Где можно найти чин общей исповеди? Есть ли официальное последование?
Нашёл такие варианты:
4 Ответа
Официального чина точно нет: сейчас наоборот стараются изжить практику общей исповеди, заменить ее исповедью индивидуальной, то есть с личным перечислением грехов. Возможно, указанный Вами чин архиеп. Сергия (Голубцова) - один из немногих готовых чинов подобного рода. Но и то это - индивидуальный опыт, своего рода частная практика. Также другие последования исповеди, содержащиеся на странице, могут в той или иной степени считаться авторскими вариантами общей исповеди. Еще к этому списку можно добавить фрагмент общей исповеди митрополита Сурожского Антония.
И еще у митр. Антония можно найти описание его практики общей исповеди, она очень интересная:
Я вам расскажу, как провожу общую исповедь сам. Общая исповедь у нас бывает четыре раза в году. Перед исповедью я провожу две беседы, которые направлены на понимание того, чем является исповедь, чем является грех, чем является Божия правда, чем является жизнь во Христе. Каждая беседа длится сорок пять минут, все собравшиеся сидят, слушают, затем наступает получасовое молчание, в течение которого каждый должен продумать то, что слышал, посмотреть на свою душу и продумать свою греховность. А затем бывает общая исповедь. Мы собираемся на середине храма, я надеваю епитрахиль, перед нами Евангелие, и обыкновенно я читаю Покаянный канон Господу Иисусу Христу. И под влиянием канона произношу вслух собственную исповедь - не о формальностях, а о том, в чем меня попрекает моя совесть и что открывает передо мной читаемый мною канон. Каждая исповедь бывает иная, потому что каждый раз слова этого канона меня обличают по-иному, в другом, и я каюсь перед всеми людьми, называю вещи своим языком, своим названием. Не так, чтобы меня потом ходили и упрекали конкретно в том или другом грехе, а так, чтобы каждый грех был раскрыт перед людьми как мой собственный. И если, произнося исповедь, я не чувствую, что истинно каюсь, я произношу и это в качестве исповеди: “Прости меня, Господи! Вот, я произнес эти слова, но они до моей души не дошли”… Эта исповедь длится обыкновенно минут тридцать-сорок, в зависимости от того, что я могу поисповедовать перед людьми. И одновременно люди исповедуются - молча, а иногда и вслух произнося: “Да, Господи! Прости меня, и я виноват в этом!” Но это является моей личной исповедью. И к сожалению, я настолько греховен и настолько похож на каждого, кто присутствует на этом действии, что мои слова раскрывают перед людьми их собственную греховность.
После этого мы молимся. Мы читаем часть покаянного канона, читаем молитвы перед Святым Причащением (не все, а избранные, которые относятся к тому, о чем я говорил или как исповедовался). Затем все становятся на колени, и я произношу разрешительную молитву всем. Если кто-то считает нужным потом подойти и отдельно сказать о том или другом грехе, он свободно может это сделать. Но я на опыте знаю, что такая общая исповедь учит людей приносить частную исповедь. Многие мне говорили сначала: “Я не знаю, с чем прийти на исповедь. Я знаю, что согрешил против множества заповедей Христовых, сделал очень много дурного, но я не могу это как бы собрать в покаянную исповедь”. А после такой общей исповеди люди приходят и говорят: “Я теперь знаю, я научился, как исповедать собственную душу, опираясь на молитвы Церкви, опираясь на покаянный канон, опираясь на то, как Вы сами исповедовали свою душу и как люди вокруг меня эту же самую исповедь воспринимали и приносили, словно собственную”. Я думаю, что это очень важный момент: чтобы общая исповедь была уроком того, как исповедоваться лично, а не “вообще”.
Радость покаяния. // Путь покаяния: Беседы перед исповедью. М., «Даниловский благовестник», 2005. С. 46–47.
И последнее: скорее всего, в реальности такие чины общей с пространными перечислениями грехов на практике не используются. Сколько я помню по своему небольшому опыту общую исповедь, там кратко перечисляются распространенные грехи (наподобие того, как это сделано в заключительной молитве чина на сон грядущим) и дальше идет чтение разрешительной молитвы над каждым
Думаю, что нет никакого официального последования, кроме вопросов о грехах, которые находятся в последовании исповеди в Требнике.
Когда я учился и служил в МДА, в то время и в академии, и в Лавре исповедь всегда совершалась по этой книге (на основе чина архиеп. Сергия (Голубцова)). Требный священник или иеромонах читал текст прямо наряду: вначале общий чин по Требнику, потом текст исповедания грехов мирян (с. 15-24), после этого конечная молитва (до разрешительной) «Господи Боже спасения рабов Твоих», Достойно есть и отпуст. Затем начиналась индивидуальная частная исповедь, все личные грехи каждый называл сам, хотя бы они и прозвучали.
Т.е. эта общая исповедь воспринимается в Лавре и академии лишь как напоминание о грехах для кающегося. Требный священник обычно напоминает, что все не названные лично перед священником грехи - не разрешаются, тем более специально сокрытые.
Как видите, это вовсе не советская практика, когда человек просто выстаивал, затем наклонял голову под епитрахиль, и ему якобы «автоматически» прощались любые грехи, включая смертные.
На Азбуке это чинопоследование есть здесь в распознанном виде, но только грехи мирян: без монахов, иереев и прочих.
На нашем портале приводится Присяга священника. В своё время и я давал её. Вот, что там обещает делать священник:
Богослужения и Таинства совершать со тщанием и благоговением по чиноположению церковному, ничтоже произвольно изменяя.
Возвратимся к вопросу об исповеди. Она совершается по Требнику по Последованию об исповедании. В самом начале там сказано:
Приво́дит духо́вный оте́ц хотя́щаго испове́датися еди́наго, а не два́ или́ мно́гия, пред ико́ну Го́спода на́шего Иису́са Христа́ непокрове́нна.
И твори́т сти́х нача́лу.
Как видим, если следовать священнической присяге и каноническому Последованию об исповедании, общая исповедь является недопустимой.
Это нововведение появилось у св. прав. Иоанна Кронштадтского. Думаю, что делал это он по непосредственному откровению Божьему. Почему? К нему приезжали на службы со всей России тысячи и все хотели попасть на исповедь и причастие. Физически для святого это было невозможно. Поэтому он проводил «общие исповеди». Однако при этом, слушая праведного Иоанна, люди горько плакали о своих грехах, которые по его молитвам Господь открывал перед ними. Об этом есть множество свидетельств. Может ли это священнодействие святого заменить механическое перечисление грехов требным священником на «общей исповеди»? Нет. Происходит явная подмена таинства. Поэтому я горячий противник этого нововведения.