Любовь от Бога не принял. Книга Откровения Иоанна Богослова - Апокалипсис, приоткрывает нам то, как будет исполненна Божественная Справедливость.
Бог есть существо совершенное. Поэтому Он не только справедлив, но и благ, является полнотой милосердия и даже назван Любовью. Его справедливость милосердна, а милосердие справедливо. Нам, людям, в полноте этого не понять, однако скажу нечто.
Каждый человек грешит и должен быть за это наказан по справедливому суду Божию. Нет ничего, чем мы могли бы загладить перед Богом свою вину. Даже если мы перестанем грешить или будем делать добро, старые грехи требуют наказания. Собственно, так и у людей: если вор и убийца станет меценатом, это не освободит его от наказания за совершенные когда-то преступления, хотя и смягчит ответственность.
Итак, мы ничем не можем оправдаться перед Богом. Поэтому, чтобы удовлетворить вместе милосердию и справедливости Божией, воплотился Сын Божий, исполнил волю Отца, невинно и несправедливо пострадал за нас, принеся Себя в жертву за всех людей. Его Кровь перед Отцом является достаточным выкупом, чтобы простить и Вас, и меня, и всех. Надо лишь нам стать соучастниками Его жертвы, чтобы в глазах Отца она очистила наши грехи. Это происходит в крещении (где мы становимся соучастниками Его смерти) и в дальнейшей христианской жизни (в частности, через очищение от грехов в исповеди в силу Христовой смерти и через причащение Тела и Крови Христовых, исцеляющих и укрепляющих нас).
И наоборот, человек, чуждый Богу и не исполняющий Его заповеди, лишается оправдания жертвой Христовой, хотя бы даже был крещеным:
Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. (Евр.10:26-27)
Таким образом, мы просим у Бога милости ради жертвы Христовой, потому что
не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1Пет.1:18-19).
Советую Вам лучше уяснить для себя этот вопрос. Как минимум, Вам стоит почитать раздел катехизиса о Символе веры, а лучше и что-то более объемное об Искуплении. И всегда полезно перечитывать труды святых отцов. Если боитесь, что не осилите, начните со свт. Феофана Затворника (скажем, "Путь ко спасению"), там Вы найдете ответы на все свои вопросы.
Свт. Феофан Затворник написал на эту тему следующее:
Если судья оправдает виновного против закона или наградит недостойного награды, то хотя и доброе, по-видимому, окажет дело виновному и недостойному, но больше сделает зла, чем добра, нарушив любовь к общему благу, власти и правилам.
Хвалится, скажете, милость на суде. Так, похвально поступлю я, если сумею оказать милость, без нарушения правды суда; иначе милость мою стоит бить батогами. Милость должна сретаться с истиною. Словом: и основанием и побуждением и целью правосудия должна быть любовь. Не лучше ли всего решает этот спорный вопрос крест Христов? Какая бесконечно великая там любовь, а вместе какое бесконечно великое правосудие!