6 Ответов
Виктор, в этом не надо исповедоваться. Реализация товаров и услуг в церковной лавке не входит в предмет Вашей ответственности перед Богом.
Если у Вас очень чувствительная совесть, советую поразмышлять над следующими фактами. Хотя Господь изгнал из храма торгующих, но сделал это лишь один раз или дважды. И до, и после этого события Он больше так не поступал, хотя бывал в храме ежегодно, ведь по закону каждый еврей должен был трижды в год приходить пред лицо Божие, причем не с пустыми руками. Напомню, деньги для храмовой подати можно было купить только при храме, они отличались от обычных денег.
Далее, мы знаем, что и апостолы постоянно пребывали при храме в молитве, как Двенадцать, так регулярно там же бывал и ап. Павел. И вновь никто из них не только не повторял поступка Господа Христа, но и не укорял торгующих в храме, и не считал для себя грехом покупать нечто при храме, а без такой покупки нельзя было ни подать заплатить, ни жертву принести, ни положить что-то от себя в корвану. Ни разу в апостольских посланиях нет предупреждения каяться перед Богом в том, что какой-то христианин нечто покупал в храме - даже в послании к Евреям об этом ни слова.
Вы помните, конечно, что при Иерусалимском храме не принимали записки или сорокоусты. Там продавали жертвенных животных и птиц; там же профессионально работали менялы. Ничего подобного нет в наших храмах.
Кроме того, организация церковной лавки прямо в храме нередко является результатом безвыходной ситуации (потому что больше просто негде), а ущерб для богослужения минимизируется: во время основных моментов богослужения лавка закрывается.
Итак, советую Вам не смущаться. Если есть какой-то грех в подобной ситуации, он целиком ложится на совесть настоятеля. Если сумма пожертвования является фиксированной, от этого Ваши деньги не перестают быть именно пожертвованием. Никто силком не вынимает их из Вашего кармана.
Не хватает у Вас денег для записки или свечи - купите самую маленькую свечку или напишите в записке 2-3 имени, Господь и эту жертву примет с любовью. Желаете пожертвовать Богу больше - сделайте это тихо, просто положите оставшиеся деньги в церковную кружку.
Еще мне понравилось Ваше меткое сравнение Православной Церкви с баптистами. Оно сразу выдает верного и послушного чада Христовой Церкви, который всегда готов прикрыть грех родителей, а не поступать как второй сын Ноя.
Ещё, насчёт баптистов. К ним придёшь, попросишь помолиться за тебя, они выслушают, помолятся, помогут. К православным придёшь — «пиши записку, 100 р.»
Записка, читаемая в алтаре стоит дороже. В Православии везде показывается, что, если хочешь быть ближе к Богу — раскошеливаться.
1. По торговцам. Прежде чем излагать свои предположения, желательно изучить теорию вопроса, чтобы случайно не обнаружить свое невежество. Я подробно описал Вам серию примеров, причем нередко привязанных именно к праздникам (скажем, в книге Деяний Двенадцать и потом ап. Павел действуют в храме в день Пятидесятницы, но не заботятся о его очищении; согласно Евангелию от Иоанна Господь неоднократно бывал ранее в храме в день Пасхи). Повторюсь, единичный случай в Иерусалимском храме во всяком случае не является заповедью для рядовых православных верующих.
2. Если Вас привлекают в религиозных обрядах только человеческие отношения, то могу Вам лишь посочувствовать. И вдвойне — что Вы за всю жизнь не встретили человеческого отношения ни в одном священнике. Поскольку наш брат священник все разные, значит, просто Вы и не искали возможности обсудить с разумным и благоговейным священником путь своего спасения, вопросы борьбы со страстями и культивирования добродетелей, и т.д. Значит, все сводилось лишь к поиску человеческого утешения и защиты от проблем. Но в этом еще нет христианства.
Простите за резкость суждений.
Виктор, к чему эти фантазии про 100 рублей? Даже не представляю, что так могут ответить в храмах, где я бывал и бываю.
Не пробовали попросить баптистов помолиться за Ваших усопших сродников?
И апостол Павел говорил, что бы не быть вам в тягость…он работал, хотя мог этого не делать. Продукцию наверняка продавали. Всё нормально.
Но всё равно противно покупать молитвы, освящения, крещения за деньги. Это называется, вроде симония. Но без неё реально ничего в церкви не сделать.
=Но без неё реально ничего в церкви не сделать=
Виктор Бургер, я научу вас, как обходиться без всякой «симонии». Итак: вы выбираете небольшой, небогатый приход, подходите к настоятелю и говорите: «Отче, я ежемесячно стану платить этому приходу десятую часть от ЛЮБЫХ моих доходов. Зарплата, подарки, наследство — от любых. Не в кружку, а открыто, банковскими переводами. Ведь церковная десятина — это библейская норма. Но взамен я прошу не брать с меня платы за молебны, панихиды, крещения моих детей и т. д. Окей?»
Я полагаю, что настоятель согласится. Ведь все эти цены за требы (без которых вполне можно обойтись, а за исповедь и Причащение денег у нас не берут)… короче, весь это прайс только и имеет место потому, что наши верующие не желают выполнять БИБЛЕЙСКУЮ НОРМУ О ЦЕРКОВНОЙ ДЕСЯТИНЕ. Церковь же, зная о несладком житии многих наших людей, их жалеет и не требует того, что ей полагается по Божественному установлению. А потом «святоши» плачутся, что у них за свечки денежку просят. А на что приходам тогда существовать: за электричество платить, з.п. священникам и дьяконам — а они, на минуточку, в основном все многодетные, — иконы, ремонт, и еще много на что, о чем мы и понятия не имеем? Ждать, что конвертик с неба упадет?
