Здравствуйте! Знаю, что представлять какие нибудь образы во время молитвы - это грех. У меня возникла такая проблема: когда я пытаюсь ничего не представлять, то это получается на короткое время, и в это короткое время я пытаюсь быстро помолиться, от чего молитва становится «скороговоркой». Помогите, пожалуйста.
5 Ответов
Лучше всего этому можно научиться молясь, закрыв глаза. Для этого надо молитвы выучить на память. Когда приходят какие-то образы, усилием воли отгонять их. Если рассеянность сильно захватила, возвращаться к тому месту молитвы, которое «запомнилось». Спешить при этом не надо. Наоборот, молитвы читаются средним темпом, как при спокойном разговоре. Можно ещё медленнее.
Наилучшей сосредоточенности можно добиться, повторяя краткую молитву много раз. Для этого очень хорошо подходит молитва Иисусова. Начинать читать её лучше с небольшого количества - 100 или даже 50 раз. При этом стараться быть внимательным к словам и отгонять всплывающие образы.
Чтобы научиться внимательно молиться, нужны годы и терпение. А больше всего помощь Божья. Которую и надо просить у Господа. А также читать творения святых отцов, посвящённые молитве. Они самые лучшие учителя.
Этот приём советует прп. Серафим Саровский. Ещё для сосредоточенности он же советует устремить взгляд в одну точку, например на свечу. То что при этом количество образов увеличивается - субъективно. Просто они лучше становятся видны сознанию. Это и помогает бороться с ними. Надо усилием воли заставлять себя ничего не воображать. Как бы сконцентрироваться взглядом на «внутренней тьме». Образы возникают из-за расслабленного состояния «внутреннего зрителя». Это следствие долголетней привычки расслабленного «созерцания» экрана телевизора или монитора ноутбука. Надо заставить себя уйти от этой расслабленности и концентрироваться вниманием на молитве.
Кроме того для внимательной молитвы к ней надо готовиться. В первую очередь - простить обидчиков. Потом все свои попечения доверить Господу. Ещё очень мешает сосредоточиться волнение страстей, в первую очередь тщеславия и гордости. С ними тоже надо бороться. Один из приёмов - земные поклоны. В них смиряется тело, а за ним и душа.
Владислав, такие вопросы не решаются дистанционно. Трезвение - это целая наука.
См. Внимание в молитве.
Очень странно. Когда Вы беседуете с кем-то, Вы ведь не представляете заранее образы своих слов? Так и с Богом: просто говорите слова молитвы, и достаточно. Просите того, что там говорится; благодарите так, как там сказано, и т.д.
В процессе поисков правильной молитвы Вам поможет эта книга.
Они сами лезут, я то и не хочу грех совершать.
Старайтесь обращать внимание не на образы, а на слова. Со временем это искушение пройдет.
Это не будет идолопоклонством, если я не сам это всë придумываю?
Еще раз. Старайтесь тщательно обдумывать слова читаемых молитв, желательно для этого их заранее внимательно прочитать и хорошо понимать смысл. На приходящие образы просто не обращайте внимание.
Мне кажется, что зрительные образы отчасти могут быть следствием нехранения зрения: чрезмерного просмотра разных фильмов и видео, компьютерных игр. Если это действительно есть, постарайтесь с этим начать бороться.
Спасибо! помогло, не обращал внимание и почти всë прошло.
Перед молитвой просите Бога помочь вам молиться без фантазий, и принять ваши молитвы несмотря на невольные фантазии и образы, если от них так сразу не получится избавиться. Постарайтесь не обращать на них внимания: такого рода вещи только усиливаются, если о них думать, и проходят, если их игнорировать.
А скороговоркой молился, по воспоминаниям современников, и св. Иоанн Кронштадтский. Надо только, чтобы молитва при этом была максимально осмысленной.
С уважением,
Св. Феофан Затворник :"Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге...
При молитве Иисусовой богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением (1, с. 19).»
Феофан Затворник пишет о необходимости богомыслия при молитве и о восьми предметах созерцания, безобразно одним умом , но и без размышления, в одном чувстве. Попробуйте найти и прочитать.
Закрыв глаза, получается ещë больше образов, которые ещë сложнее контролировать. Молитвы на несколько месяцев ежедневного чтения более-менее запомнил.