В пособиях по православной догматике говорится, что чувства Бога (гнев, радость...), про которые говорится в Библии, являются антропоморфизмами - иносказательными описаниями свойств и деяний Бога при помощи слов, характерных для описания человека. Бог же бесстрастен и неизменен.
После Боговоплощения в Иисусе Христе человечество и Божество соединились в Лице Бога Сына "неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно".
Исходя из этого, возможно ли сказать, что сейчас вознёсшийся Иисус Христос, а соответственно и Бог, испытывает и выражает чувства по человеческому естеству?
Если проще, то можем ли мы сказать, что Бог гневается уже не в антропоморфном смысле?
3 Ответа
Прп. Иоанн Дамаскин пишет о Христе после Его вознесения:
Из частей же естества Он не устранил от Себя никакой: ни тела, ни души, но имеет и тело, и душу, одаренную как разумом, так и умом, как способностью желания, так и способностью действования, и таким образом сидит одесную Отца, и Божески, и человечески желая нашего спасения и совершая, Божески – как промышление о всех вещах, так и сохранение, и управление, человечески же – помня о Своих занятиях, бывших на земле, и видя, и зная, что Ему поклоняется всякая разумная тварь. Ибо святая Его душа знает, что она и ипостасно соединена с Богом Словом и что она вместе с Ним встречает поклонение, как душа Бога, а не как просто душа.
В тех фрагментах пособий по Православному Догматическому Богословию, где говорится о неизменности Бога, о том, что Он, в частности, не гневается, не раскаивается и пр., имеется в виду неизменность Бога по Божественной природе (по Божеской сущности, естеству).
Что касается Вочеловечившегося Сына Божьего, Он, конечно, испытвает чувства, характерные для человека, но не те чувства, которые связаны со грехом.
Да, испытывает. Но только те, которые не греховны, т. к. Он чист от греха.
А что Господь вознесся на небеса с Плотью и имеет две воли - это очевидный факт.
"Потом Он открыто являлся ученикам, в их присутствии был взят на небо, и вместе с Собою вознес туда и смиренную человеческую плоть. Но Он познается Единым Господом в двух естествах, спокланяем с Отцем и божественным Духом и имеет две воли и два действования".
(Св. Андрей Критский. Слово в день Обрезания Господня и похвала св. Василию Великому).