Допустим, вы не хотите так сделать, вам денег жаль, и Библия вам здесь уже не указ. Вам легче отыскать «симонию» (хотя это на самом деле совсем не то) и всех свысока осуждать. Тогда о чем с вами дальше говорить?
Максим, вряд ли что-то можно доказать человеку, которому ПРОТИВНО подавать Богу жертву на храм в тех формах, которые у него в этом храме ПРОСЯТ без всяких требований.
Я раньше много лет служил в храме, где настоятель благословил все требы (записки, крещения, венчания) служить без фиксированной платы, кто сколько даст, если вообще даст. Так вот, количество прихожан от этого совершенно не увеличилось.
Мне кажется, если человек желает прийти к Богу, он это сделает в любом случае. Но если не желает, то будет, как автор этого вопроса, обвинять Церковь в симонии или сравнивать ее с баптистами в пользу милых еретиков, которые, кстати, каждый воскресный день говорят проповедь у себя в собрании о необходимости делать пожертвования, причем вовсе не в размере стоимости записки на литургию.
См. Торговля в храме.
Уточнение: Христос выгнал продающих и покупающих из Храма, а не из храма.
Так нужно исповедоваться или нет?
Если покупали в самом храме скот для жертвоприношений, то несомненно.
Виктор, исповедоваться нужно в том, что мы сознаем как грехи. Если Вы сознательно покупали Таинства и требы, как услугу, то это грех. Потому что нельзя купить или продать духовные вещи. Если же это было внесение пожертвования, чтобы материально поддержать данный приход и духовенство, то это нормально. К сожалению, в большинстве храмов нарушается определение Архиерейского собора 2000 года:
Установление в монастырях и приходах примерных размеров пожертвований за совершение Таинств и треб не должно иметь характера назначения “фиксированных цен”. Людям, заведомо не имеющим средств на такие пожертвования, нельзя отказывать в совершении Таинств.
А что делать, если это продаётся, как услуга? Если из — за бытовых проблем разрешать нарушение заповедей Божиих и постановлений 6 Вселенского Собора, куда дальше? Кстати, у баптистов таких проблем нет. Может обмениваться с ними опытом?
Виктор, Вы задали конкретный вопрос и я ответил на него. Я лично не покупаю в церкви и негативно отношусь к торговле. Но вносить добровольные пожертвования, например за свечи, считаю уместным (а зачем еще нужны свечи, если не как способ пожертвования на храм?)
Я двумя руками за пожертвования. Я хотел бы платить десятину. Но когда я сказал об этом «главной по деньгам»(не знаю, как правильно назвать), она сказала, что, если они будут жить на десятины, то разорятся. Но я слышал, что такие храмы есть. Не денег жалко, за державу обидно. Спасибо за ответы.
Виктор, не знаю к кому и в какой храм Вы обращались, но очевидно, что десятина составляет значительно большую сумму, чем несколько свечек.
Виктор, а почему бы Вам не задать этот вопрос на исповеди? Может и священник Вам расскажет почему именно в этом храме именно так все установлено. Это было бы справедливо - задавать вопросы людям, ответственным за то или иное положение вещей на месте, а не в интернете.
Попробую ещё раз. Не знаю, что получится. Но я не знаю ни одного храма, где бы было по другому.
В Иерусалимском Храме устроили настоящий восточный базар - с продажей скота, криками, торговлей, обманом... Поэтому Спаситель назвал происходящее "вертепом разбойников" (Мф. 21:13) и выгнал наглых торгашей из святого места.
Наши церковные лавки, где продается самое необходимое для прихожан, нисколько не напоминают ни восточный базар, ни тем более "вертеп разбойников". Поэтому всякие вопросы на данную тему отпадают. Св. Писание надо понимать, а не заниматься буквоедством.
Вообще ваш вопрос сильно напоминает провокационный: очевидно, что исповедоваться тому, кто благословил пребывание лавки на церковной территории, в том, что вы там что-то купили, было бы бессмыслицей. Лучше исповедуйтесь в гордыне и нарушении Мф. 7:1.
Хорошо бы отличать притвор от собственно храма. Церковные лавки обычно располагают как раз в притворе. И только маленькие храмы из-за недостатка места располагают свечной ящик в самом храме. Так что мнение о нарушении заповедей Христовых в этом случае надуманное, происходящее от незнания, что простительно.
Патриарх Кирилл неоднократно обращался к священнослужителям о необходимости установления добровольности суммы пожертвований за требы. Во многих храмах так и есть. Это пережиток советского времени, когда власть требовала установления "ценника за религиозные услуги." Со временем Церковь это переживёт, как и многое другое. Если Вы хотите подать пример, пожертвуйте больше, чем там на ценниках указано. Там же минимальное пожертвование, а Вы таким образом принесёте добровольное уже побольше. Исправление надо начинать с себя. Жадность ведь тоже грех, не только ценник на требы.
Помощи Божьей Вам.
Скорее всего торговцы появлялись там по важным датам. Но Христос выгнал и покупающих. От этого никуда не деться.