6 Ответов
У святых не возникает из-за этого скорби, потому что они утешены и во всем согласны с праведной волей Бога. Подобно тому, как существование геенны не может омрачить радости Бога, оно не помешает радоваться и Божьим детям, которые будут блаженствовать вместе с Ним. Свт. Феофан Затворник поясняет:
Что Господь считает правым и должным, то – и они. Сочтет Господь должным послать в ад нераскаянных, так будут сознавать сие и они. И состраданию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечется. И на земле духовное родство бывает совсем иное, чем естественное, и коль скоро последнее несогласно с первым, то оно охлаждается и совсем исчезает: родные кровно делаются чуждыми друг друга. Это внушил Господь, когда сказал: кто мать Мне и брат? – И ответил: творящий волю Отца Моего (Мф.12:50). Если на земле так, то на небе это обнаружится в крайней силе, – и особенно после последнего суда. Отверженные будут иметься наравне с теми, в чье место они пойдут, кому уготован огнь вечный.
Тут важно понимать, что только в земной жизни чувства (эмоции) опережают наш разум. Например, преступника могут справедливо казнить и разум человеческий признает эту необходимость, а все равно по-человечески может быть его жалко. Так вот этого эмоционального "жалко" не будет в обоженных людях - святых. Эта немощь будет устранена Богом, так что святые будут руководствоваться разумом, как это делает Бог. Они наоборот будут радоваться торжеству правосудия Божия, победы добра над злом. Как говорит Псалмопевец:
Возрадуется праведник, когда увидит отмщение (Пс.57:11).
Святые с нетерпением ждут этого момента:
И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр.6:9).
Кроме того, нужно иметь в виду, что умершие в нераскаянности становятся демонами. Не по природе, а по направлению воли. Мы не сможем пожалеть демонов, они ненавидят нас с вами и желают не любезной встречи, а чтобы и мы мучались также, как они. Это похоже на фильмы про зомби апокалипсис, где люди заразились и стали зомби. Ими движет только ненависть. Но праведники не смогут уже им ничем помочь. Люди делают свой окончательный выбор во время земной жизни.
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф.10:37)
Для праведника нахождением рядом с Богом есть великая радость и утешение, которые более всех иных переживаний.
Мне известны такие ответы на этот вопрос:
1. Изумление от созерцания Бога-Любви возможно будет столь велико, что обитатели рая забудут о многом из того, что было для них значимо в земной жизни.
Представим, что перед нами совершается какое-то невероятное чудо и мы настолько изумлены, что всё наше внимание приковано только к нему.
2. Видение близких в облике, отражающем их реальное духовное содержание, обнаружит многие наши чувства к ним как иллюзорные, обманчивые. В земной жизни мы видим друг-друга обычно значительно приукрашенными, а родственные чувства ещё и усиливают представления о положительных качествах человека. Но представим, что окружающие увидят наше истинное греховное, падшее состояние... Так бывает, когда люди вступают в брак по влюблённости, а пожив некоторое время вместе, удивляются, как же можно было создать семью с таким ничтожеством или просто понимают, что эта личность им совершенно чужда.
3. Следует довериться Богу, Он точно несравненно более милосерднее и разумнее нас. Если Он создал рай, то это место и состояние несравненной любви и радости, а не место, где праведники скорбят об участи своих падших сродников. Заметим также, что Бог всегда действует наилучшим образом и праведники будут понимать, что если Бог определил грешников к пребыванию в аду, то для них это будет лучше, чем если бы они в таком состоянии оказались в раю. Этот как, если человека в состоянии похмелья, ненавидящего классическую музыку привести в филармонию и заставить слушать продолжительную симфонию.
И не нужно спешить считать себя жителем Царства Небесного. См. Рай и скорбь.
Ещё следует указать на ошибочное представления о загробной участи людей, из-за которого и возникает этот вопрос. Оно состоит в том, что представляет ад состоящим из людей, которые рвутся в рай, но их туда не пускают. Всё несколько сложнее, ад это не только место, но и внутренне состояние грешника. Представим, что мы игнорировали занятия по плаванию и теперь стоим на берегу, скрипя зубами от осознания, что другие радуются, наслаждаясь плаванием в изумрудном море...
И в заключение. У многих людей их ещё живые родственники живут в "адском" состоянии, страдая алкоголизмом, наркоманией, находясь в унынии от тяжёлых жизненных обстоятельств и т.п. Положа руку на сердце, можем ли мы сказать, что наша жизнь после этого лишена всякой радости и смысла? Вряд ли, всё же большинство людей разделяет свой жизненный выбор и выбор других людей (болезненные исключения не рассматриваем).
Преподобный Силуан Афонский:
«Один послушник у нас на Афоне привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал: «Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?». Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «как на земле не весел бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, в пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит – икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу».
Не стоит воспринимать рай просто как место душевного комфорта, в котором все будет хорошо и без проблем. Нет, рай - это место духовной радости, пребывания в присутствии Божием, Его ангелов и святых. Люди в раю любят Бога и то, что Он любит. И наоборот, они отвергают все то, что и Бог отвергает. Поэтому святые сами предпочтут телесному - духовное родство.
Чтобы ответить на этот вопрос, его стоит разделить на два: продолжает ли Бог и Его святые любить погибшие души в аду? И является для них эта любовь источником страдания? Ответ на первый вопрос — да. Бог любит все Свои творения, включая погибшие души, сатану и бесов, иначе они бы просто не могли существовать. Его святые разделяют с ним эту любовь. Они продолжают помнить и заботиться об отверженных — и их любовь к умершим родственникам стала сильнее, а не слабее.
Омрачает ли это их райскую радость? Мы привыкли к тому, что дела любви делаются нами на, так сказать, негативном эмоциональном топливе — нам плохо из-за того, что другим плохо, мы испытываем чувство болезненной жалости, вины и стыда, и поэтому пытаемся что-то сделать. Убрать это топливо — и мы почти утратим мотивацию для помощи ближним.
Но иногда даже мы делаем добро не потому, что нам плохо — а потому, что нам хорошо, мы исполнены радости, счастья и благодарности, хотим поделиться им и с другими. Святые служат всему творению — включая осужденные души в аду — не потому, что им плохо, а потому, что их радость изливается через край.
Погибшие души не хотят принять этой радости — как это, увы, мы можем видеть это и на земле, когда люди предпочитают жить чрезвычайно жалкой и мучительной жизнью, но не обратиться к Богу — но святые не перестают любить их неиссякаемой, преизобильной и радостной любовью.
Нас часто сбивает с толку образ ада как какой-то пыточной тюрьмы, который, за невозможностью прямо изобразить духовные реальности, часто возникает в религиозном искусстве.
Но в реальности муки ада не таковы, чтобы святые могли их разделять. Человек мстительный вечно хочет (и не может) отмстить за обиду, нанесенную его самолюбию — как сказано у классика, «нет горшей муки, чем хотеть отмстить и не мочь отмстить», гордец и завистник не может без глубокого страдания видеть чужое превосходство или счастье, идолопоклонник не может снести крушения своего кумира, властолюбец терзается из-за того, что никто не служит его воле.
Святые радостно делают для них все, что могут — но они не могут страдать их муками, потому что причина и источник муки проклятых — гордыня — это то, что вполне чуждо святым. Может быть — мы не знаем — святым удается заразить кого-то из осужденных своей радостью, и тогда для этой души ад оказывается временным. Церковь молится об усопших. Но что мы точно можем сказать — так это то, что погибшие души не смогут заразить святых своей гордыней и ненавистью, и сделать их причастными своим страданиям.