Все еще не могу взять в толк. Почему вы считаете, что свобода воли существует? Даже если не считать процесс мышления сугубо механическим, зависящим исключительно от нервной деятельности и всего, что на нее влияет, то все равно личность полностью сформирована объективными условиями (несомненно, человек способен влиять на реальность вокруг себя, но лишь как ответ на то, что в него было заложено когда-то и влияние его такая же часть объективной реальности, данной нам в ощущениях). Смотря объективно, конкретно взятый человек может поступить в ситуации лишь одним образом и поступит он именно так, как поступит, в полном соответствии с тем, чем он является на момент поступка. Соответственно, имея в наличии некий невероятно мощный компьютер, в который загружена вообще вся информация о человеке и тем, что его окружает в момент совершения поступка, мы можем предугадать поступок со 100% точностью. И где тут свобода воли?
6 Ответов
Ваша логика о «суперкомпьютере» безупречна, но она описывает сложный механизм, а не человека. Человек — это не био-робот, а образ Божий. И главное в этом образе — свобода. Вы созданы по образу Божию (Быт.1:27). Этот образ — не набор данных для суперкомпьютера. Это живой дух, источник подлинной свободы. Машина сможет просчитать всё, кроме главного — способности души к живому и свободному отклику на призыв Бога.
Бог не «программирует» нас. Он дал нам свободу, чтобы мы могли полюбить Его и ближних не по принуждению, а по собственному выбору. Любовь по приказу — не любовь. Что делается по принуждению, то не есть добродетель. Эта свобода — главный дар и главный риск. Истинная свобода — это не рабство у своего прошлого или страстей, а сознательный выбор добра. Понять это до конца можно не столько умом, сколько сердцем.
Да, на нас влияет множество факторов, но окончательный выбор между добром и злом всегда за нами. Этот внутренний опыт выбора и есть самое верное доказательство нашей свободы.
Понять это до конца одним лишь умом сложно. Эта истина открывается в живом общении с Богом — в молитве и Таинствах Церкви, где мы реально используем свою свободу, чтобы быть с Ним.
Если коротко — потому что отрицание свободной воли есть само по себе акт свободной воли и поэтому является абсурдным. Если подробнее, то
Мозг, нейронаука и бессмертная душа
Роберт Сапольский и абсурд материализма

Соответственно, имея в наличии некий невероятно мощный компьютер, в который загружена вообще вся информация о человеке и тем, что его окружает в момент совершения поступка, мы можем предугадать поступок со 100% точностью.
Когда Вам удастся претворить этот эксперимент в жизнь, тогда на основании результатов и поговорим о свободной воле. А пока это всего лишь гипотетические размышления.
Механический детерминизм отрицает не только свободу воли, но и духовную жизнь человека. При этом сами детерминисты-материалисты вовсе не ограничивают себя лишь поисками жизненно необходимого, но с удовольствием пользуются всеми благами жизни. Они даже готовы обращаться к сфере интеллектуального, в котором вообще нет механического детерминизма. Одним словом, такие люди ведут себя как дети, которые отрицают наличие у себя разума лишь потому, что им нравится смотреть на мир.
Если бы не было свободы, не было бы и уголовных наказаний, потому что по закону наказывается лишь виновный, т.е. свободный проступок.
Бессмысленно было бы обижаться на других и показывать иные страсти, ведь все люди - всего-навсего автоматы.
А главное, мы знаем множество примеров, когда люди радикально меняли свою жизнь (к лучшему или худшему) без видимых причин, просто по внутреннему желанию.
Не сочтите за обиду, но мне думается, что Ваш вопрос обусловлен молодостью, отсутствием соответствующего жизненного опыта и ситуации чрезвычайно значимого нравственного выбора.
Свобода воли дана нам в непосредственном опыте жизни, ее не нужно доказывать. Возможность общения с людьми, ведения дискуссии, реальность поступков за которые человек несет ответственность (поэтому в любом обществе существуют системы поощрения и наказания) - это и многое другое свидетельствует о том, что даже тот, кто отрицает свободу воли в теории, в действительности поступает на каждом шагу так, как если бы она у него была.
То, что на человека оказывают влияние многие внешние и внутренние факторы, не является открытием для верующих людей. Поэтому мы признаем, что существует разная степень нравственной ответственности, грех не всегда вменяется человеку, а суд Божий - наиболее объективный и справедливый, поскольку Господь будет учитывать все факторы, при определении вечной участи человека.
А вот с чем я не могу согласиться, так это с тем, что человек - полностью детерминированная система, каждый поступок которого предопределен и может быть заранее известен. Это не так. И как написал о. Дионисий, когда проведете такой эксперимент и получите результат, тогда и сможете сделать какие-то выводы на этот счет.
Безусловно, у человеческой свободной воли существует много ограничителей, как внешних, так и внутренних. Тем не менее, эта воля свободна, хотя и не всегда имеет возможность к своей реализации, но всегда может совершить свой главный выбор - быть с Богом или нет. Этого никогда никакой суперкомпьютер не просчитает.