Здравствуйте. Последнее время стал задаваться таким вопросом: греховно ли половое влечение? Вот рождается мальчик, со временем он взрослеет, у него происходит половое созревание, он становится мужчиной, у которого появляется влечение к женщинам. Неужели это грех? Но ведь этого не может же быть, ведь у нас есть тестостерон, специальные половые органы, не мог же Господь создать нас греховными. Или влечение - это следствие грехопадения? Но тогда бы Господь не сказал плодится и размножаться, Апостол Павел не писал бы, что брак честен и ложе непорочно, в Церкви не венчали бы. То есть как я понимаю, всё сводится к тому, что надо вступить в брак и там реализовывать со своей супругой влечение. Но честно говоря, в наше время, с его огромным количеством разводов, как-то появляются сомнения в целесообразности отношений... Или же как быть мужчине, который по каким-то причинам (финансовые, жилищные, отсутствие привлекательности, готовности к ответственности и т.д.) не может вступить в брак? Он же не может просто взять и отключить влечение (святые отцы возможно и добились такого состояния, но я честно говоря не представляю, как это сделать), он ведь каждый день видит женщин, так или иначе даже при борьбе с самим собой все равно будет периодически "хотеться", какие-то мысли и т.д. Господь сказал, что кто смотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Но если женщина привлекательна, как здоровый молодой мужчина может не испытывать влечения к ней? Да, понятно, что намеренно смотреть на женщину и разжигаться это грех, но порой даже одного взгляда достаточно, чтобы появилось желание, а с закрытыми глазами не получится ходить... Или получается если не можешь жениться, то надо идти в монастырь? А если не чувствуешь призвания? В общем, я надеюсь я смог донести свою мысль, буду благодарен за подробный ответ и совет на какую-нибудь литературу (если таковая имеется), как вообще христианин должен относится к половой сфере. Потому что порой кажется, что вообще всё что связано с этим - грех и страсть, но ведь это не так, а что греховно, а что нет - я понять не могу (ну за исключением таких очевидных вещей как блуд, прелюбодеяние, рукоблудие, просмотр порнографии и т.д.). Заранее спасибо!
3 Ответа
Здравствуйте! Конечно половое влечение, само по себе, не является грехом и является частью нашей психофизиологии. Как и эрогенные зоны, которые сотворил Господь. В Библии нет никаких ясных указаний на то, что полового влечения не было до грехопадения или что способ размножения изменился (это частное богословское мнение некоторых богословов). Напротив, в Библии есть призыв наслаждаться телесно с законной женой:
Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно (Притч.5:18-19).
Однако половое влечение, как и любое другое, нуждается в контроле, чтобы оно не привело к греху. Что касается слов Христа о том, что кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем, то их нужно воспринимать в контексте Нагорной проповеди. Эти слова уточняют заповедь "не прелюбодействуй" и запрещают сознательно смотреть с похотью на замужних женщин. Что касается девушек свободных, то эти слова приложимы к ним только в том смысле, что нельзя желать заполучить их вне законного брака. То, что мужчина испытывает возбуждение при взгляде на привлекательную девушку - это естественно и негреховно. Вопрос в намерении этого человека. Если он сознательно ходит и пялится на разных девушек, как на сексуальные объекты, а потом идёт и мастурбирует, конечно это грех. Поэтому, с одной стороны, нужно хранить свой взор и свои мысли от такого (это вполне возможно с Божьей помощью), с другой стороны, не демонизировать свое влечение, которое существует не просто так. Развивайтесь как мужчина, как христианин, и в свое время встретите своего любимого человека и создадите семью. Все постепенно, торопиться и переживать не стоит. Навык воздержания для мужчины очень важно приобрести, как для создания семьи с пригодным к этому человеком, так и для семейной жизни.
Прп. Порфирий Кавсокаливит даёт неженатым христианам нестандартный совет:
Когда приходят чувственные искушения, не пытайтесь изгнать их силой, потому что это сатане только на руку. Он будет представлять их вам еще более привлекательными и тем самым наносить вам все большее и большее повреждение. Лучше встречайте их спокойно и обращайте из греховных — в чистые. Скажите себе: "Можно жениться и наслаждаться радостями семейной жизни; и это угодно Господу".
Об отношении к сексуальности в современных церковных документах можете посмотреть в статье.
