Здравствуйте всем!
Я понимаю, что мой вопрос довольно личный, но мой духовник болеет, поэтому с ним пока нет возможности поговорить. Поэтому я прошу помощи у вас.
Я воцерковляюсь примерно полгода. Последнее время у меня вот какое состояние. Очень часто, буквально на каждом шагу задаюсь вопросом, как нужно правильно поступить в той или иной ситуации, как правильно у меня должно быть то или иное качество и т.д. Например: с одной стороны, никогда не нужно отчаиваться, как бы ты ни согрешил, потому что Бог всем желает спасения. С другой стороны, можно хоть и уповать на Божью милость, но от этого наоборот впасть в гордость и нерадение (мол, Господь меня и так спасет). К тому же, ещё и такая мысль приходит: "Господь-то хочет меня спасти, а может, я сам не особо стремлюсь к этому, и даже сам этого не замечаю. Ведь я не знаю, что у меня внутри. И хоть я и буду верить, что Он меня спасет, а потом, когда душа разлучится с телом, я все равно окажусь в аду".
И такие противоречия встречаются мне на каждом шагу. Я ощущаю себя как на минном поле. Так буду поступать - совершу грех, буду поступать иначе - тоже совершу грех, только другой. Из-за этого вообще боюсь что-то делать. И из-за того, что какой путь ни выберу, везде совершу грех, я даже начинаю отчаиваться. А выйти из отчаяния мешает, как сказано выше, боязнь впасть в гордость, нерадение или в какой-то еще грех.
И как выходить из этого состояния - тоже не знаю.
Пытаться все-таки понять, как соблюсти золотую середину, как поступать в тех или иных ситуациях? Но я и так пробовал: искал в Интернете статьи современных православных священников, и от этого ещё больше запутывался. Потому что у меня возникали еще и еще новые вопросы, на них я тоже пытался искать ответы, потом ещё новые вопросы и т.д. К тому же, мне кажется, что умом этого не понять. Это возможно лишь по Божьей благодати, когда совесть тебе подсказывает, что нужно делать.
Получается, с каждым своим вопросом обращаться к Богу? Этот вариант, пожалуй, лучше, но, во-первых: из-за того, что я пока духовно не развит (да и прошлые грехи не дают покоя) возможно, Господь не ответит, и не сможет дать мне Свою благодать. Для этого нужно жить по Его заповедям. Но для того, чтобы жить по Его заповедям, нужно обращаться к Нему за помощью в молитве. Выходит какой-то замкнутый круг. Во-вторых, может быть так, что мне подскажет не Бог, а бесы. Тем более если я сам все же склоняюсь к какому-то из вариантов решений того вопроса, с которым я обращаюсь к Богу
Наиболее возможная, как мне кажется, причина, это нехватка знаний о том, чем достигается спасение и т.д.
Скажите, пожалуйста, как выйти из этого состояния? Возможно, у вас или ваших духовных чад в начале пути было такое же, и как вы/они из этого выходили?
Заранее благодарю за ответы! Храни всех вас Господь!
5 Ответов
Здравствуйте! Ваше состояние напоминает мнительную или скрупулезную совесть. Это когда человек постоянно боится сделать что-то неправильно и видит грех даже там, где его нет. Настоятельно рекомендую Вам лично поговорить со священником в церкви об этом.
Из общих вещей хотел бы сказать следующее.
- Нужно всегда помнить, что мы спасаемся милостью Божией, а не своим образцовым поведением. Слишком большая надежда на собственные силы в духовной жизни как раз и приводит к отчаянию.
- Существует различие между смертными и простительными грехами. Первые (которые лишают человека спасения до полноценного покаяния) всегда совершаются сознательно против одной из заповедей Евангелия, Вы их при всем желании не пропустите и не совершите невзначай. Простительные грехи мы все совершаем ежедневно по немощи, ими не нужно пренебрегать, но и в ад Вы тоже за них не попадете. См. подробнее пособие по исповеди.
- Примите в руководство этот совет свт. Игнатия (Брянчанинова):
Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра... Не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякаго, лишь признавшаго греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех.
Я правильно понимаю, что одно дело — прощение грехов, а состояние нашей души, ее близость к Богу — это другое? То есть, может быть так, что Господь хоть и простил нам наши грехи, но наша душа осталась прежней?