Человеку для жизни надо есть и пить. Греховно ли это? Нет. Но если человек начинает объедаться, превращается в гастрономического гурмана или упивается вином, то это всё - греховно. Почему? Естественная потребность доведена до страсти, удовлетворение её становится похотью, человек становится рабом своих привычек.
Так точно и с половой страстью. Да, она заложена Создателем в человека, но уже после грехопадения. В блаженном райском состоянии людям не было необходимости плодиться и размножаться таким же способом, как у животных. Заложено половое влечение для того, чтобы создать стимул к размножению. Иначе род человеческий уже давно прекратился бы. Однако это влечение можно и должно держать под контролем и не переходить грань. Какую? Не удовлетворять её незаконным способом. Какой законный? Данный Богом супружеский союз для продолжения рода и воспитания детей. Все остальные способы оказываются незаконными, какими бы словами и учениями они бы не прикрывались.
Были во времена апостолов некие еретики - николаиты. Вот они как раз и учили о естественности полового влечения и для того, чтобы держать его под контролем предавались "священному распутству" - удовлетворение похоти с определённым религиозным обрядом. А вот, что по этому поводу сказал Спаситель:
Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Откр.2:6).
Вы говорите о святых, которые жили целомудренно и с иронией пишете, что сами не сможете так. Но есть же примеры современных людей живущих целомудренно и не достигших святости. Очень много их проживает в монастырях, не принявших по какой-то причине постриг. Или те же монахи. Вряд ли подавляющее большинство их можно отнести к святым. Но они живут целомудренно и борются с похотью. Она на них наседает так же, как и на всех. Всё это говорит, что половое влечение вполне себе можно держать в рамках и не разжигаться.
Другой вопрос: как это делается? Для борьбы с любой страстью нужны молитвы к Богу и частая исповедь. Для борьбы именно с блудной, как не только душевной, но и телесной, нужны умеренность в еде, сне, а также посильный физический труд. Всё это угашает похоть и даёт человеку возможность держать её в не греховных рамках. Человек, который борется с похотью, хоть и разжигается ею, находится в разряде спасающихся. А вот который ей поддаётся, тот среди погибающих.
Почитать об этом вопросе можно книгу "Половая потребность и блудная страсть" издательства Ника. Также на нашем портале "Основной инстинкт или блудная страсть" по ссылке. Или "Христианство и модернизм, О грехе блуда - архимандрит Рафаил (Карелин) по ссылке. Или "Современные аспекты блудной страсти. Взгляд психолога" по ссылке.

Половое влечение не греховно, но естественно (т.е. согласно с нашей природой). Греховным его делает неправильное употребление, например для блуда или противоестественных поступков. Наоборот, разумное законное супружеское сожительство похваляется Богом:
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр.13:4).
Источник этого влечения находится в теле, но душа призвана руководить телом, порабощая его. Если же тело порабощает страстную и желательную части души, делая ум своим пленником, то горе такому несчастному. Он не только не христианин, но даже и не вполне человек, потому что одна из телесных потребностей для него становится важнее, чем правильное функционирование всего человека, состоящего из души и тела. Даже в браке воздержание совершенно необходимо: это периоды беременностей и женского очищения супруги, постов, серьезных болезней, командировок и т.п. Вы ведь понимаете, что в течение длительной командировки христианину (скажем, моряку или солдату) никак нельзя удовлетворять свое половое влечение без супруги с другой женщиной.
А что проблема не в теле - это очевидно: половое влечение остается даже в старческом возрасте и при телесной неспособности к сожительству, примеров тому множество.
Поэтому советую Вам изучить вопрос об устройстве человека, действии в нем страстей и добродетелей, а также каким путем можно поставить свой ум на подобающее ему главное место. Начать можно с этой книги.
Благодарю за ответ. Вы провели аналогию с едой — то есть неженатого мужчину, который воздерживается, можно считать имеющим половой голод? Понятно, что без еды человек умрет, а без удовлетворения полового влечения — нет, но страдать в определенной степени будет. Порой возникает недоумение, зачем же наш организм имеет такую составляющую, против которой надо бороться? Почему тогда оскопление в Православии — это грех (за исключением медицинских показаний)? Ведь это могло бы помочь в борьбе. Правильно ли я понимаю, что эту борьбу нужно считать как бы частью своего жизненного креста? А оскопление это получается как попытка облегчить свой крест?