Прощение (смертных) грехов ведет к примирению с Богом и возвращению души благодати. Это не одномоментное действие, а процесс, который включает в себя не только исповедь, но и деятельное исправление жизни через совершение противоположных греху добрых дел. Простительные грехи лишь сбивают с духовной цели, но не убивают душу и не лишают ее состояния благодати.
Я, конечно, согласен с Игнатием Брянчаниновым, но все же: человек, и в том числе мирянин, должен ведь следить за собой, обнаруживать свои грехи и анализировать состояние своей души?
Конечно должен, но не путем дотошного исследования, особенно в начале пути. Достаточно исполнять свои ежедневные обязанности, избегать совершения смертных грехов (исповедовать их при совершении и исправляться). Если возникают сложности и недоумения, советоваться с духовником. Что касается повседневных грехов по немощи, достаточно в конце дня попросить у Бога прощения, что мы и делаем в вечерних молитвах. И радоваться жизни, не усложняя ее.
Я дополнил свой ответ выше.
Когда у меня возникало столько неясностей и сомнений в новоначальный период, то лучшим способом в их разрешении была молитва.
Я брал молитвослов и читал покаянный канон Богородице с молитвами. После канона я удивлялся, куда пропадали сомнения, тревожность и даже ссоры.
И конечно, я старался выполнять утренние и вечерние правила. Но повторюсь, Богородица помогает лучшим образом, Она как родная Мама, берёт за руку и успокаивает, и утешает, и подсказывает.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Если ваша молитва к Богу сопровождается крестным знамением, то бесы не имеют силы в этот момент. И первая мысль в момент того, как вы что-то попросите в молитве — это и есть от Бога.
А бесы подступят чуть позже и начнут вам и сомнения сеять, и лукавство в мыслях.
Молитвы перед началом и по окончании всякого дела
Совет: прочтите толкование молитвы Отче наш и регулярно читайте Евангелие.
Старайтесь выполнять Заповеди. Творите добро (лучше сделать добро с небольшой «ложкой дегтя» в виде невольного всплеска гордыни, которые мы все должны учиться подавлять, чем вовсе его не делать). Не изощряйтесь в своих умозаключениях и не занимайтесь выкапыванием зла и греха везде, где можно и где нельзя. Помните: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Где нет простоты, там одна пустота» (преподобный Амвросий Оптинский). Перед каждым значимым делом молитесь Святому Духу «Царю Небесный»... И все будет по-Божии.
С уважением,
Саморефлексия вначале небезопасна, потому что она без опыта приводит ко многим вопросам и затрудняет деятельное исполнение заповедей. Поэтому отвечу цитатой из "Древнего патерика":
Брат сказал авве Пимену: когда я даю брату моему немного хлеба или иное что, то демоны очерняют это подаяние, как делаемое из человекоугодия. Старец говорит ему: хотя бы это было и из человекоугодия, но мы должны давать брату нужное. И рассказал ему следующую притчу: два земледельца жили в одном городе. Один из них, посеявши, сделал малое и нечистое; другой же, поленившись сеять, не сделал ничего. Когда же случится голод, кто из двух найдет пропитание? Брат сказал в ответ: сделавший малое и нечистое. Старец говорит ему: так и мы будем сеять хотя немногое и нечистое, чтобы нам не умереть с голода.
В целом советую начать регулярно читать аскетическую литературу: свв. Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), авву Дорофея, Антония Великого, Иоанна Кронштадтского, патерики и жития святых. Там же узнаете о различении помыслов и будете меньше мучиться.
Я правильно понял, что даже если я точно знаю, что совершу грех, как бы я ни поступил, мне все равно нужно хоть как-то поступить? Просто так получается, что я знаю, что совершаю грех, а все равно так поступаю…
P.S. с духовником по-прежнему нет возможности поговорить
В таком общем виде я не могу дать Вам ответ. Иначе получится, что благословляю Вас совершать грех.
В целом считается, что из двух зол надо выбирать меньшее, а из двух добродетелей — большую.
Спаси Господи за ответ!
Спаси Господи за подробный ответ! Правда, хотелось бы ещё прояснить некоторые моменты
1. Я правильно понимаю, что одно дело — прощение грехов, а состояние нашей души, ее близость к Богу — это другое? То есть, может быть так, что Господь хоть и простил нам наши грехи, но наша душа осталась прежней?
2. Я, конечно, согласен с Игнатием Брянчаниновым, но все же: человек, и в том числе мирянин, должен ведь следить за собой, обнаруживать свои грехи и анализировать состояние своей души?